Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Комментарий к Федеральному закону от 17.05.2007 N 85-ФЗ ("Налоговое планирование", 2007, N 3) Источник публикации "Налоговое планирование", 2007, N 3



"Налоговое планирование", 2007, N 3

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 17.05.2007 N 85-ФЗ

Изменения, вносимые в НК РФ Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ, направлены на устранение недостатков в применении налога на добавленную стоимость и специальных налоговых режимов.

Налог на добавленную стоимость

Дополнен перечень документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение (продление срока освобождения) от уплаты налога. Помимо выписок из бухгалтерского баланса (представляют организации), книги продаж, книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели), а также копий журнала полученных и выставленных счетов-фактур в данный перечень включены:

- для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, - выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

- для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), - выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

Освобождается от налогообложения НДС реализация на территории Российской Федерации:

- лома и отходов цветных металлов. В настоящее время налогоплательщик может добровольно применять освобождение от уплаты НДС при реализации отходов и цветных, и черных металлов. Со следующего года при реализации лома и отходов черных металлов будет взиматься НДС, а при реализации лома цветных металлов - нет;

- товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при этих учреждениях (ранее освобождение касалось только мастерских).

Ставка НДС 10% введена и в отношении реализации лекарственных средств, предназначенных для проведения клинических исследований.

На правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., распространен новый порядок подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0%, а также момент определения налоговой базы налогоплательщиками, которые не представляют в налоговые органы таможенные декларации.

Чтобы подтвердить обоснованность применения налоговой ставки 0%, такие налогоплательщики должны в срок не позднее 180 календарных дней с даты отметки, подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных документах, представлять в налоговые органы следующие документы:

- контракт (копию контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на выполнение указанных работ (оказание указанных услуг);

- выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных работ (услуг) на счет налогоплательщика в российском банке;

- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации (ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации).

Если по истечении 180 календарных дней налогоплательщик не представил требуемые документы, операции по реализации работ (услуг) подлежат налогообложению по ставке 18%. Уплаченные суммы налогоплательщик сможет вернуть, если впоследствии представит в налоговые органы перечисленные документы.

При дальнейшем использовании товаров (работ, услуг) суммы налога, принятые к вычету по ним, подлежат восстановлению. К числу исключений отнесена передача имущества участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества.

Установлено, что организации, не являющиеся налогоплательщиками либо освобождаемые от исполнения обязанностей налогоплательщика, и индивидуальные предприниматели имеют право включать в принимаемые к вычету расходы суммы налога, которые были исчислены и уплачены ими в бюджет при исполнении обязанностей налогового агента, в случаях возврата товаров продавцу (в том числе в течение действия гарантийного срока), отказа от них, изменения условий либо расторжения соответствующих договоров и возврата сумм авансовых платежей.

Покупателям-налогоплательщикам, исполняющим обязанности налогового агента, предоставлено право предъявить к вычету суммы налога:

- предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них;

- уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг);

- исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей.

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога и переведенные на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на добавленную стоимость. Исключением из этого правила Федеральным законом N 85-ФЗ признан налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) или договору доверительного управления имуществом.

Единый сельскохозяйственный налог

Уточнено понятие налогоплательщика единого сельскохозяйственного налога. Так, в доходы от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных кооперативов будет включаться продукция первичной переработки, произведенная данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов. Разъясняется, что для признания налогоплательщика сельскохозяйственным товаропроизводителем доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для них должна составлять 70% не от общего дохода налогоплательщика, а от его общего дохода от реализации товаров (работ, услуг).

Ограничения для налогоплательщиков на применение данного специального налогового режима распространены на реализацию сельскохозяйственной продукции собственного производства для членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также на выполненные для них работы (услуги).

Перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, дополнен:

- затратами на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

- потерями от падежа птицы и животных в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ.

Упрощенная система налогообложения

Предельная величина доходов для получения права перехода на упрощенную систему налогообложения определяется по тем видам деятельности, налогообложение которых осуществляется в соответствии с общим режимом налогообложения.

Установлена обязанность организаций и индивидуальных предпринимателей, изъявивших желание перейти на упрощенную систему налогообложения, в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщать о средней численности работников за 9 месяцев текущего года и остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов по состоянию на 1 октября текущего года.

Дополнен перечень расходов, принимаемых при расчете налоговой базы, в него включены расходы:

- на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств;

- обслуживание контрольно-кассовой техники;

- по вывозу твердых бытовых отходов.

Разъяснен порядок признания доходов и расходов. В случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, на сумму возврата уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат.

При переходе налогоплательщика с объекта налогообложения в виде доходов на объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения в виде доходов, при исчислении налоговой базы не учитываются.

Уточнен порядок перехода налогоплательщиков на упрощенную систему налогообложения и перехода с нее на иные режимы налогообложения.

Организации и индивидуальные предприниматели, ранее применявшие общий режим налогообложения, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм оплаты, частичной оплаты, полученной до перехода на упрощенную систему налогообложения в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на упрощенную систему налогообложения, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика НДС на упрощенную систему налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателям в связи с переходом налогоплательщика на упрощенную систему налогообложения.

При переходе с упрощенной системы налогообложения на общий режим применяется другое правило: суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику, применяющему упрощенную систему налогообложения, при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), которые не были отнесены к расходам, вычитаемым из налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения, принимаются к вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков НДС.

Порядок признания доходов и расходов, введенный Федеральным законом N 85-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Уточнен перечень видов деятельности, осуществление которых дает налогоплательщику право перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Запрещен переход с упрощенной системы налогообложения на основе патента на общий порядок применения упрощенной системы налогообложения и обратно до истечения периода, на который выдается патент.

Установлено, что патент действует только на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он выдан. Однако налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации.

Предусмотрена ежегодная индексация на указанный в абз. 2 п. 2 ст. 346.12 НК РФ коэффициент-дефлятор размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода, если на следующий календарный год он не введен законом субъекта Российской Федерации.

Индивидуальный предприниматель обязан сообщить в налоговый орган об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента и переходе на иной режим налогообложения в течение 15 календарных дней с начала применения иного режима налогообложения.

Утративший право на применение данного специального налогового режима индивидуальный предприниматель вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента не ранее чем через три года.

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, производят оплату 1/3 стоимости патента в срок не позднее 25 календарных дней после начала осуществления предпринимательской деятельности на основе патента.

Оплата оставшейся части стоимости патента производится налогоплательщиком не позднее 25 календарных дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом она подлежит уменьшению на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налоговая декларация налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента в налоговые органы не представляется.

Единый налог на вмененный доход

для отдельных видов деятельности

Запрещено переводить на данный специальный режим налогообложения деятельность по оказанию услуг общественного питания учреждениями образования, здравоохранения и социального обеспечения, деятельность в случае осуществления ее в рамках договора доверительного управления имуществом, а также налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших.

Однако право перехода предоставлено налогоплательщикам, оказывающим услуги по передаче во временное владение и (или) в пользование земельных участков для организации торговых мест в стационарной торговой сети, а также для размещения объектов нестационарной торговой сети (прилавков, палаток, ларьков, контейнеров, боксов и других объектов) и объектов организации общественного питания, не имеющих залов обслуживания посетителей.

Установлено, что организации и индивидуальные предприниматели при переходе с общего режима налогообложения на уплату ЕНВД выполняют следующее правило: суммы НДС, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком НДС с сумм оплаты (частичной оплаты), полученной до перехода на уплату ЕНВД в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг или передачи имущественных прав, осуществляемых в период после перехода на уплату ЕНВД, подлежат вычету в последнем налоговом периоде, предшествующем месяцу перехода налогоплательщика на специальный режим налогообложения, при наличии документов, свидетельствующих о возврате сумм налога покупателем в связи с переходом налогоплательщика на уплату ЕНВД.

В обратной ситуации суммы НДС, предъявленные налогоплательщику, перешедшему на уплату ЕНВД, по приобретенным им товарам (работам, услугам, имущественным правам), которые не были использованы в деятельности, облагаемой ЕНВД, подлежат вычету при переходе на общий режим налогообложения в порядке, предусмотренном для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Введены новые понятия, используемые для целей налогообложения ЕНВД.

Стационарное торговое место - место, используемое для совершения сделок купли-продажи в объектах стационарной торговой сети. К стационарным торговым местам относятся также земельные участки, передаваемые в аренду организациям и индивидуальным предпринимателям для организации стационарной торговой сети.

Помещение для временного размещения и проживания - помещение, используемое для временного размещения и проживания физических лиц (квартира, комната в квартире, частный дом, коттедж (их части), гостиничный номер, комната в общежитии и другие помещения). Общая площадь помещений для временного размещения и проживания определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов на объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию (договоров купли-продажи, аренды (субаренды), технических паспортов, планов, схем, экспликаций и других документов).

При определении общей площади помещений для временного размещения и проживания объектов гостиничного типа (гостиниц, кемпингов, общежитий и других объектов) не учитывается площадь помещений общего пользования проживающих (холлов, коридоров, вестибюлей на этажах, межэтажных лестниц, общих санузлов, саун и душевых комнат, помещений ресторанов, баров, столовых и других помещений), а также площадь административно-хозяйственных помещений.

Объекты предоставления услуг по временному размещению и проживанию - здания, строения, сооружения (их части), имеющие помещения для временного размещения и проживания (жилые дома, коттеджи, частные дома, постройки на приусадебных участках, здания и строения (комплексы конструктивно обособленных (объединенных) зданий и строений, расположенных на одном земельном участке), используемые под гостиницы, кемпинги, общежития и другие объекты).

Площадь стоянки - общая площадь земельного участка, на котором размещена платная стоянка, определяемая на основании правоустанавливающих и инвентаризационных документов.

Скорректированы физические показатели, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности, базовая доходность в месяц, и установлено, что если нормативным правовом актом представительного органа муниципального района, городского округа, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга не приняты до начала следующего календарного года и (или) не вступили в силу в установленном порядке новые значения корректирующего коэффициента К2, то в следующем календарном году продолжают действовать значения корректирующего коэффициента К2 предыдущего календарного года.

Федеральный закон N 85-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 г,. за исключением положений, действие которых распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

С.А.Теплова

Консультант журнала

Подписано в печать

21.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Спорные" затраты ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 37) Источник публикации "ЭЖ-Юрист", 2007, N 37 >
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 24.07.2007 N 216-ФЗ ("Налоговое планирование", 2007, N 3) Источник публикации "Налоговое планирование", 2007, N 3



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.