|
|
Статья: Корпоративная культура в системе категорий экономической науки ("Управление персоналом", 2007, N 18) Источник публикации "Управление персоналом", 2007, N 18
"Управление персоналом", 2007, N 18
КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ КАТЕГОРИЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ
Вопросы организации труда находятся в неразрывной связи не только с достижением важнейшего условия получения максимальной прибыли и роста производительности труда, но и с формированием новых экономических отношений.
Культура является неофициальным и внутренним сознанием коллектива, которое управляет поведением личностей и сама формируется на основе их поведения. Культура задает стандарты поведения и имидж фирмы, способствует успешной адаптации и слиянию вновь набранного персонала с фирмой, формирует приверженность фирме. Еще несколько лет назад почти никто не знал словосочетания "корпоративная культура", однако она была. И, что интересно, все "доски передовиков труда" советского периода, значки, почетные грамоты и так далее являются классическим атрибутом корпоративной культуры многих западных компаний с давней историей. Организационная и корпоративная культуры сравнительно недавно, во второй половине XX века, стали предметом научных исследований экономистов, представителей управленческих дисциплин, социологов, социальных психологов и др. Однако плодотворные теоретические предпосылки и эмпирические наблюдения прослеживаются в работах О. Конта, Г. Спенсера, В. Дильтея, Ф. Тенниса, М.М. Ковалевского, социальных антропологов Л.Г. Моргана, Л. Уорнера и других ученых. Столь разнообразная теоретическая платформа создала методологические предпосылки формирования нескольких концептов организационной культуры, среди которых наиболее влиятельными стали рационально-прагматическая и феноменологическая концепции, у истоков которых стояли Э. Дюркгейм и М. Вебер, У. Тейлор и А. Файоль. Необходимо отметить, что еще в 1952 г. два антрополога - А. Кребер и К. Клакхон - каталогизировали 164 определения слова "культура". Немногим лучше выглядит положение с понятием корпоративной культуры, однако разногласия в отношении сути данного явления весьма велики.
Большинство исследователей, давая определение корпоративной культуре, акцентируют внимание на тех ценностях, правилах и нормах, которые ее составляют, а также на двух основных функциях культуры: адаптационной и интеграционной. На основании этого корпоративная культура определяется как совокупность доминирующих стереотипов, ценностей и правил, которые находят свое логическое воплощение в типичных и поощряемых моделях поведения, во взаимодействии сотрудников организации друг с другом и с окружающей средой, а также в различных продуктах организационной деятельности. В научных публикациях понятия "организационная культура" и "корпоративная культура" часто употребляются как синонимы. Однако, как справедливо замечает Э.А. Капитонов: "Проблемная ситуация связана с тем, что в целом неотчлененность формирующейся корпоративной культуры от организационной делает первую недостаточно четким конструктом, уязвимым в теоретико-методологическом плане". Выделенные нами признаки организационной и корпоративной культур приведены на рис. 1. Основой для выделения данных признаков послужила концепция социокультурной среды, предложенная в работах И.В. Андреевой.
Отличительные признаки организационной и корпоративной культур
—————————¬
|Признаки|
L———+—————
- - - - - - - - - -¬ - ¬ - - - - - - - - - - ¬Организационная ¦ 1 ¦ ¦ Корпоративная ¦ культура L -\¦/ культура ¦ ¦ --------------------¬ ¦ ¦Внешняя среда, ¦ Происхождение ¦ Миссия, цель ¦ религия, <+--+ культуры +--+>и задачи ¦национальная L---------T---------- организации, ¦ культура ¦ - ¬ ¦ ¦ определенные ¦ 2 управленцами ¦ ¦ L -\¦/ ¦ предприятия ¦ ----------+---------¬ ¦ ¦ ¦ Методы и способы ¦ ¦ ¦Традиции, передача ¦ распространения ¦ Установленные ¦ опыта новым <+--+ культуры +--+>требования ¦сотрудникам ¦ в организации ¦ руководства ¦ ¦ L---------T---------- ¦ ¦ - ¬ ¦ ¦ ¦ 3 ¦ ¦ L -\¦/ ¦ ¦ ----------+---------¬ ¦ ¦Система ценностей ¦ Сущность, лежащая ¦ Система ¦ персонала ¦ ¦ в основе ¦ ¦ управляющих ¦ L---------T---------- принципов ¦ ¦ - ¬ ¦ ¦ ¦ 4 ¦ ¦ L -\¦/ ¦ ¦ ----------+---------¬ ¦ Базовые <+--+Институционализация+--+> ¦представления ¦ ¦ культуры ¦ ¦ ¦ персонала L---------T---------- Миссия, кодекс ¦ ¦ - ¬ ¦ ¦ деловой этики, ¦ 5 кодекс ¦ ¦ L -\¦/ ¦ корпоративной ¦
——————————+—————————¬ культуры
| <——+——+ Степень давления +——+—> |
| привития культуры |
L — — — — — — — — —— L———————————————————— L — — — — — — — — — —
Рис. 1
Следует, однако, обратить внимание на ряд нерешенных проблем, связанных с социально—экономическими исследованиями корпоративной культуры и прикладным использованием в управлении полученных результатов:
— разнобой в трактовках содержания, структуры и функций организационной и корпоративной культур;
— ограниченность информационной базы в силу дефицита исследований корпоративной культуры российских предприятий, государственных и муниципальных органов;
— недостаток опыта использования результатов немногочисленных исследований в целях совершенствования культуры и деятельности организаций;
— ограниченность знаний многих руководителей и специалистов о возможностях корпоративной культуры и методах ее использования как инструмента совершенствования деятельности коммерческих предприятий, государственных и муниципальных органов.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что организационно—культурная проблематика не получила в российской науке адекватной концептуальной и методической разработки. Это обстоятельство ограничивает возможности практического применения научных рекомендаций в целях совершенствования организации промышленных предприятий и побуждает к расширению и углублению исследований в указанном предметном поле. В рассматриваемых определениях корпоративной культуры мы не нашли исследования ее сущности как экономической категории.
Для того чтобы определить специфику корпоративной культуры организации, необходимо понять структуру взаимоотношений между основными участниками корпоративных отношений: топ—менеджерами (директоратом), наемными работниками (менеджерами), акционерами и инвесторами.
Нами выявлено, что субъектами отношений по формированию и реализации корпоративной культуры являются акционеры/инвесторы, топ—менеджеры и наемный персонал предприятия, а также дифференцированы их основные цели и механизмы, используемые в своих отношениях (рис. 2).
Корпоративная культура как экономическая категория
———————————————————————————————————————————————————————————————¬
| Субъекты отношений по формированию |
| и реализации корпоративной культуры |
| ———————————————¬ —————————————————¬ ———————————————¬ |
—+—>| Акционеры |<——>| Топ—менеджеры |<——>| Наемный |<—+¬
|| | и инвесторы | | предприятия | | персонал | ||
|| LT—————————————— L——T—————————————— L————————————T—— ||
|| /|\ /|\ /|\ /|\ ||
|L———+—————————————————————+—————+—————————————————————————+—————|
| | | \|/ | |
| |—————————————————————+—————+———————————————————————¬ | |
| || Объект отношений: формирование и реализация | | |
| || совокупности доминирующих стереотипов, ценностей | | |
| |L————————————————————T—————T———————————————————————— | |
| | | \|/ | |
|————+—————————————————————+—————+—————————————————————————+————¬|
||———+——————————————¬ |Цели (интересы) субъектов | ||
||| \|/ | ———+————————————————¬ ———————————+———¬||
|||Коллективное | | \|/ | |Личное \|/ |||
|||и личное | |Личное | |благосостояние|||
|||благосостояние |<—>|благосостояние |<—>|трудового |||
|||предпринимателей,| |менеджеров высшего | |коллектива, |||
|||формирование | |звена, увеличение | |всестороннее |||
|||имиджа фирмы, | |размеров | |развитие |||
|||максимизация | |управляемого | |личности |||
|||дохода на | |бизнеса, создание | | /|\ |||
|||вложенный капитал| |условий для | L——————+————————||
||| /|\ | |всестороннего | | ||
||L——+——————————————— |развития персонала | | ||
|| | | /|\ | | ||
|| | L———————————T————+——— | ||
|| | /|\ | | ||
|L———+——————————————————————————————+————+—————————————+—————————|
| | \|/ | | |
|————+——————————————————————————————+————+—————————————+————————¬|
|| |Механизмы, используемые субъектами | | ||
|| |в своих взаимоотношениях \|/ | ||
|| ——+——————————————¬————————————————————+——¬——————————+——————¬ ||
|| |\|/ ||Выполнение требований || \|/ | ||
|| |Определение ||руководства к имиджу ||Выполнение | ||
|| |миссии, цели и ||фирмы и корпоративной ||требований | ||
|| |задач ||культуре, формирование||руководства | ||
|| |организации, ||системы управляющих ||к имиджу фирмы | ||
|| |утверждение ||принципов, кодекса ||и корпоративной | ||
++>|системы ||корпоративной культуры||культуре, |<++
|| |управляющих ||или деловой этики, ||формирование и | ||
| |принципов ||привитие корпоративной||распространение | |
| |и кодекса ||культуры всему ||мифов, | |
| |корпоративной ||персоналу, ||ценностей, | |
| |культуры, ||формирование и ||традиций, | |
| |установление ||распространение мифов,||стереотипов | |
| |требований ||ценностей, правил, ||поведения и т.п.| |
| |руководства ||традиций, стереотипов || | |
| |к имиджу фирмы ||поведения и т.п. || | |
| |и корпоративной || || | |
| |культуре и т.п. || || | |
| L—————————————————L———————————————————————L————————————————— |
L———————————————————————————————————————————————————————————————
Рис. 2
На наш взгляд, объектом отношений акционеров/инвесторов, топ-менеджеров и наемного персонала предприятия являются формирование и реализация совокупности доминирующих стереотипов, ценностей и правил.
Субъектами отношений по формированию и реализации корпоративной культуры являются не только собственники предприятия, но и его топ-менеджеры и весь персонал. Нами также дифференцированы их основные цели и механизмы, используемые в своих отношениях.
Субъекты отношений по формированию и реализации корпоративной культуры - акционеры и инвесторы, топ-менеджеры и наемный персонал предприятия - имеют свои конкретные интересы. Так, основной целью акционеров и инвесторов в процессе формирования и реализации корпоративной культуры являются коллективное и личное благосостояние предпринимателей, формирование имиджа фирмы, максимизация дохода на вложенный капитал.
Для достижения эффективного производства и реализации корпоративной культуры топ-менеджеры предприятия имеют следующие цели: личное благосостояние менеджеров высшего звена, увеличение размеров управляемого бизнеса, создание условий для всестороннего развития персонала.
Следует отметить, что главной целью менеджеров является не максимизация благосостояния акционеров, а увеличение размеров управляемого бизнеса, что позволяет им увеличить собственную власть, претендовать на более крупные оклады, обеспечить спокойную, комфортную жизнь, удержать собственное положение в рамках данной корпорации и т.д. Если говорить об акционерах, то они в первую очередь стремятся к максимизации дохода на вложенный капитал. Менеджеры же стремятся минимизировать риски, а это мешает оптимизации структуры капитала (так как доля заемных средств при контроле менеджеров очень низка), не растет стоимость акций и т.п.
Существование подобного конфликта говорит о низкой корпоративной культуре, а это, в свою очередь, отрицательно влияет на инвестиционную привлекательность корпорации, что тормозит ее развитие, ведет к невозможности достижения целей организации.
Основными интересами наемного персонала предприятия в процессе формирования и реализации корпоративной культуры являются личное благосостояние трудового коллектива, всестороннее развитие личности.
Основная роль при согласовании интересов субъектов отношений по формированию и реализации корпоративной культуры принадлежит топ-менеджерам предприятия, которые создают информационно-нормативную базу, выполняют требования руководства к имиджу фирмы и корпоративной культуре, формируют систему управляющих принципов, кодекс корпоративной культуры или деловой этики, прививают основы корпоративной культуры всему персоналу, формируют систему мифов, ценностей, правил, традиций, стереотипов поведения, регулируют социальную и производственную сферы и т.п.
Для достижения своих целей субъекты рассматриваемых отношений используют определенные способы (механизмы), необходимые в процессе формирования и реализации корпоративной культуры (рис. 2).
Таким образом, мы можем сказать, что как экономическая категория корпоративная культура характеризует отношения между акционерами и инвесторами, топ-менеджерами и наемным персоналом предприятия в процессе формирования и реализации совокупности доминирующих стереотипов, ценностей и правил с целью повышения эффективности социально-экономической деятельности предприятия.
Т.Сивальнева
К. э. н.,
старший преподаватель
кафедры экономической теории
и международного бизнеса
Воронежской государственной
технологической академии
М.Жалнин
Соискатель
кафедры экономической теории
и международного бизнеса
Воронежской государственной
технологической академии
Подписано в печать
05.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |