Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Борьба с "теневыми" зарплатами ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10



"Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10

БОРЬБА С "ТЕНЕВЫМИ" ЗАРПЛАТАМИ

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве выпустило Письмо от 08.08.2007 N 15-08/075418, содержащее сведения о борьбе налоговых органов с "теневыми" зарплатами.

Под термином "теневые зарплаты" налоговые чиновники подразумевают выплаты работникам, не учитываемые при налогообложении. В Письме названо несколько таких "теневых схем": неофициальная заработная плата, выдаваемая в "конвертах", страховые премии и аннуитеты, выплачиваемые через страховые компании.

К подобным приемам также относят заключение с физическим лицом гражданско-правовых договоров взамен трудовых, что позволяет не уплачивать ЕСН в части, зачисляемой в ФСС, и взносы на обязательное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний; злоупотребление выплатами, не уменьшающими базу по налогу на прибыль (они не облагаются ЕСН и пенсионными взносами); фиктивное трудоустройство инвалидов, доходы которых не облагаются единым социальным налогом в пределах 100 000 руб. в год; маскировку выплат под представительские расходы, займы, подотчетные суммы и т.п.

Целью борьбы с "серыми" зарплатами УФНС называет не защиту прав работников (эту роль оно отводит инспекции труда), а обеспечение полноценного налогообложения фактически выплачиваемой заработной платы.

Кроме того, в Письме отмечается, что наличие у организации неучтенных наличных денежных средств свидетельствует и о других налоговых правонарушениях - совершении притворных сделок в различных формах, недобросовестности налогоплательщика, необоснованном получении налоговой выгоды и т.д.

Методы борьбы налоговики выбрали как традиционные (сбор данных об организациях, выплачивающих низкие зарплаты, на основании отчетности последних, проведение выездных налоговых проверок, в том числе и совместных с инспекцией труда, органами внутренних дел, внебюджетными фондами), так и уже становящиеся традиционными (вызов руководителей "подозрительных" фирм на Комиссию по рассмотрению вопросов полноты уплаты предприятиями и организациями налогов и взносов с сумм оплаты труда. При каждой московской инспекции действует рабочая группа этой Комиссии. Разработан и утвержден приказом УФНС России по г. Москве Регламент по реализации мер, направленных на легализацию "теневой" заработной платы. В работе Комиссии и рабочих групп принимают участие представители Правительства Москвы, правоохранительных органов, государственных социальных внебюджетных фондов - Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования Российской Федерации и Московского городского фонда обязательного медицинского страхования. Заседания Комиссии и рабочих групп проводятся не реже двух раз в месяц, руководителям провинившихся организаций предлагается оправдаться и получить под роспись предписание повысить зарплату).

История вопроса

Следует признать, что "борьба за чистоту рядов" ведется давно. Письма, аналогичные комментируемому, появлялись и раньше - Письма ФНС России от 4 июля 2006 г. N ГВ-6-05/674@, УФНС России по г. Москве от 17 мая 2006 г. N 15-11/290.

Материалы о разоблачении неплательщиков "зарплатных" налогов регулярно появляются на сайте ФНС http://www.nalog.ru, на сайтах управлений ФНС и межрегиональных налоговых органов (см., например, сайт УФНС по г. Москве http://www.mosnalog.ru, сайт Межрегиональной инспекции по ЦФО http://www.nalogcenter.ru и т.д.).

Создана и действует Межведомственная комиссия при Правительстве Москвы по контролю за деятельностью предприятий и организаций, касающейся оплаты труда и полноты уплаты налогов. В ее составе руководители ведущих комплексов социальной и экономической сферы Правительства Москвы, Комитета города по делам о несостоятельности (банкротстве), ГУВД г. Москвы, Государственной инспекции труда в г. Москве, Управления ФНС России по г. Москве, государственных социальных внебюджетных фондов. Основной задачей деятельности Межведомственной комиссии названо обеспечение взаимодействия федеральных органов власти, органов государственной власти г. Москвы, предприятий и организаций в г. Москве в целях решения вопросов, направленных на легализацию доходов физических лиц и увеличение налогооблагаемой базы, создание благоприятных условий труда, контроль за соблюдением законодательства об оплате труда. В рамках поставленных задач к организациям, не упорядочившим выплату заработной платы и расчеты по налогам, по предложению Межведомственной комиссии могут применяться более жесткие меры воздействия, в том числе ограничивающие финансово-хозяйственную деятельность этих организаций на территории города (Письмо УФНС России по г. Москве от 17 мая 2006 г. N 15-11/290).

В налоговых инспекциях по всей России работают телефоны доверия. Все обращения граждан о "серых" заработных платах фиксируются. Налоговые органы используют сведения, поступившие по телефонам доверия, в ходе камерального и выездного налогового контроля.

Результаты "борьбы"

Налоговые органы рапортуют о своих успехах на данном поприще: так, на начало 2006 г. выявлено 58 516 организаций, уровень заработной платы в которых, заявленный для налогообложения, ниже величины прожиточного минимума, установленного Правительством Москвы для трудоспособного населения, из них в 15 615 организациях заработная плата ниже МРОТ.

За 5 месяцев 2006 г. на заседаниях комиссий в налоговых органах заслушано 25 425 налогоплательщиков, что составляет 4,67% от общего числа налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума. 20 392 налогоплательщика были заслушаны на межведомственных комиссиях при администрациях с участием налоговых органов. В результате работы комиссий (как налоговых, так и межведомственных) прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума 18 347 налогоплательщиков - 3,38% от общего количества налогоплательщиков, выплачивающих заработную плату ниже прожиточного минимума, или 40% от заслушанных на комиссиях.

По итогам работы за десять месяцев 2006 г. сообщалось уже о том, что на заседаниях комиссий по легализации "теневой" заработной платы заслушано более 500 тыс. налогоплательщиков. При этом повысили заработную плату до прожиточного минимума и выше 334 тыс. налогоплательщиков, или 67% от общего количества заслушанных налогоплательщиков (за год этот показатель возрос до 79,2% - "РГ" N 4335 от 6 апреля 2007 г.).

Если по состоянию на 01.10.2006 в целом по Российской Федерации прекратили выплату заработной платы ниже прожиточного минимума около половины налогоплательщиков (46,5% от сформированного на начало текущего года списка), то к 01.11.2006 количество таких налогоплательщиков составило уже 62%.

В январе - октябре 2006 г. в целом по Российской Федерации темп роста поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (126,3%) опережает темп роста среднемесячной начисленной заработной платы за январь - сентябрь 2006 г. (124,0%) на 2,3 процентных пункта.

По данным "Российской газеты", опубликованным в N 4335 от 6 апреля 2007 г., в 2006 г. дополнительные поступления в федеральный бюджет за счет сборов по ЕСН составили 5,4 млрд руб. В бюджет Пенсионного фонда РФ в части страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сверх плана поступило 68,7 млрд руб.

В первом полугодии 2007 г. работа продолжалась не менее усердно: в результате 22% налогоплательщиков Центрального федерального округа подняли уровень оплаты труда, причем наиболее активно проводили работу Управление ФНС России по г. Москве, Управления ФНС России по Московской, Воронежской, Брянской областям (данные сайта http://www.nalogcenter.ru).

ФНС России своим Письмом от 28 июля 2006 г. N ВЕ-6-04/742@ довела до налоговых органов на местах, а также и до налогоплательщиков ряд решений арбитражных судов, из которых становится ясно, какими методами налоговики выявляют налогоплательщиков, применяющих "теневые" зарплатные схемы:

1. Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 11.03.2005 по делу N А71-609/04-А19.

2. Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Удмуртской Республики от 01.06.2005 по делу N А71-609/2004-А19.

3. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2005 по делу N Ф09-4201/05-С2.

4. Решение Дзержинского районного суда г. Перми от 18.01.2006 по делу N 2-350-2006.

5. Определение Судебной коллегии по гражданским делам Пермского областного суда от 20.04.2006 по делу N 33-1771.

Критерии самостоятельной оценки рисков

для налогоплательщиков

Обнародованы также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок, от 25.06.2007 (подготовлены на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). В п. 5 этого документа указано, что выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации значительно повышает шансы налогоплательщика подвергнуться налоговой проверке вне плана.

Информацию о статистических показателях среднего уровня заработной платы по виду экономической деятельности в городе, районе или в целом по субъекту Российской Федерации налогоплательщикам предлагается почерпнуть из следующих источников.

1. Официальные интернет-сайты территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат).

Информация об адресах интернет-сайтов территориальных органов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) находится на официальном интернет-сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстат) http://www.gks.ru.

2. Сборники экономико-статистических материалов, публикуемые территориальными органами Федеральной службы государственной статистики (Росстат) (статистический сборник, бюллетень и др.).

3. По запросу в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики (Росстат) или налоговый орган в соответствующем субъекте Российской Федерации (инспекция, Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации).

4. Официальные интернет-сайты Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации после размещения на них соответствующих статистических показателей.

Информация об адресах интернет-сайтов Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации находится на официальном интернет-сайте ФНС России http://www.nalog.ru.

Прожиточный минимум для трудоспособных москвичей во втором квартале 2007 г. составил 6500 руб.

Средняя заработная плата по отраслям экономики

В текущем году налоговые органы сделали следующий шаг. Посчитав среднюю заработную плату по отраслям экономики, стали требовать довести уровень средней зарплаты по предприятию до соответствующего показателя по ее виду деятельности.

По г. Москве налоговые органы исчислили в начале 2007 г. такие размеры среднего заработка:

     
   —————————————————————————————————————————————————————T———————————¬
   |Вид деятельности                                    |Показатель,|
   |                                                    |руб.       |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в   |4 871,6    |
   |этих областях                                       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Предоставление персональных услуг                   |5 556,0    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Текстильное производство                            |6 043,6    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство кожи, изделий из кожи и производство   |6 703,4    |
   |обуви                                               |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в  |7 486,7    |
   |этих областях                                       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Обработка древесины и производство изделий из дерева|8 969,1    |
   |и пробки, кроме мебели                              |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство готовых металлических изделий          |9 272,0    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Аренда машин и оборудования без оператора; прокат   |9 281,6    |
   |бытовых изделий и предметов личного пользования     |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность водного транспорта                     |9 537,5    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство одежды; выделка и крашение меха        |9 814,6    |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Торговля автотранспортными средствами и мотоциклами,|10 392,1   |
   |их техническое обслуживание и ремонт                |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Лесное хозяйство и предоставление услуг в этой      |11 165,1   |
   |области                                             |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство резиновых и пластмассовых изделий      |11 395,0   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство офисного оборудования и вычислительной |11 833,9   |
   |техники                                             |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Оптовая торговля, включая торговлю через агентов,   |11 845,8   |
   |кроме торговли автотранспортными средствами и       |           |
   |мотоциклами                                         |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными|13 115,2   |
   |средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и  |           |
   |предметов личного пользования                       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Химическое производство                             |13 208,3   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Строительство                                       |13 465,5   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство мебели и прочей продукции, не          |14 457,2   |
   |включенной в другие группировки                     |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство электрических машин и                  |15 049,5   |
   |электрооборудования                                 |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность гостиниц и ресторанов                  |15 059,2   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Научные исследования и разработки                   |15 459,1   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство аппаратуры для радио, телевидения и    |16 371,4   |
   |связи                                               |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Металлургическое производство                       |16 426,6   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Образование                                         |16 464,0   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Операции с недвижимым имуществом                    |16 843,6   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Вспомогательная и дополнительная транспортная       |16 948,9   |
   |деятельность                                        |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов   |17 484,9   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Издательская и полиграфическая деятельность,        |17 690,1   |
   |тиражирование записанных носителей информации       |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Здравоохранение и предоставление социальных услуг   |17 788,0   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство пищевых продуктов, включая напитки     |17 902,5   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство изделий медицинской техники, средств   |18 464,1   |
   |измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов  |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность по организации отдыха и развлечений,   |18 769,7   |
   |культуры и спорта                                   |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность сухопутного транспорта                 |19 147,2   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Удаление сточных вод, отходов и аналогичная         |19 173,6   |
   |деятельность                                        |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство судов, летательных и космических       |19 458,3   |
   |аппаратов и прочих транспортных средств             |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство машин и оборудования                   |19 801,4   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство прочих неметаллических минеральных     |20 026,4   |
   |продуктов                                           |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность, связанная с использованием            |22 348,3   |
   |вычислительной техники и информационных технологий  |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Предоставление прочих видов услуг                   |23 552,5   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство табачных изделий                       |26 756,8   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Сбор, очистка и распределение воды                  |26 816,7   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги,    |27 147,3   |
   |картона и изделий из них                            |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство, передача и распределение              |27 756,7   |
   |электроэнергии, газа, пара и горячей воды           |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Связь                                               |33 280,0   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Деятельность воздушного транспорта                  |34 537,3   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Добыча сырой нефти и природного газа; предоставление|36 255,2   |
   |услуг в этих областях                               |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Обработка вторичного сырья                          |36 786,2   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Страхование                                         |42 034,8   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Вспомогательная деятельность в сфере финансового    |40 235,2   |
   |посредничества и страхования                        |           |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Финансовое посредничество                           |52 994,6   |
   +————————————————————————————————————————————————————+———————————+
   |Производство кокса и нефтепродуктов                 |67 600,6   |
   L————————————————————————————————————————————————————+————————————
   
Региональный МРОТ узаконили в Трудовом кодексе С 1 сентября 2007 г. работодатели обрели еще одну проблему. Вступила в силу ст. 133.1 ТК РФ. В силу этой статьи в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер МРОТ в субъекте РФ. Соглашение публикуется в СМИ, и если работодатели, осуществляющие деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования не представили в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то указанное соглашение считается распространенным на этих работодателей и подлежит обязательному исполнению ими. В случае отказа работодателя присоединиться к региональному соглашению в связи с тяжелым финансовым положением организации он должен сообщить контролирующим органам, когда сможет довести размер зарплат своих работников до уровня регионального МРОТ. До введения этой статьи в ТК РФ присоединение к региональным трехсторонним соглашениям по оплате труда было для работодателей сугубо добровольным. М.А.Семенова Независимый консультант по налогообложению Подписано в печать 20.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перечисляем зарплату на карточку ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10 >
Статья: <Коротко: обзор писем и разъяснений фискальных органов от 20.09.2007> ("Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10) Источник публикации "Бухгалтерский бюллетень", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.