Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Переходим на упрощенную систему с 2008 года ("Упрощенка", 2007, N 10) Источник публикации "Упрощенка", 2007, N 10



"Упрощенка", 2007, N 10

ПЕРЕХОДИМ НА УПРОЩЕННУЮ СИСТЕМУ С 2008 ГОДА

Уже осень, и если со следующего года решено применять упрощенную систему налогообложения, осталось совсем немного времени на уточнение деталей перехода. Наш материал может в этом помочь.

Как известно, для того чтобы в новом налоговом периоде (в новом году) перейти на "упрощенку", с 1 октября по 30 ноября текущего года нужно подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Но прежде следует проверить, вправе ли организация или индивидуальный предприниматель применять упрощенную систему налогообложения, ведь этот спецрежим подходит не всем. В п. 3 ст. 346.12 НК РФ указаны случаи, когда перейти на "упрощенку" невозможно. Ограничения касаются видов деятельности, доли участия сторонних организаций (она не должна превышать 25%), остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (не более 100 млн руб.), средней численности работников (до 100 человек) и др. Поговорим о некоторых из них.

Запрет для иностранцев

С 1 января 2008 г. иностранным организациям, состоящим на налоговом учете в России, нельзя применять УСН. Раньше это ограничение распространялось только на иностранные организации, имеющие на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные обособленные подразделения (пп. 18 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). А иностранным организациям, владеющим недвижимостью в России, но не занимающимся бизнесом, "упрощенка" была доступна. При этом в соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ они имели право не платить налог на имущество. С 2008 г. такой возможности уже не будет, и все иностранные организации независимо от деятельности и структуры станут работать только на общем режиме.

Упрощенная система и государственные (муниципальные)

организации

Вправе ли применять "упрощенку" государственные и муниципальные предприятия - вопрос непростой, и о нем поговорим особо.

Примечание. Обратите внимание: бюджетные учреждения переходить на УСН не вправе (пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования наряду с юридическими и физическими лицами являются самостоятельными субъектами гражданско-правовых отношений. Это означает, что и государство, представляемое своими органами, и муниципальные образования наделяются различными правами и обязанностями. В частности, правом создавать такие коммерческие организации, как унитарные предприятия и акционерные общества.

Согласно Федеральному закону от 14.11.2002 N 161-ФЗ унитарное предприятие представляет собой некоммерческую организацию, не наделенную правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником (п. 1 ст. 2), и может быть учреждено только Российской Федерацией или ее субъектом либо муниципальным образованием (п. 1 ст. 8). А поскольку учредитель здесь единственный, то есть его доля составляет 100%, налоговики поспешили засвидетельствовать превышение 25-процентного лимита, предусмотренного пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, и заключили, что применять "упрощенку" унитарным предприятиям нельзя. Свой вывод они, в частности, закрепили в п. 9 Методических рекомендаций по применению главы 26.2 НК РФ, утвержденных Приказом МНС России от 10.12.2002 N БГ-3-22/706.

Примечание. В настоящее время Приказ утратил силу.

Суды не согласились. Казалось бы, точку поставил Высший Арбитражный Суд РФ, указав в Решении от 19.11.2003 N 12358/03, что требования пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ на унитарные предприятия не распространяются по двум причинам.

Во-первых, в отличие от других коммерческих организаций, имущество которых состоит из вкладов, долей либо паев, имущество унитарного предприятия является неделимым и не распределяется в соответствии с вкладами (долями, паями), в том числе и между работниками (ст. 113 ГК РФ). Поскольку нет никаких долей, то не может быть никакой речи и о 100-процентной доле государства или муниципальных образований в уставном фонде.

Во-вторых, хотя согласно ст. 124 ГК РФ к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям как к самостоятельным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, они не являются юридическими лицами или организациями в том смысле, какой подразумевает Налоговый кодекс. Таким образом, понятие "организация", раскрываемое ст. 11 НК РФ, нельзя отождествлять с понятием "юридическое лицо", данным в п. 1 ст. 48 ГК РФ. С позиций Налогового кодекса организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 11 НК РФ), и ни Российская Федерация, ни муниципальные образования считаться ими никак не могут. Следовательно, ограничение, установленное пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, не затрагивает унитарные предприятия.

Здесь все ясно. Но как быть с другими коммерческими организациями, единственным участником которых является государство или муниципальное образование? Например, когда унитарное предприятие реорганизуется путем преобразования в акционерное общество с одним акционером в лице государственного или муниципального органа?

Минфин заявляет, что акционерное общество - это организационно-правовая форма юридического лица, в котором капитал уже может быть поделен на доли (акции), поэтому муниципальное или федеральное государственное унитарное предприятие, ставшее акционерным обществом, теряет право на "упрощенку". Причина - все то же превышение 25-процентного барьера участия других организаций. Такой подход изложен, например, в Письмах Минфина России от 01.06.2007 N 03-11-04/2/153 и от 23.01.2006 N 03-11-04/2/12. О том, что акционерные общества, учрежденные государством, его субъектами или муниципальными образованиями, подпадают под ограничения пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, также сказано в Письмах от 12.03.2007 N 03-11-02/66 и от 08.05.2007 N 03-11-02/124. Причем в последнем отмечено, что ввиду противоречивых разъяснений ФНС России акционерные общества, которые работали на УСН, могут не пересчитывать налоги за 2003 - 2006 гг.

Согласиться с Минфином трудно: от того, что государство (муниципальное образование) обладает в акционерном обществе долей в размере 100%, оно не становится организацией в контексте Налогового кодекса.

К подобному выводу приходят и многие суды. В частности, из Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 11.05.2006 N Ф08-1874/2006-785А следует, что ст. 124 ГК РФ не причисляет Российскую Федерацию, субъекты РФ и муниципальные образования к юридическим лицам, а лишь распространяет на них правила, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством. Поэтому признать их организациями в том смысле, который вкладывает в данное определение налоговое законодательство, нельзя.

В Постановлении ФАС Поволжского округа от 19.10.2006 N А65-7565/2006-СА2-22 опять же указано: поскольку в Налоговом кодексе законодатель не поставил знак равенства между понятиями "организация" и "Российская Федерация", доля РФ - собственника представленного в деле акционерного общества, составляющая 100% (в рассматриваемой ситуации), не учитывается. Аналогичная оценка дана в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2006 N А42-3067/2006-29.

Так что акционерные общества могут применять "упрощенку", только данное право, скорее всего, придется отстаивать в суде.

На заметку. А если единственный учредитель - государственное или муниципальное предприятие?

В вопросе применения "упрощенки" унитарными предприятиями есть довольно любопытный момент. Если Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования юридическими лицами не являются, то созданные ими предприятия уже полноправные юридические лица (организации) в рамках Налогового кодекса. Поэтому организация, у которой единственный учредитель - государственное или муниципальное предприятие, применять УСН не может. Иначе будет нарушено условие пп. 14 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Это подтверждает и Минфин России в Письме от 04.04.2007 N 03-11-04/2/88.

Ограничение на доходы

Как определяется лимит по доходам, в журнале уже обсуждалось. Выясним, на какую цифру должны ориентироваться организации, переходящие на УСН с 2008 г.

Так как согласно Приказу Минэкономразвития России от 03.11.2006 N 360 коэффициент-дефлятор на 2007 г. равен 1,241, предельный доход, позволяющий организациям перейти на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 г., составит 18 615 000 руб. (15 000 000 руб. x 1,241). Ту же цифру найдем и в Письме Минфина России от 31.07.2007 N 03-11-04/2/192. Поэтому если за девять месяцев 2007 г. организация получила, скажем, доход в сумме 19 млн руб., то в 2008 г. работать по УСН она не сможет. Напомним, что данное ограничение распространяется только на организации - сумму девятимесячного дохода индивидуального предпринимателя в целях перехода на "упрощенку" определять не нужно.

Теперь остановимся на вопросе, который наверняка интересует многих. Он касается перехода на УСН организаций, совмещающих общий режим с уплатой ЕНВД: какие доходы сравнивать с лимитом?

До недавнего времени в расчет полагалось включать все суммы, в том числе и облагаемые ЕНВД (см. Письма Минфина России от 05.09.2006 N 03-11-04/2/184, от 18.07.2006 N 03-11-04/2/143 и от 28.10.2005 N 03-11-04/3/123). Несмотря на это, некоторые налогоплательщики не соглашались с таким требованием и обращались в суд, который, кстати, принимал их сторону. Так, в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.08.2006 N Ф04-5468/2006(25709-А45-43) и ФАС Уральского округа от 26.06.2007 N Ф09-4753/07-С3 указывалось, что при переходе на упрощенную систему не нужно учитывать доходы от тех видов деятельности, по которым взимается ЕНВД.

А как быть сегодня? Напомним: согласно новой редакции п. 4 ст. 346.12 НК РФ, вступающей в силу 1 января 2008 г., с лимитом нужно сравнивать только доходы, облагаемые в соответствии с общим режимом. То есть выручка от деятельности, подпадающей под уплату ЕНВД, в расчет не идет. Отлично, но можно ли применять это правило сейчас? К сожалению, нет. Изменения будут действовать с 2008 г., поэтому впервые ими смогут воспользоваться те организации, которые подадут заявление уже в будущем году (с целью применения УСН с 1 января 2009 г.).

Примечание. Это подтверждает и Минфин России в Письме от 14.08.2007 N 03-11-02/230.

Так что организациям, планирующим в 2008 г. перейти на упрощенную систему и не желающим спорить с Минфином, придется сравнивать с лимитом все доходы, полученные за девять месяцев 2007 г. Если вы к таковым не относитесь и предпочитаете оставить доходы от "вмененной" деятельности вне расчетов, советуем в защиту своей позиции привести два аргумента. Первый - в п. 4 ст. 346.12 НК РФ сказано, что плательщики ЕНВД при переходе на УСН по другим видам деятельности должны учитывать следующее: "...ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов, установленные настоящей главой... определяются исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности". Как видим, об ограничении по размеру доходов здесь не упомянуто. Второй аргумент содержится в п. 7 ст. 3 НК РФ: "Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)".

На какую дату определять показатели

Чтобы узнать, может ли организация стать "упрощенцем", помимо доходов понадобятся и другие показатели. А вот на какую дату - на 1 октября текущего года или 1 января следующего?

Налоговые органы и доходы, и численность работников, и стоимость амортизируемого имущества требуют сравнивать с лимитами на 1 октября. При этом они забывают, что согласно действующей редакции Налогового кодекса за девять месяцев нужно брать только один показатель - доходы. Все остальные критерии, связанные с возможностью будущей работы на УСН, включая среднюю численность работников и стоимость амортизируемого имущества, рассматриваются по итогам года.

Если к моменту перехода (то есть на 1 января) какой-то из показателей (помимо доходов) не соответствует норме, налогоплательщик теряет право на "упрощенку", так и не начав ее применять (несмотря на поданное заявление). В такой ситуации (хотя это и не предусмотрено гл. 26.2 НК РФ) рекомендуем направить в налоговую инспекцию письменное уведомление, объяснив, почему переход на УСН стал невозможен. В обратной ситуации (на 1 октября года численность работников и стоимость амортизируемого имущества окажутся выше, а на 1 января - в пределах нормы) право на УСН сохранится.

Наши рассуждения согласуются и с арбитражной практикой. Один пример. ФАС Поволжского округа рассматривал следующее дело. На заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения организация получила отказ, так как по итогам девяти месяцев в ее штате было более 100 человек. Но, как выяснилось, в октябре - декабре по приказу руководителя 81 сотрудника уволили в порядке перевода в другую организацию, поэтому на конец года в рассматриваемой организации осталось уже 83 человека. Таким образом, к моменту перехода средняя численность работников составила менее 100 человек, что отвечает требованию пп. 15 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. В связи с этим суд подтвердил право налогоплательщика на применение УСН.

Примечание. См. Постановление от 12.07.2005 N А12-36913/04-С51.

Уведомление о переходе

Итак, если организация намерена работать на "упрощенке" с 2008 г. и все условия ст. 346.12 НК РФ выполнены, то согласно п. 1 ст. 346.13 НК РФ с 1 октября по 30 ноября 2007 г. следует подать заявление в налоговую инспекцию. Его форма N 26.2-1 утверждена Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495.

Правда, Налоговый кодекс требует, да и то лишь от организаций, приводить в этом документе один показатель - доходы за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ). Также все налогоплательщики, желающие перейти на УСН, должны сообщить налоговой инспекции о выбранном объекте налогообложения, но, в заявлении или как-то по-другому, не уточняется.

Таким образом, все остальные поля заявления можно и не заполнять. Заметим еще, что форма N 26.2-1 законодательно не закреплена - налоговики только рекомендуют ее использовать. Поэтому если документ составлен в произвольной форме, это не должно помешать переходу на упрощенную систему налогообложения.

Налогоплательщиков, которые в заявлении указали лишь размер доходов, поддерживают и суды. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 09.11.2004 N А42-5179/04-28 говорится, что форма заявления не установлена, и поэтому отмечать в нем, какая у организации численность работников и стоимость амортизируемого имущества, необязательно.

Однако со следующего года все будет иначе, и налогоплательщики, не желающие лишний раз раскрывать сведения о своем бизнесе, уже не смогут обращаться в суд. Согласно новой редакции п. 1 ст. 346.13 НК РФ, вступающей в силу 1 января 2008 г., в заявлении о переходе на упрощенную систему должны проставляться и средняя численность работников, и остаточная стоимость амортизируемого имущества.

Еще небольшое замечание. Поскольку в Налоговом кодексе не определено, как подавать заявление в инспекцию, его можно принести самим или послать по почте. При этом обязательно помните: любые почтовые отправления должны быть с описью вложения. В противном случае может возникнуть ситуация, похожая на ту, что была рассмотрена ФАС Западно-Сибирского округа (Постановление от 14.02.2006 N Ф04-402/2006(19586-А27-7)). Так, переход на "упрощенку" был признан несостоявшимся, в частности, потому, что в подтверждение отправки заявления предприниматель предъявил одну лишь почтовую квитанцию. А без описи, к сожалению, нельзя выяснить, какой именно документ был отправлен.

М.А.Пархачева

Член Научно-экспертного совета

при Палате налоговых консультантов

России,

руководитель

Консалтинговой группы "Экон-Профи"

Подписано в печать

20.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Арбитраж от 20.09.2007> ("Упрощенка", 2007, N 10) Источник публикации "Упрощенка", 2007, N 10 >
Статья: Все о налоговых агентах при УСН. Заключительные моменты (Окончание) ("Упрощенка", 2007, N 10) Источник публикации "Упрощенка", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.