|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Налоговые последствия договора о передаче права на товарный знак ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10
"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 10
НАЛОГОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДОГОВОРА О ПЕРЕДАЧЕ ПРАВА НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
В сфере торговых отношений довольно часто возникает необходимость использования обозначений, индивидуализирующих тот или иной товар, работу или услугу, к примеру фирменный логотип, словесное обозначение (слоган) и т.д., именуемые на юридическом языке "товарный знак". Товарный знак можно разработать самостоятельно, а можно воспользоваться уже существующим путем заключения с правообладателем договора о передаче права на товарный знак (называемого также лицензионным договором, договором коммерческой концессии). В настоящей статье рассмотрены особенности лицензионного договора, актуальные вопросы учета платы за товарный знак (роялти) в целях налогообложения, в том числе в случае, когда правообладателем товарного знака является иностранное лицо.
Закон РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон о товарных знаках) предусматривает несколько вариантов передачи прав на товарный знак: а) договор передачи исключительного права на товарный знак (ст. 25 Закона о товарных знаках); б) передача права на использование товарного знака по лицензионному договору в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован (ст. 26 Закона о товарных знаках). Оба договора подлежат обязательной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент). Согласно ст. 27 Закона о товарных знаках без регистрации указанные договоры недействительны. Порядок регистрации установлен Приказом Роспатента от 29.04.2003 N 64 "О правилах регистрации договоров о передаче исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для электронных вычислительных машин и базу данных".
Поскольку срок действия регистрации товарного знака установлен в пределах 10 лет, считая с даты подачи заявки на регистрацию, указанные договоры также должны быть заключены на срок не более 10 лет (ст. 16 Закона о товарных знаках). В последующем возможно продление регистрации товарного знака и пролонгация договоров. За использование товарного знака организация уплачивает правообладателю лицензионные платежи (роялти). Возможно заключение лицензионного договора на использование товарного знака с правообладателем, зарегистрированным на территории иностранного государства. При этом желательно учитывать следующие факторы: 1) в качестве иностранного партнера предпочтительна компания, зарегистрированная в стране с льготным налогообложением и не имеющая постоянного представительства в РФ (в противном случае доход иностранной компании будет облагаться налогом на прибыль по ставке 24%); 2) между Россией и государством, резидентом которого является правообладатель, должно быть заключено соглашение об избежании двойного налогообложения, согласно которому роялти облагаются налогом на доходы в стране-получателе (в противном случае налог на прибыль будет уплачивать российская организация как налоговый агент по ставке 20%).
Налоговое регулирование
Основной момент, на который необходимо обратить внимание при планировании налогообложения по договору о передаче права на товарный знак, - обязательная регистрация договора. Поскольку договор без регистрации считается недействительным, уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму лицензионных платежей организация будет не вправе, кроме того, могут возникнуть проблемы с получением вычета по НДС <1>. Однако из этого правила есть исключение, указанное Минфином России в Письме от 03.10.2006 N 03-03-04/1/683, согласно которому "в случае, если в соответствии с п. 2 ст. 425 ГК РФ условия договора распространены на период с момента фактической передачи налогоплательщику права использования нематериального актива, то лицензионные платежи по зарегистрированному или находящемуся на государственной регистрации договору принимаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций с момента начала использования товарного знака". ————————————————————————————————<1> Письмо Минфина России от 14.03.2006 N 03-03-04/1/230. Рассмотрим некоторые особенности налогообложения лицензионных платежей. 1. Особенности обложения лицензионных платежей налогом на добавленную стоимость. Доходы российского правообладателя от передачи товарного знака включаются в налоговую базу по НДС в общем порядке (если товарный знак передается организации - резиденту РФ). Для целей НДС доходы иностранного правообладателя от передачи торгового знака приравниваются к доходам от оказания услуг. Российская организация обязана в качестве налогового агента удержать и перечислить в бюджет НДС с роялти одновременно с их переводом правообладателю (пп. 4 п. 1 ст. 148, п. п. 1, 2 ст. 161, абз. 2 п. 4 ст. 174 НК РФ). Налоговая база определяется как сумма лицензионного вознаграждения с учетом налога. Сумму налога выделяют расчетным методом (п. 4 ст. 164 Кодекса), применяя ставку 18/118. Сумму НДС можно принять к вычету только после удержания и уплаты налога в бюджет (п. 3 ст. 171 НК РФ). 2. Особенности учета лицензионных платежей в целях исчисления налога на прибыль. Для целей налогообложения прибыли ежемесячные лицензионные платежи, начисленные в пользу компании - обладателя прав на товарный знак (в том числе нерезидента РФ), являются прочими расходами, связанными с производством и реализацией (пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие расходы считаются косвенными и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода. При отнесении роялти к расходам в целях налогообложения прибыли следует учитывать следующие важные факторы: 1. Обязательна регистрация лицензионного договора (с учетом мнения Минфина России, изложенного выше). 2. В случае если правообладателем является иностранная компания: - согласно ст. 310 НК РФ российская организация - получатель права на товарный знак (лицензиат) обязана исчислить и удержать налог на прибыль с доходов иностранного юридического лица - правообладателя (лицензиара) (если у последнего нет постоянного представительства в РФ). В целях освобождения лицензиата - налогового агента от уплаты налога на прибыль необходимо наличие подтверждения, что иностранный правообладатель находится в государстве, с которым у России имеется соглашение об избежании двойного налогообложения (пп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса). Подтверждающий документ должен быть заверен компетентным органом этого государства, должен быть представлен перевод на русский язык, если подтверждение составлено на иностранном языке. В подтверждении указывается конкретный период (календарный год), в отношении которого дано подтверждение; - поскольку в соответствии с п. 2 ст. 40 НК РФ налоговые органы вправе осуществить контроль цен по внешнеторговым сделкам, в целях снижения риска доначисления налога на прибыль необходимо следовать следующим рекомендациям: а) правообладатель товарного знака (лицензиар) и российская организация (лицензиат) не должны являться взаимозависимыми лицами (ст. 20 НК РФ); б) суммы отчисляемых роялти должны быть примерно одинаковыми и не должны существенно отклоняться в течение непродолжительного времени; в) размер роялти должен быть таким, чтобы для российской организации было выгодно использовать товарный знак. В частности, по мнению налоговых органов, размер роялти не должен быть более 5% от объема выручки по товару, в отношении которого используется данный товарный знак. Превышение данного размера может повлечь вопросы со стороны налоговых органов об обоснованности и экономической целесообразности размера роялти. В судебной практике имеются прецеденты, когда суд признавал обоснованным доначисление налоговым органом налога на прибыль в случаях, когда компания производила отчисление роялти в размере более 20 - 30% от объема выручки по товару, в отношении которого использовался данный товарный знак. При этом суд также учитывал и иные факторы, в частности взаимозависимость лиц в сделке по заключению лицензионного договора; г) у сделки по заключению лицензионного договора должна быть экономическая обоснованность, деловая цель (ст. 252 НК РФ), т.е. должны определенно просматриваться связь роялти с производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), направленность на получение дохода. Товарный знак должен непосредственно использоваться в хозяйственной деятельности российской организации с экономической выгодой. Данные рекомендации применимы также в случае, когда обладателем прав на товарный знак является российская компания. У российской организации - лицензиата должны быть расчеты, доказывающие, что при использовании данного товарного знака объем продаж продукции и, следовательно, прибыль увеличились. В этих целях необходимо рассчитать и документально оформить стоимость товарного знака и размер роялти, при этом размер роялти не должен приводить к уменьшению экономических выгод. В действующем законодательстве РФ нет специальных методик по оценке и расчету размера роялти. Для оценки экономической обоснованности расходов в виде роялти можно воспользоваться Методическими рекомендациями по определению рыночной стоимости интеллектуальной собственности, утвержденными Минимуществом России 26.11.2002 N СК-4/21297. Следует отметить, что налоговые органы уделяют достаточно пристальное внимание лицензионным договорам, особенно если они заключены с обладателем прав на товарный знак, расположенным в офшорной зоне. При попытке доказать, что величина перечисляемых роялти не соответствует их среднерыночному размеру и экономически необоснованна, налоговые органы используют различные методы оценки. Наиболее популярны метод дисконтированных денежных потоков и метод сравнения с сопоставимой рыночной ценой. Поскольку действующим законодательством РФ предусматривается, что цены должны определяться на основании официальных источников информации, а в отношении роялти такая информация отсутствует, на практике налоговым органам достаточно сложно доначислить налог на прибыль в случае применения второго метода. Первый метод применяется налоговыми органами чаще, но при его использовании судами учитываются также иные факторы, к примеру взаимозависимость участников сделки, размер роялти, экономическая обоснованность сделки по заключению лицензионного договора. Валютное регулирование Согласно ст. 6 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за некоторыми исключениями, под которые действия сторон в рамках лицензионного договора не подпадают. Статья 20 указанного Закона предусматривает в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям оформление паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Согласно разд. II Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" паспорт сделки оформляется при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, в том числе за выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию, результаты интеллектуальной деятельности и исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом, если при этом общая сумма контракта превышает в эквиваленте 5 тыс. долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта. Иных ограничений по рассматриваемому вопросу валютное законодательство не устанавливает. Таможенное регулирование Согласно пп. 1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса РФ под товарами понимаются перемещаемые через таможенную границу движимое имущество, а также транспортные средства. В соответствии с названной статьей перемещением через таможенную границу является совершение действий по ввозу на территорию РФ или вывозу с этой территории товаров любым способом. При этом под ввозом товаров на территорию России согласно ТК РФ понимается фактическое пересечение товарами таможенной границы и все последующие операции с товарами до их выпуска таможенными органами. Передача прав на товарный знак на основании лицензионного договора не подпадает под фактическое перемещение товара через таможенную границу в понятии, определенном ТК РФ. Учитывая изложенное, передача прав на товарный знак по лицензионному договору лицензиаром - иностранным лицом не подлежит таможенному оформлению. Е.П.Гадыльшина Директор ООО "Юридическая компания "АВЕГА" г. Новосибирск Подписано в печать 20.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |