|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 <О статусе и правовых последствиях писем Минфина России>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18
"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 18
<КОММЕНТАРИЙ К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 <О СТАТУСЕ И ПРАВОВЫХ ПОСЛЕДСТВИЯХ ПИСЕМ МИНФИНА РОССИИ>>
Не секрет, что разобраться с применением на практике отдельных положений Налогового кодекса бывает довольно сложно. Иногда налоговое законодательство содержит прямо противоположные требования. А есть вопросы, которые вообще не урегулированы Кодексом. В таких ситуациях фирмы и предприниматели обращаются за разъяснениями в Минфин. Правда, не всегда позиция специалистов ведомства оправдывает ожидания автора запроса. Вместе с тем налогоплательщик может ознакомиться в журнале с "чужим" письмом финансистов, в котором он найдет подтверждение своей позиции. Какое разъяснение выбрать? Каковы могут быть последствия применения того или иного письма? Ответить на эти вопросы поможет опубликованный документ. В нем Минфин прояснил статус своих писем. А главное - указал, какие они могут иметь правовые последствия.
Ненормативные разъяснения Минфина
Одной из функций Министерства финансов является принятие нормативно-правовых актов в сфере налогов и сборов. Эти документы ведомство выпускает в форме приказов.
Что касается писем, то издание нормативных актов в таком виде не допускается. Каков же статус писем? А главное - кто ими может и должен руководствоваться? Финансовому ведомству предоставлены полномочия по разъяснению налогового законодательства. Именно их и реализует Минфин, выпуская свои письма в ответ на запросы организаций и предпринимателей. Эти документы финансового ведомства носят исключительно информационно-разъяснительный характер. Поскольку письма финансистов - это ненормативные документы, они не могут устанавливать, изменять или отменять какие-либо правовые нормы - "общеобязательные государственные предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на многократное применение". И если автор запроса будет не согласен с трактовкой Минфина той или иной нормы Кодекса, он имеет полное право поступать не так, как рекомендуют финансисты. Особняком стоят письма Минфина, адресованные налоговому ведомству. Финансисты направляют их "в рамках координации и контроля деятельности ФНС". Нормативными актами подобные письма также не являются. Но сотрудники налогового ведомства должны ими руководствоваться. Такая обязанность предусмотрена пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса.
Не все письма одинаково полезны...
Прислушиваться к ненормативным разъяснениям финансистов или нет, каждый решает сам. Но, взвешивая все "за" и "против", не нужно забывать, что начиная с этого года с фирмы или предпринимателя, который следовал письменным разъяснениям Минфина, нельзя взыскать не только штраф, но и пени (п. 8 ст. 75 и пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ). Правда, от ответственности и начисления пеней на задолженность спасают лишь письма, которые соответствуют ряду критериев. Во-первых, разъяснения должны быть даны уполномоченным органом в пределах его компетенции. Как мы уже выяснили, Минфин такими полномочиями наделен. Во-вторых, важен адресат письма. От пеней и санкций могут освобождать только разъяснения, которые даны самому налогоплательщику или же неопределенному кругу лиц. С персональными разъяснениями все понятно. С одной стороны, их можно проигнорировать. А с другой, даже если у инспекторов (которые, как указали в Письме финансисты, вовсе не обязаны принимать в расчет указания, направленные не лично им) возникнут претензии к фирме, применившей на практике адресованные ей разъяснения Минфина, платить пени и штраф не придется. Единственное, что грозит владельцу "охранной грамоты" - это погашение возникшей недоимки. А вот что считать письмами, адресованными "неопределенному кругу лиц"? Кодекс разъяснений не дает. На наш взгляд, к таким письмам можно отнести те, которые ФНС по указанию Минфина доводит до сведения плательщиков того или иного налога. Если же в преамбуле письма говорится, что оно составлено в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, его никак нельзя считать документом "неопределенной" направленности. Даже если такое письмо будет опубликовано в журнале или включено в правовую базу, став при этом доступным неопределенному кругу лиц. В комментируемом документе подчеркнуто, что письма, выпущенные в ответ на запрос конкретного налогоплательщика, не более ценны, чем разъяснения, скажем, аудиторов или налоговых экспертов. Ни налоговые органы, ни фирмы и предприниматели, ни арбитражные суды не обязаны поступать так, как сказано в этих "частных" письмах. Конечно, ответ Минфина на чужой запрос от пеней и штрафов не спасет. Его нельзя воспринимать и как руководство к действию. Это всего лишь информация к размышлению. Но весьма полезная. Особенно в тех случаях, когда речь идет о разъяснениях, адресованных ФНС России. Ведь, как мы уже сказали, сотрудники налогового ведомства обязаны руководствоваться ими. А если знаешь, что потребуют инспекторы, можно заранее поискать аргументы в защиту своей позиции, а возможно, и внести кое-какие исправления. Но "примерять на себя" "чужие" письма Минфина следует, естественно, с осторожностью. Прежде чем решить, следовать письму или нет, нужно очень внимательно изучить сам вопрос. Необходимо оценить, насколько рассмотренная в письме ситуация соответствует вашей. Кроме того, важно знать, о каком периоде идет речь. Нередко в "свежих" письмах финансисты дают разъяснения по "старым" проблемам и при этом, естественно, опираются на положения Кодекса, действовавшие прежде. Не будет лишним и просмотр судебной практики по данной проблеме. В-третьих, освобождать от начисления пеней и штрафа могут только те письма, которые по смыслу относятся именно к периоду возникновения недоимки. Когда они выпущены, значения не имеет. Правда, в отношении пеней нужно учитывать, что их можно не платить, лишь если недоимка возникла из-за применения разъяснений, которые были даны уже после 31 декабря 2006 г. Четвертое условие, которое нужно выполнить, чтобы избежать санкций и пеней, такое: в запросе, направленном в Минфин, должны быть указаны полные и достоверные сведения. Иначе письмо финансистов не может быть "охранной грамотой". Прежде чем сделать выводы, напомним: финансисты вправе рассматривать запрос два месяца, причем в случае необходимости данный срок может быть продлен еще на месяц. Поэтому, когда цена вопроса невелика или если проблема требует немедленного решения, можно на свой страх и риск принять на вооружение разъяснения, адресованные другим налогоплательщикам. А вот ответы на принципиальные вопросы лучше искать не в журналах и правовых базах, а в самом Минфине. Но при подготовке запроса будут полезны и "чужие" разъяснения. Они позволят сформулировать вопрос так, чтобы в результате получить не отписку, а ответ по существу.
Е.О.Вторушина Аудитор Подписано в печать 14.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |