Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Интервью: Налоговых споров стало меньше ("Московский бухгалтер", 2007, N 17) Источник публикации "Московский бухгалтер", 2007, N 17



"Московский бухгалтер", 2007, N 17

НАЛОГОВЫХ СПОРОВ СТАЛО МЕНЬШЕ

Суды переполнены исками по налоговым спорам - это говорит о необходимости изменений закона. Как влияет судебная практика на поправки в Налоговый кодекс, корреспондент "Московского бухгалтера" выяснил у начальника управления законодательства ВАС Дмитрия Дедова.

- Дмитрий Иванович, с какими проблемами сталкиваются суды при разбирательстве налоговых споров?

- Трудности доставляет большое количество споров, инициируемых налоговиками по однотипным делам. Например, одна налоговая инспекция за месяц подала 150 исков в отношении одного и того же налогоплательщика. А тот факт, что по многим из них арбитражные суды уже выносили решения, ревизоры почему-то не учли. Это говорит о неэффективном использовании судебной системы. Инспекторы при получении отказа суда первой инстанции подают иск в высшую, то есть проходят всю цепочку разбирательства полностью. При этом они не обращают внимания на стоимость судопроизводства и затраты бюджета. Цена же всей процедуры составляет в среднем 50 тыс. руб.

Причину такого отношения я вижу в том, что налоговым органам достаточно дешево судиться с налогоплательщиками: сегодня практически невозможно в полном объеме взыскать с инспекций расходы на юристов. То есть компания при получении решения в ее пользу не может добиться от налоговиков возмещения своих затрат на адвоката. ВАС придерживается иного мнения: судебные расходы должны покрывать именно ревизоры, причем в полном объеме. И только в этом случае можно будет увидеть эффективность работы налоговых органов.

Помимо этого инспекторы не в полной мере используют досудебный порядок администрирования. В результате суды вынуждены разбираться с вопросами не правового, а экономического характера вплоть до проведения калькуляции. Чтобы облегчить себе работу, судьи предлагают внести изменения в Арбитражный процессуальный кодекс, которые позволят назначать экспертизу рассматриваемых документов. Хотя я считаю, что эту проблему можно решить иначе. Не надо доводить дело до суда, если у сторон нет ясности в фактах.

- Какие вопросы, связанные с применением налогового законодательства, приходится рассматривать арбитражным судам больше всего?

- Проблемы возникают во всех сферах применения налогового законодательства. В основном рассматриваются споры по НДС, особенно по экспорту, и налогу на прибыль. В перспективе, я думаю, станет больше споров в случаях допускаемого законом усмотрения налогового органа или налогоплательщика. Например, в случаях определения юридической квалификации сделок, понятия недобросовестности, разумности затрат, правильности применения специальных режимов налогообложения.

- Каким образом, на ваш взгляд, можно снизить количество налоговых споров, рассматриваемых арбитражными судами? Как вы относитесь к инициативе ФНС разрешать все налоговые споры предварительно в досудебном порядке, а лишь потом (в случае если решение налогового органа не устроило организацию) - в судебном?

- Уже сейчас можно наблюдать снижение количества налоговых споров. Причина в том, что налоговым органам предоставлено почти неограниченное право внесудебного взыскания налогов и штрафов.

Что касается досудебного порядка регулирования споров, то это верное направление, заданное налоговикам депутатами. К сожалению, норма об обязательности досудебной процедуры вступает в силу только с 2009 г. Мне этот срок кажется неоправданным, поскольку все ресурсы (кадровые, финансовые) находятся в распоряжении инспекторов. Уже сегодня можно работать по-новому. Единственное, что необходимо сделать, - приблизить порядок досудебного урегулирования к общеправовому принципу хорошего администрирования. Например, инспектор в личной беседе с бухгалтером должен рассматривать все доводы компании и на каждый дать свое обоснованное заключение. Пока такого положения в законодательстве нет. Есть только обязанность отражать результаты проверки доводов налогоплательщика, а это можно понять иначе.

- Обращает ли внимание законодатель на судебную практику при внесении изменений в налоговое законодательство? Какие проблемы уже удалось решить, а какие еще остаются актуальными?

- Изменения, принятые в части первой Налогового кодекса, во многом являются реакцией на проблемы, которые были выявлены в судебной практике. Это касается исчисления сроков, возврата (зачета) излишне уплаченного или взысканного налога. Также сегодня уточнены положения судебного порядка взыскания налогов, установлено конкретное основание для признания незаконным решения о взыскании и многое другое.

Однако в адрес законодателей звучит немало критики со стороны судей. Больше всего нареканий вызывают слишком частые поправки в Налоговый кодекс. Я придерживаюсь мнения, что изменения в этот документ нужно вносить комплексно и не чаще чем раз в полгода или год. В этом наше мнение совпадает с мнением членов налогового комитета Госдумы.

- Зачастую судебная практика и мнения ФНС и Минфина по одному и тому же вопросу существенно различаются. Чем руководствоваться бухгалтеру в таком случае: постановлением суда по аналогичному делу или ответом ведомства на конкретный запрос?

- В данном случае речь идет об определении правового риска для компании. Бухгалтеру важно понять, соответствуют ли фактические обстоятельства организации условиям, изложенным в судебном решении или разъяснении Минфина. В судебной практике лучше ориентироваться на решения ВАС или единую практику нескольких арбитражных судов округов по налоговым делам.

- Проверяет ли ВАС письма ФНС и Минфина на соответствие Налоговому кодексу? Для чего необходима подобная мера?

- Арбитражные суды вынуждены это делать в связи с обжалованием таких актов, ссылкой на них в налоговом споре. Сейчас важно, что арбитражные суды и ВАС сняли дискуссии о правовой природе разъяснений Минфина, которые не должны иметь нормативный характер.

На сегодня Минфин пересмотрел свою позицию на официальные ответы налогоплательщикам и отказался от принятия нормативных актов. Теперь ведомство будет давать разъяснения только по индивидуальным запросам.

Такие разъяснения не имеют обязательного характера. Поэтому в случае несогласия с решением фирма не может опротестовать его не только в ВАС, но и в суде первой инстанции. В суде будет решаться вопрос об освобождении налогоплательщика от уплаты штрафа и пени, если по закону он учитывал разъяснение Минфина. Но может выясниться, что имели место обстоятельства, которые не были раскрыты в запросе в Минфин и не могли быть учтены в разъяснении ведомства. Если такие обстоятельства не позволяют использовать разъяснение, налогоплательщик, по моему мнению, должен быть привлечен к ответственности.

- Как вы относитесь к инициативе ФНС увеличить сроки регистрации фирм? Считаете ли вы необходимым увеличение минимального уровня уставного капитала создаваемых компаний?

- Увеличение срока регистрации связано с проверкой соответствия представленных фирмой учредительных документов нормам законодательства. Если для этого необходимо подавать запрос в другие ведомства, например в МВД, для проверки паспорта учредителя, то современные технологии позволяют получить их довольно быстро. Нужно лишь обеспечить связь между государственными структурами. Почему добросовестные компании должны страдать из-за мошенников, вычислить которых можно довольно легко? Поэтому я не вижу смысла увеличивать срок регистрации.

Что касается уровня уставного капитала, то, конечно, 1000 руб. недостаточно для создания бизнеса. Настоящие (не фиктивные) компании создаются с большим капиталом.

- Считаете ли вы необходимым приостанавливать деятельность организаций, которые не находятся по адресу, заявленному ими в регистрационных документах? Какие способы борьбы с фирмами-"однодневками" вы считаете наиболее эффективными?

- Несовпадение юридического и фактического адресов фирмы признано существенным нарушением порядка регистрации, хотя суды не считают это основанием для ликвидации компании. Но это может повредить самой организации в случае предъявления против нее иска. Тогда время будет потеряно и компания не сможет себя защитить эффективно. Если адрес изменился, подать соответствующее заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ несложно. ВАС сейчас планирует внести поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, согласно которым надлежащее извещение о судебном разбирательстве будет направляться по адресу, заявленному в учредительных документах фирмы.

Е.Маляренко

Подписано в печать

07.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Новый взгляд Минфина на ПБУ 18/02 ("Московский бухгалтер", 2007, N 17) Источник публикации "Московский бухгалтер", 2007, N 17 >
Статья: "Недвижимые" правила ("Московский бухгалтер", 2007, N 17) Источник публикации "Московский бухгалтер", 2007, N 17



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.