Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Стандарты стоимости в методологии оценки бизнеса ("Инвестиционный банкинг", 2007, N 3) Источник публикации "Инвестиционный банкинг", 2007, N 3



"Инвестиционный банкинг", 2007, N 3

СТАНДАРТЫ СТОИМОСТИ В МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ БИЗНЕСА

Оценка бизнеса является важнейшим этапом в реализации различных финансовых сделок и в то же время довольно сложным процессом, требующим максимально тщательной и детальной проработки. Настоящая статья рассказывает об особенностях некоторых методологических тенденций в данном вопросе.

Оценка бизнеса чаще всего имеет своим предметом стоимость отдельных бизнес-линий или стоимость всего предприятия, фирмы. Бизнес-линию определяют как совокупность прав собственности, долгосрочных конкурентных преимуществ и соответствующего имущества (технологий, контрактов на организацию работ), которые обеспечивают получение доходов. Близкими понятиями здесь выступают: продуктовая линия, инвестиционный проект, долгосрочные ключевые контракты, обусловливающие получение доходов или экономию расходов (например, по долгосрочной аренде оборудования, закупке, размещению произведенного продукта). Таким образом, узкая трактовка бизнес-линии предполагает собой реализацию имущественного интереса, обусловливающего в результате увеличение стоимости предприятия. Можно вспомнить также косвенные формы стоимостных отношений (факторинг, траст, лизинг), формы реструктуризации предприятия, целью которых является увеличение стоимости системы <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Левчаев П.А., Имяреков С.М. Становление, эволюция и перспективы финансово-стоимостных отношений хозяйствующих субъектов России. - М.: Академический проект, 2006.

Оценка бизнес-линий может проводиться в случаях, когда необходимо:

- оценить имеющуюся бизнес-линию (основную, единственную) с целью установления на этой основе стоимости данного специализированного предприятия;

- оценить стоимость реализуемого инвестиционного проекта (на любых его стадиях) с целью его продажи либо выбора наилучшего из имеющихся альтернативных;

- оценить стоимость уставного капитала, необходимого для осуществления инвестиционного проекта;

- оценить сделку с использованием той или иной формы финансовых ресурсов, обеспечивающей в итоге наибольший стоимостный рост системы;

- оценить всю совокупность бизнес-линий предприятия (а также других принадлежащих предприятию активов, включая его торговую марку и репутацию на рынке) с целью установления результирующей стоимости данного комплекса.

Вполне очевидно, что проводимая оценка касается установления стоимости определяющего для данного субъекта хозяйствования на этот момент времени предмета сделки, ибо в результате формируется конечная величина всего стоимостного образования.

Оценка всего предприятия может осуществляться также и на основе оценки его имущества, если рынок не в состоянии провести оценку по бизнес-линиям. Здесь возможны следующие случаи <1>:

- необходимо оценить стоимость "закрытого" предприятия, чьи ценные бумаги не могут обращаться на фондовом рынке;

- необходимо оценить предприятие, чьи акции не допущены до листинга фондовой биржи как не удовлетворяющие установленным критериям;

- необходимо оценить предприятие, чьи акции обращаются на фондовой бирже, но считается, что они оценены необъективно (например, в силу тех или иных причин недооцениваются инвесторами);

- уровень и тенденции развития фондового рынка в стране не позволяют доверять сложившимся ценам на акции.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

Оценка предприятия основывается на оценке его активов. Однако следует иметь в виду, что если имеющиеся данные по аналогичным сделкам позволяют достаточно объективно подойти к оценке материальных составляющих активов (по сложившимся рыночным ценам), то в отношении нематериальных активов (патенты и т.д.) это затруднительно или невозможно.

Не следует думать, что названные подходы исключают применение друг друга - возможны ситуации, когда оценка бизнес-линии предполагает имущественный подход, а оценка всего предприятия - установление стоимости бизнес-линии в его составе.

Оценка предприятия (фирмы) может проводиться в случаях, когда необходимо:

- определить соответствие цены котирующихся на рынке акций их реальной стоимости;

- обосновать цену предприятия при его купле/продаже;

- определить цену закрытой компании для установления стоимости ее акций;

- показать стоимость предприятия потенциальным инвесторам.

Изначальные ориентиры при определении стоимости предприятия таковы:

1) предприятие оценивается как функционирующее;

2) предприятие оценивается с точки зрения его ликвидации (ликвидационная стоимость).

При этом основными подходами выступают: а) доходный; б) рыночный; в) затратный. Факт того, что оценка может проводиться с использованием различных подходов и предположений относительно развития ситуации, обусловливает и различное ее стоимостное значение. При проведении оценки возможно применение следующих трактовок стоимости <1>:

- рыночная стоимость устанавливается в случае, когда заинтересованные в сделке стороны обладают абсолютно всей информацией;

- инвестиционная стоимость подразумевает стоимость предприятия для конкретного инвестора;

- экономическая стоимость рассматривается как стоимость продолжающегося бизнеса;

- текущая стоимость предполагает определение денежного потока, дисконтированного по определенной ставке;

- фундаментальная стоимость рассматривается как внутренне присущая данному виду активов вне зависимости от характеристик конкретного инвестора;

- ликвидационная стоимость предполагает стоимость предприятия, определенную с учетом необходимых при ликвидации расходов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Кукукина И.Г. Управление финансами: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 2001.

Если предприятие оценивается с точки зрения действующего, то применяется доходный или рыночный подход.

При доходном подходе стоимость предприятия устанавливается исходя из его возможных доходных потоков, которые обеспечиваются этим бизнесом. В этом случае имущество предприятия, обеспечивающее его функционирование, не учитывается, т.к. в противном случае (при продаже имущества) доходы от бизнеса станут невозможными.

Рыночный подход предполагает, что при оценке предприятия учитывается стоимость предприятия-аналога, сделка по продаже которого имела место в прошлом. Найти такое предприятие бывает затруднительно, ибо речь идет о тождественных отраслях функционирования, размерах и других ключевых параметрах бизнеса.

Стоимость ликвидационного предприятия оценивается в рамках затратного подхода, который предполагает оценку рыночной стоимости активов предприятия, оставшихся после вычета задолженности. Безусловно, такой подход предполагает оценку активов не с точки зрения суммы их рыночных стоимостей, но с учетом их оперативной продажи, а значит, продажи с дисконтом от рыночной стоимости. Как правило, ликвидационная стоимость оказывается ниже той, которая устанавливается для действующего предприятия (часть активов вообще не будет реализована в интересующее время, а часть будет реализована по заниженным ценам и др.).

При оценке бизнеса общепринятыми стандартами стоимости выступают стандарты (см. табл.):

1) обоснованной рыночной стоимости;

2) обоснованной стоимости;

3) инвестиционной стоимости;

4) фундаментальной (внутренней) стоимости.

Таблица

Стандарты стоимости и используемая информация

     
   ———————————T—————————————T—————————————T——————————————T———————————
   
Полная ¦Стандарт ¦ ¦ ¦Стандарт

информация¦обоснованной ¦ ¦ ¦внутренней

¦рыночной ¦ ¦ ¦стоимости

¦стоимости ¦ ¦ ¦

     
   ———————————+—————————————+—————————————+——————————————+———————————
   
Неполная ¦ ¦Стандарт ¦Стандарт ¦

информация¦ ¦обоснованной ¦инвестиционной¦

¦ ¦стоимости ¦стоимости ¦

     
   ———————————+—————————————+—————————————+——————————————+———————————
   
¦Общедоступная¦Равная ¦Различная ¦Доступная

¦информация ¦доступность ¦доступность ¦информация

¦ ¦информации ¦информации для¦для

¦ ¦для ¦инвесторов ¦оценщика

¦ ¦участников ¦ ¦

¦ ¦сделки ¦ ¦

     
   ———————————+—————————————+—————————————+——————————————+———————————
   
Применение стандарта обоснованной рыночной стоимости предполагает, что оценка предприятия производится исходя из всей необходимой информации, доступ к которой не ограничен ни для продавца, ни для покупателя. Основой этого в некотором смысле выступает идеальная модель рынка, оперативность совершения сделок, информированность всех заинтересованных сторон, минимальная величина транзакций по совершаемым сделкам. Несмотря на эти серьезные требования, в ряде государств практика подобного подхода уже имеет место. Так, например, в некоторых англосаксонских странах в целях объективности налогообложения используется практика оценки доли участия предприятия в закрытых дочерних компаниях. Местные предприятия-налогоплательщики для избежания проблем с налоговыми органами вынуждены привлекать к оценке авторитетные аудиторские фирмы. Основным подходом к оценке при этом выступает рыночный. Стандарт обоснованной стоимости предполагает равную доступность информации как для покупателя, так и для продавца. Требованием этого подхода является отсутствие асимметричности информации, т.е. предполагается, что релевантной информацией в равной мере располагают все нуждающиеся в ней. Известны ситуации, когда мелкие держатели акций опротестовывают через суд сделки по продажам акций. Причина этого - асимметричность располагаемой информации, т.е. крупные держатели, обладая необходимой информацией о реальной стоимости акций, преднамеренно скрывают ее от мелких акционеров с целью получения выгоды от приобретения данных ценных бумаг. В основе стандарта инвестиционной стоимости лежит возможность конкретного инвестора извлечь большую прибыль, чем та, которую предполагает продавец, т.е. используемая здесь информация специфична для продавца, покупателя в каждом конкретном случае. Этот стандарт обусловливает информированность участников сделки о перспективах развития предприятия. Сделка произойдет, если инвестор оценивает перспективы предмета сделки выше, чем продавец. Отметим, что помимо разности подходов (продавца и инвестора) к оценке данного предприятия значение могут иметь возможности конкретного инвестора извлечь в конечном счете больше прибыли от предмета инвестиций. Например, посредством использования собственной деловой репутации, имеющихся возможностей (по предоставлению оборудования, размещению контрактов, налаживанию деловых связей, развитию данного бизнеса). Очевидно, что инвестиционная стоимость с точки зрения различных инвесторов будет отличаться по причине видения иных перспектив развития и инвестиционной отдачи от данного бизнеса. Стандарт внутренней стоимости предполагает оценку независимым сторонним оценщиком на основе его опыта и информированности. Результирующая оценка должна будет строиться на основе использования всех доступных методов оценки, с учетом опыта работы аналитика в оцениваемом бизнесе, с применением независимой и полной информации о предмете оценки. Таким образом, оценщик выбирает из нескольких вариантов оценки, по его мнению, наиболее объективный и достоверный, в наибольшей степени соответствующий реальному положению дел. О зависимости стандарта оценки от доступности используемой информации дает представление таблица. Помимо названных и общепринятых стандартов оценки используются также национальные стандарты, адаптированные к той или иной стране. В этом случае они носят характер методических нормативных рекомендаций. П.А.Левчаев К. э. н., доцент кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета имени Н.П. Огарева Подписано в печать 11.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Перспективы регулирования банковских групп ("Инвестиционный банкинг", 2007, N 3) Источник публикации "Инвестиционный банкинг", 2007, N 3 >
Статья: Корпоративные облигации: глобальные стратегии ("Инвестиционный банкинг", 2007, N 3) Источник публикации "Инвестиционный банкинг", 2007, N 3



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.