Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговая система Италии ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17



"Все для бухгалтера", 2007, N 17

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА ИТАЛИИ

Общая характеристика налоговой системы Италии

Налоговая система Италии чрезвычайно сложна. Большое количество налогов в совокупности с высоким уровнем налогообложения, сложностью порядка исчисления и уплаты основных налогов, а также отсутствием единого кодифицированного документа по вопросам налогообложения делают итальянскую налоговую систему одной из наиболее сложных среди стран Европейского союза.

Налоговые поступления являются основным источником доходов государственного бюджета Италии (более 80%).

Большие изменения в структуру налогообложения внесла реформа 1973 - 1974 гг., которая устранила ее многоступенчатость, фрагментарность, архаичность и приблизила к практике налогообложения других стран Европейского Сообщества.

Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств из бюджета, превалированием прямых налогов над косвенными (рис. 1).

Структура налоговой системы Италии

     
              ———————————————————————————————————————¬
              |  Структура налоговой системы Италии  |
              L——————————————————T————————————————————
   
---------------------+----------------¬
     
   —————————+——————————¬              ————————————+—————————¬
   |   Прямые налоги   |              |   Косвенные налоги  |
   +————————————————————              +——————————————————————
   
¦ -------------------¬ ¦ ---------------------------¬ +--+ Подоходный налог ¦ +--+ Налог на добавленную ¦ ¦ ¦ с физических лиц ¦ ¦ ¦ стоимость ¦ ¦ L------------------- ¦ L------------------------- ———— ¦ -------------------¬ ¦ ---------------------------¬ +--+ Подоходный налог ¦ +--+ Гербовый сбор ¦ ¦ ¦ с юридических лиц¦ ¦ L------------------------- ———— ¦ L------------------- ¦ ---------------------------¬ ¦ -------------------¬ +--+ Регистрационный сбор ¦ ¦ ¦ Местный налог на ¦ ¦ L------------------------- ———— +--+доходы (физических¦ ¦ ---------------------------¬ ¦ ¦и юридических лиц)¦ +--+ Налог на прирост ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ стоимости недвижимости ¦ ¦ -------------------¬ ¦ L------------------------- ———— +--+ Налог на доходы ¦ ¦ ---------------------------¬ ¦ ¦ с капитала ¦ +--+ Прочие производственные ¦ ¦ L------------------- ¦ ¦ и коммерческие акцизы ¦ ¦ -------------------¬ ¦ L------------------------- ———— L--+Налог с наследства¦ ¦ ---------------------------¬ ¦ и дарения ¦ +--+Таможенные пошлины и сборы¦ L------------------- ¦ L------------------------- ———— ¦ ---------------------------¬ L--+ Налог с лото и лотерей ¦ L------------------------- ————

Рис. 1

В результате реформы 1974 г. наибольшему упрощению подверглись прямые налоги, взимаемые непосредственно с налогоплательщиков. Кроме того, существенные изменения в практику взимания данного вида налогов внесла реформа 1988 г., которая затронула три основных налога: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц и местный налог (с физических и юридических лиц).

Конституция Италии (ст. 75) запрещает выносить вопросы, связанные с налогообложением, на референдум.

Особенности процедуры взимания налогов с некоторых видов доходов методом удержания их у источника по фиксированным ставкам фактически породили еще один прямой налог - налог на доходы с капитала. Находясь в юридических рамках подоходного налога с физических лиц, он технически существует самостоятельно, так как проценты, получаемые по вкладам и облигациям, облагаются у источника в окончательном порядке и в дальнейшем при исчислении основного подоходного налога вычитаются из общей суммы облагаемого дохода.

К категории прямых относится и налог с наследства и дарения, который в 1980-е гг. также претерпел значительные изменения.

Косвенными налогами облагаются различные виды операций, связанных с продвижением товаров по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом других сделок. Наиболее важным из них является налог на добавленную стоимость. Все другие косвенные налоги имеют специфические сферы применения, и их названия, как правило, отражают их суть:

- гербовый налог взимается государством за юридическое оформление гражданских и коммерческих документов;

- регистрационный налог дополняет гербовый в тех случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные регистрационные книги;

- налог на прирост стоимости недвижимости взимается в пользу местных органов власти в случаях продажи недвижимости с прибылью;

- прочие производственные и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак) и сборы (при заключении страховых контрактов, купле-продаже акций и облигаций и при оказании государством так называемых концессионных услуг, т.е. при выдаче разрешений, лицензий и т.п.);

- таможенные пошлины и сборы;

- налог с лото и лотерей.

На протяжении 1970-х гг. фискальное значение отдельных налогов в результате проведения реформы 1974 г. непрерывно изменялось. Наиболее важными в финансовом отношении являются два налога: подоходный налог с физических лиц и налог на добавленную стоимость. В общей сумме налоговых поступлений государства их доля составляет свыше 50%.

Характеристика государственных налогов Италии

Налоговая система Италии включает следующие основные виды налогов:

1) национальные налоги;

2) областные налоги;

3) коммунальные налоги.

Уровни налоговой системы представлены на рис. 2.

Уровни налоговой системы Италии

     
                       —————————————————————————¬
                       |Уровни налоговой системы|
                       L————————————T————————————
   
----------------------+----------------------¬
     
   ———————————+—————————¬———————————+——————————¬———————————+————————¬
   | Национальные налоги||   Областные налоги  ||Коммунальные налоги|
   +—————————————————————+——————————————————————+————————————————————
   
¦ -------------------¬¦ --------------------¬¦ ------------------¬ +-+ Подоходный налог ¦¦ ¦ Региональный налог¦+-+ Местный налог ¦ ¦ ¦ с физических лиц ¦+-+на производственную¦¦ ¦ на доходы ¦ ¦ L-------------------¦ ¦ деятельность ¦¦ L---------------- ———— ¦ -------------------¬¦ L--------------------¦ ------------------¬ +-+ Подоходный налог ¦¦ --------------------¬+-+ Налог на рекламу¦ ¦ ¦ с юридических лиц¦¦ ¦ Косвенный ¦¦ L---------------- ———— ¦ L-------------------¦ ¦ региональный нало㦦 ------------------¬ ¦ -------------------¬+-+ на увеличение ¦+-+ Налог ¦ ¦ ¦ Налог ¦¦ ¦ стоимости ¦¦ ¦ на автотранспорт¦ +-+ на добавленную ¦¦ ¦ недвижимости ¦¦ L---------------- ———— ¦ ¦ стоимость ¦¦ L--------------------¦ ------------------¬ ¦ L-------------------¦ --------------------¬¦ ¦ Налог ¦ ¦ -------------------¬+-+ Коммунальный налог¦+-+ на использование¦ ¦ ¦ Косвенные налоги ¦¦ ¦ на недвижимость ¦¦ ¦ общественных ¦ L-+ на потребление ¦¦ L--------------------¦ ¦ площадей ¦ ¦ (акцизы) ¦¦ --------------------¬¦ L---------------- ———— L-------------------¦ ¦ Региональный нало㦦 ------------------¬ ¦ ¦ за транспортировку¦¦ ¦ Местные ¦ L-+ и утилизацию ¦L-+ лицензионные ¦ ¦ городских твердых ¦ ¦ сборы ¦ ¦ отходов ¦ L---------------- ———— L------------------ ————

Рис. 2

Наибольший удельный вес в структуре налоговых поступлений занимают национальные налоги. Характеристика национальных налогов страны по элементам приведена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика национальных налогов по элементам

     
   —————————————————T—————————————————T—————————————T———————————————¬
   | Элемент налога | Подоходный налог|    Налог    |     Налог     |
   |                | с физических лиц|  на доходы  | на добавленную|
   |                |                 | юридических |   стоимость   |
   |                |                 |     лиц     |               |
   +————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————+
   |Нормативное     |Конституция, законы парламента Италии          |
   |регулирование   |                                               |
   +————————————————+—————————————————T—————————————T———————————————+
   |Субъект         |Частные лица,    |Юридические  |Организации и  |
   |                |резиденты        |лица         |индивидуальные |
   |                |и нерезиденты    |             |предприниматели|
   |                |Италии           |             |               |
   +————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————+
   |Объект          |Доходы физических|Доходы       |Добавленная    |
   |                |лиц              |юридических  |стоимость      |
   |                |                 |лиц          |               |
   +————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————+
   |Налогооблагаемая|Совокупный доход,|Валовой доход|Разница между  |
   |база            |скорректированный|за вычетом   |стоимостью     |
   |                |на сумму         |заработной   |товаров,       |
   |                |разрешенных      |платы,       |которые        |
   |                |вычетов          |расходов     |поступают      |
   |                |                 |на научные   |на предприятие |
   |                |                 |исследования |в качестве     |
   |                |                 |и других     |сырьевых и     |
   |                |                 |разрешенных  |вспомогательных|
   |                |                 |вычетов      |материалов,    |
   |                |                 |             |и стоимостью   |
   |                |                 |             |данных товаров |
   |                |                 |             |при их выпуске |
   |                |                 |             |в качестве     |
   |                |                 |             |готовой        |
   |                |                 |             |продукции      |
   +————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————+
   |Ставки, %       |Установлена      |      36     |  19; 13; 9; 4 |
   |                |прогрессивная    |             |               |
   |                |шкала ставок     |             |               |
   |                |от 23 до 43%     |             |               |
   |                |в зависимости    |             |               |
   |                |от суммы дохода  |             |               |
   +————————————————+—————————————————+—————————————+———————————————+
   |Налоговый период|Календарный год  |Год          |Календарный    |
   |                |                 |             |месяц          |
   L————————————————+—————————————————+—————————————+————————————————
   

Как и во многих развитых странах, одним из важнейших источников государственных доходов в Италии является подоходный налог с физических лиц. Субъектом обложения выступают частные лица, резиденты и нерезиденты Италии, а объектом - их доходы. У резидентов (таковыми помимо исконных итальянцев считаются иностранцы, которые имеют в Италии основной источник доходов или проживают в стране более 6 мес.) этим налогом облагаются все доходы, полученные не только в Италии, но и за границей. Нерезиденты выплачивают этот налог только с доходов, полученных в Италии.

Все доходы частных лиц в зависимости от источника происхождения делятся на пять категорий, каждая из которых имеет особенности исчисления.

К группам источников дохода для целей налогообложения относятся:

1) земельная собственность, недвижимость и строения;

2) капитал;

3) работа по найму и свободные профессии;

4) предпринимательство;

5) прочие источники.

Совокупный доход, образованный из всех перечисленных ранее источников, затем корректируется на сумму разрешаемых вычетов.

Итальянское налоговое законодательство не позволяет вычитать из дохода расходы, связанные с получением дохода от капитала и работы по найму (занятости). Только предпринимательский доход и доход от независимой работы предусматривают применение налоговых вычетов. Однако некоторые вычеты из общего дохода допускаются относительно расходов, непосредственно не вычитаемых при расчете отдельных категорий доходов, при условии обеспечения сохранности необходимой документации.

Основное пособие предоставляется в размере 3 тыс. евро. Если налогоплательщик работает по найму, то он имеет право на дополнительное пособие в размере 4,5 тыс. евро. Альтернативным является случай, когда налогоплательщик получает доход от пенсии: дополнительное пособие равно 4 тыс. евро. Если налогоплательщик получает доход от самозанятости или от предпринимательской деятельности, то дополнительное пособие сокращается до 1,5 тыс. евро. Формула расчета обеспечивается так, чтобы основной вычет уменьшался с увеличением общего налогооблагаемого дохода.

Основные и дополнительные пособия не применяются при расчете региональной и муниципальной составляющей налога.

Налогоплательщик имеет право на вычет из облагаемой суммы следующих расходов:

1) суммы уплаченного местного подоходного налога;

2) арендной платы и других всевозможных платежей за недвижимость;

3) процентов, уплачиваемых по полученному ранее ипотечном кредиту;

4) расходов на лечение (полностью вычитаются расходы на посещение специалистов, протезирование и хирургические операции);

5) расходов на похороны (в сумме не более 1549,37 евро);

6) расходов на образование (в сумме, не превышающей платы за обучение, установленной в государственных учебных заведениях);

7) алиментов;

8) взносов в систему социального страхования и обеспечения;

9) взносов по страхованию жизни и от несчастных случаев;

10) расходов, связанных с проведением выборных кампаний (данное право имеют предприниматели);

11) расходов, связанных с текущим ремонтом, содержанием и охраной произведений искусства;

12) взносов в фонд борьбы с голодом (максимальная сумма - 2% облагаемого дохода);

13) помощи театральным объединениям (до 20% облагаемого дохода);

14) потерь, понесенных арендатором из-за прекращения арендного соглашения;

15) пожертвований в пользу церкви.

В Италии установлена прогрессивная система налогообложения доходов физических лиц. Ставки налога представлены в табл. 2.

Таблица 2

Базовые ставки налога на доходы физических лиц

     
   ————————————————————————————————————————T————————————————————————¬
   |        Сумма дохода, тыс. евро        |        Ставка, %       |
   +———————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |До 26                                  |           23           |
   +———————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |От 26 до 33,5                          |           33           |
   +———————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |От 33,5 до 100                         |           39           |
   +———————————————————————————————————————+————————————————————————+
   |Свыше 100                              |           43           |
   L———————————————————————————————————————+—————————————————————————
   

Данные ставки дополнительно увеличиваются на региональную надбавку, которая колеблется от 0,9 до 1,4% в зависимости от региона. Они могут быть также увеличены на местную дополнительную надбавку, которая колеблется от 0 до 0,5% в зависимости от муниципалитета.

Некоторые виды доходов подлежат обложению отдельно:

- проценты по срочным банковским вкладам (25 - 30%);

- проценты и доходы по негосударственным ценным бумагам (12,5%);

- дивиденды (15% - для резидентов, 32% - для нерезидентов);

- доходы от переуступки акций обществ - 15%. В том случае, если доля участия превышает 2% уставного капитала общества, - 25%;

- премии и выигрыши (облагаются у источника и не декларируются): лотереи в пользу благотворительных обществ - 10%; премии в телевизионных играх - 20%; другие выигрыши - 25%; призы на спортивных соревнованиях - 20%; доходы от совместной деятельности и другие доходы от вложения капитала - 15%.

Подоходный налог с юридических лиц распространяется на все промышленные, коммерческие и кредитно-финансовые организации, в том числе на их филиалы за границей.

Регулирующая роль подоходного налога с юридических лиц проявляется и в ряде других случаев.

Например, если при продаже части основных капиталовложений получена прибыль, то она зачисляется на специальный резервный счет, который приравнен к амортизационному фонду и, таким образом, освобожден от налога.

Объектом обложения является чистый доход организации в виде нераспределенной прибыли. Прибыль определяется по формуле:

Прибыль = Валовой доход - Издержки производства - Расходы на коммерческую деятельность.

Специальные правила регулируют обложение доходов, полученных за границей. Налоги, уплаченные там, дают право на налоговую льготу в Италии. В тех случаях, когда между Италией и страной, где был получен доход, имеется договор об избежании двойного налогообложения, он регулирует процент изъятия, который не может превышать суммы итальянского подоходного налога. В тех случаях, когда такой договор отсутствует, льготное изъятие лимитируется в пределах 25%. Таким образом, принципа универсальности обложения доходов, полученных за границей, в Италии не существует, и эффективные ставки подоходного налога колеблются от 33 до 75% текущих ставок в зависимости от страны происхождения.

Налог взимается по единой ставке - 36%.

С некоторых видов доходов взимается местный подоходный налог. Для малых корпораций с числом занятых менее 5 человек и валовым доходом до 413 165 евро введен минимальный налог в размере 2% стоимости имущества, но не менее 2066 евро; если имущество оценивается до 20 658 евро - не менее 3100 евро; если имущество оценивается от 20 658 до 77 470 евро - 4132 евро. Минимальный налог вычитается из налога, начисленного на действительный доход, но в случае отрицательного результата возврат не производится.

Не подлежат обложению налогом фонды: фонд безнадежных долгов, резервный фонд, фонд компенсации потерь и другие фонды, до тех пор пока они не достигли разрешенных законодательством пределов.

Корпорация может создавать необлагаемые резервы для покрытия возможных убытков и безнадежных долгов и перечислять туда до 0,5% выручки от реализации продукции. Размер резервов не может превышать 5% стоимости активов.

Капитальная выручка от продажи активов облагается как обычный доход. Имеются некоторые особенности ее учета при составлении баланса. Убытки могут быть отнесены на доходы следующих пяти лет.

В течение года корпорации используют метод самооценки налога и предварительно уплачивают его 2 раза в год: первый раз - в размере 39,2% облагаемого дохода предыдущего года при представлении налоговой декларации (срок - до 31 мая, к этой же дате производится окончательный платеж за прошлый год), второй раз - в размере 56,8% предполагаемых налоговых обязательств до 11-го месяца налогового года, который может отличаться от календарного года.

Налог на добавленную стоимость является основным среди косвенных налогов. Он был введен в Италии с января 1973 г. в порядке реализации решения стран - участниц ЕС по сближению финансовых систем, на три года позже, чем это было сделано другими странами. Налог на добавленную стоимость значительно упростил косвенное налогообложение, заменив собой существовавший ранее налог с оборота и более 20 акцизов.

Большая часть товаров и услуг подпадает под обложение этим налогом. Не подлежат обложению купля-продажа акций и облигаций, земли предприятий, предоставление кредитов, сделки по слиянию предприятий и другие операции. Освобожден от уплаты налогов экспорт товаров и услуг (но импорт облагается). Юридически это оформлено как специфический вид операций, к которым применяется нулевая ставка налога. В результате экспортеры не освобождены от документального оформления своих операций для налоговых органов. Вывоз товаров на экспорт, международные услуги и связанные с ними операции не облагаются НДС в силу того, что они не считаются осуществленными на территории государства, вследствие чего международные операции по обмену продукцией облагаются налогом в стране назначения.

Тем не менее на все операции должны быть выписаны счета-фактуры, и они должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Обязанности налогоплательщика заключаются, прежде всего, в постановке на учет в бюро учета НДС в соответствии с местом жительства. В течение 30 дней с момента начала предпринимательской деятельности субъект должен заявить об этом, заполнив соответствующий образец в бюро учета НДС, где ему будет сообщен регистрационный номер фирмы. При применении к юридическим лицам данный регистрационный номер представляет собой также и налоговый код. О любых изменениях относительно элементов, указанных в декларации в начале предпринимательской деятельности, сообщается в бюро учета НДС не позднее 30 дней с момента их возникновения. Точно такая же процедура имеет место в случае прекращения предпринимательской деятельности.

В налоговых офисах есть подразделения, которые специально занимаются вопросами возмещения НДС.

Перечисление НДС фискальным органам производится ежемесячно по итогам предшествующего месяца. Размер платежа определяется как разница между суммой налога, исчисленной со стоимости реализованной продукции, и суммой налога, уплаченной ранее поставщикам сырья и полуфабрикатов и включенной, таким образом, в себестоимость произведенных товаров и услуг. В случае отрицательного результата налогоплательщик может погасить эту разницу в последующие месяцы. Раз в год составляется итоговая декларация по всему обороту в год. От такой обременительной процедуры освобождены мелкие предприятия, которым разрешено рассчитываться с государством один раз в год или один раз в 6 мес.

Налог на добавленную стоимость взимается по дифференцированным ставкам:

- льготная - 4% (применяется к товарам первой необходимости, а также газетам, журналам);

- основная - 20% (облагается широкий круг промышленных изделий, в том числе текстильных);

- пониженная - 10%.

Особенности исчисления региональных налогов Италии

Ко второму уровню налоговой системы Италии относятся региональные налоги.

На региональном уровне правительство может выбирать в пределах установленных порогов определенный размер налоговой ставки, определять порядок реализации некоторых федеральных законов, издавать постановления, распоряжения, касающиеся определенных отраслей, например транспорта. Характеристика региональных налогов по основным элементам приведена в табл. 3.

Таблица 3

Характеристика региональных налогов по основным элементам

     
   —————————————————T—————————————————T———————————————T————————————————————T—————————————————¬
   | Элемент налога |   Региональный  |   Косвенный   | Коммунальный налог |   Региональный  |
   |                |     налог на    |  региональный |   на недвижимость  |     налог за    |
   |                | производственную|     налог     |                    | транспортировку |
   |                |   деятельность  | на увеличение |                    |   и утилизацию  |
   |                |                 |   стоимости   |                    |городских твердых|
   |                |                 |  недвижимости |                    |     отходов     |
   +————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Нормативное     |Правительственный|Президентский  |Правительственный   |Правительственный|
   |регулирование   |декрет           |декрет         |декрет от 24.04.1992|декрет           |
   |                |от 24.04.1992    |от 12.05.1972  |N 504               |от 24.03.1993    |
   |                |N 504            |N 643          |                    |N 507            |
   +————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Субъект         |Юридические лица,|Физические     |Физические          |Физические лица  |
   |                |которые для целей|и юридические  |и юридические лица  |                 |
   |                |своей            |лица, владельцы|                    |                 |
   |                |деятельности     |недвижимости   |                    |                 |
   |                |используют       |               |                    |                 |
   |                |территорию       |               |                    |                 |
   |                |и ресурсы региона|               |                    |                 |
   +————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Налогооблагаемая|Валовой доход    |Разница между  |Стоимость           |Фиксированная    |
   |база            |за вычетом       |первоначальной |действующих         |часть            |
   |                |заработной платы,|стоимостью     |промышленных и жилых|рассчитывается с |
   |                |расходов         |имущества      |зданий, строящихся  |учетом назначения|
   |                |на научные       |и новой        |площадей,           |строения, общей  |
   |                |исследования     |стоимостью     |сельскохозяйственных|жилой площади,   |
   |                |и других         |имущества при  |земель              |численного       |
   |                |разрешенных      |ее повышении   |                    |состава семьи.   |
   |                |вычетов          |               |                    |Переменная часть |
   |                |                 |               |                    |зависит от       |
   |                |                 |               |                    |реального объема |
   |                |                 |               |                    |переработанных   |
   |                |                 |               |                    |отходов          |
   +————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Ставки          |4,25% на доходы  |Устанавливается|Устанавливаются     |От 5 до 15%      |
   |                |производственных |прогрессивная  |региональными       |стоимости всех   |
   |                |и коммерческих   |шкала от 3     |властями            |городских услуг  |
   |                |компаний.        |до 30%         |в зависимости       |                 |
   |                |8,5% для фирм,   |               |от технического     |                 |
   |                |занимающихся     |               |предназначения      |                 |
   |                |не связанной     |               |объекта: основное   |                 |
   |                |с производством  |               |или вспомогательное |                 |
   |                |деятельностью    |               |жилое помещение,    |                 |
   |                |                 |               |находящееся         |                 |
   |                |                 |               |в собственности     |                 |
   |                |                 |               |физического лица.   |                 |
   |                |                 |               |Для окончательного  |                 |
   |                |                 |               |установления        |                 |
   |                |                 |               |налоговой ставки    |                 |
   |                |                 |               |применяются         |                 |
   |                |                 |               |коэффициенты: 100;  |                 |
   |                |                 |               |50; 34              |                 |
   +————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+—————————————————+
   |Налоговый период|Год              |Год            |Год                 |Год              |
   L————————————————+—————————————————+———————————————+————————————————————+——————————————————
   

К региональным налогам Италии относятся:

1. Региональный налог на производственную деятельность (IRAP). Данный налог устанавливается региональными властями Италии для компаний, товариществ, индивидуальных предпринимателей и кооперативов, которые для целей своей деятельности используют территорию и ресурсы регионов (области, провинции, коммуны).

В 2003 г. региональный налог на производственную деятельность был установлен в размере 4,25% на доходы производственных и коммерческих компаний. Для фирм, занимающихся иной, не связанной с производством, деятельностью, этот налог составил 8,5%. Порядок выплаты данного налога такой же, как и в случае оплаты налога на прибыль юридических лиц.

2. Косвенный региональный налог на увеличение стоимости недвижимости (INVIM) был установлен президентским декретом Италии от 12.05.1972 N 643 в целях объединения различных мелких налогов, выплачиваемых физическими и юридическими лицами за владение недвижимостью в региональные бюджеты Италии. Данный декрет устанавливает, что в случае повышения стоимости недвижимости (жилых и административных строений, а также земельных владений) по отношению к первоначальной стоимости при ее отчуждении, безвозмездной передаче или продаже, а также при разделе имущества юридических лиц после 10-летнего владения этим имуществом на разницу этой суммы устанавливается прогрессивный налог, выплачиваемый в региональный бюджет. Ставки косвенного регионального налога на увеличение стоимости недвижимости представлены в табл. 4.

Таблица 4

Ставки регионального налога на увеличение стоимости

недвижимости

     
   —————————————————————————————————————————————————T———————————————¬
   |  Процент, на который превышена первоначальная  |   Ставка, %   |
   |                  стоимость, %                  |               |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |До 20                                           |     3 — 5     |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |От 20 до 50                                     |     5 — 10    |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |От 50 до 100                                    |    10 — 15    |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |От 100 до 150                                   |    15 — 20    |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |От 150 до 200                                   |    20 — 25    |
   +————————————————————————————————————————————————+———————————————+
   |Более 200                                       |    25 — 30    |
   L————————————————————————————————————————————————+————————————————
   

Декретом были указаны случаи, когда физические и юридические лица освобождаются от уплаты этого налога при владении недвижимостью более 10 лет и ее продаже по завышенной цене:

- при продаже недвижимости, приобретаемой даже безвозмездно от государства и региональных властей;

- при отчуждении недвижимости, принадлежащей юридическим лицам, в случае ее передачи государству или федеральным властям;

- при передаче отчуждаемой недвижимости, приобретенной бесплатно и передаваемой на безвозмездной основе общественным фондам и организациям;

- в случае продажи полученной в наследство недвижимости, когда ее стоимость не превышает 100 тыс. евро;

- при передаче отдельных объектов недвижимости, принадлежащих Ватикану;

- при продаже недвижимости, ранее принадлежащей государству, общественным, благотворительным и другим не преследующим коммерческих целей организациям и фондам, даже и до истечения 10 лет владения недвижимостью.

Кроме этого, федеральные власти своими распоряжениями могут устанавливать отдельные льготные режимы по уплате данного налога с учетом местных условий.

Законодательным декретом правительства Италии от 24.04.1992 N 504 это право было изъято из компетенции региональных властей и передано правительству Италии.

3. Коммунальный налог на недвижимость (ICI). Данный региональный налог на недвижимость был установлен Правительственным декретом от 24.04.1992 N 504 и предусматривал выплату владельцами (физическими и юридическими лицами) действующих промышленных и жилых зданий, строящихся площадей, а также сельскохозяйственных земель определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно.

Под "действующей недвижимостью" декрет понимает промышленные и жилые здания и сооружения, занесенные в городской строительный кадастр, с прилегающей к ним служебной площадью. Исключением являются объекты недвижимости, расположенные в сельской местности, где размер дохода от использования недвижимости поглощается общим налогом на сельскохозяйственные угодья.

Строящиеся площади определены как площади, используемые в строительных целях и отвечающие критериям общественной пользы. К их числу относятся помимо заново возводимых сооружений также реставрируемые, реконструируемые, санируемые здания и сооружения, а также застройка и облагораживание пустырей.

Под сельскохозяйственными землями понимаются земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности (культивация, животноводство, звероводство, переработка сельскохозяйственной продукции).

Не облагается данным налогом недвижимость, принадлежащая государству, региональным властям, торговым палатам, используемая в культурных (музеи, библиотеки, архивы и т.д.) и культовых целях, принадлежащая иностранным государствам и международным организациям, предгорная местность, а также недвижимость, принадлежащая общественным организациям, занимающимся педагогической и иной просветительской деятельностью без права получения коммерческой прибыли.

Региональные власти в зависимости от технического предназначения объекта основного или вспомогательного жилого помещения, находящегося в собственности у физического лица, а также в случае принадлежности недвижимости общественным организациям могут дифференцировать этот налог.

При этом для окончательного установления данной налоговой ставки применяются соответствующие коэффициенты: 100 - для жилых помещений, складов, лабораторий, офисов, магазинов и лавок; 50 - для гостиниц, театров, банков и 34 - для остальных объектов недвижимости.

Что касается налога на жилые помещения, то региональные власти на основное жилье могут устанавливать этот налог в льготном исчислении, т.е. на 100 евро меньше первоначально устанавливаемой суммы налога, а законодательный декрет от 10.09.1996 наделил региональные власти правом на снижение коммунального налога на основное жилье на 50%. Сельскохозяйственные земли также могут в зависимости от решения региональных властей иметь льготную ставку при уплате коммунального налога на недвижимость. Льготные ставки приведены в табл. 5.

Таблица 5

Льготные ставки при уплате коммунального налога

на недвижимость

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |     Стоимость недвижимости,    |        Ставка налога, %       |
   |            тыс. евро           |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Первые 25                       |Ставка налога равна 0          |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 50 до 120                    |Ставка налога уменьшается на 30|
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 120 до 200                   |Ставка уменьшается на 50       |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |От 200 до 250                   |Ставка уменьшается на 75       |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Данный налог выплачивается в два приема: в виде аванса и окончательной выплаты. Аванс в сумме не менее 50% от общей суммы налога выплачивается в июне текущего года из расчета выплаченной суммы ICI со всеми льготами за 12 мес. предшествующего года, а окончательный расчет осуществляется в период с 1 по 20 декабря текущего года с учетом ранее выплаченного аванса.

4. Региональный налог за пользование водными объектами, лесным фондом и биологическими ресурсами как таковой законодательством Италии не предусмотрен, а общественные отношения, возникающие в этой сфере, регулируются законодательством Италии о концессиях.

Законодательным декретом правительства Италии от 24.03.1993 N 507 установлен специальный региональный налог за транспортировку и утилизацию городских твердых отходов (TARSU), который состоит из двух частей: фиксированной и изменяемой. Фиксированная часть этого налога рассчитывается с учетом назначения строения (жилое помещение или другое) в зависимости от общей жилой площади и численного состава семьи, а переменная часть зависит от реального объема вывезенных и переработанных отходов.

В любом случае размер этого налога в соответствии с законодательным декретом N 507/93 не может быть меньше 5% и не должен превышать 15% от стоимости всех городских услуг (свет, телефон и т.д.), за исключением расходов на уборку дорог. В соответствии с декретом до 31 декабря текущего года региональные власти должны уведомить налогоплательщика о сумме этого налога, а последний до 20 января следующего года оплатить этот налог.

Законодательный декрет Италии от 24.04.1992 N 504, установивший порядок оплаты налога на увеличение стоимости недвижимости (INVIM), определил также размер регионального налога на расходы местных органов власти по охране окружающей среды, ставка которого колеблется в пределах от 1 до 5% от общего размера косвенного регионального налога на увеличение стоимости недвижимости.

Порядок оплаты налога на охрану окружающей среды такой же, как и при оплате косвенного регионального налога на увеличение стоимости недвижимости.

Региональные налоги имеют меньший, чем общегосударственные налоги, удельный вес в объеме налоговых поступлений страны. Их регулирование и сбор относятся к компетенции региональных властей.

Местное налогообложение в Италии

Конституция Италии подчеркивает, что представительная система в стране должна быть организована в соответствии с требованиями децентрализации. Таким образом, основной закон признал необходимость местной автономии в рамках единого государства. В соответствии с этим принципом в Италии была создана стройная система демократической власти, территориально расчлененная на три инстанции: коммуну, провинцию и область. Они, согласно Конституции, должны обладать широкой автономией и законодательной властью, им должно быть доверено частичное выполнение государственных функций, с тем чтобы дать народным массам возможность участвовать в местном самоуправлении.

Реальная ситуация с местным самоуправлением довольно далека от положений, декларированных в Конституции и в других законах. По закону об областном самоуправлении, принятому в 1970 г., области получили не так уж много прав: в государстве, где 95% бюджета распределяется через центр, автономия органов самоуправления ограничена.

Государство берет на себя сбор непосредственных налоговых отчислений, но назначает и налоговых сборщиков для взимания местных налоговых отчислений. Характеристика местных налогов представлена в табл. 6.

Таблица 6

Характеристика местных налогов по основным элементам

     
   —————————————————T—————————————————T————————————————T————————————————¬
   | Элемент налога |  Местный налог  |      Налог     |Налог на рекламу|
   |                |    на доходы    |на автотранспорт|                |
   +————————————————+—————————————————+————————————————+————————————————+
   |Субъект         |Физические и     |Юридические и   |Юридические     |
   |                |юридические лица |физические лица,|лица,           |
   |                |                 |владельцы       |индивидуальные  |
   |                |                 |автотранспортных|предприниматели |
   |                |                 |средств         |                |
   +————————————————+—————————————————+————————————————+————————————————+
   |Объект          |Доход            |Транспортное    |Рекламные       |
   |                |физических и     |средство        |объявления      |
   |                |юридических      |                |и другие виды   |
   |                |лиц              |                |рекламы         |
   +————————————————+—————————————————+                |                |
   |Налогооблагаемая|Совокупный доход,|                |                |
   |база            |скорректированный|                |                |
   |                |на сумму         |                |                |
   |                |разрешенных      |                |                |
   |                |вычетов          |                |                |
   +————————————————+—————————————————+————————————————+————————————————+
   |Ставки          |      16,2%      |Ставка          |Ставки          |
   |                |                 |дифференцирована|различаются     |
   |                |                 |в зависимости   |в зависимости   |
   |                |                 |от объема       |от финансового  |
   |                |                 |цилиндра,       |состояния       |
   |                |                 |мощности мотора |муниципалитетов,|
   |                |                 |                |от видов и целей|
   |                |                 |                |рекламной       |
   |                |                 |                |деятельности    |
   +————————————————+—————————————————+————————————————+————————————————+
   |Налоговый период|Год              |Год             |Год             |
   L————————————————+—————————————————+————————————————+—————————————————
   

К основным муниципальным налогам относятся:

1. Местный налог на доходы. Данный налог взимается как с прибыли юридических лиц, так и с доходов физических лиц в том же порядке, что и налог на прибыль и подоходный налог. При этом уплаченная сумма местного налога вычитается из налогооблагаемой базы при исчислении налога на прибыль юридических лиц и подоходного налога физических лиц. Ставка налога для всех фиксированная - 16,2%. Для исчисления данного налога не учитываются доходы от работы по найму, от занятий профессиональной индивидуальной деятельностью, а также от собственности на землю и на строения. Налог взимается центральным правительством, но полностью перечисляется затем местным бюджетам.

2. Налог на рекламу. Им облагаются рекламные объявления и другие виды рекламы, расположенные в общественных местах и открытые для доступа публики. Ставки налога в различных местностях страны варьируются в зависимости от финансового состояния муниципалитета, а также от видов и целей рекламной деятельности.

3. Налог на автотранспорт функционирует как государственный и как местный. Им облагаются все юридические и физические лица - владельцы транспортных средств. Ставка налога дифференцируется в зависимости от объема цилиндра и мощности мотора, выраженной в лошадиных силах.

4. Налог на использование общественных площадей устанавливается муниципалитетом и в зависимости от размера, местонахождения и целей использования общественных пространств, принадлежащих мэрии. Для определения ставки налога общественные площади разбиваются на классы и категории.

5. Местные лицензионные сборы устанавливаются за право сезонной торговли в общественных местах, за получение разрешений на торговлю предметами антиквариата и т.д.

В Италии доходы от большинства местных налогов (их более 30) перераспределяются через центральный бюджет, а ставки устанавливаются государством (например, надбавки к поземельному и сельскохозяйственному налогам). Центр строго регламентирует финансовую политику областных органов власти: они могут относительно свободно распоряжаться только 8% своего бюджета.

Возможность применения опыта налогообложения Италии

в России

Налоговая система Италии достаточно сложная. И тем не менее налоги здесь явно ниже, чем в других странах Европы.

Итальянская система налогообложения существенно отличается от российской. Основные отличия представлены в табл. 7.

Таблица 7

Отличительные признаки российской и итальянской систем

налогообложения

     
   ————————————————————————————————————T————————————T———————————————¬
   |         Критерий сравнения        |   Италия   |   Российская  |
   |                                   |            |   Федерация   |
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Налоги, базой для исчисления       |Нет         |Есть           |
   |которых является выручка           |            |               |
   |от реализации товара               |            |               |
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Система полных приписываний        |Используется|Не используется|
   |дивидендов, исключающих их двойное |            |               |
   |налогообложение                    |            |               |
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Принцип пропорциональности и       |Используется|Не используется|
   |прогрессивности отчислений         |            |               |
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Амнистия капиталов                 |Используется|Не используется|
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Ставка налога на доходы физических |От 23 до 43 |       13      |
   |лиц, %                             |            |               |
   +———————————————————————————————————+————————————+———————————————+
   |Ставка налога на доходы юридических|     36     |       24      |
   |лиц, %                             |            |               |
   L———————————————————————————————————+————————————+————————————————
   
Кроме того, существенные отличия заключаются в следующем: - отсутствие налога на нехозяйственное имущество физических лиц; - единая для всех корпораций система внесения предварительных платежей подоходного налога - 2 раза в год исходя из дохода в прошлом году. Количественные различия по ставкам налога на корпорационные доходы, НДС, минимальным ставкам индивидуального подоходного налога невелики. Несмотря на то что в Италии ставки социальных налогов выше, в России они также высоки (выше, чем в среднем по Западной Европе. Это определяет сходство основных параметров налоговых систем России и Италии наряду с отмеченными существенными различиями). В целом можно сделать вывод, что итальянская налоговая система более мягкая в отношении налогообложения дивидендов по сравнению с российской и более жесткая в отношении очень высоких доходов физических лиц. Применение значительных вычетов из базы индивидуального подоходного налога, пониженной ставки для мелких корпораций, невысоких ставок налогов на небольшое наследство и дарение приводит к снижению этих налогов вплоть до нуля для бедных слоев населения и корпораций, имеющих небольшие доходы. Таким образом, важным принципом налогообложения в Италии является зафиксированный в Конституции принцип пропорциональности и прогрессивности отчислений. Со всех субъектов, подвергаемых налогообложению, взимаются суммы пропорционально размеру их доходов с учетом прогрессивности. Данный принцип налогообложения, использующийся в большинстве стран, может быть применен и в России. Кроме того, интересна введенная с 1990 г. практика ответственности покупателя (клиента), предполагающая наличие у него чека при приобретении товара (услуги). В качестве меры, способствующей нормализации денежного обращения, можно было бы установить такую ответственность и в нашей стране. Важны статьи Конституции о том, что проведение референдума по отмене существующих налоговых законов является незаконным, и о том, что после утверждения госбюджета не могут быть установлены налоги. Эти принципы целесообразно использовать и в России. Серьезное внимание в Италии уделяется борьбе с неуплатой налогов. Одним из ключевых элементов стимулирования наиболее злостных неплательщиков к уплате налогов в Италии является амнистия капиталов. Среди причин, которые предшествуют принятию решения по амнистии капиталов, можно выделить: - определенную экономическую ситуацию, требующую обеспечения значительных долгосрочных инвестиций в определенные сферы экономики, которые может обеспечить в большей степени национальный бизнес в отличие от интернационального - спекулятивного бизнеса; - налоговые или финансовые реформы, для которых изменения потоков денежных средств, особенно в начале реформы, стимулируют ее последующее плавное осуществление; - изменение политической обстановки (выборы). В любом случае возвращение капиталов требует выявления и устранения причин, по которым они вывозились. Например, последняя амнистия капитала началась с отмены налога на наследство, который вследствие значительной налоговой ставки подталкивал налогоплательщиков к незаконным действиям. Опыт Итальянской Республики показывает, что амнистия капиталов является действенным механизмом построения взаимоотношений с налогоплательщиками. Однако сама амнистия всегда проводится на условиях, которые требуют от налогоплательщиков уплаты основной части налогов, ранее не заплаченных. Такая практика может быть полезна для нашей страны, где многие предприятия уклоняются от уплаты налогов. Л.В.Попова Д. э. н., профессор И.А.Маслова Д. э. н., профессор Ю.Д.Земляков Д. э. н., профессор Б.Г.Маслов К. э. н., доцент И.А.Дрожжина К. э. н., доцент В.Ю.Салихова К. э. н., доцент Подписано в печать 05.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Деятельность индивидуального предпринимателя, работающего по патенту в 2008 году ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17 >
Статья: Проверка составления и исполнения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения ("Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3) Источник публикации "Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности", 2007, N 3



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.