Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Анализ участия бизнес-сообщества в деятельности государственных вузов ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17



"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17

АНАЛИЗ УЧАСТИЯ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ

Кардинальные изменения в отечественной системе высшего профессионального образования связаны как с фундаментальными факторами эволюции мировой образовательной среды, так и с текущими процессами социально-экономического, политического и демографического развития в России. Глобализация экономики, унификация стандартов качества высшего образования, вступление России в ВТО и приход на отечественный рынок крупнейших транснациональных компаний, банков, страховых организаций - все это внешние причины необходимости модернизации российских вузов. К внутренним факторам можно отнести изменившуюся экономическую ситуацию в РФ, увеличение бюджетного финансирования, в том числе и за счет реализации национального проекта "Образование", тенденции к объединению вузов, дискуссии о статусе автономных некоммерческих организаций и приемлемости этой организационно-правовой формы для крупных учреждений высшего образования.

С конца 1990-х гг. в России началась интеграция вузовского образования с крупнейшими российскими компаниями, представляющими наиболее конкурентные отрасли национальной экономики. Это связано в основном с двумя причинами: крупный и средний бизнес почувствовал кадровый дефицит (ограничения происходят вследствие демографических проблем; активного расширения масштабов деятельности крупного и среднего бизнеса; неэффективной кадровой политики российских компаний на этапах выхода из кризисного состояния в 1990-е гг.; качественно новых изменений в бизнес-процессах и менеджменте) и появление неудовлетворенности качеством вузовского обучения. В связи с этим возникает объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных (негосударственных) инвестиций в систему высшего образования для новой генерации специалистов, удовлетворяющих всем требованиям бизнес-сообщества.

Реальным инструментом решения проблем кадрового дефицита и повышения качества обучения в вузах является реализация идеи частно-государственного партнерства в вопросах модернизации образования (рис. 1). В этой связи от участников этого процесса (вузов и бизнеса) потребуется четкое определение вклада каждой из сторон в совместные проекты, направленные на снижение кадрового голода и удовлетворение запросов рынка труда в специалистах с нужным набором компетенций. Для объединения усилий в процессе генерации высококвалифицированного персонала многие крупные компании и фонды начинают активную работу по поиску высших учебных заведений - лидеров рынка образовательных услуг, чьи выпускники обладают необходимыми профессиональными компетенциями, способностью работать в команде и к самообразованию. В то же время вузов с действительно высоким уровнем качества подготовки специалистов, востребованных на рынке, немного. Ситуация усложняется из-за неподготовленности большинства вузов к переходу на европейские стандарты образования. Согласно Болонской декларации, к которой присоединилась Россия, мы должны иметь двухуровневую систему образования (бакалавр - магистр), обеспечивать мобильность студентов и преподавателей, внедрять балльно-рейтинговую систему оценок, кредитные зачетные единицы и многое другое.

Вклад вузов и бизнеса в реализацию идеи

частно-государственного партнерства по развитию высшего

образования

     
   ————¬ ——————————————————¬     ———————————————————————¬  —————————————————¬ ————¬
   |   | |     Целевая     |     |Частно—государственное|  |   Финансовая   | |   |
   |   | |подготовка, отбор|———\ |партнерство в         |/—+  и техническая +—+   |
   |   | |  и тестирование |\   \|модернизации высшего  |\—+    поддержка   | |   |
   |   +—+    студентов    |/   /|образования:          |  L————————————————— |   |
   |   | |    по заказам   |——¬/ |1) реализуется функция|  —————————————————¬ |   |
   |   | |   предприятий   |     |социальной            |  |   Организация  | |   |
   |   | L——————————————————     |ответственности       |  |производственных| |   |
   |   | ——————————————————¬     |бизнеса перед         |/—+    практик и   | |   |
   |   | |    Зарубежные   |     |обществом;            |\—+ мастер—классов,+—+   |
   | В | |    стажировки   |———\ |2) бизнес получает    |  |     участие    | |   |
   | у +—+    в ведущих    |\   \|реальные рычаги       |  |  в аттестации  | |   |
   | з | |  университетах  |/   /|активного влияния на  |  L————————————————— |   |
   | о | | Европы и Америки|——¬/ |образовательные       |  —————————————————¬ | Б |
   | в | L——————————————————     |процессы в вузах;     |  |   Учреждение   | | и |
   | с | ——————————————————¬     |3) осуществляется     |/—+     именных    | | з |
   | к | | Проведение НИОКР|———\ |переход к целевому    |\—+стипендий лучшим+—+ н |
   | о +—+   и прикладные  |\   \|заказу специалистов   |  |    студентам   | | е |
   | е | |    разработки   |/   /|для бизнеса;          |  L————————————————— | с |
   |   | L————————————————————¬/ |4) дается импульс     |  —————————————————¬ | — |
   | с | ——————————————————¬     |инновационной         |  |   Мониторинг   | | с |
   | о | |    Повышение    |     |составляющей вузов;   |/—+  рынка труда и | | о |
   | о | |   квалификации  |———\ |5) появляются         |\—+ трудоустройство+—+ о |
   | б | |   специалистов  |\   \|устойчивые            |  |  выпускников,  | | б |
   | щ +—+  под требуемый  |/   /|организационные формы |  |ярмарки вакансий| | щ |
   | е | |     уровень     |——¬/ |взаимодействия между  |  L————————————————— | е |
   | с | |   компетенций   |     |работодателями и      |  —————————————————¬ | с |
   | т | L——————————————————     |вузами;               |  |   Независимый  | | т |
   | в | ——————————————————¬     |6) осуществляется     |/—+    контроль    | | в |
   | о | |     Научное     |———\ |мониторинг состояния  |\—+    качества    +—+ о |
   |   | |консультирование,|\   \|и тенденций развития  |  | образовательных| |   |
   |   +—+      защита     |/   /|рынка труда;          |  |      услуг     | |   |
   |   | |   диссертаций   |——¬/ |7) решается проблема  |  L————————————————— |   |
   |   | L——————————————————     |кадрового дефицита за |  —————————————————¬ |   |
   |   | ——————————————————¬     |счет генерации        |  | Информационная | |   |
   |   | |   Экспертизы,   |———\ |специалистов с        |  |  (PR, реклама) | |   |
   |   | |консалтинг, аудит|\   \|востребованными на    |  |   поддержка,   | |   |
   |   +—+   и оценочная   |/   /|рынке компетенциями и |/—+     помощь     +—+   |
   |   | |   деятельность  |——¬/ |личностными качествами|\—+ в патентовании | |   |
   L———— L——————————————————     L———————————————————————  |  инновационных | |   |
                                                           |разработок вузов| |   |
                                                           L————————————————— L————
   
Рис. 1 Синергетический эффект негативного развития демографической ситуации в РФ сказывается на обеспеченности российских компаний высококвалифицированными кадрами в возрасте от 22 до 35 лет. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области, начиная с 2003/2004 учебного года среднее годовое снижение численности выпускников государственных образовательных учреждений в регионе составляет 6,3% (причем, если сравнивать 2002/2003 учебный год с 2005/2006 учебным годом, снижение численности выпускников составило 17,9%). В этих условиях стратегия "снятия сливок", когда работодатели приходят и лучшим студентам предлагают вакансии, уже далеко в прошлом. На фоне общесистемных проблем в высшем образовании (указанных на рис. 2 по результатам опроса работодателей на заседании Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17.04.2007) промышленные предприятия, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании ищут более тесные формы сотрудничества с вузами. Чаще всего в результате этого реализуются следующие мероприятия: организуются конкурсы именных стипендий; материально поддерживается талантливая молодежь; осуществляется тестирование студентов, им предоставляются места прохождения практики; менеджмент компаний участвует в работе государственных экзаменационных комиссий; открываются корпоративные образовательные центры и прочее. Все это делается в целях закрепления наиболее успешных и талантливых студентов за конкретным хозяйствующим субъектом. Не отстают от коммерческих организаций и различные благотворительные фонды. Конечной целью многочисленных зарубежных и российских благотворительных организаций является создание баз данных о креативной перспективной молодежи с лидерскими способностями, что в дальнейшем также будет использовано бизнес-сообществом. Проблемы высшего профессионального образования глазами работодателей, пути их решения, формы взаимодействия бизнес-сообщества и вузов __________________ --------------------¬ -- -¬ -------------------¬ /_________________/¦ ¦1. Систематически ¦---\ Р ¦ Активное ¦ ¦ Основные ¦¦ ¦не проводится ¦\ \¦ е ¦ ¦ участие бизнес- ¦ ¦ проблемы ¦+-+мониторинг рынка ¦/ / ш ¦ сообщества ¦ ¦ высшего ¦¦ ¦труда ¦--¬/ ¦ е ¦ ¦ в учебном ¦ ¦профессиональног L-------------------- н ¦ процессе вузов. ¦ ¦ образования - ¦¦ --------------------¬ ¦ и ¦ ¦ Формы ¦ ¦ точка ¦¦ ¦2. Ориентация ¦ е ¦ взаимодействия ¦ ¦ зрения ¦¦ ¦образования на ¦---\ ¦ ¦ ¦ между ¦ ¦ представителей ¦¦ ¦общетеоретическую ¦\ \ п ¦ работодателями ¦ ¦бизнес-сообщества¦+-+подготовку - слабые¦/ /¦ р ¦ ¦ и вузами: ¦ ¦ (работодателей) ¦¦ ¦практические ¦--¬/ о ¦- целевая ¦ ¦ ¦¦ ¦навыки и умения ¦ ¦ б ¦ ¦подготовка ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- л ¦студентов для ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ ¦ е ¦ ¦своих предприятий;¦ ¦ ¦¦ ¦3. Недостаточный ¦ м ¦- участие ¦ ¦ ¦¦ ¦уровень ¦ ¦ ы ¦ ¦менеджмента ¦ ¦ ¦¦ ¦квалификации ¦ ¦компаний в учебном¦ ¦ ¦¦ ¦профессорско- ¦---\ ¦ ¦ ¦процессе ¦ ¦ ¦¦ ¦преподавательского ¦\ \ ¦и в работе ¦ ¦ ¦+-+состава вузов ¦/ /¦ ¦ ¦аттестационных ¦ ¦ ¦¦ ¦отражается на ¦--¬/ ¦комиссий; ¦ ¦ ¦¦ ¦качестве ¦ ¦ ¦ ¦- проведение ¦ ¦ ¦¦ ¦образовательных ¦ ¦мастер-классов, ¦ ¦ ¦¦ ¦услуг ¦ ¦ ¦ ¦профессиональных ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- ¦конференций и ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ярмарок вакансий; ¦ ¦ ¦¦ ¦4. Недопустимо ¦ ¦- проведение ¦ ¦ ¦¦ ¦низкая оплата труда¦---\ ¦ ¦ ¦конкурсов именных ¦ ¦ ¦+-+преподавателей, как¦\ \ ¦стипендий; ¦ ¦ ¦¦ ¦результат - слабая ¦/ /¦ ¦ ¦- предоставление ¦ ¦ ¦¦ ¦отдача ¦--¬/ ¦мест практик ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦и кураторство; ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ \ ¦- участие в ¦ ¦ ¦¦ ¦5. Невысокая ¦ ¦ L -\ ¦попечительских ¦ ¦ ¦¦ ¦мотивация студентов¦---\ \ ¦советах вузов; ¦ ¦ ¦+-+и необоснованно ¦\ \¦ \ ¦- корпоративные ¦ ¦ ¦¦ ¦завышенная ¦/ / \¦формы ¦ ¦ ¦¦ ¦самооценка ¦--¬/ ¦ /¦взаимодействия ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- / ¦(создание учебных ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ ¦ - ¬ / ¦центров; ¦ ¦ ¦¦ ¦6. Государственные ¦ ¦/ ¦учреждение фондов ¦ ¦ ¦¦ ¦образовательные ¦ ¦ ¦ / ¦развития высшего ¦ ¦ ¦¦ ¦стандарты и ¦ ¦образования ¦ ¦ ¦¦ ¦учебные планы плохо¦ ¦ ¦ ¦и науки) ¦ ¦ ¦¦ ¦соответствуют ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦реальному состоянию¦---\ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+-+экономики, ¦\ \ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦социально- ¦/ /¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦культурному, ¦--¬/ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦техническому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦и технологическому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦развитию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦7. Недостаточная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦поддержка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦государства: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦неравномерное ¦---\ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦+-+финансирование ¦\ \ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦и изношенная ¦/ /¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦материально- ¦--¬/ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦техническая база ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦вузов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ L-------------------- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ --------------------¬ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦8. Проблемы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦перехода на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦двухуровневую ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦модель образования:¦---\ ¦ ¦ ¦ ¦+-+бакалавриат ¦\ \¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦(4 года) + ¦/ / ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦магистратура ¦--¬/ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦(2 года; 25% от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦/ ¦выпуска бакалавров)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------ L-------------------- L- -- L----------------- ————

Рис. 2

Меняется парадигма в развитии человеческого потенциала: человек выступает уже не как пассив - источник бесплатных трудовых ресурсов, а как актив, в который необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить хорошую окупаемость вложенного капитала. Без этого подхода к управлению персоналом невозможно развивать бизнес и быть конкурентоспособным.

Воронежский государственный университет является примером устойчивого развития и успешного применения инновационных методов в образовательной деятельности. Образовательная и научная деятельность Воронежского госуниверситета успешно сертифицирована по международным стандартам качества ISO 9001:2000 (сертификат NQA Global Assurance Limited, Великобритания), в деятельности вуза реализованы основные принципы европейской системы образования. Бренд "Выпускник ВГУ" признан бизнес-сообществом, и наши студенты имеют дополнительные конкурентные преимущества на рынке труда. Все это формирует устойчивый спрос на выпускников университета.

На совместном заседании Торгово-промышленной палаты и Совета промышленников и предпринимателей Воронежской области 17.04.2007 активно обсуждались целесообразность, возможность и формы сотрудничества вузов и бизнеса. Помимо реализации идеи создания ресурсных центров (эндаументов) крупные промышленники и предприниматели особое внимание обратили на так называемые корпоративные формы взаимодействия вуза и предприятий (рис. 3). В условиях принципиального согласия со стороны промышленников активно оказывать организационную, материальную, информационную и финансовую поддержку вузам были выделены две приоритетные формы взаимодействия (образование научно-образовательного центра на базе ведущего регионального вуза - ВГУ; создание отдельного юридического лица - некоммерческого партнерства по развитию образования и науки). В ходе дискуссии были обсуждены положительные и отрицательные стороны той или иной организационной формы сотрудничества (рис. 4).

Возможные корпоративные формы взаимодействия

бизнес-сообщества и вузов

_______________________________________________________________

/ /¦

     
   ———————————————————————————————————————————————————————————————¬ |
   | Корпоративные формы взаимодействия бизнес—сообщества и вузов |/
   L——————————————————————————————T——T—————————————————————————————
   
\- L/

_____________________________\ /______________________________

/ \/ /¦

     
   ———————————————————————————————————————————————————————————————¬ |
   |   Выделение средств на реализацию образовательных и научных  | |
   |    проектов совета в соответствии с решением регионального   | |
   |           Совета промышленников и предпринимателей           |/
   L———————————————————————————————————————————————————————————————
   
\- L/ \- L/

\ / \ /

\/ \/

     
     —————————————————————————————¬   ——————————————————————————————¬
    —+———————————————————————————¬|  —+————————————————————————————¬|
   —+———————————————————————————¬|| —+————————————————————————————¬||
   | Вузу — лидеру регионального||| |Отдельному юридическому лицу |||
   |рынка образовательных услуг,||| |— некоммерческому            |||
   |    координатору научных    ||| |партнерству, учреждаемому    |||
   |     и учебных программ     |+— |бизнес—сообществом и вузами  |+—
   |(Воронежский госуниверситет)+—  |                             +—
   L—————————————————————————————   L——————————————————————————————
   
\- L/ \- L/

\ / \ /

\/ \/

     
   ———————————————————————————————¬ ————————————————————————————————¬
   |Основание: в соответствии с   | |Основание: устав и             |
   |генеральным договором между   | |учредительный договор          |
   |ВГУ и СПП ВО, а также         | |некоммерческого партнерства    |
   |частными договорами между     | |"Консультативный совет по      |
   |ВГУ и конкретными             | |корпоративному образованию,    |
   |организациями приказом        | |инновациям и бизнесу"          |
   |ректора учреждается           | |(государственные вузы не могут |
   |отдельное структурное         | |выступать в качестве           |
   |подразделение вуза: Научно—   | |учредителей, только через      |
   |образовательный центр         | |аффилированные лица)           |
   |"Воронежский институт развития| |                               |
   |образования и науки"          | |                               |
   |(НОЦ ВИРОН)                   | |                               |
   L——————————————————————————————— L————————————————————————————————
   

Рис. 3

Положительные и отрицательные стороны различных

корпоративных форм взаимодействия бизнес-сообщества и вузов

     
   ——————————————————————————————————————T——————————————————————————————————¬
   |     Научно—образовательный центр    |    Некоммерческое партнерство    |
   |    "Воронежский институт развития   |      "Консультативный совет      |
   |         образования и науки"        |         по корпоративному        |
   |      (НОЦ ВИРОН) — структурное      |      образованию, инновациям     |
   |      подразделение Воронежского     |   и бизнесу" — самостоятельное   |
   |госуниверситета с отдельным субсчетом|         юридическое лицо         |
   +————————————————————T————————————————+———————————————T——————————————————+
   |    Положительные   |  Отрицательные | Положительные |   Отрицательные  |
   |       стороны      |     стороны    |    стороны    |      стороны     |
   L——————T——————T——————+——————T——T——————+——————T——T—————+—————T——————T——————
   
\- L/ \- L/ \- L/ \- L/

\ / \ / \ / \ /

\ / \/ \/ \ /

\ / \ /

\/ \/

     
   —————————————————————T————————————————T———————————————T——————————————————¬
   |1. Перечисления     |1. Средства     |1. Взносы      |1. Регистрируется |
   |членов Совета       |бизнес—         |членов НП не   |НП в Управлении   |
   |промышленников и    |сообщества,     |облагаются     |ФРС по ВО —       |
   |предпринимателей ВО |перечисляемые   |налогом на     |информация        |
   |(коммерческих       |на цели развития|прибыль и НДС  |доступна широкому |
   |организаций) в ВГУ  |образования     |при условии,   |кругу лиц.        |
   |не облагаются       |и науки,        |что они        |2. Необходимость  |
   |налогом на прибыль  |не обособлены   |используются   |набора и          |
   |и НДС.              |в рамках        |по целевому    |содержания        |
   |2. Наличие          |самостоятельного|назначению     |значительного     |
   |высокоэффективной   |юридического    |(для целей     |числа работников  |
   |системы             |лица.           |создания НП).  |для ведения       |
   |внутрихозяйственного|2. Бизнес прямо |2. Прямой      |учета, управления |
   |контроля и          |не может        |контроль       |денежными         |
   |бухгалтерского учета|участвовать     |расходования   |средствами,       |
   |в ВГУ — НОЦ ВИРОН   |в управлении    |денежных       |делопроизводства  |
   |будет иметь         |государственным |средств        |и пр.             |
   |обособленный учет   |вузом (в части  |учредителями — |3. Необходимы     |
   |и отдельный субсчет.|выделенных      |бизнес—        |арендные платежи  |
   |3. ВГУ обслуживается|целевых средств)|сообществом.   |за помещение,     |
   |в Управлении        +————————————————+3. Удобная     |расходы по        |
   |Федерального        |                |организационно—|регистрации       |
   |казначейства,       |                |правовая форма |юридического лица.|
   |и осуществляется    |                |аккумулирования|4. Направление    |
   |постоянный контроль |                |средств        |на стажировку/    |
   |целевого            |                |юридических    |обучение          |
   |использования       |                |лиц для решения|в ведущие вузы    |
   |средств.            |                |целевой задачи |Европы и Америки  |
   |4. Концентрация     |                |с точки зрения |потребует прямых  |
   |финансовых ресурсов |                |легальности    |гарантий и прямого|
   |у естественного     |                |источников     |участия вузов     |
   |лидера вузовского   |                |средств        |г. Воронежа (в    |
   |сообщества (ВГУ)    |                L———————————————+частности, ВГУ).  |
   |позволяет получить  |                                |5. Жесткий        |
   |лучшие результаты по|                                |и постоянный      |
   |целевым показателям,|                                |контроль работы   |
   |установленным       |                                |всех              |
   |бизнесом.           |                                |некоммерческих    |
   |5. Не будет расходов|                                |организаций в     |
   |на арендную плату.  |                                |России со стороны |
   |6. На правах        |                                |ФСБ, МВД, КРУ,    |
   |совместителя можно  |                                |налоговых органов |
   |ввести в штат ВГУ   |                                |и пр.             |
   |представителя СПП   |                                |6. Государственные|
   |Воронежской области.|                                |вузы не могут быть|
   |7. ВГУ имеет        |                                |учредителями НП   |
   |устойчивые связи    |                                L———————————————————
   
¦с крупнейшими вузами¦ ¦Европы и Америки. ¦ ¦8. Имеются ¦ ¦апробированные ¦ ¦управленческие ¦ ¦механизмы ¦ ¦согласования ¦ ¦расходования целевых¦ ¦средств с различными¦ ¦бизнес-структурами. ¦ ¦9. Непосредственный ¦ ¦контакт с известными¦ ¦учеными ¦ ¦и преподавателями. ¦ ¦10. Ректор ВГУ - ¦ ¦председатель совета ¦ ¦ректоров вузов ¦ ¦Воронежской области ¦ L------------------- ————

Рис. 4

Если взять за основу некоммерческое партнерство как самостоятельное юридическое лицо, реализующее взаимные интересы вузов и бизнес-сообщества, то целями такого партнерства могут быть:

1) содействие повышению качества высшего образования через активное участие бизнес-сообщества в реализации программ высшего и дополнительного профессионального образования на всех его уровнях (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, программы повышения квалификации);

2) координация деятельности и объединение усилий для проведения научно-исследовательских работ, разработка научно-методического обеспечения всех уровней образования, совершенствование форм и методов образовательной деятельности, проектирование и создание технических и других средств обучения, формирование единого образовательного пространства;

3) содействие внутригосударственному и международному сотрудничеству в области науки, техники, образования и культуры; создание условий для внедрения положений Болонской декларации в региональную систему высшего образования (двухуровневое обучение в вузах, взаимное признание дипломов, перезачет и накопление кредитов, мобильность и контроль за качеством образования);

4) разработка и внедрение инновационных технологий в образовательную деятельность вузов в целях эффективной подготовки высококвалифицированных кадров с требуемыми компетенциями для работы в научной и практической сфере;

5) установление корпоративных интересов и укрепление связей между высшим образованием и бизнес-сообществом через механизм взаимодействия вузов с объединениями работодателей, прочими бизнес-структурами и промышленными ассоциациями;

6) поддержка инновационных программ, фундаментальных научных исследований, прикладных разработок, помощь в их патентовании, коммерциализации и внедрении в производство;

7) содействие в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, а также иных целей, направленных на достижение общественных благ;

8) защита прав и законных интересов членов партнерства;

9) организация научно-практических конференций, круглых столов, семинаров - совещаний по актуальным проблемам развития науки и образования в России и за рубежом;

10) насыщение рынка товарами и услугами образовательных учреждений, юридических и физических лиц - членов партнерства;

11) разработка прогнозной финансово-экономической документации, проектов образовательных стандартов, учебных планов, рабочих программ; осуществление работ по экспертизе финансовых документов, нормативных актов, управленческой документации;

12) организация стажировок и обучения членов партнерства в вузах и коммерческих организациях в России и за рубежом.

Предлагаемая нами схема организационной структуры управления партнерством - самостоятельным юридическим лицом представлена на рис. 5.

Структура управления некоммерческим партнерством

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |             Общее собрание действительных членов партнерства            +——————————————————¬
   L———————————————————————————————————T——————————————————————————————————————      ————————————+——————————¬  
   ————————————————————————————————————+———————————————————————————————————————————¬| Ревизионная комиссия |
   |Сопредседатель партнерства от ГОУ ВПО "Воронежский государственный университет"||      партнерства     |
   |Сопредседатель партнерства от Совета промышленников и предпринимателей ВО      ||    (председатель)    |
   L———————————————————————————————————T————————————————————————————————————————————L———————————————————————
   
------------------------------------+-------------------------------------------------------------------¬ ¦ Директорат партнерства ¦ ¦ (директор и заместитель директора, избираемые из числа действительных членов партнерства) ¦ L---------------------------------------------------T-------------------------------------------------- ———— ----------------------------------------------------+---------------------------------------------------¬ ¦ Руководители комитетов, организационно-правовой и учетно-финансовой служб партнерства, назначаемые ¦ ¦ директоратом ¦ L---------T----------------T-----------------T-----------------T---------------T---------------T------- ———— ----------+-------¬--------+------¬----------+-------¬---------+--------¬------+----¬----------+--------¬ ¦ Комитет ¦¦ Комитет ¦¦ Комитет ¦¦ Комитет ¦¦ Учетно- ¦¦ Организационно- ¦ ¦ по развитию ¦¦ по внешним ¦¦ по выполнению ¦¦ по реализации ¦¦финансовая¦¦ правовой отдел ¦ ¦ высшего ¦¦ связям, ¦¦исследовательских¦¦благотворительных¦¦ служба ¦¦(делопроизводство,¦ ¦и дополнительногсотрудничеству¦¦ программ, ¦¦ программ ¦¦ (главный ¦¦ юридическая ¦ ¦профессиональног с зарубежным覦 экспертизе ¦¦ и издательской ¦¦бухгалтер)¦¦и кадровая служба)¦ ¦ образования, ¦¦ вузами, ¦¦ научной ¦¦ деятельности ¦L-----------¦ (начальник) ¦ ¦мониторингу рынкদ фондами и ¦¦ и проектной ¦¦ (руководитель) ¦ L----------------- ———— ¦ труда, контролю ¦¦ организациям覦 документации, ¦L---------------- ———— ¦ качества ¦¦(руководитель)¦¦ внедрению ¦ ¦ образовательных ¦L---------------¦ инновационных ¦ ¦ услуг ¦ ¦ разработок ¦ ¦ (руководитель) ¦ ¦ (руководитель) ¦ L------------------ L---------------- ————

Рис. 5

Наиболее яркие примеры взаимодействия бизнеса, различных фондов и Воронежского государственного университета в процессе подготовки востребованных на рынке специалистов представлены на рис. 6.

Взаимодействие бизнес-сообщества, благотворительных фондов

и Воронежского госуниверситета в образовательном и научном

процессе

     
   —————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————¬
   |                                 Воронежский государственный университет — лидер вузовского сообщества Черноземья                                               |
   +————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————+
   |     Цель: подготовка специалистов с требуемыми для бизнеса профессиональными компетенциями, навыками научной работы, способностями к ситуационному анализу     |
   |                                                                    и личностными качествами                                                                    |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   
/¦\ /¦\ /¦\
     
   ————————————————————————————————————————+—————————————————————————————————————T———————+——————T—————————————————————————————————+—————————————————————————————————¬
   |                          Крупный и средний бизнес                           |     Банки    |           Зарубежные и российские благотворитеьные фонды          |
   +———————————————T————————————————T——————————————T——————————————T——————————————+——————————————+—————————————————T—————————————————T———————————————T———————————————+
   |    Концерн    |       ОАО      | ЮВЖД — филиал|  Аудиторско— |   Компания   |      ЗАО     |Благотворительный|Благотворительный|  Американский | При поддержке |
   |"Сименс" создал|  "Новолипецкий |  ОАО "РЖД" — |консалтинговая|"Информсвязь —|"Международный| фонд В. Потанина|  фонд "Oxford — |      фонд     |  американских |
   |образовательный|металлургический|   подписан   | группа "КПМГ"|  Черноземье" |  московский  |   финансирует   | Russia" (Лондон)|  гражданских  |    фондов и   |
   | центр на базе |   комбинат" —  |   договор о  |    открыла   |    открыла   | банк" открыло|  стипендиальную |     ежегодно    |  исследований |  Минобрнауки  |
   |      ВГУ      |   реализуются  |сотрудничестве|стипендиальную|стипендиальную|стипендиальную|программу для ВГУ|   финансирует   |   и развития  | России создан |
   |               |    научные и   | в подготовке | программу для| программу для| программу для|                 |  стипендиальную | создал на базе|  на базе ВГУ  |
   |               | образовательные| кадров с ВГУ |      ВГУ     |      ВГУ     |      ВГУ     |                 |программу для ВГУ|  ВГУ научно—  |Межрегиональный|
   |               |     проекты    |              |              |              |              |                 |                 |образовательный|    институт   |
   |               | совместно с ВГУ|              |              |              |              |                 |                 |  центр (НОЦ)  |  общественных |
   |               |                |              |              |              |              |                 |                 |               |      наук     |
   |               |                |              |              |              |              |                 |                 |               |     (МИОН)    |
   L———————————————+————————————————+——————————————+——————————————+——————————————+——————————————+—————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————
   
/¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\ /¦\
     
   ————————+————————————————+———————————————+——————————————+——————————————+——————————————+———————————————+—————————————————+————————————————+———————————————+———————¬
   |— Активное участие в профессиональных образовательных и научных программах                                                                                      |
   |— Выявление лучших студентов, организация конкурсов на получение именных стипендий                                                                              |
   |— Тестирование выпускников ВГУ и создание базы данных наиболее квалифицированных специалистов                                                                   |
   |— Создание корпоративных образовательных центров на базе ВГУ                                                                                                    |
   |— Предоставление студентам мест производственной практики и трудоустройство выпускников ВГУ с лучшими условиями вознаграждения                                  |
   L—————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————————
   
Рис. 6 Остановимся более подробно на некоторых примерах. - 30.07.2004 заключен рамочный договор между ВГУ и ООО "Сименс бизнес сервисез" (SBS) о целевой подготовке для концерна Siemens студентов 5-го курса ВГУ (факультеты: компьютерных наук, прикладной математики и механики, экономический, математический, международных отношений, романо-германской филологии). В соответствии с этим договором в октябре 2004 г. в ВГУ открыт образовательный центр. Уникальность и значимость такого центра для Siemens подчеркнуты присутствием на его открытии посла Германии в России, губернатора Воронежской области, представителей руководства Siemens. Образовательный процесс в центре обеспечивается специалистами ВГУ (более 60%) и SBS (около 40%), финансируется компанией Siemens, студентам выплачивается дополнительная стипендия. Занятия проводятся по трем целевым программам, каждая - около 600 ч, с обязательной стажировкой в Германии. Ежегодно число студентов, получающих дополнительное специальное образование в центре, увеличивается - в 2006/2007 учебном году количество слушателей центра составляет 75 человек. В процессе 2-го семестра обучения руководители конкретных проектов компании Siemens приезжают в г. Воронеж, проводят тестирование студентов и отбирают их на свои проекты. Отзывы о выпускниках факультетов ВГУ, об их общей и специальной подготовке в целом очень высокие, практически 100% выпускников центра отбираются на проекты и в настоящее время работают в филиале Siemens в г. Воронеже, в Москве, в Германии и в других странах. - С февраля 2001 г. при Воронежском государственном университете в рамках благотворительной программы "Межрегиональные исследования в общественных науках" был организован Межрегиональный институт общественных наук. Программа осуществляется негосударственной некоммерческой общественной организацией АНО "ИНО-Центр (Информация. Наука. Образование.)" совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при содействии корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США). Целями этой программы являются поддержка и стимулирование общественных наук в России; мобилизация отечественных интеллектуальных и профессиональных ресурсов российского научного сообщества; поддержка и развитие научных связей; институциональная поддержка российских общественных наук; обеспечение более тесной интеграции российских ученых и студентов в мировое научное сообщество. Объем финансирования ВМИОН в 2006 г. составил более трех миллионов двухсот тысяч рублей. - С 2002 г. в Воронежском государственном университете функционирует научно-образовательный центр "Волновые процессы в неоднородных и нелинейных средах", образованный в рамках совместной программы "Фундаментальные исследования и высшее образование" американского фонда гражданских исследований и развития и Министерства образования и науки РФ. Работа центра дала возможность университету внести качественные изменения во многие направления деятельности, получить новый позитивный опыт в области интеграции науки и образования. В рамках данной работы мы получили крупномасштабный опыт кооперации с другими научно-образовательными организациями. Мы получили возможность существенно улучшить методические основы образовательной деятельности, обновить научное оборудование, сформировать ряд новых научных и учебных лабораторий. Работа центра позволила успешно реализовать программу поддержки на конкурсной основе молодых ученых, студентов и аспирантов. Благодаря ресурсам данной программы мы смогли не только удержать, но и вернуть в университет ярких молодых преподавателей и исследователей, работавших ранее в университетах Германии, США, Израиля и других стран. Наряду с основным финансированием, которое за время работы центра составило 1 170 000 долл. из внешних источников, в 2005 и 2006 гг. НОЦ ВГУ получил два дополнительных гранта, ориентированных на поддержку отдельных направлений научной деятельности центра, общим объемом 130 000 долл. из внешних источников каждый. Кроме этого, по программам поддержки постдоков молодые ученые университета получили 21 грант на общую сумму 242 000 долл. - 19.01.2007 между Оксфордским российским фондом (Лондон, Великобритания) и Воронежским государственным университетом заключен договор о безвозмездной благотворительной помощи для предоставления стипендий российским студентам. Начиная с 2007/2008 г. в каждом учебном году по представленным ВГУ документам фонд будет предоставлять 75 стипендий, сроком на три года каждая, студентам 3-го курса. Соответственно, в 2009/2010 учебном году в университете будет насчитываться 225 действительных стипендиатов, а в дальнейшем, если фонд будет продолжать реализацию программы, число стипендиатов останется без изменений. Университет выплачивает каждому получателю стипендии 3000 руб. (до удержания подоходного налога) ежемесячно в течение 10 месяцев учебного года. Выбор благотворительного фонда основывался на результатах анализа вузов Черноземья, согласно которым ВГУ является системообразующим вузом на региональном рынке образовательных услуг. Общая величина благотворительной помощи составит 570 000 долл. Указанные на рис. 6 и многие другие проекты ВГУ с представителями бизнес-сообщества свидетельствуют о существенных изменениях в ранее действующем механизме взаимодействия вуза и работодателей. Серьезно корректируются подходы к подготовке высококвалифицированных специалистов, кардинально меняется политика привлечения персонала крупных хозяйствующих субъектов. Совместная работа Воронежского государственного университета с работодателями будет способствовать повышению качества подготовки востребованных рынком специалистов, выявлению талантливой молодежи, дополнительной мотивации студентов на высокие результаты в учебе и успешную карьеру в конкретной компании. Реализация идеи частно-государственного партнерства в области высшего образования на базе Воронежского государственного университета приведет к укреплению конкурентных преимуществ нашего региона как центра интеллектуальных ресурсов и человеческого капитала, будет способствовать развитию инновационных форм предпринимательства и укреплению экономики областей Центрального Черноземья. В.Т.Титов Д. ф. н., профессор, ректор Воронежского государственного университета Д.А.Ендовицкий Д. э. н., профессор, проректор Воронежского государственного университета Подписано в печать 17.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Изменения в налоговом законодательстве в связи с принятием Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (Начало) ("Бухгалтер и закон", 2007, N 9) Источник публикации "Бухгалтер и закон", 2007, N 9 >
Статья: Основы взаимодействия базовых элементов многоотраслевых интегрированных структур на принципах объединения стадий отраслевого инновационного цикла ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 17



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.