![]() |
| ![]() |
|
Статья: <Комментарий к главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации> ("Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19) Источник публикации "Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19
"Акты и комментарии для бухгалтера", 2007, N 19
<КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 28 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>
Плательщиками транспортного налога являются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства в соответствии с законодательством РФ (ст. 357 НК РФ). И хотя данный налог нельзя назвать новым или сложным для исчисления, вопросы по нему возникают часто, а именно по определению категории транспортного средства и, соответственно, ставке налога. Разобраться в данном вопросе и упорядочить применение гл. 28 НК РФ решил ВАС РФ в своем Определении от 28.04.2007 N 2965/07 (далее - Определение N 2965/07). К аналогичным выводам пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 N 2620/07. Позицией, высказанной в Определении N 2965/07, руководствовались финансисты в Письме от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35. Если проанализировать арбитражную практику за 2007 г. по транспортному налогу, то можно сделать следующие выводы: - на местах налоговые органы при проверках стремятся отнести транспортное средство к той категории, по которой ставка налога выше; - при вынесении решений суды в большинстве случаев принимают сторону налогоплательщика; - суды при отнесении транспортного средства к той или иной категории руководствуются самыми разными документами. Единообразия в решениях арбитражных судов не наблюдается. Так, в Постановлении ФАС СЗО от 17.01.2007 N А66-6013/2006 указано, что при определении типа транспортного средства необходимо исходить из категории, к которой оно отнесено, а не из его наименования. Если в соответствии с паспортом транспортного средства (ПТС) оно относится к категории "B" - легковой автомобиль, то не имеет значения, что в наименовании указано "автобус на шесть мест". В Постановлении от 09.01.2007 N Ф09-11568/06-С3 ФАС УО, поддержав налогоплательщика, отклонил довод налогового органа об отнесении транспортных средств к определенной категории при регистрации в ГИБДД в соответствии с Конвенцией о дорожном движении <1>. По мнению суда, она не относится к законодательству о налогах и сборах и принята в целях совершенствования международных перевозок. В то же время налогоплательщик правомерно руководствовался Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 <2> (далее - ОКОФ). ————————————————————————————————<1> Вена. 08.11.1968. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII. <2> Постановление Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Постановления ФАС ЗСО поражают своей неоднозначностью по данному вопросу, так как в их основе лежат разные принципы. В Постановлении от 17.01.2007 N Ф04-8747/2006(29860-А67-15) сделан вывод о правомерном применении налогоплательщиком ставки транспортного налога, установленной для категории "Другие самоходные транспортные средства", вместо ставки налога, предусмотренной для категории "Грузовые автомобили". Была отклонена ссылка инспекции на то, что в ПТС указана категория "C", которая присваивается механическим транспортным средствам для перевозки грузов. Исходя из ОКОФ и Конвенции о дорожном движении критерием отнесения транспортного средства к категории грузовых автомобилей является его функциональное назначение, а именно перевозка грузов по автомобильным дорогам. В Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) суд руководствовался исключительно данными ПТС и Конвенцией о дорожном движении, а также ОКОФ. А вот в Постановлении от 19.02.2007 N Ф04-9407/2006(30657-А67-40) им отклонен довод налогоплательщика о том, что при определении категории транспортного средства он руководствовался сведениями, которые содержатся в регистрационных документах на автомобиль, ПТС, документах, подтверждающих право собственности, и поддержана позиция ИФНС. Аналогичный подход представлен и в Постановлении от 22.01.2007 N Ф04-9050/2006(30183-А67-40): указание органами ГИБДД в ПТС категории "C" само по себе не является основанием для отнесения к данной категории грузовых автомобилей. Основополагающим документом в этом случае является ОКОФ. Зато в Постановлении от 10.01.2007 N Ф04-2399/2006(29657-А75-37) суд руководствовался исключительно данными ПТС и той категорией, которая в нем указана. Разъяснения завода-изготовителя о том, что спорные транспортные средства сертифицированы как автобусы, не являются надлежащими доказательствами по делу. При таком разнообразии мнений арбитражных судов налогоплательщику сложно понять, на основании какого документа относить транспортное средство к той или иной категории. Налоговый кодекс РФ по этому поводу, как обычно, краток: объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358). Проанализировав существующие законодательные нормы, ВАС РФ в Определении N 2965/07 пришел к следующему выводу: если транспортное средство зарегистрировано в органах ГИБДД как автомобиль, то независимо от того, для какой цели оно предназначено и какое оборудование на нем размещено, как объект налогообложения оно не является другим самоходным транспортным средством, поименованным в п. 1 ст. 361. Им же указано, что ОКОФ предназначен не для целей налогообложения, а для учета и статистики основных средств. Определения и термины, используемые в нем, соответствуют значениям, применяемым в отраслях промышленности, и несопоставимы с наименованиями объекта налогообложения транспортным налогом, приведенными в п. 1 ст. 361 НК РФ. И еще один важный вывод касается необходимости выработки единообразного применения судьями положений гл. 28 НК РФ. По этому поводу Минфин России высказался вполне определенно: определение категорий транспортных средств относится к компетенции соответствующих регистрирующих органов (Письма Минфина России от 29.03.2007 N 03-05-06-04/17, от 05.09.2006 N 03-06-04-04/39, от 31.05.2006 N 03-06-04-04/21). Возвращаясь к транспортному налогу, финансовые органы в Письме от 17.08.2007 N 03-05-06-04/35 делают следующий вывод: если перечисленные в письме технические средства зарегистрированы в органах ГИБДД или органах Гостехнадзора, то независимо от того, для каких целей они предназначены и какое оборудование на них размещено, они будут являться объектом налогообложения транспортным налогом, если иное не установлено п. 2 ст. 358 Кодекса. Минфин ссылается также и на Определение ВАС РФ N 2965/07. В данном случае его мнение совпало с точкой зрения ВАС РФ. Е.П.Зобова Эксперт журнала "Акты и комментарии для бухгалтера" Подписано в печать 17.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |