|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Бюджетные деньги неприкосновенны ("ЭЖ-Юрист", 2007, N 37) Источник публикации "ЭЖ-Юрист", 2007, N 37
"ЭЖ-Юрист", 2007, N 37
БЮДЖЕТНЫЕ ДЕНЬГИ НЕПРИКОСНОВЕННЫ
Письмом от 30.08.2007 N 42-7.1-15/9.2-330 Федеральное казначейство сообщило, что мнение Высшего Арбитражного Суда о порядке взыскания недоимок по пенсионным взносам с бюджетных учреждений управлениям Федерального казначейства принимать во внимание не стоит.
В основе спора лежит очередная коллизия норм бюджетного и иных отраслей законодательства. Действующая редакция Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусматривает, что взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в случае, если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении юридических лиц 50 000 руб., осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда РФ на основании решения указанных органов во внесудебном порядке путем возбуждения исполнительного производства (ст. ст. 25, 25.1 Закона о пенсионном страховании). Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются в том числе любые организации, производящие выплаты физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 6 Закона о пенсионном страховании). Данный Закон не содержит никаких исключений в отношении бюджетных учреждений, следовательно, внесудебный порядок распространяется и на них тоже. На это и обратил внимание арбитражных судов Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение". Для сравнения ВАС РФ привел нормы налогового законодательства (п. 2 ст. 45 НК РФ), которые прямо обязывают применять судебный порядок для взыскания недоимок по налогам с организаций, которым открыт лицевой счет (т.е. с бюджетных учреждений). Но страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию - это не налоги (данный факт неоднократно подтверждали высшие судебные инстанции), поэтому при взыскании недоимок по пенсионным взносам это ограничение неприменимо. Однако на страже бюджетных средств стоит Бюджетный кодекс РФ, ст. 239 которого провозглашает иммунитет бюджетов бюджетной системы РФ. Данное понятие означает, что обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется по общему правилу только на основании судебного акта.
Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ Службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных БК РФ (таковых в настоящий момент не установлено). Закон о пенсионном страховании и Бюджетный кодекс являются федеральными законами, т.е. имеют одинаковую юридическую силу. Коллизия могла бы быть разрешена путем признания какой-либо из норм специальной (т.е. имеющей решающее значение в разрешении определенного рода споров). Но тут мнения разошлись. ВАС РФ считает специальной норму пенсионного законодательства и на этом основании полагает, что споры о взыскании с бюджетных организаций недоимок по пенсионным взносам (на сумму в пределах 50 000 руб.) неподведомственны арбитражным судам. По его мнению, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения органа ПФР о взыскании такое решение должно быть направлено судебному приставу-исполнителю, который осуществит принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. Если же у бюджетного учреждения такие счета отсутствуют, то исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст. ст. 242.3 - 242.5 БК РФ (заметим, что названные статьи регулируют взыскание бюджетных средств на основании судебных актов). Федеральное казначейство в свою очередь считает специальными во всех спорах с участием бюджетных учреждений нормы бюджетного законодательства. Поэтому в комментируемом Письме оно называет мнение ВАС РФ необязательным для исполнения органами Федерального казначейства и требует от последних не принимать никаких исполнительных документов, кроме как выданных на основании решения суда. Данная позиция высказывалась и ранее (см., например, Письмо Минфина России от 01.08.2006 N 03-02-07/1-207). Органы ПФР в общем-то были не против пойти в суд для взыскания недоимок с бюджетников, но не тут-то было. Руководствуясь мнением ВАС РФ (для арбитражных судов оно является обязательным в силу закона), суды стали в массовом порядке отказывать управлениям ПФР в рассмотрении таких исков, указывая на нарушение предусмотренной законом внесудебной процедуры (см. Постановления ФАС ВВО от 09.07.2007 N А38-179-5/25-2007; ВСО от 17.07.2007 N А19-5580/07-28-Ф02-4453/07; ПО от 10.08.2007 N А06-1649/07; СЗО от 19.06.2007 N А66-10885/2006; УО от 14.08.2007 N Ф09-6429/07-С1). В сложившейся ситуации можно говорить о блокировании возможности взыскать недоимки по пенсионным взносам в названной сумме с бюджетников - нарушителей пенсионного законодательства. В суд Пенсионному фонду запрещает идти ВАС РФ, к приставам - Федеральное казначейство. А в результате - недополучение столь необходимых для выплаты пенсий пенсионных взносов, за повышение собираемости которых так ратует финансовое ведомство...
М.Мошкович Эксперт "ЭЖ-Юрист"
Н.Завойкина Эксперт "ЭЖ-Юрист"
Ю.Терешко Эксперт "ЭЖ-Юрист" Подписано в печать 21.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |