Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Деятельность индивидуального предпринимателя, работающего по патенту в 2008 году ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17



"Все для бухгалтера", 2007, N 17

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ,

РАБОТАЮЩЕГО ПО ПАТЕНТУ В 2008 ГОДУ

Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" внесены изменения в ст. 346.25.1 НК РФ, которые начнут действовать с 01.01.2008. Эта статья определяет условия деятельности индивидуального предпринимателя на основе патента.

В новой редакции количество видов деятельности на основе патента увеличилось с 58 до 61.

Законом введены несколько новых видов, отредактирован ряд названий видов деятельности. К числу новых видов услуг, которые разрешено оказывать с 2008 г., в частности, относятся: изготовление и печатание визитных карточек и пригласительных билетов; производство и ремонт игр и игрушек, за исключением компьютерных игр; защита садов, огородов и зеленых насаждений от вредителей и болезней. Ряд услуг законодатель исключил, в частности услуги по химической чистке изделий.

Пунктом 3 ст. 346.25.1 НК РФ определено, что решение о возможности применения индивидуальным предпринимателем УСН на основе патента на территориях субъектов РФ принимается законами соответствующих субъектов РФ. Так, Московская городская Дума приняла Закон г. Москвы от 09.11.2005 N 54 "Об упрощенной системе налогообложения на основе патента". В нем определены виды деятельности, по которым можно применять УСН на основе патента и потенциально возможный годовой доход по каждому виду деятельности. Всего в Москве разрешено вести деятельность на основе патента по 47 видам деятельности.

В 2006 г. в Москве зарегистрировано всего лишь около 100 предпринимателей, перешедших на работу по патенту, из них примерно половина занимается перевозкой пассажиров.

Следует отметить, что в Законе г. Москвы при применении упрощенной системы налогообложения на основе патента отсутствует такой вид услуг, как сдача в аренду квартир и гаражей. Видимо, это объясняется резким различием в стоимости аренды, что не позволяет определить потенциально возможный годовой доход. Таким образом, граждане, сдающие в аренду квартиры и гаражи, могут работать только на общей или на упрощенной системе налогообложения.

Определенные коррективы законодатель ввел в п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ. В редакции, действующей в 2007 г., определено, что патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с первого числа квартала: квартал, полугодие, 9 месяцев, год. В новой редакции это положение звучит следующим образом: "Патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов: квартал, шесть месяцев, девять месяцев, календарный год".

Видимо, данное уточнение следует понимать таким образом, что патент на квартал, шесть месяцев, девять месяцев выдается только в пределах календарного года. То есть исходя из действующей редакции, патент можно взять на шесть месяцев, начиная, например, с октября по март следующего года, а исходя из новой редакции, это необходимо сделать таким образом: получить патент на четвертый квартал, а затем - на первый квартал следующего календарного года. Однако данное изменение требует разъяснений Минфина России.

В Федеральном законе N 85-ФЗ уточнена ситуация, не отраженная в прежней редакции ст. 346.25.1 НК РФ. Было не ясно, действует ли патент, выданный, например, в Москве, на территории Московской области и вообще на территории РФ. Законодатель уточнил эту ситуацию, дополнив п. 5 данной статьи следующими абзацами:

"Патент действует только на территории того субъекта РФ, на территории которого он выдан.

Налогоплательщик, имеющий патент, вправе подавать заявление на получение другого патента в целях применения упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории другого субъекта Российской Федерации". Очевидно, что предприниматель, сдающий квартиры в Московской и в Ярославской областях, должен получить патенты в каждой из этих областей. Однако если представить себе ситуацию, когда предприниматель получил патент на автотранспортные услуги в г. Москве, означает ли это, что он не может отвезти пассажира из Москвы на его дачу? Неужели на всякий случай надо брать патенты по этому виду услуг на все прилегающие к Москве регионы.

Для перехода на упрощенную систему налогообложения на основе патента необходимо подать заявление в налоговый орган по месту жительства предпринимателя. Вновь зарегистрированный предприниматель вправе подать такое заявление в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве. В этом случае индивидуальный предприниматель может применять упрощенную систему налогообложения на основе патента с даты постановки на учет в налоговом органе.

С какого момента может перейти на работу по патенту индивидуальный предприниматель, уже работающий по общей или по упрощенной системе налогообложения. Для ответа на этот вопрос необходимо обратиться к ст. 346.13 НК РФ, в п. 3 которой сказано, что "налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено настоящей статьей". Налоговым периодом при упрощенной системе признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).

Таким образом, индивидуальный предприниматель, применяющий общий режим налогообложения, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента с 1 июля, 1 октября 2007 г. или с 1 января 2008 г. при условии подачи соответствующего заявления в налоговый орган в установленный срок.

Если же индивидуальный предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения в 2007 г., то в течение 2007 г. и до его окончания он не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. Таково мнение Минфина России, изложенное в Письме от 04.05.2006 N 03-11-02/108.

В этом же Письме указано следующее: "...если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика... превысили 20 млн руб., такой налогоплательщик считается утратившим право на применение упрощенной системы налогообложения на основе патента с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение".

А каким же образом определяется, допущено или не допущено превышение нормативной величины предпринимателем? Он должен учитывать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30.12.2005 N 167н.

Эта позиция определена Письмом Минфина России от 09.02.2006 N 03-11-02/34 и подтверждена Письмом Минфина России от 04.05.2006 N 03-11-02/108.

Позиция Минфина России заключается в том, что расходы, произведенные налогоплательщиками, должны быть подтверждены документально, это следует из п. 2 ст. 346.16 и п. 1 ст. 252 НК РФ. Поэтому, а также в соответствии с п. 4 ст. 346.11 НК РФ при осуществлении расходов в наличной денежной форме индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, должны соблюдать положения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40 (Письмо Банка России от 04.10.1993 N 18).

В этом же п. 4 ст. 346.11 НК РФ указано, что индивидуальные предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, представляют статистическую отчетность, установленную Госкомстатом России. Распространяется этот порядок и на предпринимателей, работающих на основе патента.

В соответствии с п. 4 ст. 346.13 НК РФ если доходы налогоплательщика превысили 20 млн руб., то такой налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения. Индивидуальный предприниматель, работающий на основе патента, не может привлекать в своей предпринимательской деятельности наемных работников (п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ). В этой ситуации трудно представить предпринимателя, превышающего порог в 20 млн руб. в течение календарного года. Тем не менее в п. 4 ст. 346.13 НК РФ определено, что предельная величина размера доходов налогоплательщика, ограничивающая его право на применение УСН, подлежит индексации. На 2007 г. коэффициент установлен в размере 1,241. Таким образом, в 2007 г. величина предельного размера доходов, ограничивающая право применения УСН, равна 24 820 тыс. руб. (20 млн руб. x 1,241). Что касается 2008 г., то этот коэффициент будет установлен в конце 2007 г.

Статья 346.25.1 НК РФ дополнена п. п. 11 и 12. В п. 11 указано: "Налоговая декларация, предусмотренная статьей 346.23 настоящего Кодекса, налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения на основе патента в налоговые органы не представляется".

Правда, Минфин России еще в начале 2006 г. указывал: "Исходя из механизма исчисления и уплаты стоимости патента, предусмотренного ст. 346.25.1 Кодекса, налоговые декларации, предусмотренные ст. 346.23 Кодекса, индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения на основе патента, не представляются" (Письмо Минфина России от 09.02.2006 N 03-11-02/34). Более того, эту же позицию Минфин России подтвердил в Письме от 04.05.2006 N 03-11-02/108 (п. 2).

Таким образом, законодатель узаконил эту позицию Минфина России. Не очень понятна необходимость включения п. 12. В нем сказано: "Налогоплательщики упрощенной системы налогообложения на основе патента ведут налоговый учет в порядке, установленном статьей 346.24 настоящего Кодекса". Дело в том, что в п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ говорится о том, что на предпринимателей, работающих по патенту, распространяются нормы, установленные ст. ст. 346.11 - 346.25 Кодекса, в том числе, естественно, и нормы, установленные ст. 346.24. В этом пункте указывается, что форма и порядок заполнения книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утверждаются Минфином России, который утвердил форму и Порядок в Приказе от 30.12.2005 N 167н.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ предприниматели, работающие по упрощенной системе налогообложения, освобождены от ведения бухгалтерского учета.

Следует обратить внимание на то, что законодатель в п. 3 ст. 346.11 НК РФ предусмотрел освобождение предпринимателя, работающего по упрощенной системе налогообложения, от уплаты ЕСН, но предусмотрел уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Форма отчетности утверждена Приказом Минфина России от 27.02.2006 N 30н.

Серьезной проблемой, стоящей на пути развития деятельности предпринимателей на основе патента, является необходимость применения контрольно-кассового аппарата в соответствии со ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Эта техника должна применяться в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В этой же статье указано, что организации и индивидуальные предприниматели могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности (БСО).

В ряде писем налоговых и финансовых органов содержались указания по поводу обязательности применения ККТ по отдельным видам услуг. Так, в Письме УФНС России по г. Москве от 10.05.2006 N 22-12/38377 обращалось внимание на обязательность применения ККТ и выдачи в момент оплаты кассовых чеков при перевозках пассажиров в такси.

В Письме МНС России от 19.03.2004 N 33-0-14/225 указывалось на необходимость применения ККТ при оказании платных услуг образования либо оформлении денежных расчетов за оказанные услуги через кредитные учреждения. В то же время на ряд бытовых услуг действуют БСО.

Установленные формы БСО могут применяться только до конца августа 2007 г. (Постановление Правительства РФ от 31.03.2005 N 171). Остается надеяться, что Минфин России утвердит БСО для услуг, которые оказываются предпринимателями, работающими на основе патента.

В более широком плане в Государственной Думе давно обсуждается вопрос о возможности неприменения ККТ при деятельности предпринимателя на основе патента, но этот вопрос так и не решается. Не совсем понятно, зачем нужен кассовый аппарат, если уплата за патент никоим образом не зависит от объема выручки.

Высказывается мнение, что на руках у получателя работы, услуги должен оказаться некий документ, который позволил бы предъявить претензии по поводу качества, сроков выполнения работы, услуги. Это важно в таких видах деятельности, как пошив изделий, ремонт обуви, изготовление мебели и тому подобных работах.

По мнению автора, компромиссом в этой ситуации может быть утверждение БСО с наименованием услуги, но без указания цены.

Таковы основные проблемы, возникающие у индивидуальных предпринимателей, работающих на основе патента.

Литература

1. О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации: Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ.

2. Об упрощенной системе налогообложения на основе патента: Закон г. Москвы от 09.11.2005 N 54.

3. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации: Решение Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40.

4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ.

Ю.Л.Донин

К. э. н.,

налоговый консультант

Подписано в печать

05.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17 >
Статья: Налоговая система Италии ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.