![]() |
| ![]() |
|
Статья: Распределение жилых помещений для военнослужащих в учреждениях силовых ведомств ("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3) Источник публикации "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3
"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ СИЛОВЫХ ВЕДОМСТВ
В соответствии с законодательством РФ военнослужащие должны обеспечиваться жилыми помещениями. Однако на практике бухгалтерские службы силовых ведомств не уделяют должного внимания обоснованности распределения и списания приобретенных квартир для военнослужащих, находящихся в оперативном управлении учреждений силовых ведомств. В связи с этим имеют место факты злоупотреблений в порядке жилищного обеспечения военнослужащих, которые и будут рассмотрены в данной статье.
Право военнослужащих на жилое помещение
Право военнослужащих на получение жилья регламентируется разными нормативными документами, к которым относятся Конституция РФ, Закон N 1541-1 <1>, ЖК РФ, Постановление Правительства РФ N 42 <2>, Закон N 76-ФЗ <3>, Закон N 53-ФЗ <4>. ————————————————————————————————<1> Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". <2> Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
<3> Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". <4> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
В чем состоит специфика жилищного обеспечения? Согласно ст. 1 ЖК РФ необходимость жилищного обеспечения возникает у органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях предоставления гражданам права на жилище, его безопасность, неприкосновенность и недопустимость произвольного лишения жилья, на необходимость беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признание равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жильем, на необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования помещений по назначению. В свете данного положения военнослужащим также гарантируется государственное жилищное обеспечение, что подтверждается п. 1 ст. 15 Закона N 76-ФЗ: государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. В то же время военнослужащий имеет право самостоятельно выбрать жилое помещение независимо от того, в каком качестве он будет в нем проживать: собственника, нанимателя или на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ. Военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, могут предоставляться жилые помещения для постоянного проживания, служебные жилые помещения, а также по договору найма согласно нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, за счет государственного или муниципального жилищного фонда, переданного в оперативное управление учреждению. Однако порядок их предоставления различен.
Служебные жилые помещения
Порядок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим отражен в п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ. В соответствии с ним служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим, а также членам их семей не позднее трех месяцев со дня прибытия на новое место военной службы. При этом размеры выделяемых служебных жилых помещений не должны превышать нормы, предусмотренные ЖК РФ. Получение служебного жилого помещения не является основанием для исключения военнослужащего из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий. В случае отсутствия служебного жилого помещения военнослужащему выплачивается денежная компенсация по найму жилого помещения (п. 3 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ). Так как служебное жилое помещение находится на балансе федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, военнослужащий, проживающий в данном помещении, не может приватизировать, обменять, продать, произвести его перепланировку. Однако он в соответствии с установленным порядком вправе вселить в занимаемое им служебное помещение супруга(у), детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это согласие всех совершеннолетних членов семьи. При этом на вселение к военнослужащим их детей, не достигших совершеннолетия, согласия остальных членов семьи не требуется. На какой срок предоставляется служебное жилое помещение? Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ оно может предоставляться: 1) на первые пять лет военной службы - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и заключившим контракт до 01.01.1998; 2) на неопределенный срок: - военнослужащим, назначенным на воинские должности после окончания военного образовательного учреждения профессионального образования и получившим в связи с этим офицерское воинское звание (с 1998 г.), и совместно проживающим с ними членам их семей; - офицерам, призванным на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, а также офицерам, заключившим первый контракт о прохождении военной службы после 01.01.1998, и совместно проживающим с ними членам их семей; - прапорщикам и мичманам, сержантам и старшинам, солдатам и матросам, являющимся гражданами, поступившими на военную службу по контракту после 01.01.1998, и совместно проживающим с ними членам их семей. После увольнения с военной службы военнослужащие обязаны освободить служебные жилые помещения без предоставления им иного жилого помещения. Однако при увольнении военнослужащего с военной службы по достижении им предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более ему предоставляется в собственность жилье за счет средств федерального бюджета. Рассмотрим ситуацию по характерному нарушению обеспечения служебным жилым помещением. Руководитель учреждения силового ведомства был переведен на новое место военной службы из другого региона. В соответствии с законодательством РФ при переводе на службу в другую местность он имел право либо на служебное жилое помещение, либо на выплату ежемесячной денежной компенсации расходов на наем (поднаем) жилого помещения в размерах, установленных Правительством РФ. Однако, используя свое служебное положение, он оформил договор социального найма жилья, подписанный его заместителем, что противоречит закону, а также получил средства федерального бюджета на приобретение квартиры. Согласно письмам вышестоящих органов денежные средства были направлены силовому ведомству для приобретения служебной квартиры. Учреждение силового ведомства, как любое бюджетное учреждение, обладает правом оперативного управления в отношении закрепленного за ним имущества. Согласно ст. ст. 296, 298 ГК РФ оно ограничено в распоряжении этим имуществом, то есть не свободно в заключении договора найма. Приобретенная по договору купли-продажи квартира, являющаяся федеральной государственной собственностью, предназначалась для временного проживания руководителя учреждения. При заключении договора найма жилого помещения не выполнено целевое назначение государственных федеральных денежных средств. С заявлением данный руководитель бюджетного учреждения о принятии его на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий не обращался. Кроме того, руководитель учреждения не сдал квартиру по прежнему месту службы, а приватизировал на свое имя и на имя своих детей (по 1/3 доли каждому). При таких обстоятельствах и руководитель учреждения, и члены его семьи, включая несовершеннолетних детей, уже были социально защищены и обеспечены жильем. Из всего вышесказанного следует, что руководитель учреждения не имел права заключать договор социального найма, а должен был придать приобретенной квартире статус служебной и передать квартиру по договору найма служебного жилого помещения на срок службы в данном учреждении.
Постановка на учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий
К военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относятся: - не имеющие жилого помещения; - улучшающие жилищные условия (переезжающие из одного жилого помещения в другое, большего размера). Вопросы предоставления военнослужащим жилья решаются по месту прохождения ими военной службы. Одним из показателей того, что военнослужащий нуждается в улучшении жилищных условий, является его обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы. Данная норма определяется исходя из уровня обеспеченности военнослужащего общей площадью жилого помещения в целях его принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления, ее размер не может быть выше 15 кв. м общей жилой площади на одного человека. В то же время необходимо учесть, что понятие "социальная норма жилья" в ЖК РФ не применяется, однако ст. 50 установлена норма площади жилого помещения, которая практически идентична социальной норме. При этом ее предельный размер утвержден Постановлением Правительства РФ N 541 <5> и составляет 18 кв. м общей жилой площади на одного человека. ————————————————————————————————<5> Постановление Правительства РФ от 29.08.2005 N 541 "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг".
При наличии у военнослужащего или членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, степень обеспеченности общей площадью жилого помещения определяется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений. Обратите внимание: основания для признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий могут устанавливаться только законодательными актами. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, обеспечиваются жилыми помещениями за счет государственного жилого фонда, закрепленного за федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет ведомственного жилого фонда, образуемого в результате жилищного строительства соответствующего федерального органа исполнительной власти или приобретения жилья. Законодательство РФ не запрещает военнослужащим состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях и по месту жительства при условии соответствия их требованиям, предъявляемым к гражданам. В целях распределения жилой площади в воинских частях создаются жилищные комиссии. Например, в ВС РФ они действуют на основании Приказа Минобороны России N 80 <6>. Принятие на учет военнослужащих в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется жилищной комиссией воинской части на основании поданного рапорта, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие право военнослужащих состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и иные документы. ————————————————————————————————<6> Приказ Минобороны России от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Находящиеся в распоряжении учреждений силовых органов жилые помещения распределяются согласно списку с приложением необходимых документов. При наличии справки о сдаче жилья по прежнему месту службы (жительства) учреждение запрашивает подтверждение сдачи жилого помещения. Семьям военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения службы, которые были признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилые помещения предоставляются во внеочередном порядке на основаниях и условиях, предусмотренных законодательством РФ на момент их гибели (смерти). На каждого военнослужащего, принятого на учет, заводится учетное дело, в котором должны содержаться все необходимые документы, на основании которых он поставлен на учет. Снятие с учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по предусмотренным ст. 56 ЖК РФ основаниям: - подача по месту учета заявления о снятии с учета; - выезд на место жительства в другое муниципальное образование за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - получение в установленном порядке от органа государственной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; - предоставление им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома; - выявление в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Снятие с учета осуществляется решением жилищной комиссии. Рассмотрим установленные при проверках случаи выявленных нарушений жилищного законодательства РФ в силовых органах исполнительной власти. Учреждением по договору купли-продажи от 01.08.2006 была приобретена однокомнатная квартира стоимостью 500 000 руб., на которую получено свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 03.11.2006. Квартира была распределена военнослужащему на заседании жилищно-бытовой комиссии от 09.11.2006 как первому стоящему в очереди на улучшение жилищных условий. Данный сотрудник встал на очередь для улучшения жилищных условий в 1996 г., но на момент распределения данной квартиры он проживал в однокомнатной квартире общей площадью 32,8 кв. м с дочерью, что подтверждается имеющимися в учетном деле документами. Согласно постановлению главы администрации норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма составляет не менее 15 кв. м общей площади на одного человека. Таким образом, при распределении приобретенной учреждением квартиры сотрудник был социально обеспечен жильем и должен был сняться с очереди как не нуждающийся в улучшении жилищных условий.
Предоставление дополнительной жилой площади
Часто возникают вопросы предоставления дополнительной жилой площади отдельным категориям военнослужащих. Так, например, согласно п. 8 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ офицеры в воинских званиях полковника и выше, проходящие военную службу либо уволенные с нее по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания РФ, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени или ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 и не более 25 кв. м. Для подтверждения права на дополнительную жилую площадь необходимо иметь: - военнослужащим, имеющим звания Героя РФ, Героя СССР, награжденным орденами Славы и Трудовой Славы, имеющим ученую степень и т.д., - соответствующее удостоверение; - военнослужащим, уволенным по состоянию здоровья, - справку учреждения здравоохранения. Обратите внимание: право на дополнительную жилую площадь может быть реализовано военнослужащим только при предоставлении жилого помещения и наличии общих оснований для постановки на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако право на предоставление дополнительного жилого помещения действует не во всех случаях. Так, в соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ N 1054 <7> (далее - Порядок) определено, что право военнослужащих и граждан, уволенных со службы, на дополнительную жилую площадь, предусмотренную Федеральным законом N 76-ФЗ, не является основанием для постановки на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Данное положение подкреплено Решением Верховного Суда РФ от 04.03.2003 N ВКПИ03-5, в котором отражено, что отсутствие у граждан дополнительной жилой площади при наличии права на нее согласно действующему жилищному законодательству не рассматривается как самостоятельное основание для улучшения жилищных условий. ————————————————————————————————<7> Постановление Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства".
Приватизация жилья
Как установлено ст. 4 Закона N 1541-1, служебные квартиры военнослужащих не подлежат приватизации. В то же время учреждения силовых ведомств, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений. При решении вопроса о приватизации объектов жилищного фонда, находящихся в оперативном управлении силовых ведомств, целесообразно согласовывать его с территориальным органом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом (далее - Росимущество), так как согласно п. 2 Постановления Правительства РФ N 691 <8> Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в области приватизации, управления и распоряжения федеральной собственностью, и координирует деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. ————————————————————————————————<8> Постановление Правительства РФ от 27.11.2004 N 691 "О Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом". В любом случае главным условием предоставления жилья и списания его с баланса является признание сотрудника учреждения нуждающимся в улучшении жилищных условий согласно положениям ЖК РФ и обоснованному решению жилищно-бытовой комиссии учреждения о предоставлении сотруднику приобретенного жилья. При рассмотрении вопроса о приватизации служебного жилья должны быть представлены для рассмотрения: акт проверки жилищных условий, выписка из домовой книги, выписка из лицевого счета, справка из регистрационной палаты об отсутствии на праве собственности жилых помещений у всех членов семьи. Рассмотрим, какие нарушения встречаются в ходе приватизации жилых помещений в учреждениях силовых ведомств. В ходе ревизии установлено, что с баланса учреждения была списана квартира общей площадью 55,2 кв. м, приобретенная по договору купли-продажи. При проверке законности распределения данной квартиры военнослужащему и передачи ее в безвозмездное пользование были выявлены факты грубых нарушений ЖК РФ, Закона N 1541-1, в результате которых распределение указанной квартиры и выдача ордера на нее были осуществлены незаконно и средства федерального бюджета в размере 150 000 руб. израсходованы неправомерно, а именно: - на момент приобретения учреждением вышеуказанной квартиры в ней уже более года проживал и был прописан военнослужащий учреждения силового ведомства, что подтверждается данными паспорта о прописке, заявлением о регистрации по месту жительства и отражено в договоре купли-продажи, где также указано: "Проживание сотрудника учреждения в продаваемой квартире подтверждается справкой собственников жилых и нежилых помещений"; - несмотря на указанный выше факт проживания и прописки в приобретаемой учреждением квартире военнослужащего, протоколом жилищной комиссии учреждения приобретенная квартира была ему же распределена как нуждающемуся в обеспечении жильем, хотя данный военнослужащий таковым не являлся, так как на момент распределения приобретенной квартиры он был обеспечен жилой площадью. Учетное дело, заявление сотрудника о постановке на учет и документы, являющиеся основанием для постановки его на учет как нуждающегося в жилье, в учреждении отсутствуют; - при подаче списка очередников на предоставление жилья для утверждения в районную администрацию учреждением были искажены сведения о месте фактического проживания сотрудника, а именно: было указано, что предыдущим местом проживания является другой адрес и вместе с ним проживают еще 4 человека. Фактически последнее место проживания до распределяемой квартиры подтверждается данными о выписке и прописке из паспорта, заявлением о регистрации по новому месту жительства и адресным листком отбытия. Более того, при подаче сведений в администрацию района как об очереднике и предоставлении новой площади военнослужащий уже более года проживал в приобретаемой учреждением силового ведомства квартире, что не было отражено в представленных сведениях. В сведения были также занесены данные о наличии у указанного очередника жены, сына и дочери по фамилии. Однако данный факт какими-либо документами не подтвержден. Кроме того, по справке, выданной областным комитетом загса, записи о заключении брака данным сотрудником не установлено. В соответствии со ст. 51 ЖК РФ данный военнослужащий не имел оснований быть признанным нуждающимся в улучшении жилищных условий и принятия на учет. Выявленные в ходе служебной проверки несоответствия он объяснил тем, что состоял в гражданском браке и нуждался в улучшении жилищных условий. Военнослужащим было подано заявление на имя руководителя учреждения с просьбой о разрешении приватизации предоставленной ему квартиры. Просьба была удовлетворена, и сотрудник вступил в право собственности на квартиру. В результате проверки действия бывшего руководителя учреждения и жилищно-бытовой комиссии при постановке военнослужащего на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий и выделении ему двухкомнатной квартиры признаны неправомерными. Материалы проверки направлены в органы прокуратуры для принятия решения в соответствии с законом. Рассмотрим еще один случай нарушений, установленный в ходе проверки законности приватизации жилья военнослужащими. В ревизуемом периоде учреждением силового органа была списана с баланса двухкомнатная квартира, приобретенная по договору купли-продажи от 08.07.2005, стоимостью 800 000 руб. Квартира списана с баланса по причине ее приватизации военнослужащим, которому квартира была распределена по договору безвозмездной передачи жилья в собственность от 14.09.2005. При передаче данной квартиры в собственность военнослужащему учреждением силового ведомства были нарушены нормы законодательства РФ. Так, после распределения квартиры с военнослужащим как с очередником не был заключен договор социального найма, согласно п. 1 ст. 49, п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 60, п. 1 ст. 63 ЖК РФ являющийся основанием для вселения в данную квартиру. Договор о безвозмездной передаче жилья в собственность от 14.09.2005 учреждением силового ведомства был заключен вопреки положению ст. 4 Закона N 1541-1, согласно которому не подлежат бесплатной передаче в собственность граждан жилые помещения, предоставленные им по договорам социального найма после 01.03.2005. Вместе с тем необходимо отметить, что положение ч. 1 ст. 4 Закона N 1541-1, в силу которой не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 01.03.2005, признано не соответствующим Конституции РФ Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.06.2006 N 6-П. В данной ситуации передача квартиры до Постановления Конституционного Суда от 15.06.2006 N 6-П признана противоречащей законодательству РФ, и договор передачи квартиры в собственность сотрудника не должен быть заключен. В заключение отметим, что перечень злоупотреблений при распределении приобретенного жилья в учреждениях силовых ведомств не ограничивается одной статьей, поэтому в ней были представлены наиболее часто встречающиеся нарушения в этой сфере правоотношений. П.Овчинников Эксперт журнала "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности" Подписано в печать 05.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |