Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 <О статусе и правовых последствиях писем Минфина России>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18



"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.08.2007 N 03-02-07/2-138

<О СТАТУСЕ И ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ>>

Не секрет, что разобраться с применением на практике отдельных положений Налогового кодекса бывает довольно сложно. Иногда налоговое законодательство содержит прямо противоположные требования. А есть вопросы, которые вообще не урегулированы Кодексом. В таких ситуациях фирмы и предприниматели обращаются за разъяснениями в Минфин. Правда, не всегда позиция специалистов ведомства оправдывает ожидания автора запроса. Вместе с тем налогоплательщик может ознакомиться в журнале с "чужим" письмом финансистов, в котором он найдет подтверждение своей позиции. Какое разъяснение выбрать? Каковы могут быть последствия применения того или иного письма? Ответить на эти вопросы поможет опубликованный документ. В нем Минфин прояснил статус своих писем. А главное - указал, какие они могут иметь правовые последствия.

Ненормативные разъяснения Минфина

Одной из функций Министерства финансов является принятие нормативно-правовых актов в сфере налогов и сборов. Эти документы ведомство выпускает в форме приказов.

Что касается писем, то издание нормативных актов в таком виде не допускается. Каков же статус писем? А главное - кто ими может и должен руководствоваться?

Финансовому ведомству предоставлены полномочия по разъяснению налогового законодательства. Именно их и реализует Минфин, выпуская свои письма в ответ на запросы организаций и предпринимателей. Эти документы финансового ведомства носят исключительно информационно-разъяснительный характер. Поскольку письма финансистов - это ненормативные документы, они не могут устанавливать, изменять или отменять какие-либо правовые нормы - "общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение". И если автор запроса будет не согласен с трактовкой Минфина той или иной нормы Кодекса, он имеет полное право поступать не так, как рекомендуют финансисты.

Особняком стоят письма Минфина, адресованные налоговому ведомству. Финансисты направляют их "в рамках координации и контроля деятельности ФНС". Нормативными актами подобные письма также не являются. Но сотрудники налогового ведомства должны ими руководствоваться. Такая обязанность предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса.

Не все письма одинаково полезны...

Прислушиваться к ненормативным разъяснениям финансистов или нет, каждый решает сам. Но, взвешивая все "за" и "против", не нужно забывать, что начиная с этого года с фирмы или предпринимателя, который следовал письменным разъяснениям Минфина, нельзя взыскать не только штраф, но и пени (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Правда, от ответственности и начисления пеней на задолженность спасают лишь письма, которые соответствуют ряду критериев.

Во-первых, разъяснения должны быть даны уполномоченным органом в пределах его компетенции. Как мы уже выяснили, Минфин такими полномочиями наделен.

Во-вторых, важен адресат письма. От пеней и санкций могут освобождать только разъяснения, которые даны самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц.

С персональными разъяснениями все понятно. С одной стороны, их можно проигнорировать. А с другой, даже если у инспекторов (которые, как указали в Письме финансисты, вовсе не обязаны принимать в расчет указания, направленные не лично им) возникнут претензии к фирме, применившей на практике адресованные ей разъяснения Минфина, платить пени и штраф не придется. Единственное, что грозит владельцу "охранной грамоты" - это погашение возникшей недоимки.

А вот что считать письмами, адресованными "неопределенному кругу лиц"? Кодекс разъяснений не дает. На наш взгляд, к таким письмам можно отнести те, которые ФНС по указанию Минфина доводит до сведения плательщиков того или иного налога. Если же в преамбуле письма говорится, что оно составлено в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, его никак нельзя считать документом "неопределенной" направленности. Даже если такое письмо будет опубликовано в журнале или включено в правовую базу, став при этом доступным неопределенному кругу лиц.

В комментируемом документе подчеркнуто, что письма, выпущенные в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, не более ценны, чем разъяснения, скажем, аудиторов или налоговых экспертов. Ни налоговые органы, ни фирмы и предприниматели, ни арбитражные суды не обязаны поступать так, как сказано в этих "частных" письмах.

Конечно, ответ Минфина на чужой запрос от пеней и штрафов не спасет. Его нельзя воспринимать и как руководство к действию. Это всего лишь информация к размышлению. Но весьма полезная. Особенно в тех случаях, когда речь идет о разъяснениях, адресованных ФНС России. Ведь, как мы уже сказали, сотрудники налогового ведомства обязаны руководствоваться ими. А если знаешь, что потребуют инспекторы, можно заранее поискать аргументы в защиту своей позиции, а возможно, и внести кое-какие исправления. Но "примерять на себя" "чужие" письма Минфина следует, естественно, с осторожностью. Прежде чем решить, следовать письму или нет, нужно очень внимательно изучить сам вопрос. Необходимо оценить, насколько рассмотренная в письме ситуация соответствует вашей. Кроме того, важно знать, о каком периоде идет речь. Нередко в "свежих" письмах финансисты дают разъяснения по "старым" проблемам и при этом, естественно, опираются на положения Кодекса, действовавшие прежде. Не будет лишним и просмотр судебной практики по данной проблеме.

В-третьих, освобождать от начисления пеней и штрафа могут только те письма, которые по смыслу относятся именно к периоду возникновения недоимки. Когда они выпущены, значения не имеет. Правда, в отношении пеней нужно учитывать, что их можно не платить, лишь если недоимка возникла из-за применения разъяснений, которые были даны уже после 31 декабря 2006 г.

Четвертое условие, которое нужно выполнить, чтобы избежать санкций и пеней, такое: в запросе, направленном в Минфин, должны быть указаны полные и достоверные сведения. Иначе письмо финансистов не может быть "охранной грамотой".

Прежде чем сделать выводы, напомним: финансисты вправе рассматривать запрос два месяца, причем в случае необходимости данный срок может быть продлен еще на месяц. Поэтому, когда цена вопроса невелика или если проблема требует немедленного решения, можно на свой страх и риск принять на вооружение разъяснения, адресованные другим налогоплательщикам. А вот ответы на принципиальные вопросы лучше искать не в журналах и правовых базах, а в самом Минфине. Но при подготовке запроса будут полезны и "чужие" разъяснения. Они позволят сформулировать вопрос так, чтобы в результате получить не отписку, а ответ по существу.

Е.О.Вторушина

Аудитор

Подписано в печать

14.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Перечень важных документов на стадии принятия> ("Главная книга", 2007, N 18) Источник публикации "Главная книга", 2007, N 18 >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-03-06/1/544 <Финансовый результат у застройщика> и Письму Минфина России от 20.08.2007 N 03-03-06/1/578 <Порядок налогообложения у застройщика при поэтапном вводе в эксплуатацию объектов строительства>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.