Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Кому выгодна "упрощенка" ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10



"Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10

КОМУ ВЫГОДНА "УПРОЩЕНКА"

Только в период с 1 октября по 30 ноября 2007 г. организации и индивидуальные предприниматели могут принять окончательное решение по вопросу о том, переходить ли им на упрощенную систему налогообложения. Рассмотрим, какие действия для этого надо совершить и с какими трудностями можно при этом столкнуться.

Выбираем спецрежим

Скажем сразу, что переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения является добровольным волеизъявлением налогоплательщика (п. 1 ст. 346.11 НК РФ).

Как правило, упрощенную систему используют для уменьшения документооборота. И это не удивительно, так как п. 3 ст. 4 Закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено освобождение от обязанности ведения бухгалтерского учета организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения. Исключением является учет основных средств и нематериальных активов. Лишь организации, выплачивающие дивиденды, обязаны вести полный бухгалтерский учет. Дело в том, что расчет чистой прибыли к стоимости чистых активов можно определить только в соответствии с правилами бухгалтерского учета (Письмо Минфина России от 10.01.2006 N 03-11-05/2).

Применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение организаций от уплаты:

- налога на прибыль организаций;

- налога на имущество организаций;

- единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели при применении упрощенной системы освобождаются от уплаты:

- налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности);

- налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

- единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц).

Лица, применяющие "упрощенку", не признаются налогоплательщиками по налогу на добавленную стоимость.

Судебно-арбитражная практика. Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС. В случае же неправомерного выделения в счете-фактуре и получения от покупателя НДС на данном предпринимателе лежит обязанность по исчислению и перечислению соответствующих сумм налога в бюджет. Тем не менее налоговая ответственность за непредставление декларации и неуплату суммы налога может быть применена только в отношении плательщика НДС. Поэтому у налогового органа нет правовых оснований для привлечения указанного предпринимателя к ответственности по ст. ст. 119 и 122 Налогового кодекса (Постановления ФАС Уральского округа от 16.07.2007 N Ф09-5289/07-С3 и Западно-Сибирского округа от 12.07.2007 N Ф04-4614/2007(36135-А27-25)).

Ни в коем случае не вздумайте афишировать, что целью перехода на упрощенную систему налогообложения было уменьшение налогового бремени. Налоговые органы могут признать такой уход от налогов незаконным.

Судебно-арбитражная практика. Суд установил, что перевод работников Общества во вновь созданные организации носил формальный характер. ОАО "Владимирская пивоварня", ЗАО "Владимирская пивоварня - технические системы" и ЗАО "Владимирская пивоварня" являлись взаимозависимыми, располагались по одному адресу, в руководящий состав всех трех предприятий входили одни и те же лица, и данные организации взаимодействовали исключительно друг с другом. Основной целью создания вышеуказанных обществ являлось применение схемы уклонения от уплаты налогов путем уменьшения налоговой базы по единому социальному налогу, что может служить доказательством возникновения налоговой выгоды у Общества (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.07.2007 N А11-14281/2006-К2-23/916/35).

Имейте в виду, что применение упрощенной системы не освобождает от уплаты:

- налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

- страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;

- взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- налогов, по которым данное лицо является налоговым агентом.

Далее мы рассмотрим условия перехода на упрощенную систему налогообложения в соответствии с законодательством, действующим в 2007 г. Несмотря на то что Закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон) внес значительные изменения в положения Налогового кодекса, касающиеся упрощенной системы, основная масса поправок, которая могла бы повлиять на решение о переходе на "упрощенку", начинает действовать с 2008 г.

Критерии перехода

Имейте в виду, что список критериев, которым должен удовлетворять налогоплательщик для перехода на упрощенную систему налогообложения, является закрытым. При этом налоговые органы не вправе требовать от лица выполнения иных условий, не предусмотренных гл. 26.2 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 25.12.2006 N 03-11-04/2/289).

Не имеют права на применение "упрощенки"

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения следующие категории налогоплательщиков:

- организации, имеющие филиалы или представительства;

- банки;

- страховщики;

- негосударственные пенсионные фонды;

- инвестиционные фонды;

- профессиональные участники рынка ценных бумаг;

- ломбарды;

- занимающиеся производством подакцизных товаров;

- занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых (за исключением общераспространенных полезных ископаемых);

- занимающиеся игорным бизнесом;

- нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

- организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

- переведенные на единый сельскохозяйственный налог;

- организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; на некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы;

- бюджетные учреждения;

- иностранные организации, имеющие филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Доход

В 2007 г. величина предельного размера доходов по итогам 9 месяцев 2007 г., ограничивающая право перехода организаций на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2008 г., равна 18 615 тыс. руб. (Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272):

15 млн руб. x 1,241.

(предельная величина доходов) (коэффициент-дефлятор)

Численность

Не вправе применять упрощенную систему налогообложения налогоплательщики, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек.

Лица, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. В этом случае ограничения по численности работников и стоимости основных средств и нематериальных активов определяются исходя из всех осуществляемых видов деятельности (п. 4 ст. 346.12 НК РФ).

Активы

Могут применять упрощенную систему налогообложения и организации, у которых остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая по данным бухгалтерского учета, превышает 100 млн руб. В данном случае учитывают только те активы, которые признаются амортизируемым имуществом в соответствии с Налоговым кодексом.

Регистрируем "упрощенку"

Заявление

Для перехода на упрощенную систему налогообложения следует в период с 1 октября по 30 ноября подать заявление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Организации в заявлении указывают размер доходов за девять месяцев текущего года (п. 1 ст. 346.13 НК РФ).

Судебно-арбитражная практика. Суд указал, что нарушение налогоплательщиком формы подачи заявления о применении (переводе) на "упрощенку" не может являться основанием для отказа в использовании такой системы налогообложения. Дело в том, что Налоговый кодекс не содержит такого условия для отказа в применении упрощенной системы налогообложения. Переход же на этот режим носит заявительный характер, и принятия налоговым органом какого-либо решения в этом случае не требуется (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19.06.2007 N Ф04-3923/2007(35297-А70-27)).

Вновь созданным

Вновь созданные налогоплательщики могут подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. Причем в этом случае организации и предприниматели вправе применять упрощенную систему с момента их регистрации, указанного в свидетельстве о постановке на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Судебно-арбитражная практика. Налоговый кодекс не устанавливает, что предусмотренный пятидневный срок является пресекательным и пропуск этого срока влечет отказ в переводе на упрощенную систему налогообложения. Дело в том, что заявление о применении упрощенной системы носит уведомительный, добровольный характер, то есть не зависит от решения налогового органа и не связано с ним. Исходя из этого, суд сделал вывод, что факт подачи заявления о применении упрощенной системы налогообложения с пропуском пятидневного срока не может повлечь для заявителя последствия в виде невозможности такого применения (Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 12.07.2007 N А33-18983/2006-Ф02-3752/2007 и Западно-Сибирского округа от 31.05.2007 N Ф04-3509/2007(34788-А45-7)).

Реорганизованным

При изменении организационно-правовой формы юридического лица возникает новое юридическое лицо, и на него распространяется обычный порядок перехода на упрощенную систему налогообложения, то есть такой же, что и на вновь созданные организации. Поэтому если предприятие до реорганизации применяло упрощенную систему, то после преобразования переход на данный специальный налоговый режим должен быть осуществлен в порядке, установленном п. 2 ст. 346.13 Налогового кодекса (Письмо Минфина России от 04.09.2006 N 03-11-04/2/183).

"Вмененщикам"

Лица, которые до окончания текущего календарного года перестали быть налогоплательщиками единого налога на вмененный доход, имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения с начала месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате вмененного налога. Для этого им также надо подать заявление в налоговый орган (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

Выбор объекта налогообложения

При применении упрощенной системы объектом налогообложения признаются "доходы" (налоговая ставка 6%) или же "доходы, уменьшенные на величину расходов" (налоговая ставка 15%). Заметим, что шестипроцентный вариант более выгоден фирмам, у которых полученные доходы значительно превышают произведенные расходы.

Если вы выберете объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", то учтите, что перечень расходов, определенный ст. 346.16 Налогового кодекса, является закрытым. То есть далеко не все затраты, на которые вы могли бы уменьшить налогооблагаемую прибыль, можно принять к учету, находясь на упрощенной системе налогообложения. Также учтите, что учет доходов и расходов в данном случае ведется с использованием кассового метода, то есть по мере оплаты. При этом затраты учитываются в составе расходов с учетом особенностей, указанных в п. 2 ст. 346.17 Налогового кодекса. К примеру, для того чтобы учесть стоимость товаров, надо их не только оплатить, но и реализовать.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена упрощенная система. При изменении объекта налогообложения после подачи заявления о переходе на "упрощенку" налогоплательщик должен уведомить об этом налоговый орган в срок до 20 декабря текущего года.

Заметим, что согласно п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса объект налогообложения не может быть изменен в течение трех лет с начала применения упрощенной системы. А вот по прошествии трех лет налогоплательщики могут изменять объект налогообложения на очередной календарный год (Письмо Минфина России от 04.12.2006 N 03-11-02/263). Для этого в инспекцию надо подать уведомление о переходе на иной объект налогообложения до начала того налогового периода, в котором будет применяться данный объект налогообложения (Письмо Минфина России от 17.11.2006 N 03-11-04/2/245).

Лицам, являющимся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, Налоговый кодекс не предоставил право выбора объекта налогообложения. Указанные налогоплательщики ведут учет доходов, уменьшенных на величину расходов, с использованием налоговой ставки 15 процентов (п. 3 ст. 346.14 НК РФ).

Формы документов

Приказом МНС России от 19.09.2002 N ВГ-3-22/495 "Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения" утверждены следующие формы документов, рекомендуемые для применения организациями и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения:

- форма N 26.2-1 "Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения";

- форма N 26.2-2 "Уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения";

- форма N 26.2-3 "Уведомление о невозможности применения упрощенной системы налогообложения";

- форма N 26.2-4 "Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения";

- форма N 26.2-5 "Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения".

Приказом ФНС России от 31.08.2005 N САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента" утверждены следующие формы документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента:

- форма N 26.2.П-1 "Заявление на получение патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента";

- форма N 26.2.П-2 "Уведомление об отказе в выдаче патента";

- форма N 26.2.П-3 "Патент на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента".

Правила перехода

Метод начисления

В 2007 г. организации, которые при исчислении налога на прибыль использовали метод начислений, при переходе на упрощенную систему должны выполнить следующие условия (п. 1 ст. 346.25 НК РФ):

- на дату перехода в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные до перехода на упрощенную систему в оплату по договорам, исполнение которых будет осуществлено после перехода на упрощенную систему налогообложения;

- не включают в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если ранее эти суммы уже были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль;

- расходы, осуществленные после перехода на упрощенную систему, вычитают из налоговой базы на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему;

- расходы, осуществленные после перехода на упрощенную систему, вычитают из налоговой базы на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему;

- не вычитают из налоговой базы денежные средства, уплаченные уже после перехода на упрощенную систему в оплату расходов, если ранее такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль.

НДС

При переходе на упрощенную систему суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам и имущественным правам, подлежат восстановлению в налоговом периоде, предшествующем переходу на указанные режимы (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ). Суммы восстановленного налога учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 03.05.2006 N 03-11-04/3/230).

Активы

В таблице рассмотрен перенос остаточной стоимости приобретенных (сооруженных, изготовленных) основных средств и приобретенных (созданных самой организацией) нематериальных активов при переходе на упрощенную систему налогообложения.

Таблица

     
   —————————————————————T———————————————————————————————————————————¬
   |       Система      |         Действия на дату перехода         |
   |   налогообложения  |                                           |
   |     до перехода    |                                           |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Обычная             |Отражается остаточная стоимость активов,   |
   |                    |которые оплачены до перехода на упрощенную |
   |                    |систему, в виде разницы цены и суммы       |
   |                    |начисленной амортизации по правилам гл. 25 |
   |                    |Налогового кодекса                         |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Единый              |Отражается остаточная стоимость активов,   |
   |сельскохозяйственный|определяемая исходя из их остаточной       |
   |налог               |стоимости на момент перехода на уплату     |
   |                    |сельхозналога, уменьшенной на сумму        |
   |                    |расходов, учитываемых в порядке,           |
   |                    |предусмотренном пп. 2 п. 4 ст. 346.5       |
   |                    |Налогового кодекса                         |
   +————————————————————+———————————————————————————————————————————+
   |Единый налог на     |Отражается остаточная стоимость активов,   |
   |вмененный доход     |которые оплачены до перехода на упрощенную |
   |                    |систему налогообложения, в виде разницы    |
   |                    |цены и суммы амортизации, начисленной в    |
   |                    |порядке, установленном законодательством   |
   |                    |о бухгалтерском учете                      |
   L————————————————————+————————————————————————————————————————————
   
