Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: SNW-, STEP- и SWOT-анализ в системе стратегического управления малым предпринимательством (по материалам Сахалинской области) ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17

SNW-, STEP- И SWOT-АНАЛИЗ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО

УПРАВЛЕНИЯ МАЛЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ

(ПО МАТЕРИАЛАМ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ)

Стратегическое управление (менеджмент) достаточно широко стало использоваться в теории и практике управления стран с рыночной экономикой с 1960 - 1970 гг.

Его основоположником считают И. Ансоффа, который обосновал и предложил новую концепцию стратегического планирования, основанную не на прогнозе вероятных тенденций развития хозяйствующего субъекта, а на предпринимательском подходе, на определении его будущей рыночной позиции так, чтобы субъект мог адекватно отреагировать на ее изменения.

Такой подход к управлению позволяет вырабатывать управленческие решения не как ответную реакцию на текущие проблемы, а как реакцию на основе анализа и прогнозов. Это также позволяет не только реагировать на изменения внешней среды, но и воздействовать на нее.

Методологический принцип современного стратегического менеджмента заключается в построении стратегии не от прошлого к настоящему, а от будущего через прошлое к настоящему.

Условия (этапы) стратегического управления (предложил Б. Карлоф) включают в себя:

1. Умение моделировать ситуацию на основе целостного представления.

2. Способность выявить необходимость изменений с учетом многообразия переменных - от эффективности производственных затрат до дифференциации диапазона продукции, включая оценку ее качества и т.п.

3. Способность разрабатывать стратегию изменений.

4. Способность использовать в ходе изменений надежные методы.

5. Способность воплощать стратегию в жизнь.

На всех этапах представляется возможным использование подходов, методов и методик системного анализа.

Инструментарием стратегического анализа выступают SNW-анализ, STEP-анализ, SWOT-анализ. Все обозначенные инструменты изучают внутреннюю и внешнюю бизнес-среду развития системы, по отношению к которой выполняются процедуры стратегического управления (см. рисунок).

Инструменты стратегического анализа при прогнозировании

развития экономических систем

     
                        ———\
    Инструменты   Среда ——¬/       Внешняя            Внутренняя
      анализа               ———————————————————¬  —————————————————¬
        |  |    ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬
        —  L    |Задачи     |                  |  |Оценка          ||
        \  /    |           |                  |  |стратегического ||
         \/     |           |                  |  |потенциала.     ||
                |Результаты |                  |  |Качественно—    ||
    SNW—анализ  |           |                  |  |количественная  ||
                |           |                  |  |характеристика  ||
                |           |                  |  |факторов        ||
                |           |                  |  |внутренней среды||
                L———————————+——————————————————+——+————————————————+—  
                ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬
                |Задачи     |Оценка            |  |                ||
                |           |стратегического   |  |                ||
    STEP—анализ |           |потенциала.       |  |                ||
                |Результаты |Структуризация    |  |                ||
                |           |пространства,     |  |                ||
                |           |экспертная        |  |                ||
                |           |оценка факторов   |  |                ||
                |           |внешнего окружения|  |                ||
                L———————————+——————————————————+——+————————————————+—  
                ————————————+——————————————————+——+————————————————+¬
                |Задачи     |Оценка            |  |Оценка          ||
                |           |конкурентных      |  |конкурентных    ||
    SWOT—анализ |           |позиций.          |  |позиций.        ||
                |Результаты |Определение       |  |Определение     ||
                |           |базового          |  |базового        ||
                |           |стратегического   |  |стратегического ||
                |           |вектора развития  |  |вектора развития||
                L———————————+——————————————————+——+————————————————+—
   
   SNW—анализ позволяет диагностировать состояние внутренней бизнес—среды: оценивать ее стратегический потенциал и качественно—количественные характеристики ее состояния.
   STEP— и SWOT—анализ — модели для анализа факторов социальных, технологических, экономических, политических в отношении сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
   STEP—анализ ставит перед собой задачу оценить стратегический климат внешней среды, а его результатами являются: структуризация пространства, экспертная оценка факторов внешнего окружения.
   SWOT—анализ изучает как внешнюю, так и внутреннюю бизнес—среду. Его задачи — оценка конкурентных позиций. Результаты анализа — определение базового стратегического вектора развития.
   Малое предпринимательство является составным элементом (подсистемой) региональной и национальной экономики, но, в свою очередь, это достаточно сложная, активная, открытая экономическая система со своей структурой, иерархией и необходимостью стратегического управления. Стратегию развития и систему стратегического управления малым предпринимательством необходимо формировать только в единстве с общей стратегией развития того или иного региона (как целостной экономической системы), в рамках которого функционирует исследуемая подсистема.
   В 2006 г. была выработана и принята стратегия развития Сахалинской области на период до 2020 г. При обосновании данной стратегии учитывалось, что Сахалинская область располагает богатыми запасами природных ресурсов: 356 млн т балансовых запасов нефти (11 месторождений), 1261 млрд куб. м газа (18 месторождений), 2,5 млрд т угля (52 месторождения), 6,3 млн т запасов водно—биологических ресурсов, более 600 млн куб. м древесины. Валовой региональный продукт Сахалинской области составляет 0,6% суммарного ВРП РФ и 12,9% — Дальневосточного федерального округа.
   В основе стратегии развития лежат прогнозируемые изменения структуры экономики области в части обеспечения баланса добывающего и перерабатывающего секторов с ориентацией на воспроизводство природных ресурсов и интенсивное развитие промышленного производства.
   Для малого предпринимательства Сахалинской области характерна положительная динамика развития по всем основным показателям и высокая степень его участия в экономическом развитии области (доля занятого трудоспособного населения в 2006 г. достигла 19,3%, а вклад в ВРП превысил 20%). Без выработки стратегии развития и системы стратегического управления малым предпринимательством представляется невозможной реализация принятой Сахалинской областью стратегии развития до 2020 г.
   Ключевой задачей стратегического управления малым предпринимательством является обеспечение его участия на перспективных и стабильных рынках с конкурентоспособной по качеству, цене и методам продвижения продукции (работ, услуг) с учетом постоянно изменяющихся (совершенствующихся) потребностей рыночной среды.
   Любая организация, в том числе и малая, может участвовать в предпринимательской деятельности лишь обладая отличительными особенностями (свойствами), что позволяет использовать свои ресурсы для удовлетворения имеющихся потребностей.
   Представляются целесообразными следующие подходы к определению позиций малого предпринимательства в регионе (табл. 1).
   
   Таблица 1
   
   Профиль конкурентных позиций малого предпринимательства
   в регионе
   (Сахалинской области по состоянию на конец 2006 года)
     
   ———————————————T————T————T————T————T————T————T————T————T————T————¬
   |Наименование  | +5 | +4 | +3 | +2 | +1 | —1 | —2 | —3 | —4 | —5 |
   |позиции       |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+
   |Экономический |    |    |    |    |    |    |    |    |    |  + |
   |потенциал     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+
   |Инновационный |    |  + |    |    |    |    |    |    |    |    |
   |потенциал     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+
   |Информационный|  + |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   |потенциал     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   +——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+
   |Ресурсный     |    |    |  + |    |    |    |    |    |    |    |
   |потенциал     |    |    |    |    |    |    |    |    |    |    |
   L——————————————+————+————+————+————+————+————+————+————+————+—————
   

Для ранжирования конкурентных позиций была использована количественная оценка отдельных элементов, формирующих конкурентный потенциал малого предпринимательства Сахалинской области, и это представилось возможным на основе использования модифицированной методики, обоснованной автором, и границ показателей оценки (табл. 2).

Таблица 2

Границы показателей оценки конкурентных позиций

экономической системы "Малое предпринимательство"

     
   ————————————————T——————T——————T——————T——————T——————T———————T———————T———————T———————T———————¬
   | Индекс позиции|  +5  |  +4  |  +3  |  +2  |  +1  |   —1  |   —2  |   —3  |   —4  |   —5  |
   +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+
   |Индекс         |0,66 —|0,61 —|0,51 —|0,49 —|0,31 —| 0,26 —| 0,21 —| 0,16 —| 0,11 —| 0,01 —|
   |экономического | 0,70 | 0,65 | 0,60 | 0,50 | 0,40 |  0,30 |  0,25 |  0,20 |  0,15 |  0,10 |
   |потенциала     |      |      |      |      |      |       |       |       |       |       |
   +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+
   |Индекс         |0,86 —|0,81 —|0,71 —|0,61 —|0,51 —| 0,41 —| 0,31 —| 0,21 —| 0,11 —| 0,01 —|
   |инновационного | 0,90 | 0,85 | 0,80 | 0,70 | 0,60 |  0,50 |  0,40 |  0,30 |  0,20 |  0,10 |
   |потенциала     |      |      |      |      |      |       |       |       |       |       |
   +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+
   |Индекс         |0,26 —|0,21 —|0,16 —|0,11 —|0,06 —|0,050 —|0,040 —|0,030 —|0,020 —|0,010 —|
   |информационного| 0,30 | 0,25 | 0,20 | 0,15 | 0,10 | 0,059 | 0,049 | 0,039 | 0,029 | 0,019 |
   |потенциала     |      |      |      |      |      |       |       |       |       |       |
   +———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+———————+
   |Индекс         |0,51 —|0,41 —|0,31 —|0,26 —|0,21 —| 0,16 —| 0,11 —| 0,06 —| 0,01 —|  0,00 |
   |ресурсного     | 0,60 | 0,50 | 0,40 | 0,30 | 0,25 |  0,20 |  0,15 |  0,10 |  0,05 |       |
   |потенциала     |      |      |      |      |      |       |       |       |       |       |
   L———————————————+——————+——————+——————+——————+——————+———————+———————+———————+———————+————————
   

При оценке конкурентного потенциала малого предпринимательства Сахалинской области (в разрезе формирующих его элементов) по состоянию на конец 2006 г. расчетным путем были получены следующие значения индексов:

- индекс экономического потенциала - 0,006;

- индекс инновационного потенциала - 0,844;

- индекс информационного потенциала - 0,285;

- индекс ресурсного потенциала - 0,393.

Итогом SNW-анализа является формирование профиля позиций малого предпринимательства в регионе. Если в результате наложения результатов отрицательных и положительных оценок будет сформирован положительный профиль, то исследуемой системе присущ определенный уровень конкурентных позиций (что характерно для системы малого предпринимательства Сахалинской области). Возможно, уступая среднему и крупному предпринимательству по одним позициям, малое предпринимательство получит преимущества по другим. Вполне закономерным представляется наличие конкурентных преимуществ малого предпринимательства Сахалина в области инновационного, информационного и ресурсного потенциала. Наиболее слабым местом в системе является ее экономический потенциал из-за высокой степени зависимости от внешних источников финансирования, незначительных объемов собственного капитала и убыточного результата ведения бизнеса по приоритетным для малого предпринимательства отраслям экономики.

Данный инструмент представляется достаточно действенным и при оценке потенциальных возможностей других систем управления, в частности региональной экономики (при формировании стратегии ее развития), отраслевых комплексов региона и отдельных хозяйствующих субъектов.

В результате SNW-анализа (инструмент оценки потенциала) в рамках исследования системы региональной экономики оценке подлежат ресурсный, экономический, промышленный, экспортный потенциал, производственная инфраструктура, агропромышленный комплекс и система управления. Как правило, такая диагностика внутренней среды позволяет выявить ряд системных проблем, существующих в исследуемых системах управления (национальная, региональная экономика, малое предпринимательство и др.).

К системным проблемам российского малого предпринимательства, обусловленным его внутренней средой, следует отнести высокую долю оборотных средств в общем объеме совокупных активов; незначительные объемы собственного капитала (а в некоторых регионах по отдельным отраслевым сегментам наблюдается полная зависимость от заемных средств); дефицит квалифицированных трудовых ресурсов и в первую очередь специалистов в области менеджмента; несоответствие уровня развития системы требованиям региональной и национальной экономики; низкую эффективность использования ресурсов и ведения бизнеса.

Оценка стратегического климата региона как совокупности внешних факторов, оказывающих влияние на состояние и развитие малого предпринимательства, осуществляется на базе STEP-анализа, предполагающего оценку направлений возникновения социокультурных, технологических, экономических и политико-правовых факторов в разрезе мирового, национального и межрегионального пространства.

В настоящее время факторы социокультурной подсистемы имеют наиболее выраженные отрицательные оценки: снижение уровня рождаемости; миграционный отток по ряду регионов; увеличение уровня смертности; сокращение общей численности населения. К позитивным явлениям можно отнести проводимую государством политику в области активизации предпринимательского потенциала активной части населения страны.

В технологической подсистеме, имеющей стратегическое значение для экономического развития региона и его составного элемента - малого предпринимательства, как правило, основная доля отрицательных тенденций обусловлена недостаточностью капитала для технологического обеспечения и перевооружения; наличием межрегиональных и внутрирегиональных диспропорций; низкой долей конкурентоспособной продукции (работ, услуг). Положительно может быть оценена проводимая Россией политика в области интенсификации производства, трансформации национальной экономики на режим устойчиво-воспроизводственного развития.

Экономические факторы стратегического климата малого предпринимательства определяются сложившейся экономической специализацией того или иного региона и существующими перспективами развития региональной экономики.

Состояние политической подсистемы формируется целым рядом факторов, в том числе геополитического, стратегического, военно-оборонительного характера.

SWOT-анализ представляет собой матричный анализ функционирования системы, интегрирующий в себе исследование ее возможностей в контексте вызовов среды и ответов бизнеса (табл. 3).

Таблица 3

Матрица SWOT-анализа стратегии малого предпринимательства

Сахалинской области

     
   ——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |         Преимущества        |           Возможности            |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Достаточная ресурсная база.  |Привлечение к реализации          |
   |Выгодное географическое      |крупнейших международных нефтяных |
   |положение (близость к рынкам |и газовых проектов на условиях    |
   |сбыта АТР).                  |субподряда.                       |
   |Уникальность реализуемых     |Привлечение иностранных инвестиций|
   |проектов и международного    |(через создание совместных        |
   |сотрудничества в освоении    |предприятий и организацию         |
   |месторождений нефти и газа.  |совместной деятельности)          |
   |Наличие стратегии развития   |                                  |
   |региона на период до 2020 г. |                                  |
   |Реализация на территории     |                                  |
   |области Федеральной целевой  |                                  |
   |программы "Развитие          |                                  |
   |Курильских островов          |                                  |
   |Сахалинской области"         |                                  |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |          Недостатки         |               Угрозы             |
   +—————————————————————————————+——————————————————————————————————+
   |Низкая добавленная стоимость.|Высокий уровень конкуренции на    |
   |Дефицит квалифицированных    |мировом рынке углеводородов.      |
   |кадров.                      |Сохранение уровня инфляции в      |
   |Неразвитость производственной|национальной экономике.           |
   |инфраструктуры и потребность |Рост теневой экономики.           |
   |для ее развития              |Неблагоприятная демографическая   |
   |в значительных объемах       |ситуация                          |
   |инвестиций.                  |                                  |
   |Диспропорции территориального|                                  |
   |развития                     |                                  |
   L—————————————————————————————+———————————————————————————————————
   
Исследования, выполненные с использованием инструментария SNW-, STEP- и SWOT-анализа, выступают исходной базой для следующего этапа стратегического управления - обоснование стратегического выбора, требующего разработки, оценки и отбора стратегических альтернатив. В основе любой стратегии, в том числе и малого предпринимательства (и его отдельного составного элемента - малого предприятия и индивидуального предпринимателя), должны лежать конкурентные преимущества, что позволяет зарабатывать рентабельность выше других секторов и сегментов региональной экономики и завоевывать прочные рыночные позиции. Имеющиеся конкурентные преимущества не являются вечными, их необходимо удерживать, завоевывать при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности и отказе от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового, оценить которое позволяют SNW-, STEP- и SWOT-анализ. Литература 1. Волкова В.Н., Емельянова А.А. Теория систем и системный анализ в управлении организациями: Справочник. - М.: "Финансы и статистика", 2006. 2. Мухин В.И. Исследование систем управления (анализ и синтез систем управления). - М.: "Экзамен", 2003. Л.Ю.Филобокова К. э. н., профессор Волгоградская академия государственной службы Подписано в печать 17.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Оценка уровня совпадения интересов разных участников деятельности организации при оценке ее экономического состояния ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17 >
Статья: Организационно-методические аспекты формирования учетной стоимости оборотного материального капитала ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.