Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Таможенная база данных - не альтернатива закону ("Главная книга", 2007, N 18) Источник публикации "Главная книга", 2007, N 18



"Главная книга", 2007, N 18

ТАМОЖЕННАЯ БАЗА ДАННЫХ - НЕ АЛЬТЕРНАТИВА ЗАКОНУ

Бондарь Лариса Александровна - начальник отдела Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России.

 - Недавно прошла информация о внедрении Федеральной таможенной службой специальной базы данных, где будет содержаться информация о ценах на ввозимые товары. Каковы возможности использования подобных информационных технологий для обеспечения контроля и определения таможенной стоимости товаров?

- Проблема информационного обеспечения контроля и определения таможенной стоимости товаров существовала еще до принятия первой редакции Закона о таможенном тарифе.

Но нет ничего более подвижного, чем цены товаров. Информация о них устаревает очень быстро. Цены подвержены сезонным колебаниям, влиянию политических событий, зависят от изменения моды, цветовых предпочтений и прочих факторов. Постоянно появляются новые марки, модели, виды товаров, то есть ассортимент товаров все время расширяется.

Поэтому весьма непросто не только обеспечить оперативный сбор достоверной информации о ценах товаров, но и решить, в частности, вопросы хранения и поиска необходимой информации. Например, как систематизировать информацию? Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности не может, да и не должна учитывать все ассортиментное многообразие товаров, а следовательно, и ценовой разброс в рамках одного кода может быть весьма велик. А помимо информации о ценах необходима информация об условиях организации сделок, то есть по всей "логистической" цепочке. В связи с этим, формируя информационную базу, необходимо определить, для каких целей она предназначается, так как требования к информации, используемой для разных целей, также различны.

Поэтому прежде всего я разделила бы обсуждаемый вопрос на два направления: контроль таможенной стоимости товаров и определение таможенной стоимости товаров.

Требования к информации, используемой для определения таможенной стоимости товаров, установлены законом. В отношении информации, используемой для контроля, таких прямых установок нет. Однако очевидно, что если контролируется соблюдение закона, то и контрольные инструменты не должны этому закону противоречить. Поэтому контрольная информация может иметь укрупненный характер, не идентифицироваться с конкретными участниками сделки и т.д. Но она должна относиться к определенному кругу товаров (в терминологии Закона о таможенном тарифе это товары идентичные, однородные, товары того же класса или вида), отражать реальную ситуацию на рынке соответствующего товара, идентифицироваться по структуре и источникам получения. При этом она должна быть корректной для сравнения по всем "ценообразующим" параметрам. Ведь только из-за разных условий поставки (например, EX-Works-Пекин или CIF-Москва) цены на одинаковые товары могут отличаться в разы. Для целей контроля таможенной стоимости товаров информация о реальном состоянии товарных рынков, об условиях, на которых товары попадают на территорию России, никогда не будет лишней. Чем более такая информация доступна для таможенных органов, тем лучше, так как она позволит им иметь хотя бы примерный ориентир, понимать, в пределах какого коридора могут колебаться реальные цены (например, данный товар стоит не один доллар и не миллион долларов, а где-то от 30 до 70 долл.).

Но когда идет речь об определении стоимости конкретного товара, перемещаемого в рамках конкретной сделки, эта стоимость может не только находиться в любой точке нашего коридора, но и выйти из него и при этом быть правильной. Поэтому, сориентировавшись в порядке цены, далее необходимо решить вопросы о ее достоверности, с одной стороны, и ее приемлемости для целей определения таможенной стоимости - с другой (например, цена достоверна, но не годится для расчета таможенной стоимости, поскольку на нее оказала влияние взаимосвязь между продавцом и покупателем).

 - Поэтому для определения таможенной стоимости товаров напрямую опираться на информацию в базе невозможно?

- Я бы сказала так: возможно, но недостаточно. Для принятия решения по таможенной стоимости товаров мало сравнить заявленную стоимость с некими ценовыми параметрами, даже если они сформированы достаточно корректно. Надо разобраться в обстоятельствах рассматриваемой сделки и понять причины различий в стоимостных показателях. Закон о таможенном тарифе пока никто не отменял. Существуют шесть методов определения таможенной стоимости товаров, для каждого из которых предусмотрены определенные требования.

В соответствии с ТК таможенную стоимость определяет декларант. И если имеются установленные Законом условия для применения первого метода - по стоимости сделки с ввозимыми товарами (п. 2 ст. 19 Закона), то декларант обязан его применять, а у таможенного органа нет оснований для отказа от данного метода.

Конечно, у таможенного органа может появиться сомнение в достоверности заявленных сведений. Он имеет право принять решение либо продолжить процедуру проверки заявленных сведений, либо (в установленных случаях) самостоятельно определить таможенную стоимость ввозимых товаров по одному из методов со второго по шестой в соответствии с требованиями Закона.

В свою очередь, декларант имеет право, в случае несогласия с решением таможенного органа, обжаловать его в вышестоящий таможенный орган или в суд.

 Для справки

 Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ ( Закон  РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе"):

 1) по стоимости сделки с ввозимыми товарами  (ст. 19) ;

 2) по стоимости сделки с идентичными товарами  (ст. 20) ;

 3) по стоимости сделки с однородными товарами  (ст. 21) ;

 4) вычитания стоимости  (ст. 22) ;

 5) сложения стоимости  (ст. 23) ;

 6) резервный  (ст. 24) .

 Каждый последующий метод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода ( п. п. 1 ,  2 ст. 12 ).

 - Возможно, данные информационной системы будут использоваться таможенниками для определения таможенной стоимости по второму и третьему методам - с идентичными или однородными товарами?

- Условия использования этих методов установлены Законом о таможенном тарифе. Стоимостью сделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимость этих товаров, ранее определенная в соответствии с методом по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первым методом).

Таким образом, это таможенная стоимость, ранее одобренная таможенными органами в отношении товаров, идентичных ввозимым или однородных с ними. Она корректируется с учетом различий в условиях соответствующих сделок: в количестве товаров, схемах доставки и т.д.

При этом, если найдено несколько стоимостей сделок с идентичными/однородными товарами, после приведения данных о стоимости в сопоставимый вид для определения таможенной стоимости товаров берется наименьшая из них.

 - Данные сведения берутся в масштабе всей страны или только по конкретной таможне?

- Хотя напрямую в Законе о таможенном тарифе это не указано, речь вряд ли может идти о масштабах всей страны. Если товары сегодня проходят таможенное оформление в Санкт-Петербурге, а таможенник нашел информацию по таким же товарам, но по Владивостоку, вряд ли ему удастся ее правильно откорректировать. Ведь логистика была совершенно иная. Для проведения корректировки необходима не только грузовая таможенная декларация, но и вся первичная документация. Могут потребоваться контракт, транспортные накладные, страховой полис. Пересылка копий этих документов займет очень много времени, а ввести их в электронную базу нереально.

 - Остается еще шестой, резервный метод.

- В прежней редакции Закона о таможенном тарифе положения, регламентирующие применение шестого метода, были сформулированы несколько расплывчато, что нередко порождало некий волюнтаризм таможенных органов при его применении. Но уже более года действует новая редакция этого Закона. И ст. 24 предусматривает очень жесткие рамки применения шестого метода.

Так, п. 1 ст. 24 гласит, что если неприменимы все предыдущие 5 методов, то стоимость ввозимых товаров определяется путем использования способов, совместимых с принципами и общими положениями Закона о таможенном тарифе на основании данных, имеющихся в РФ.

А п. 2 той же ст. 24 говорит о том, что резервный метод - это гибкое применение методов, предусмотренных ст. ст. 19, 20 - 23. Логика расчета по резервному методу будет та же самая, что и по предыдущим методам.

И хотя при применении шестого метода допускается использование укрупненной информации, эта информация - не какая-то "средняя температура по больнице". Она должна быть реальной, документально подтвержденной, а алгоритм расчета должен повторять алгоритм расчета предыдущих методов. Это так называемые методы шестой на базе первого, шестой на базе четвертого и т.д.

При этом п. 3 ст. 24 установлено, что запрещено использовать в качестве основы для определения таможенной стоимости. В частности, нельзя использовать наивысшую из двух альтернативных стоимостей, произвольные и фиктивные стоимости (когда не ясен алгоритм расчета цены, источники информации, время формирования цены), а также минимальные таможенные стоимости (предельные величины, устанавливаемые государственными органами данной страны). Таким образом, никакая произвольность при использовании шестого метода не допускается.

Поэтому я повторю, что можно только приветствовать попытки вооружить таможенные органы объективной и достоверной информацией. Но это ни в коем случае не должно восприниматься в качестве альтернативы положениям законодательства, в том числе приводить к нарушению прав декларантов.

А.В.Хорошавкина

Корреспондент

журнала "Главная книга"

Подписано в печать

14.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: ВАС РФ разрешил признавать расходы, оплаченные учредителем ("Главная книга", 2007, N 18) Источник публикации "Главная книга", 2007, N 18 >
Статья: Собрались перейти на "упрощенку"? Подайте заявление! ("Главная книга", 2007, N 18) Источник публикации "Главная книга", 2007, N 18



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.