Минфин в Письме от 13.09.2006 N 03-11-04/2/192 пояснил, что при переходе на упрощенную систему в состав расходов включается остаточная стоимость основных средств, уменьшенная не только на начисленную амортизацию, но и на сумму капитальных вложений, произведенных согласно п. 1.1 ст. 259 Налогового кодекса. Прекращение действия "упрощенки" Анализируя выгоды перехода на упрощенную систему, помните, в каких случаях от ее применения придется отказаться. Принудительно Учтите, что лица, применяющие упрощенную систему, не вправе до окончания налогового периода самостоятельно принять решение о переходе на иной режим налогообложения. Исключение составляют лишь вышеуказанные критерии, установленные Налоговым кодексом. В соответствии с п. 4 ст. 346.13 величина предельного размера доходов налогоплательщика, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения по итогам отчетного (налогового) периода в 2007 г., равна 24 820 тыс. руб. (Письмо Минфина России от 08.12.2006 N 03-11-02/272): 20 млн руб. x 1,241. (предельная величина доходов) (коэффициент-дефлятор) Заметим, что коэффициент-дефлятор на 2008 г. пока не принят. Согласно Распоряжению Правительства РФ от 25.12.2002 N 1834-р Минэкономразвития России ежегодно, не позднее 20 ноября, обязано публиковать в "Российской газете" согласованный с Минфином России коэффициент-дефлятор на следующий год. Налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы с начала квартала, в котором допущено превышение дохода или несоответствие вышеуказанным требованиям. Имейте в виду, что в этом случае не надо уплачивать пени и штрафы за несвоевременное перечисление ежемесячных платежей в течение того квартала, в котором вы перешли на иной режим налогообложения (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). Судебно-арбитражная практика. Для налогоплательщиков, утративших в течение календарного года право на дальнейшее применение упрощенной системы налогообложения, налоговым периодом по единому налогу признается отчетный период, предшествующий кварталу, начиная с которого такие лица считаются перешедшими на общий режим налогообложения (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А26-4604/2006-212). Не забудьте в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода сообщить в налоговый орган о переходе на другой режим налогообложения (п. 5 ст. 346.13 НК РФ). Учтите, что лица, перешедшие с упрощенной системы налогообложения на иной режим налогообложения, вправе вновь вернуться на "упрощенку" не ранее чем через год после того, как они утратили право на ее применение (п. 7 ст. 346.13 НК РФ). Если же налогоплательщик не допустил несоответствия требованиям, установленным Налоговым кодексом, он не обязан уведомлять об этом налоговые органы. За указанным лицом сохраняется право на применение упрощенной системы налогообложения и в следующем налогом периоде (Письмо Минфина России от 20.12.2006 N 03-11-05/281). Добровольно Налоговый кодекс дал возможность налогоплательщикам добровольно распрощаться с упрощенной системой налогообложения. Для этого надо уведомить о принятом решении налоговый орган не позднее 15 января года, в котором предполагается перейти на иной режим налогообложения (Письмо Минфина России от 30.05.2007 N 03-11-02/154). То есть если организация получила в 2007 г. от налоговых органов уведомление о возможности применения упрощенной системы с 1 января 2008 г., то, пересмотрев свое решение о переходе, она должна сообщить об этом в налоговую инспекцию не позднее 15 января 2008 г. А.И.Семенова Главный бухгалтер ООО "Высший пилотаж" Подписано в печать 19.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Новости от 19.09.2007> ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10 >
Статья: Изменения в "упрощенке" с 2008 года ("Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10) Источник публикации "Налоговый учет для бухгалтера", 2007, N 10



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.