Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Социальные налоговые вычеты (Продолжение) ("Финансовая газета", 2007, N 37) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 37



"Финансовая газета", 2007, N 37

СОЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ ВЫЧЕТЫ

(Продолжение. Начало см. "Финансовая газета", 2007, N N 34, 35, 36)

Статус медицинских учреждений

В пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ указано, что социальный налоговый вычет на лечение предоставляется только по расходам на оплату услуг, оказанных медицинскими учреждениями Российской Федерации. В связи с этим важно знать, какие именно организации имеют такой статус. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (с изм. и доп. от 29.12.2006) понятие "медицинские учреждения" используется, но не раскрывается. Данным документом предусмотрено, что медицинская помощь оказывается в медицинских организациях, в том числе учрежденных физическими лицами, независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и ведомственной подчиненности, получивших лицензию на медицинскую деятельность. Медицинская помощь предоставляется также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, если у них имеется лицензия на медицинскую деятельность (ст. 37.1).

Понятие "медицинские учреждения" раскрывается в Законе РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 02.04.1993, с изм. и доп. от 29.12.2006). Согласно ст. 2 данного Закона к таким учреждениям относятся имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность (как индивидуально, так и коллективно).

Организационно-правовая форма медицинского учреждения может быть различной: хозяйственное общество, учреждение, финансируемое собственником, и т.д., так же как и форма собственности, которая может быть государственной, муниципальной, частной. Таким образом, основным требованием к медицинскому учреждению является наличие лицензии на медицинскую деятельность.

Согласно Письму ФНС России N САЭ-6-04/876@ в силу выводов, содержащихся в Определении КС РФ от 14.12.2004 N 447-О, в целях применения положений пп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ под медицинскими учреждениями Российской Федерации следует понимать находящиеся на ее территории медицинские организации (в том числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке.

Среди индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной медицинской практикой, преобладают специалисты, оказывающие стоматологические услуги. Поэтому налогоплательщики, оплатившие за счет собственных средств медицинские услуги по оказанию стоматологической помощи и зубному протезированию, подпадающие под действие названного Перечня, вправе воспользоваться социальным налоговым вычетом на лечение, если эти услуги и лечение оказаны налогоплательщику и (или) членам его семьи как медицинскими учреждениями Российской Федерации, так и индивидуальными предпринимателями, имеющими соответствующие лицензии.

Таким образом, в целях предоставления социального налогового вычета под медицинскими учреждениями Российской Федерации следует понимать находящиеся на ее территории медицинские организации (в том числе их обособленные подразделения) различных форм собственности, а также индивидуальных предпринимателей, имеющих соответствующие лицензии, выданные в установленном порядке.

Вместе с тем если налогоплательщику и (или) членам его семьи медицинские услуги были оказаны иностранным медицинским учреждением, имеющим соответствующую лицензию на осуществление медицинской деятельности, то социальный налоговый вычет на сумму оплаченной стоимости такого рода лечения и назначенных иностранными врачами лекарственных средств не предоставляется.

Обращаем внимание читателей на то, что в период с 1 января 2003 г. и до 1 января 2007 г. максимальная сумма социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов составляла 38 000 руб. Сказанное означает, что при подаче в 2007 г. декларации по налогу на доходы физических лиц за 2004, 2005 или 2006 гг. в целях получения социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов налогоплательщик вправе получить такой вычет в сумме, не превышающей 38 000 руб.

Что касается получения вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования) в размере 50 000 руб., вычет в таком размере можно будет получить только по тем расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования), оплата которых произведена налогоплательщиком начиная с 1 января 2007 г. Следовательно, при подаче в 2008 г. декларации по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. в целях получения социального налогового вычета по расходам на лечение и приобретение медикаментов (включая расходы на страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования) налогоплательщик вправе получить такой вычет в сумме, не превышающей 50 000 руб.

Предоставление социального налогового вычета по суммам страховых взносов, уплаченным налогоплательщиком в предыдущих налоговых периодах по договорам добровольного личного страхования, неправомерно.

По дорогостоящим видам лечения, предоставленным медицинскими учреждениями Российской Федерации, сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных налогоплательщиками расходов, но ограничивается пределами подлежащего налогообложению дохода, который учитывается при определении налоговой базы по НДФЛ, облагаемой по ставке 13%.

Расходы на приобретение медикаментов

В Перечень лекарственных средств, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 201, включены международные непатентованные названия лекарственных средств, приобретение которых за счет средств налогоплательщика дает ему право на получение социального налогового вычета.

Международные непатентованные названия включенных в указанный Перечень лекарственных средств соответствуют Государственному реестру лекарственных средств, утвержденному Минздравом России 01.12.1998 N 01/29-15. В Приложении N 3 к Государственному реестру представлены международные непатентованные названия лекарственных средств и соответствующие им синонимы, т.е. торговые названия лекарственного средства. У одного лекарственного средства может быть несколько торговых наименований.

В Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 201, наряду с лекарственными средствами, отпускаемыми по рецептам, включены лекарственные средства, отпускаемые без рецепта врача на основании Приказа Минздрава России от 19.07.1999 N 287, и отдельные лекарственные средства (психотропные и наркотические), выписывание которых для аптечных учреждений производится только на бланках рецепта формы N 148-1/у-88. Приказом Минздравсоцразвития России от 13.09.2005 N 578 утвержден новый Перечень лекарственных средств, отпускаемых без рецепта врача.

Порядок назначения лекарственных средств и выписывания рецептов на них утвержден Приказом Минздрава России от 23.08.1999 N 328. Согласно данному Приказу выписывание рецептов производится на латинском языке, при этом в рецепте указывается одно из торговых наименований лекарственного средства.

Рецепты для получения социального налогового вычета выписываются лечащим врачом по требованию налогоплательщика на основании назначений, произведенных налогоплательщику либо его супругу (супруге), его родителям и (или) его детям в возрасте до 18 лет. В соответствии с Порядком выписки лекарственных средств, утвержденным Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256, лекарственные средства выписываются лечащим врачом на рецептурном бланке по форме N 107/у в двух экземплярах, один из которых налогоплательщик предъявляет в аптечное учреждение для получения лекарственных средств, а второй - в налоговый орган вместе с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ за соответствующий налоговый период.

На экземпляре рецепта, предназначенного для представления в налоговый орган, лечащий врач проставляет штамп "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика", рецепт заверяется личной подписью и личной печатью врача, а также печатью учреждения здравоохранения. Некоторые лекарственные средства отпускаются без рецепта врача, но для подтверждения оплаты таких лекарств в целях получения социального налогового вычета необходимо оформлять рецептурный бланк формы N 107/у в двух экземплярах, даже если назначенные лекарственные средства отпускаются без рецепта. Кроме того, рецепты для представления в налоговые органы могут быть выписаны по требованию налогоплательщика лечащим врачом медицинского учреждения на основании записей в медицинской карте амбулаторного больного о назначении таких препаратов. Поэтому налогоплательщики вправе до окончания текущего налогового периода или в следующем налоговом периоде обратиться за соответствующими рецептами к лечащему врачу о назначениях лекарственных средств, если такие средства включены в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 201.

Выписанные рецепты со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" предназначены только для представления в налоговые органы, и отпуск лекарственных средств по ним не производится. Экземпляр рецепта со штампом "Для налоговых органов Российской Федерации, ИНН налогоплательщика" остается у налогоплательщика, оплатившего стоимость приобретенных им лекарственных средств, назначенных лечащим врачом ему или членам его семьи. Данный экземпляр рецепта представляется в налоговый орган по месту жительства вместе с кассовым и товарным чеками из аптечного учреждения, осуществившего отпуск лекарственных средств, с целью получения социального налогового вычета в связи с расходами на приобретение медикаментов.

Здесь следует обратить внимание на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 411, внесены изменения в Перечень лекарственных средств, назначенных лечащим врачом налогоплательщику и приобретенных им за счет собственных средств, размер стоимости которых учитывается при определении суммы социального налогового вычета. В частности, указанным Постановлением дополнен подраздел "Гормоны и антигормоны" разд. 6 упомянутого Перечня лекарственных средств.

Расходы на лечение

В Перечень медицинских услуг, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации N 201 и состоящий из пяти пунктов, включены платные услуги, оказываемые медицинскими учреждениями Российской Федерации, имеющими соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, в частности услуги по диагностике и лечению при оказании скорой медицинской помощи; услуги по диагностике, профилактике, лечению и медицинской реабилитации при оказании амбулаторной или стационарной медицинской помощи, а также оказанию медицинской помощи в санаторно-курортных учреждениях; услуги по санитарному просвещению населения.

В Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный указанным Постановлением, включены виды лечения, фактическая оплата которых за счет собственных средств налогоплательщиков учитывается при определении суммы социального налогового вычета на лечение. К дорогостоящим видам лечения относятся, в частности, хирургическое лечение врожденных аномалий (пороков развития), хирургическое лечение тяжелых форм болезней органов дыхания, хирургическое лечение осложненных форм болезней органов пищеварения, эндопротезирование и реконструктивно-восстановительные операции на суставах, реконструктивные, пластические операции, реплантация, имплантация протезов, металлических конструкций, электрокардиостимуляторов и электродов и т.д.

Здесь следует обратить внимание на то, что Постановлением Правительства Российской Федерации N 411 также дополнен Перечень дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, размеры фактически произведенных налогоплательщиком расходов по которым учитываются при определении суммы социального налогового вычета. В частности, указанный Перечень дополнен п. 27, предусматривающим расширение Перечня за счет включения в него такого вида дорогостоящего лечения, как лечение бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, культивирования и внутриматочного введения эмбриона.

Таким образом, по окончании 2007 г. налогоплательщики могут обратиться в налоговый орган по месту жительства и представить декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2007 г. по форме 3-НДФЛ в целях получения социального налогового вычета в связи с расходами, направленными на оплату лечения бесплодия методом экстракорпорального оплодотворения, и соответственно уменьшения своих налоговых обязательств по налогу на доходы физических лиц за 2007 г.

(Окончание см. "Финансовая газета", 2007, N 38)

Т.Левадная

Советник государственной

гражданской службы

Российской Федерации

2 класса

Подписано в печать

12.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Расходы на формирование резерва по сомнительным долгам (Начало) ("Финансовая газета", 2007, N 37) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 37 >
Вопрос: ...Группа предпринимателей планирует организовать сельскохозяйственный снабженческо-сбытовой потребительский кооператив. На какой системе налогообложения он может находиться? Какова предельная численность работников этого кооператива? Как необходимо вести бухгалтерскую и налоговую отчетность в кооперативе? Могут ли быть учредителями кооператива предприниматели без образования юридического лица (фермерские хозяйства)? ("Финансовая газета", 2007, N 37) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 37



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.