![]() |
| ![]() |
|
Статья: SNW-, STEP- и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством (по материалам Сахалинской области) ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17
SNW-, STEP- И SWOT-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ (ПО МАТЕРИАЛАМ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)
Стратегическое управление (менеджмент) достаточно широко стало использоваться в теории и практике управления стран с рыночной экономикой с 1960 - 1970 гг. Его основоположником считают И. Ансоффа, который обосновал и предложил новую концепцию стратегического планирования, основанную не на прогнозе вероятных тенденций развития хозяйствующего субъекта, а на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения. Такой подход к управлению позволяет вырабатывать управленческие решения не как ответную реакцию на текущие проблемы, а как реакцию на основе анализа и прогнозов. Это также позволяет не только реагировать на изменения внешней среды, но и воздействовать на нее. Методологический принцип современного стратегического менеджмента заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему. Условия (этапы) стратегического управления (предложил Б. Карлоф) включают в себя:
1. Умение моделировать ситуацию на основе целостного представления. 2. Способность выявить необходимость изменений с учетом многообразия переменных - от эффективности производственных затрат до дифференциации диапазона продукции, включая оценку ее качества и т.п. 3. Способность разрабатывать стратегию изменений. 4. Способность использовать в ходе изменений надежные методы. 5. Способность воплощать стратегию в жизнь. На всех этапах представляется возможным использование подходов, методов и методик системного анализа. Инструментарием стратегического анализа выступают SNW-анализ, STEP-анализ, SWOT-анализ. Все обозначенные инструменты изучают внутреннюю и внешнюю бизнес-среду развития системы, по отношению к которой выполняются процедуры стратегического управления (см. рисунок).
Инструменты стратегического анализа при прогнозировании развития экономических систем
———\ Инструменты Среда ——¬/ Внешняя Внутренняя анализа ———————————————————¬ —————————————————¬ | | ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬ — L |Задачи | | |Оценка || \ / | | | |стратегического || \/ | | | |потенциала. || |Результаты | | |Качественно— || SNW—анализ | | | |количественная || | | | |характеристика || | | | |факторов || | | | |внутренней среды|| L———————————+——————————————————+——+————————————————+— ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬ |Задачи |Оценка | | || | |стратегического | | || STEP—анализ | |потенциала. | | || |Результаты |Структуризация | | || | |пространства, | | || | |экспертная | | || | |оценка факторов | | || | |внешнего окружения| | || L———————————+——————————————————+——+————————————————+— ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬ |Задачи |Оценка | |Оценка || | |конкурентных | |конкурентных || SWOT—анализ | |позиций. | |позиций. || |Результаты |Определение | |Определение || | |базового | |базового || | |стратегического | |стратегического || | |вектора развития | |вектора развития|| L———————————+——————————————————+——+————————————————+— SNW—анализ позволяет диагностировать состояние внутренней бизнес—среды: оценивать ее стратегический потенциал и качественно—количественные характеристики ее состояния. STEP— и SWOT—анализ — модели для анализа факторов социальных, технологических, экономических, политических в отношении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. STEP—анализ ставит перед собой задачу оценить стратегический климат внешней среды, а его результатами являются: структуризация пространства, экспертная оценка факторов внешнего окружения. SWOT—анализ изучает как внешнюю, так и внутреннюю бизнес—среду. Его задачи — оценка конкурентных позиций. Результаты анализа — определение базового стратегического вектора развития. Малое предпринимательство является составным элементом (подсистемой) региональной и национальной экономики, но, в свою очередь, это достаточно сложная, активная, открытая экономическая система со своей структурой, иерархией и необходимостью стратегического управления. Стратегию развития и систему стратегического управления малым предпринимательством необходимо формировать только в единстве с общей стратегией развития того или иного региона (как целостной экономической системы), в рамках которого функционирует исследуемая подсистема. В 2006 г. была выработана и принята стратегия развития Сахалинской области на период до 2020 г. При обосновании данной стратегии учитывалось, что Сахалинская область располагает богатыми запасами природных ресурсов: 356 млн т балансовых запасов нефти (11 месторождений), 1261 млрд куб. м газа (18 месторождений), 2,5 млрд т угля (52 месторождения), 6,3 млн т запасов водно—биологических ресурсов, более 600 млн куб. м древесины. Валовой региональный продукт Сахалинской области составляет 0,6% суммарного ВРП РФ и 12,9% — Дальневосточного федерального округа. В основе стратегии развития лежат прогнозируемые изменения структуры экономики области в части обеспечения баланса добывающего и перерабатывающего секторов с ориентацией на воспроизводство природных ресурсов и интенсивное развитие промышленного производства. Для малого предпринимательства Сахалинской области характерна положительная динамика развития по всем основным показателям и высокая степень его участия в экономическом развитии области (доля занятого трудоспособного населения в 2006 г. достигла 19,3%, а вклад в ВРП превысил 20%). Без выработки стратегии развития и системы стратегического управления малым предпринимательством представляется невозможной реализация принятой Сахалинской областью стратегии развития до 2020 г. Ключевой задачей стратегического управления малым предпринимательством является обеспечение его участия на перспективных и стабильных рынках с конкурентоспособной по качеству, цене и методам продвижения продукции (работ, услуг) с учетом постоянно изменяющихся (совершенствующихся) потребностей рыночной среды. Любая организация, в том числе и малая, может участвовать в предпринимательской деятельности лишь обладая отличительными особенностями (свойствами), что позволяет использовать свои ресурсы для удовлетворения имеющихся потребностей. Представляются целесообразными следующие подходы к определению позиций малого предпринимательства в регионе (табл. 1). Таблица 1 Профиль конкурентных позиций малого предпринимательства в регионе (Сахалинской области по состоянию на конец 2006 года) ———————————————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————¬ |Наименование | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | —1 | —2 | —3 | —4 | —5 | |позиции | | | | | | | | | | | +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+ |Экономический | | | | | | | | | | + | |потенциал | | | | | | | | | | | +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+ |Инновационный | | + | | | | | | | | | |потенциал | | | | | | | | | | | +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+ |Информационный| + | | | | | | | | | | |потенциал | | | | | | | | | | | +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+ |Ресурсный | | | + | | | | | | | | |потенциал | | | | | | | | | | | L——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————— Для ранжирования конкурентных позиций была использована количественная оценка отдельных элементов, формирующих конкурентный потенциал малого предпринимательства Сахалинской области, и это представилось возможным на основе использования модифицированной методики, обоснованной автором, и границ показателей оценки (табл. 2).
Таблица 2
Границы показателей оценки конкурентных позиций экономической системы "Малое предпринимательство"
————————————————T——————T——————T——————T——————T——————T———————T———————T———————T———————T———————¬ | Индекс позиции| +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | —1 | —2 | —3 | —4 | —5 | +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Индекс |0,66 —|0,61 —|0,51 —|0,49 —|0,31 —| 0,26 —| 0,21 —| 0,16 —| 0,11 —| 0,01 —| |экономического | 0,70 | 0,65 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,10 | |потенциала | | | | | | | | | | | +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Индекс |0,86 —|0,81 —|0,71 —|0,61 —|0,51 —| 0,41 —| 0,31 —| 0,21 —| 0,11 —| 0,01 —| |инновационного | 0,90 | 0,85 | 0,80 | 0,70 | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0,20 | 0,10 | |потенциала | | | | | | | | | | | +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Индекс |0,26 —|0,21 —|0,16 —|0,11 —|0,06 —|0,050 —|0,040 —|0,030 —|0,020 —|0,010 —| |информационного| 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,10 | 0,059 | 0,049 | 0,039 | 0,029 | 0,019 | |потенциала | | | | | | | | | | | +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+ |Индекс |0,51 —|0,41 —|0,31 —|0,26 —|0,21 —| 0,16 —| 0,11 —| 0,06 —| 0,01 —| 0,00 | |ресурсного | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,10 | 0,05 | | |потенциала | | | | | | | | | | | L———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————— При оценке конкурентного потенциала малого предпринимательства Сахалинской области (в разрезе формирующих его элементов) по состоянию на конец 2006 г. расчетным путем были получены следующие значения индексов: - индекс экономического потенциала - 0,006; - индекс инновационного потенциала - 0,844; - индекс информационного потенциала - 0,285; - индекс ресурсного потенциала - 0,393. Итогом SNW-анализа является формирование профиля позиций малого предпринимательства в регионе. Если в результате наложения результатов отрицательных и положительных оценок будет сформирован положительный профиль, то исследуемой системе присущ определенный уровень конкурентных позиций (что характерно для системы малого предпринимательства Сахалинской области). Возможно, уступая среднему и крупному предпринимательству по одним позициям, малое предпринимательство получит преимущества по другим. Вполне закономерным представляется наличие конкурентных преимуществ малого предпринимательства Сахалина в области инновационного, информационного и ресурсного потенциала. Наиболее слабым местом в системе является ее экономический потенциал из-за высокой степени зависимости от внешних источников финансирования, незначительных объемов собственного капитала и убыточного результата ведения бизнеса по приоритетным для малого предпринимательства отраслям экономики. Данный инструмент представляется достаточно действенным и при оценке потенциальных возможностей других систем управления, в частности региональной экономики (при формировании стратегии ее развития), отраслевых комплексов региона и отдельных хозяйствующих субъектов. В результате SNW-анализа (инструмент оценки потенциала) в рамках исследования системы региональной экономики оценке подлежат ресурсный, экономический, промышленный, экспортный потенциал, производственная инфраструктура, агропромышленный комплекс и система управления. Как правило, такая диагностика внутренней среды позволяет выявить ряд системных проблем, существующих в исследуемых системах управления (национальная, региональная экономика, малое предпринимательство и др.). К системным проблемам российского малого предпринимательства, обусловленным его внутренней средой, следует отнести высокую долю оборотных средств в общем объеме совокупных активов; незначительные объемы собственного капитала (а в некоторых регионах по отдельным отраслевым сегментам наблюдается полная зависимость от заемных средств); дефицит квалифицированных трудовых ресурсов и в первую очередь специалистов в области менеджмента; несоответствие уровня развития системы требованиям региональной и национальной экономики; низкую эффективность использования ресурсов и ведения бизнеса. Оценка стратегического климата региона как совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие малого предпринимательства, осуществляется на базе STEP-анализа, предполагающего оценку направлений возникновения социокультурных, технологических, экономических и политико-правовых факторов в разрезе мирового, национального и межрегионального пространства. В настоящее время факторы социокультурной подсистемы имеют наиболее выраженные отрицательные оценки: снижение уровня рождаемости; миграционный отток по ряду регионов; увеличение уровня смертности; сокращение общей численности населения. К позитивным явлениям можно отнести проводимую государством политику в области активизации предпринимательского потенциала активной части населения страны. В технологической подсистеме, имеющей стратегическое значение для экономического развития региона и его составного элемента - малого предпринимательства, как правило, основная доля отрицательных тенденций обусловлена недостаточностью капитала для технологического обеспечения и перевооружения; наличием межрегиональных и внутрирегиональных диспропорций; низкой долей конкурентоспособной продукции (работ, услуг). Положительно может быть оценена проводимая Россией политика в области интенсификации производства, трансформации национальной экономики на режим устойчиво-воспроизводственного развития. Экономические факторы стратегического климата малого предпринимательства определяются сложившейся экономической специализацией того или иного региона и существующими перспективами развития региональной экономики. Состояние политической подсистемы формируется целым рядом факторов, в том числе геополитического, стратегического, военно-оборонительного характера. SWOT-анализ представляет собой матричный анализ функционирования системы, интегрирующий в себе исследование ее возможностей в контексте вызовов среды и ответов бизнеса (табл. 3).
Таблица 3
Матрица SWOT-анализа стратегии малого предпринимательства Сахалинской области
——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬ | Преимущества | Возможности | +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+ |Достаточная ресурсная база. |Привлечение к реализации | |Выгодное географическое |крупнейших международных нефтяных | |положение (близость к рынкам |и газовых проектов на условиях | |сбыта АТР). |субподряда. | |Уникальность реализуемых |Привлечение иностранных инвестиций| |проектов и международного |(через создание совместных | |сотрудничества в освоении |предприятий и организацию | |месторождений нефти и газа. |совместной деятельности) | |Наличие стратегии развития | | |региона на период до 2020 г. | | |Реализация на территории | | |области Федеральной целевой | | |программы "Развитие | | |Курильских островов | | |Сахалинской области" | | +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+ | Недостатки | Угрозы | +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+ |Низкая добавленная стоимость.|Высокий уровень конкуренции на | |Дефицит квалифицированных |мировом рынке углеводородов. | |кадров. |Сохранение уровня инфляции в | |Неразвитость производственной|национальной экономике. | |инфраструктуры и потребность |Рост теневой экономики. | |для ее развития |Неблагоприятная демографическая | |в значительных объемах |ситуация | |инвестиций. | | |Диспропорции территориального| | |развития | | L—————————————————————————————+———————————————————————————————————Исследования, выполненные с использованием инструментария SNW-, STEP- и SWOT-анализа, выступают исходной базой для следующего этапа стратегического управления - обоснование стратегического выбора, требующего разработки, оценки и отбора стратегических альтернатив. В основе любой стратегии, в том числе и малого предпринимательства (и его отдельного составного элемента - малого предприятия и индивидуального предпринимателя), должны лежать конкурентные преимущества, что позволяет зарабатывать рентабельность выше других секторов и сегментов региональной экономики и завоевывать прочные рыночные позиции. Имеющиеся конкурентные преимущества не являются вечными, их необходимо удерживать, завоевывать при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности и отказе от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового, оценить которое позволяют SNW-, STEP- и SWOT-анализ. Литература 1. Волкова В.Н., Емельянова А.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник. - М.: "Финансы и статистика", 2006. 2. Мухин В.И. Исследование систем управления (анализ и синтез систем управления). - М.: "Экзамен", 2003. Л.Ю.Филобокова К. э. н., профессор Волгоградская академия государственной службы Подписано в печать 17.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |