Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговые последствия договора о передаче права на товарный знак ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10



"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10

НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДОГОВОРА О ПЕРЕДАЧЕ ПРАВА

НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК

В сфере торговых отношений довольно часто возникает необходимость использования обозначений, индивидуализирующих тот или иной товар, работу или услугу, к примеру фирменный логотип, словесное обозначение (слоган) и т.д., именуемые на юридическом языке "товарный знак". Товарный знак можно разработать самостоятельно, а можно воспользоваться уже существующим путем заключения с правообладателем договора о передаче права на товарный знак (называемого также лицензионным договором, договором коммерческой концессии). В настоящей статье рассмотрены особенности лицензионного договора, актуальные вопросы учета платы за товарный знак (роялти) в целях налогообложения, в том числе в случае, когда правообладателем товарного знака является иностранное лицо.

Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) предусматривает несколько вариантов передачи прав на товарный знак:

а) договор передачи исключительного права на товарный знак (ст. 25 Закона о товарных знаках);

б) передача права на использование товарного знака по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован (ст. 26 Закона о товарных знаках).

Оба договора подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Согласно ст. 27 Закона о товарных знаках без регистрации указанные договоры недействительны. Порядок регистрации установлен Приказом Роспатента от 29.04.2003 N 64 "О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных".

Поскольку срок действия регистрации товарного знака установлен в пределах 10 лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию, указанные договоры также должны быть заключены на срок не более 10 лет (ст. 16 Закона о товарных знаках). В последующем возможно продление регистрации товарного знака и пролонгация договоров.

За использование товарного знака организация уплачивает правообладателю лицензионные платежи (роялти).

Возможно заключение лицензионного договора на использование товарного знака с правообладателем, зарегистрированным на территории иностранного государства. При этом желательно учитывать следующие факторы:

1) в качестве иностранного партнера предпочтительна компания, зарегистрированная в стране с льготным налогообложением и не имеющая постоянного представительства в РФ (в противном случае доход иностранной компании будет облагаться налогом на прибыль по ставке 24%);

2) между Россией и государством, резидентом которого является правообладатель, должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, согласно которому роялти облагаются налогом на доходы в стране-получателе (в противном случае налог на прибыль будет уплачивать российская организация как налоговый агент по ставке 20%).

Налоговое регулирование

Основной момент, на который необходимо обратить внимание при планировании налогообложения по договору о передаче права на товарный знак, - обязательная регистрация договора. Поскольку договор без регистрации считается недействительным, уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму лицензионных платежей организация будет не вправе, кроме того, могут возникнуть проблемы с получением вычета по НДС <1>. Однако из этого правила есть исключение, указанное Минфином России в Письме от 03.10.2006 N 03-03-04/1/683, согласно которому "в случае, если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента фактической передачи налогоплательщику права использования нематериального актива, то лицензионные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента начала использования товарного знака".

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/230. Рассмотрим некоторые особенности налогообложения лицензионных платежей. 1. Особенности обложения лицензионных платежей налогом на добавленную стоимость. Доходы российского правообладателя от передачи товарного знака включаются в налоговую базу по НДС в общем порядке (если товарный знак передается организации - резиденту РФ). Для целей НДС доходы иностранного правообладателя от передачи торгового знака приравниваются к доходам от оказания услуг. Российская организация обязана в качестве налогового агента удержать и перечислить в бюджет НДС с роялти одновременно с их переводом правообладателю (пп. 4 п. 1 ст. 148, п. п. 1, 2 ст. 161, абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ). Налоговая база определяется как сумма лицензионного вознаграждения с учетом налога. Сумму налога выделяют расчетным методом (п. 4 ст. 164 Кодекса), применяя ставку 18/118. Сумму НДС можно принять к вычету только после удержания и уплаты налога в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). 2. Особенности учета лицензионных платежей в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налогообложения прибыли ежемесячные лицензионные платежи, начисленные в пользу компании - обладателя прав на товарный знак (в том числе нерезидента РФ), являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы считаются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. При отнесении роялти к расходам в целях налогообложения прибыли следует учитывать следующие важные факторы: 1. Обязательна регистрация лицензионного договора (с учетом мнения Минфина России, изложенного выше). 2. В случае если правообладателем является иностранная компания: - согласно ст. 310 НК РФ российская организация - получатель права на товарный знак (лицензиат) обязана исчислить и удержать налог на прибыль с доходов иностранного юридического лица - правообладателя (лицензиара) (если у последнего нет постоянного представительства в РФ). В целях освобождения лицензиата - налогового агента от уплаты налога на прибыль необходимо наличие подтверждения, что иностранный правообладатель находится в государстве, с которым у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения (пп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса). Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом этого государства, должен быть представлен перевод на русский язык, если подтверждение составлено на иностранном языке. В подтверждении указывается конкретный период (календарный год), в отношении которого дано подтверждение; - поскольку в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе осуществить контроль цен по внешнеторговым сделкам, в целях снижения риска доначисления налога на прибыль необходимо следовать следующим рекомендациям: а) правообладатель товарного знака (лицензиар) и российская организация (лицензиат) не должны являться взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ); б) суммы отчисляемых роялти должны быть примерно одинаковыми и не должны существенно отклоняться в течение непродолжительного времени; в) размер роялти должен быть таким, чтобы для российской организации было выгодно использовать товарный знак. В частности, по мнению налоговых органов, размер роялти не должен быть более 5% от объема выручки по товару, в отношении которого используется данный товарный знак. Превышение данного размера может повлечь вопросы со стороны налоговых органов об обоснованности и экономической целесообразности размера роялти. В судебной практике имеются прецеденты, когда суд признавал обоснованным доначисление налоговым органом налога на прибыль в случаях, когда компания производила отчисление роялти в размере более 20 - 30% от объема выручки по товару, в отношении которого использовался данный товарный знак. При этом суд также учитывал и иные факторы, в частности взаимозависимость лиц в сделке по заключению лицензионного договора; г) у сделки по заключению лицензионного договора должна быть экономическая обоснованность, деловая цель (ст. 252 НК РФ), т.е. должны определенно просматриваться связь роялти с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), направленность на получение дохода. Товарный знак должен непосредственно использоваться в хозяйственной деятельности российской организации с экономической выгодой. Данные рекомендации применимы также в случае, когда обладателем прав на товарный знак является российская компания. У российской организации - лицензиата должны быть расчеты, доказывающие, что при использовании данного товарного знака объем продаж продукции и, следовательно, прибыль увеличились. В этих целях необходимо рассчитать и документально оформить стоимость товарного знака и размер роялти, при этом размер роялти не должен приводить к уменьшению экономических выгод. В действующем законодательстве РФ нет специальных методик по оценке и расчету размера роялти. Для оценки экономической обоснованности расходов в виде роялти можно воспользоваться Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденными Минимуществом России 26.11.2002 N СК-4/21297. Следует отметить, что налоговые органы уделяют достаточно пристальное внимание лицензионным договорам, особенно если они заключены с обладателем прав на товарный знак, расположенным в офшорной зоне. При попытке доказать, что величина перечисляемых роялти не соответствует их среднерыночному размеру и экономически необоснованна, налоговые органы используют различные методы оценки. Наиболее популярны метод дисконтированных денежных потоков и метод сравнения с сопоставимой рыночной ценой. Поскольку действующим законодательством РФ предусматривается, что цены должны определяться на основании официальных источников информации, а в отношении роялти такая информация отсутствует, на практике налоговым органам достаточно сложно доначислить налог на прибыль в случае применения второго метода. Первый метод применяется налоговыми органами чаще, но при его использовании судами учитываются также иные факторы, к примеру взаимозависимость участников сделки, размер роялти, экономическая обоснованность сделки по заключению лицензионного договора. Валютное регулирование Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за некоторыми исключениями, под которые действия сторон в рамках лицензионного договора не подпадают. Статья 20 указанного Закона предусматривает в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям оформление паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Согласно разд. II Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, в том числе за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, если при этом общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта. Иных ограничений по рассматриваемому вопросу валютное законодательство не устанавливает. Таможенное регулирование Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под товарами понимаются перемещаемые через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства. В соответствии с названной статьей перемещением через таможенную границу является совершение действий по ввозу на территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. При этом под ввозом товаров на территорию России согласно ТК РФ понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие операции с товарами до их выпуска таможенными органами. Передача прав на товарный знак на основании лицензионного договора не подпадает под фактическое перемещение товара через таможенную границу в понятии, определенном ТК РФ. Учитывая изложенное, передача прав на товарный знак по лицензионному договору лицензиаром - иностранным лицом не подлежит таможенному оформлению. Е.П.Гадыльшина Директор ООО "Юридическая компания "АВЕГА" г. Новосибирск Подписано в печать 20.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Применение налоговых вычетов по приобретенным основным средствам ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10 >
Статья: Налоговое судопроизводство в иностранных государствах ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.