Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как "подружиться" с учебной группой: краткая инструкция по созданию правильного тренингового настроя ("Управление персоналом", 2007, N 18) Источник публикации "Управление персоналом", 2007, N 18



"Управление персоналом", 2007, N 18

КАК "ПОДРУЖИТЬСЯ" С УЧЕБНОЙ ГРУППОЙ: КРАТКАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ПО СОЗДАНИЮ ПРАВИЛЬНОГО ТРЕНИНГОВОГО НАСТРОЯ

Можно без сомнения сказать, что мотивированные, осознанно участвующие в процессе обучения, конструктивно настроенные, активные участники тренинга - мечта каждого бизнес-тренера. На практике, как ни печально, регулярно встречаются участники саркастичные, немотивированные, скептически настроенные, нелюбознательные и ленивые.

Больше всего в этом отношении повезло бизнес-тренерам, работающим в ситуации, когда участники по собственной инициативе решают принять участие в определенном семинаре или тренинге и сами же за него платят. В этом случае обычно подбирается более мотивированный контингент, который понимает, зачем пришел, что хочет получить, и готов активно работать ради этого.

Но огромное количество тренингов проводятся в ситуации, когда участники не сами принимали решение о необходимости обучения, не участвовали в выборе конкретного тренинга. Просто работодатель направил их на нужное, с его точки зрения, обучение, не утруждаясь даже предварительно объяснить им цель сего мероприятия. И вот тогда у бизнес-тренера появляется шанс, войдя в аудиторию, увидеть 10 - 15 скучающих людей, которые не в восторге от перспективы провести целый день за бесполезным, с их точки зрения, занятием.

Действительно, могут встречаться люди абсолютно "нетренингопригодные". Но в большей части случаев срабатывает народная мудрость: "Каков поп - таков и приход". На самом деле тренер имеет возможность активно формировать и корректировать мотивацию и настрой участников. Далее мы рассмотрим некоторые приемы, которые могут помочь сформировать этот "правильный" настрой.

Предварительная подготовка

При подготовке корпоративных тренингов довольно распространена практика, когда участники тренинга вообще не участвуют в процессе подготовки тренинга - только непосредственно перед мероприятием им сообщают дату, время, место проведения и название темы. Но для более качественной подготовки целесообразно более тесное взаимодействие с участниками, и для этого можно использовать следующие приемы:

- предварительное собрание бизнес-тренера с участниками, на котором бизнес-тренер коротко представляет тему обучения, принимает предложения и пожелания участников;

- предварительное анкетирование, в котором выясняется мнение участников об актуальности тех или иных вопросов и тем;

- предварительная рассылка участникам программы тренинга с просьбой вносить свои предложения и пожелания;

- предложение участникам самим выбрать из нескольких альтернативных тренинговых программ наиболее подходящую для них.

Все это может быть целесообразно не только для того, чтобы учитывать при подготовке программы пожелания и запросы участников. Такое предварительное взаимодействие создает у участников ощущение осознанного выбора, включенности в процесс, формирует адекватные ожидания и некую ответственность за процесс и результат обучения. Таким образом достигается значительно большая психологическая готовность участников к тренингу и мотивация на конструктивную работу.

Присоединение

Существует много причин, почему та или иная группа не настроена на активную и конструктивную работу. Возможно, обучение проходит в их выходной - участники огорчены этим фактом. Возможно, обучение проходит в рабочий день - участники озабочены рабочими вопросами и нервно поглядывают на мобильные телефоны. Возможно, участники приехали из другого города не столько учиться, сколько осматривать достопримечательности, и думают, как бы им сегодня вечером успеть на экскурсию по рекам и каналам. Так или иначе, помыслы и желания группы могут быть далеки от темы обучения.

В этом случае можно занять открытую позицию - просто констатировать и обсуждать проблемную ситуацию и таким образом присоединиться к состоянию участников, показать внимание к их чаяниям и установить позитивный контакт и скорректировать настрой. Звучать это может примерно так:

"Я вижу, многие здесь сегодня с фотоаппаратами и картами города. Наверное, планируете вечером успеть город посмотреть? Это здорово, когда есть возможность в командировке совмещать деловые цели с культурным развитием. Сегодня и завтра мы заканчиваем в 19:00, и у вас будет возможность успеть на экскурсии по городу и в театр, а сейчас давайте переключимся с мыслей о культурной программе на нашу тему".

"Насколько я знаю, сегодня у вас выходной? Да, нелегко в конце недели один из дней заслуженного отдыха посвятить обучению. Тем не менее, коли уж мы с вами собрались здесь, наверное, будет разумно постараться извлечь из этого выходного максимальную пользу - как думаете? Со своей стороны я постараюсь организовать процесс интересно и фокусироваться на самых актуальных для вас вопросах".

Аперитив

Перед тем как, собственно, погрузиться в тему тренинга, важно сделать еще пару штрихов для того, чтобы создать у участников ощущение определенности и понимания происходящего.

Во-первых, нужно четко обозначить временной регламент и правила поведения во время занятия. Например, это может звучать так:

"Сегодня мы будем заниматься до 18:00, перерыв на обед будет с 13:00 до 14:00, каждые 1,5 - 2 часа мы будем делать перерывы на 15 минут. Во время перерыва курить можно на лестнице, в вашем распоряжении чай, кофе, печенье. Не возражаю, если во время занятия будете попивать кофе или чай. Большая просьба - не опаздывать с перерывов и выключить мобильные телефоны, чтобы мы не отвлекались и успели в это небольшое время разобрать эту большую тему. Работать мы будем в тренинговом режиме - от вас понадобится достаточная доля активности и предприимчивости в процессе обучения".

Таким образом мы разрешаем сомнения участников на темы вроде "Когда будет перерыв", "А мне нужно уйти пораньше" и снижаем вероятность мелких неприятностей типа опозданий или трелей мобильных телефонов, которые так сильно нарушают ритмичность работы на тренинге и включенность участников в процесс.

Во-вторых, нам нужно довольно точно сформировать в сознании участников собственно предмет изучения и показать его актуальность для них, чтобы направить их активность в нужное русло. Например, так:

"Сегодня мы будем заниматься одним из ключевых для руководителя аспектов HR-менеджмента, а именно вопросом "Как добиться того, чтобы сотрудники эффективно работали", то есть вопросами оперативного управления, мотивирования персонала к качественному выполнению заданий и эффективной работе даже в том случае, когда вы не тратите массу времени на контроль выполнения...".

Многие тренеры, имеющие базовую подготовку, связанную с социально-психологическими, личностными или психокоррекционными тренингами, считают необходимым вводить "правила работы в группе" (типа "здесь и теперь", "активность", "конфиденциальность", "правило правой руки"), проводить процедуру обсуждения и принятия этих правил в группе даже при проведении бизнес-тренингов. Не вдаваясь в подробности, можно констатировать, что в случае бизнес-обучения это не всегда обязательно и не стоит относиться к этой классической для других видов тренингов процедуре как к незыблемой догме.

Выгода и польза

Любой человек стремится делать то, что считает выгодным и полезным для себя с той или иной точки зрения. Из этого простого утверждения следует, что даже самое замечательное обучение не будет иметь никакого эффекта, если участники не верят в то, что полученная информация или умения могут быть полезны для них. Поэтому в начале тренинга стоит уделить самое пристальное внимание тому, чтобы показать практическую применимость семинара или тренинга именно в работе (а возможно, и не только в работе) участников.

Важно учитывать, что у людей довольно часто встречаются установки типа "Я и так все знаю, я занимаюсь этим уже 5 лет, я на этом собаку съел..." или же есть негативный опыт участия в обучении и связанные с этим стереотипы типа "Опять будут воду лить целый день и дурацкие детсадовские игры проводить". Некоторые тренеры в таких случаях сгоряча пытаются прямо в начале тренинга доказать участникам, что те на самом деле мало что знают и умеют и именно поэтому тренинг для них чрезвычайно актуален, - естественно, этого практически никому не удавалось сделать. Лучше обозначать выгоду и пользу от тренинга примерно так:

"Итак, тема тренинга - разрешение конфликтных ситуаций. Вы все люди опытные и, безусловно, достаточно хорошо умеете находить выход из всевозможных проблемных ситуаций с клиентами. И как профессионалы вы отлично понимаете, что для того, чтобы достигать большего, нужно постоянно совершенствоваться. Наша сегодняшняя задача - понять, как добиваться того, чтобы клиент после каких-то накладок, недопонимания или даже ошибок с нашей стороны не просто прекратил ругаться, а остался доволен и в идеале обратился к нам в следующий раз. Также важно, чтобы мы с вами после такого рода ситуаций сохраняли душевное спокойствие и позитивный настрой - и это тоже один из наших сегодняшних вопросов.

Такого рода умения очень полезны не только для менеджера по работе с клиентами, но и для руководителя любого уровня и наверняка будут полезны во всевозможных жизненных ситуациях...".

"Ледоколы" и "платяные шкафы"

В начале тренинга несколько факторов мешают эффективному взаимодействию как между участниками, так и их взаимодействию с тренером.

- Система государственного образования довольно прочно сформировала у многих людей стереотип, что на обучении "приличный" ученик должен сидеть тихо, вопросов не задавать, а уж тем более не спорить с преподавателем.

- Участники просто физиологически зачастую не готовы сразу начинать активную деятельность, их внимание может быть расфокусировано, а голова занята сторонними мыслями и заботами.

- Существует психологический барьер по отношению к тренеру - непонятно, как вести себя по отношению к нему, какого поведения он ожидает от участников.

- Участники могут быть незнакомы между собой, либо же они являются сослуживцами, и им не совсем понятно, какой стиль взаимодействия выбрать в незнакомой ситуации.

В общем, в начале тренинга участники обычно выбирают пассивно-выжидающую тактику поведения. А, как показывает практика обучения взрослых людей, ключевым фактором успешности является именно активность учащихся в процессе.

Так вот, исходя из всего этого, в самом начале тренинга нужно каким-то образом побудить участников к активности и взаимодействию. Для этого могут применяться смешные и не очень, детские и взрослые игры, упражнения и процедуры, которые помогут "расшевелить" участников тренинга и придать им "ускорение" для дальнейшей работы. После таких процедур группа оживает и готова к дальнейшей совместной работе.

"Ледокол" - сленговое название тренинговых процедур, применяемых изначально в социально-психологических тренингах, призванных снизить скованность участников, активно включить их в работу и создать позитивный настрой. Для этих процедур совсем не обязательна смысловая или рациональная нагрузка - главное, чтобы они вызывали эмоции и подразумевали совместную деятельность участников. "Ледокол" обязательно должен содержать элемент необычности и быть не похожим на привычную деятельность участников.

Самый, наверное, известный "Ледокол" - это упражнение для групп, состоящих из незнакомых людей, под названием "Снежный ком". Заключается в том, что первый участник (или тренер) называет свое имя и любое прилагательное, которое начинается на ту же букву, что и имя. Следующий участник должен повторить имя и прилагательное первого, потом назвать свое имя и придумать соответствующее прилагательное. Таким образом, каждый следующий участник должен перечислять все больше имен и прилагательных, а последний - назвать все.

При проведении "Ледоколов" довольно важно, чтобы тренер пояснял участникам, для чего он предлагает делать столь необычные вещи. Не обязательно углубляться в подробности - достаточно аргументов вроде "чтобы проснуться и познакомиться..." либо "чтобы сконцентрироваться и отвлечься от трудовых будней...".

"Платяной шкаф" - одно из многочисленных названий тренинговой процедуры, в процессе которой тренер задает участникам какой-то вопрос или проблему и выписывает на доску или флип-чарт предложенные варианты (как бы достает из платяного шкафа вещи). Далее тренер может сгруппировать, классифицировать их по какому-то признаку, обобщить, выявить некую закономерность и пр.

Например, преподаватель, начиная семинар по теме "Психология потребителей", может использовать такой вопрос: "Давайте подумаем, почему в одних магазинах покупателям нравится, а в других - не очень? Вспомните, как вы посещали магазины - почему магазин нравился, а почему нет?"

Предложенные варианты преподаватель может классифицировать по разным направлениям деятельности - ассортиментная и ценовая политика, мерчандайзинг, работа сервисного персонала, дополнительные услуги, маркетинговые акции и пр. Таким образом он совместно со слушателями может создать некую структуру, в рамках которой он будет далее рассматривать тему семинара.

Заключение

Все приведенные приемы относятся скорее к форме, чем содержанию тренинга. Присутствуя на тренингах и семинарах разных тренеров можно иногда столкнуться с мероприятиями, целиком построенными на использовании "Ледоколов", "Платяных шкафов" и многократных рассказах о важности и нужности темы. Причем, что характерно, на компетентности участников в заявленной теме это никак не сказывается.

Так вот, применение этих приемов ни в коей мере не позволит провести качественный тренинг без толкового и актуального содержания, но может значительно повысить эффективность содержательного тренинга.

С.Пархоменко

Подписано в печать

05.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Реформирование бухгалтерского учета, аудита и бухгалтерского образования в соответствии с международными стандартами ("Все для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 17 >
Статья: Опыт построения бренда компании как работодателя ("Управление персоналом", 2007, N 18) Источник публикации "Управление персоналом", 2007, N 18



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.