Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19) Источник публикации "Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19



"Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19

<КОММЕНТАРИЙ

К ГЛАВЕ 28 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>

Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (ст. 357 НК РФ). И хотя данный налог нельзя назвать новым или сложным для исчисления, вопросы по нему возникают часто, а именно по определению категории транспортного средства и, соответственно, ставке налога. Разобраться в данном вопросе и упорядочить применение гл. 28 НК РФ решил ВАС РФ в своем Определении от 28.04.2007 N 2965/07 (далее - Определение N 2965/07). К аналогичным выводам пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 N 2620/07. Позицией, высказанной в Определении N 2965/07, руководствовались финансисты в Письме от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35.

Если проанализировать арбитражную практику за 2007 г. по транспортному налогу, то можно сделать следующие выводы:

- на местах налоговые органы при проверках стремятся отнести транспортное средство к той категории, по которой ставка налога выше;

- при вынесении решений суды в большинстве случаев принимают сторону налогоплательщика;

- суды при отнесении транспортного средства к той или иной категории руководствуются самыми разными документами.

Единообразия в решениях арбитражных судов не наблюдается.

Так, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 указано, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) оно относится к категории "B" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест".

В Постановлении от 09.01.2007 N Ф09-11568/06-С3 ФАС УО, поддержав налогоплательщика, отклонил довод налогового органа об отнесении транспортных средств к определенной категории при регистрации в ГИБДД в соответствии с Конвенцией о дорожном движении <1>. По мнению суда, она не относится к законодательству о налогах и сборах и принята в целях совершенствования международных перевозок. В то же время налогоплательщик правомерно руководствовался Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <2> (далее - ОКОФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Вена. 08.11.1968. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. <2> Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Постановления ФАС ЗСО поражают своей неоднозначностью по данному вопросу, так как в их основе лежат разные принципы. В Постановлении от 17.01.2007 N Ф04-8747/2006(29860-А67-15) сделан вывод о правомерном применении налогоплательщиком ставки транспортного налога, установленной для категории "Другие самоходные транспортные средства", вместо ставки налога, предусмотренной для категории "Грузовые автомобили". Была отклонена ссылка инспекции на то, что в ПТС указана категория "C", которая присваивается механическим транспортным средствам для перевозки грузов. Исходя из ОКОФ и Конвенции о дорожном движении критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, а именно перевозка грузов по автомобильным дорогам. В Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) суд руководствовался исключительно данными ПТС и Конвенцией о дорожном движении, а также ОКОФ. А вот в Постановлении от 19.02.2007 N Ф04-9407/2006(30657-А67-40) им отклонен довод налогоплательщика о том, что при определении категории транспортного средства он руководствовался сведениями, которые содержатся в регистрационных документах на автомобиль, ПТС, документах, подтверждающих право собственности, и поддержана позиция ИФНС. Аналогичный подход представлен и в Постановлении от 22.01.2007 N Ф04-9050/2006(30183-А67-40): указание органами ГИБДД в ПТС категории "C" само по себе не является основанием для отнесения к данной категории грузовых автомобилей. Основополагающим документом в этом случае является ОКОФ. Зато в Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) суд руководствовался исключительно данными ПТС и той категорией, которая в нем указана. Разъяснения завода-изготовителя о том, что спорные транспортные средства сертифицированы как автобусы, не являются надлежащими доказательствами по делу. При таком разнообразии мнений арбитражных судов налогоплательщику сложно понять, на основании какого документа относить транспортное средство к той или иной категории. Налоговый кодекс РФ по этому поводу, как обычно, краток: объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358). Проанализировав существующие законодательные нормы, ВАС РФ в Определении N 2965/07 пришел к следующему выводу: если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, как объект налогообложения оно не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в п. 1 ст. 361. Им же указано, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объекта налогообложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ. И еще один важный вывод касается необходимости выработки единообразного применения судьями положений гл. 28 НК РФ. По этому поводу Минфин России высказался вполне определенно: определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов (Письма Минфина России от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, от 05.09.2006 N 03-06-04-04/39, от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21). Возвращаясь к транспортному налогу, финансовые органы в Письме от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35 делают следующий вывод: если перечисленные в письме технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 Кодекса. Минфин ссылается также и на Определение ВАС РФ N 2965/07. В данном случае его мнение совпало с точкой зрения ВАС РФ. Е.П.Зобова Эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера" Подписано в печать 17.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 17.08.2007 N 03-03-06/2/154> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19) Источник публикации "Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19 >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 20.08.2007 N 03-11-04/2/208> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19) Источник публикации "Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.