Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Актуальные вопросы денежно-кредитной политики ("Финансы", 2007, N 9) Источник публикации "Финансы", 2007, N 9



"Финансы", 2007, N 9

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

Зарубежный опыт и российская практика последних лет свидетельствуют о необходимости приведения методов формирования денежно-кредитной политики, параметров ее реализации в соответствие с тенденциями и требованиями экономического развития. Главный приоритет экономического развития - ускорение роста ВВП, поэтому реализация денежно-кредитной политики должна быть тесно увязана с решением этой задачи. Это означает повышение инвестиционной направленности денежно-кредитной политики, усиление ее связи с реальным сектором экономики, более точный учет взаимосвязи спроса и предложения денег. В методологическом плане это предполагает усиление воспроизводственного подхода, учитывающего диалектическую взаимосвязь денежно-кредитной политики с процессом воспроизводства.

Важным условием повышения эффективности денежно-кредитной политики является учет происходящих в экономической системе структурных и институциональных изменений. Преувеличение значимости монетаристских принципов, в том числе их влияния на развитие инфляции, имевшее место как в России, так и в ряде стран Центральной и Восточной Европы, приводило к переносу нагрузки по стабилизации ценовой динамики на денежно-кредитную политику, в результате чего создавалось избыточное давление на экономику.

Денежно-кредитная политика в общепринятом понимании строится

на двух базовых принципах: методе целевой инфляции и методе

воздействия денежного агрегата М на экономику. Цель - достижение

2

темпов инфляции, которые удовлетворяют неким целевым параметрам

растущей экономики, обеспечение равновесия на валютном рынке и

плавной динамики валютного курса, от которого зависит

конкурентоспособность продукции и экономики в целом.

Кредитно-денежная политика должна содействовать снижению

инфляционных ожиданий, хозяйственных рисков, выполнению бюджетных

обязательств, обеспечению бездефицитности бюджета (по крайней

мере, в среднесрочной перспективе). Это приводит обычно к росту

сбережений, инвестиций и стимулирует экономический рост.

Однако этот классический вариант кредитно-денежной политики не учитывает в явном виде появления в хозяйственном пространстве значительного числа новых институтов, которые нуждаются в определенном "монетарном обслуживании", иначе они не работают или работают неэффективно. Вместе с тем неразвитость финансового рынка, ограниченность возможностей в создании кредита, в том числе по причине ограниченности капиталов банков, отсутствия эффективных критериев предоставления кредита и надежности его возврата, приводят к тому, что краткосрочные процентные ставки не могут использоваться в качестве инструмента регулирования и реализации кредитно-денежной политики в требуемом объеме.

Институт кредита и процентная ставка являются важными предпосылками в обеспечении новых и существующих экономических структур деньгами. В качестве критерия предоставления кредита в реальном секторе экономики может приниматься валовая прибыль или собственность предприятия, наличие двойного залога или равномерность месячного оборота. Такие критерии способствуют только увеличению транзакционных издержек обладающей и так невысокой эффективностью промышленной структуры и затрудняют предоставление кредита для наукоемких производств, поскольку критерии инновационности, научно-технического, производственного потенциала предприятия не используются.

При кредитовании не учитывается фактор хозяйственной нестабильности (неравномерности месячного оборота), характерный для инновационных производств и производительного предпринимательства. Равномерность в большей степени характерна и достигается в торговле, сырьевых отраслях, производствах непрерывного цикла. Кредитно-денежная политика не должна подстраиваться под формирующуюся по неким законам экономическую структуру, а должна передавать свое воздействие на экономику, которое эту структуру и сформирует.

Цели социально-экономического развития страны значительно шире целей денежной политики, являющейся необходимым инструментом развития, и включают укрепление социальной стабильности, осуществление структурных изменений, создание благоприятного инвестиционного климата, стимулирование роста отдельных секторов экономики и т.д. Достижение этих целей происходит в условиях отвлечения значительной доли ресурсов на обслуживание внешнего долга, обеспечение безопасности страны, преодоление неэффективности структуры промышленности и недостатка инвестиций в реальный сектор. Весомым фактором роста российской экономики стало увеличение потребительских расходов и валовых инвестиций в основной капитал. Отказ от жестких кредитно-денежных ограничений сыграл в этом позитивную роль. Изменение потребительских предпочтений формировало институт качества продукции, что требовало новых фондов и производственных возможностей.

Еще одним важным условием, обеспечивающим экономической системе импульс к развитию, является эмиссионный институт - Центральный банк, который должен быть нацелен на решение внутриэкономических задач, ввод "новых" денег в национальную экономику, например поощрением инновационных процессов и решения значимых социальных проблем. Для этого требуется создание набора принципов и стимулов, позволяющих направить некоторую часть совокупного денежного потока (создающего макроэкономический оборот - контур) на указанные цели.

Изменение производительности труда в модернизируемой экономике в конечном счете меняет потребность в рабочих местах в различных сферах национального хозяйства. Часть новых денег идет на переобучение работников, выбывающих из старых секторов хозяйства, и на осуществление "структурного маневра". Ввод новых денег в экономику возможен соразмерно тем функциям и организационным формам, которые в экономике создаются. При этом не должно возникать резкой дифференциации доходов так, чтобы распределение новых социальных функций соответствовало вкладу различных слоев граждан в национальную экономику. Это возможно, если получаемый доход соответствует социально значимому результату, а общественные институты способны этот результат выявлять и объективно оценивать. Реализация этих принципов требует выбора соответствующих критериев предоставления кредита и активной политики регулирования процентных ставок.

Возможности управления ставкой процента в экономике со стороны Банка России в посткризисный период существенно сократились. В развитых странах Центральной и Восточной Европы (Венгрия, Польша, Чехия) процентная ставка постепенно становится главной составляющей активного воздействия денежно-кредитной политики на экономическое развитие. В российской экономике за прошедшее десятилетие процентная ставка утратила свое управляющее воздействие на формирование потенциала развития экономики. Нестабильность уровня процентных ставок по всему спектру финансовых инструментов создает для коммерческих банков ситуацию повышенного кредитного риска и сдерживания кредитования предприятий. Необходимость кардинального изменения ситуации в этой сфере требует создания системы управления процентными ставками и снижения процентных рисков. Переориентация денежно-кредитной политики, стратегия последовательного смещения ее курса к активному влиянию на развитие национальной экономики определяет стратегическое значение процентной политики и ее ключевое положение в комплексе инструментов денежно-кредитной политики.

В то же время концепция повышения роли процентной политики через активизацию операций рефинансирования, на наш взгляд, не совсем эффективна в современных российских условиях из-за наличия избыточной ликвидности в денежно-кредитном секторе. Рефинансирование коммерческих банков первоначально проводилось на селективной основе, а с прекращением банковского кризиса и началом экономического роста значимость деятельности Банка России как кредитора последней инстанции существенно снизилась. Процентные ставки по депозитным операциям, на наш взгляд, носят скорее пассивный характер.

Поэтому представляются обоснованными предложения относительно использования денежных ресурсов Банка России для организации кредитования (через коммерческие банки) в иностранной валюте крупных российских компаний-экспортеров, которые часто получают кредиты иностранных банков. Таким образом, можно было бы снизить нагрузку на платежный баланс, увеличить прибыль Банка России, улучшить финансовое состояние компаний.

Опыт стран Центральной и Восточной Европы показывает, что повышение эффективности процентной политики, как правило, реализуется через активизацию операций на открытом рынке, которые в России в настоящее время недостаточно развиты. Активизация роли операций на открытом рынке невозможна без увеличения объема ценных бумаг с рыночными характеристиками. Банком России в этой связи намечен ряд мероприятий по формированию емкого и ликвидного рынка облигаций Банка России, которые, как представляется, в определенной степени усилят влияние процентных ставок по операциям Банка России на достижение целей денежно-кредитной политики.

В этом качестве помимо облигаций Банка России могут также использоваться и ценные бумаги Правительства РФ. Поэтому при различных сочетаниях направленности денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики возможны различные варианты. Так, при продолжении политики профицита федерального бюджета целесообразно усиливать роль облигаций Банка России, что Центробанк и делает в настоящее время. Расширение государственных заимствований при сбалансированной процентной политике может оказать положительное воздействие на экономику в целом и развитие финансового рынка. В целом принимаемые Банком России и Правительством РФ меры по активизации операций на открытом рынке, безусловно, отразятся на повышении эффективности процентной политики.

Предпосылки активизации процентной политики связаны с существующими проблемами и задачами развития денежно-кредитной сферы, в частности с расширением конвертируемости рубля за пределы внутреннего валютного рынка, дедолларизацией экономики, активностью введения современных инструментов финансового рынка в систему банковской деятельности и многими другими факторами. Поэтому задачи совершенствования инструментария национальной денежно-кредитной политики и создания условий для повышения их эффективности по-прежнему остаются актуальными и значимыми.

Отмена валютного контроля в ряде европейских стран обусловила усиление роли процентной политики как средства управления либерализированными финансовыми рынками. Ценовая стабильность выступает основной задачей кредитно-денежной политики в Европе. Концептуальную основу такой политики формирует тезис об отсутствии долгосрочной прямой зависимости между уровнем инфляции и занятостью, то есть увеличение предложения денег ведет к росту инфляции и никак не сказывается на занятости. Для России в последние десять лет такая зависимость вряд ли является актуальной.

В Европе основными средствами денежного регулирования выступают операции на открытом рынке, управление процентными ставками. При масштабных институциональных изменениях требуется учитывать и другие факторы. В качестве институциональной цели кредитно-денежной политики может быть предложено: обеспечение эффективного кредита, инновационного предпринимательства, денежного равноправия различных базовых общественных институтов, формирование стимула правовой эффективности хозяйствования.

Сегодня на эффекте девальвации национальной валюты уже нельзя строить экономическую политику. Этот благоприятный период для российской промышленности закончился. И это не может не отражаться на формировании денежно-кредитной политики. Ее цель - обслуживание различных воспроизводственных процессов и обеспечение экономике конкурентоспособных преимуществ в условиях относительной макроэкономической стабильности.

С инфляцией можно и нужно бороться, изменяя содержание работы финансовых, кредитных институтов. В эпоху Дж. М. Кейнса преодоление кризиса происходило за счет увеличения расходов и строительства дорог. Сегодня, как полагают, позитивные свойства данного инструмента несколько снижены, однако серьезных доказательств такой точки зрения никто пока не предоставил. Теоретические построения вполне могут склонять к подобным выводам, но это вовсе не значит, что они верны и тем более что им необходимо следовать при формировании и реализации экономической политики.

Если структура российской экономики при любом направлении развития увеличивает инфляцию, то незамедлительно требуется трансформация этой структуры. Инвестиции в дороги, оборудование никоим образом нельзя рассматривать лишь в качестве факторов, способствующих росту инфляции. Эти инвестиции необходимы, потому что стране нужны дороги и новые производственные мощности, а возникающая инфляция имеет совершенно иную основу - качество формирования кредитно-денежной политики, ее реализации, в том числе слабость банковского капитала, высокие издержки функционирования всех систем экономики, структурная неэффективность, правовая неэффективность, коррупция и т.д.

В России целевой ориентир по инфляции (ИПЦ) рассчитывается Правительством РФ исходя из проекта федерального бюджета и прогноза социально-экономического развития страны. В силу этого многие факторы, влияющие на изменение цен, такие как рост цен и тарифов на платные услуги населению, а также естественных монополий, находятся вне сферы контроля Центрального банка РФ. Поэтому для эффективного регулирования инфляции требуются согласованные действия Банка России и Правительства РФ с учетом всех факторов, воздействующих на процесс обесценения денег.

Можно перечислить приоритеты денежно-кредитной политики, которые не в полном объеме согласуются с теми ориентирами и целями, которые устанавливаются Центральным банком.

1. Целевые ориентиры социально-экономического развития страны должны исходить из текущей динамики экономических процессов и предполагать положительную динамику этих процессов в будущем на основе: социальной стабильности и улучшения социальных индикаторов, структурных изменений, должной инвестиционной активности, включая банковскую систему, использования всех инструментов денежно-кредитной и фискальной политики, в том числе и за счет увеличения государственного долга и выполнения бюджетных обязательств за счет регулирования налоговой нагрузки, дефицита бюджета.

2. Денежно-кредитная политика должна быть направлена на гарантированное обеспечение темпа экономического роста и темпа инфляции, соответствующего темпу развития экономики и отражающего структурную ее неэффективность. При этом каналы распределения кредита должны способствовать структурной модификации экономики с потенциальным исключением структурной основы инфляции. Таким образом, денежно-кредитная политика должна распадаться на две составляющие: одна гасит инфляцию текущую, другая исключает инфляцию будущую. Кроме того, денежно-кредитная политика обеспечивает устойчивую динамику обменного курса национальной валюты с тем, чтобы исключить возникновение валютных кризисов. Тем самым обеспечивается валютная конкурентоспособность отечественной экономики.

3. Денежно-кредитная политика, как и другие виды политики, осуществляется в ситуации, когда одновременно требуется обеспечить повышение уровня жизни населения и структурную модернизацию экономики. Это накладывает главное ограничение - денежно-кредитная политика должна балансировать процентные ставки, чтобы обнаруживался компромисс между потреблением и инвестированием. Помимо этого, потребуются дополнительные денежные ресурсы на погашение внешнего и внутреннего долга и обеспечение безопасности страны. Реализация всех правительственных программ требует, чтобы экономический рост не снизился в своем темпе до определенной отметки. Это можно осуществить, поддерживая совокупный спрос, особенно на товары и услуги потребительского назначения. Следовательно, денежная база должна расширяться постепенно, в соответствии с институциональным расширением экономики.

4. Главной задачей Центрального банка России является снижение инфляции, но до некоторого уровня. Чрезмерное сжатие опасно скажется на развитии реального сектора экономики в случае вступления России во Всемирную торговую организацию, исчерпания девальвационного эффекта и структурных изменений, которые большей частью должны предусматривать финансирование из бюджета, иначе они становятся плохо управляемыми. Обеспечение макроэкономической стабильности предполагает: контроль уровня непроцентных расходов, планомерное финансирование расходов бюджета, чтобы бюджетополучатели равномерно расходовали средства в течение года, формирование и активное использование финансового резерва, чтобы обеспечить должную ликвидность бюджета. Последнее предполагает аккумулирование экспортной выручки в период благоприятной внешней конъюнктуры с тем, чтобы этот резерв расходовался в периоды неблагоприятной конъюнктуры.

5. Критерием эффективности денежно-кредитной политики является не темп инфляции, а обеспеченность экономических структур деньгами, транзакционные издержки получения кредитов, издержки функционирования всей банковской системы и наиболее полного использования активов банков и сбережений населения на нужды экономики. Денежно-кредитная политика не проводится отдельно от бюджетной, фискальной политики. Необходимо постоянно тестировать их на предмет сочетаемости и полезности в решении конкретных задач экономического развития. Кредиты должны получаться легко и так же возвращаться - этим определяется рентабельность кредитной системы, потенциал ее транзакционной устойчивости. Если банковская система обрастает инструкциями, условностями, бумажными документами, это говорит о бюрократизации кредита и серьезных затруднениях в развитии реального сектора экономики, да и банков тоже. Введение различных процедур, стандартов, отчетных документов и позиций при весьма скромных активах банков, при отсутствии снятия неэффективных институтов, мешающих активной работе банков в экономике, является высшим проявлением бюрократизации этих структур и их низкой эффективности. Если на это наслаивается модель поведения самих банков, нацеленная на избежание рисков, распределение денежных средств только в надежные объекты чуть ли не со стопроцентной гарантией, то налицо изменение принципов функционирования банков, изменение их содержания и назначения.

Важным фактором повышения эффективности денежно-кредитной политики должно стать совершенствование банковской системы, нацеленное на создание системы эффективного финансового посредничества. Развитие банковской системы будет способствовать активизации трансмиссионного механизма передачи сигналов от денежно-кредитной политики экономике, созданию условий, которые позволят использовать денежно-кредитные механизмы для стимулирования роста национальной экономики без угрозы усиления инфляционных процессов.

О.С.Сухарев

Д. э. н.

ИЭ РАН

А.М.Курьянов

К. э. н.,

докторант

РГТЭУ

Подписано в печать

11.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Страхование рисков как инструмент управления предпринимательской деятельностью ("Финансы", 2007, N 9) Источник публикации "Финансы", 2007, N 9 >
Вопрос: Засчитывается ли в стаж, дающий право на получение досрочной пенсии, работа в должности старшего лаборанта на кафедре госпитальной педиатрии медицинского университета, если исполнялись обязанности по должности врача-педиатра и для замещения данной должности необходимо высшее медицинское образование? ("Финансы", 2007, N 9) Источник публикации "Финансы", 2007, N 9



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.