|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Методические рекомендации по инвентаризации прав на объекты интеллектуальной собственности на предприятиях ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ
Сегодня в стране продолжается процесс акционирования и приватизации государственных предприятий. Массовое вовлечение предприятий в рынок как стратегия действующей власти реализуется даже в тех отраслях, которые традиционно полностью находились в сфере государственного управления. Данный процесс можно расценивать как позитивный, учитывая то, что в результате реализации этой стратегии год от года снижаются нагрузки на государственный бюджет. В итоге бюджетные деньги больше распределяются на науку, культуру, образование и социальную сферу. Если обратиться к итогам прошедшей в нашей стране приватизации, то можно увидеть, что большинство приватизированных предприятий поменяли свой профиль, а точнее из сферы науки и производства ушли в область торговли, в том числе превратились в складские хозяйства, магазины, торговые фирмы и перевалочные базы. При этом весь высококвалифицированный персонал этих предприятий был уволен или был вынужден увольняться как невостребованный. Такое разбазаривание и уничтожение интеллектуального капитала приватизируемых предприятий для отечественной экономики - явление весьма обычное. Оно является следствием самой процедуры акционирования или приватизации, где интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы фактически не учитываются. При этом банальная отговорка организаторов приватизации в данном случае сводится к тому, что нет соответствующих методик по инвентаризации и оценке интеллектуальной собственности и других нематериальных активов. Однако такие методики есть, и, более того, они известны многим.
Введение в методику
Предлагаемые руководителям предприятий методические рекомендации ориентированы на их использование в качестве пособия одной из ключевых технологий в системе управления интеллектуальной собственностью в бизнесе. Вне бизнеса и вне коммерческих технологий интеллектуальная собственность играет несущественную роль. В то же время игнорирование интеллектуальной собственности в высокотехнологичном бизнесе приводит к большим финансовым потерям, неконкурентоспособности и неспособности завоевывать весомое рыночное пространство. Инвентаризация интеллектуальной собственности на предприятиях позволяет их руководителям получить информацию о реальных стратегических возможностях данного объекта бизнеса. Она уводит их из сферы интуитивных, зачастую сугубо субъективных оценок и мнений в область прагматических расчетов, анализа альтернатив и принятия стратегически выверенных решений. Без этой процедуры нельзя выйти на начальный, базисный уровень профессионального управления интеллектуальным капиталом средних и крупных компаний. Без периодической инвентаризации могут обойтись только малые предприятия с числом нематериальных активов менее десяти, поскольку состояние этих активов и сам бизнес вполне обозримы, но на крупном предприятии необозримость этих активов превращается в серьезную проблему. Проведенная авторами инвентаризация интеллектуальной собственности на ряде предприятий, в НИИ и проектных институтах позволила их руководителям понять, каким объемом прав они фактически распоряжаются. Следующим после инвентаризации шагом обычно становятся действия по оценке совокупной стоимости нематериальных активов и стоимости бизнеса в целом. В условиях передела собственности и многочисленных банкротств российских предприятий мера по инвентаризации и оценке нематериальных активов является весьма актуальной и часто действенной. Она защищает, в частности, не только от преднамеренного банкротства компании, но и спасает от заниженной оценки ее стоимости и от покупки за бесценок. Кроме того, процедура инвентаризации и требование сохранить специализацию бизнеса могут резко ограничить круг недобросовестных претендентов на покупку компании. К сожалению, не редки случаи, когда предприятия покупаются с единственной целью последующей их перепродажи. Результаты инвентаризации нематериальных активов позволяют четко определить стратегический вектор оптимального использования приобретаемой компании и ее потенциальные возможности в конкретных направлениях специализации, а также выявить наиболее ценных специалистов компании, без использования которых невозможно качественно реализовать ее потенциально возможные стратегии. Описанная в рекомендациях методология авторами развивается в процессе их новых диалогов с руководителями крупного и среднего российского бизнеса.
Общие положения методики
Инвентаризация прав предприятия на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и на другие результаты научно-технической деятельности (РНТД) способствует обеспечению его стратегического развития в условиях конкуренции. Периодическая инвентаризация этих активов - это проверка состояния основных стратегических потенциалов бизнеса. После ее проведения руководитель получает доказательства реальной перспективы предприятия. Прежде чем предпринимать стратегически ответственные меры по реорганизации предприятия, необходимо иметь точную информацию о его фактическом состоянии и потенциале нематериальных активов (НМА). Приватизации предприятий, их слиянию и разъединению на части, введению новых учредителей, привлечению средних и крупных инвесторов, акционированию и любым попыткам существенно улучшить инвестиционную привлекательность должна предшествовать инвентаризация НМА. Цель инвентаризации - создание (обновление) реестра, отражающего реальное состояние НМА на предприятии. На базе этого реестра определяются цели и задачи стратегического развития бизнеса и взаимоотношения с партнерами и конкурентами. Основными задачами проведения инвентаризации являются: поиск и проверка комплектности (полноты) документов, подтверждающих права предприятия на ОИС и другие РНТД; определение места хранения и использования ОИС и других РНТД; выявление количественных и качественных показателей отдельно идентифицируемых ОИС и полноты прав предприятия на них; обеспечение достоверности данных для документального закрепления исключительных прав предприятия на выявленные ОИС и РНТД с целью включения их в состав его НМА; оценка состояния ОИС и РНТД и выработка мер по обеспечению их надлежащей правовой охраны; выработка практических рекомендаций по ведению инвентаризационного учета ОИС (ведение реестра ОИС предприятия) и повышению эффективности использования ОИС в производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Инвентаризация позволяет: выявлять по научно-исследовательским и опытно-конструкторским и технологическим работам предприятия новые РНТД, с которыми не осуществлены юридически значимые действия; нормализовать отношения между субъектами прав на РНТД; предупреждать и разрешать спорные моменты и нарушения договорных обязательств, внесудебные и судебные разбирательства, предотвращать нарушения прав владельцев РНТД. Инвентаризация может быть инициативной и обязательной. Проведение инвентаризации целесообразно в следующих ситуациях: при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия; перед составлением годовой бухгалтерской отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; при обнаружении факта нарушения исключительных прав предприятия: при определении размеров выплаты вознаграждений авторам и правообладателям; при выявлении действий третьих лиц (предпринимателей, предприятий и организаций), квалифицируемых как акты недобросовестной конкуренции; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации предприятия; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Инвентаризация начинается с обследования и анализа состояния дел по правовой охране и использованию ОИС и других РНТД (анализ выполненных на предприятии разработок, используемых конструкторских и технологических решений, патентная охрана собственных разработок, защищенность приоритетных направлений бизнеса и др.). Затем устанавливается список собственников всех коммерчески значимых для предприятия ОИС и других РНТД. Такая работа основывается на выявлении существующего массива отчетов по НИОКР, патентов, конструкторской документации, технологий и других РНТД, полезных для законной монополизации рынка продукции (услуг) предприятия. Она также включает подготовку нормативно-методических документов, создание рабочей инвентаризационной комиссии, формирование реестра ОИС и др. Далее предполагается разработка концепции организации и обеспечения функционирования системы управления предприятия с корректировкой задач субъектов и функций объектов управления, а также с конкретизацией их механизмов реализации. Завершающим этапом являются разработка подсистемы стратегического развития предприятия на основе собственных и/или приобретенных ОИС и формирование приоритетных направлений расширения рынка его продукции в России и за рубежом. Стратегия должна стать обоснованием экономического и юридического преимущества предприятия перед конкурентами и программой наращивания его доходов в ближайшей перспективе. В рекомендациях устанавливаются общие принципы и основные этапы процесса инвентаризации, документальное оформление ее результатов, порядок регулирования отношений между субъектами прав на ОИС и другие РНТД, общие правила использования результатов инвентаризации РНТД предприятия. Настоящие Методические рекомендации призваны помочь предприятиям и организациям в проведении инвентаризации научно-технических разработок и других РНТД и оформлении ее результатов.
Организация работ по проведению инвентаризации. Программа проведения работ
Работы по инвентаризации прав предприятия на ОИС и другие РНТД проводятся согласно предварительно составленной и утвержденной руководителем программе. В программе должны быть определены основные этапы инвентаризации, функции, осуществляемые на каждом этапе, обозначены сроки и ответственные лица за осуществление ее конкретных этапов и функций. Проведение инвентаризации возлагается на рабочую инвентаризационную комиссию, специально созданную для этой цели из числа высококвалифицированного персонала структурных подразделений предприятия. В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители и других предприятий и организаций (аудиторских, бухгалтерских, юридических и др.), оказывающие методическую помощь по различным аспектам использования ОИС и НМА. Схема проведения инвентаризации прав предприятия на РНТД приведена на рисунке.
Общая схема проведения инвентаризации прав на РНТД
————————————————————————————————¬—————————————————————————————————¬ |Организационно—подготовительный|| Издание приказа с утверждением:| | этап инвентаризации прав || Положения о проведении | | на РНТД || инвентаризации; Положения о РИК| | ++ и состава РИК; графика, сроков | | || проведения, объема выделяемых | | || средств на проведение | | || инвентаризации | L———————————————T————————————————L—————————————————————————————————----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Методическая подготовка ¦¦ Инструктаж с членами РИК; ¦ ¦ проведения инвентаризации прав++ определение структурных ¦ ¦ на РНТД ¦¦ подразделений, где проводится ¦ ¦ ¦¦ инвентаризация ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Выявление РНТД и наличия ¦¦ Оформление опросных листов; ¦ ¦ на них прав предприятия ++ составление ведомостей по РНТД;¦ ¦ ¦¦ составление актов по выявленным¦ ¦ ¦¦ РНТД ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Научно-технический, правовой ¦¦ Оценка новизны, практической ¦ ¦ и экономический анализ РНТД ++ значимости; оценка состояния ¦ ¦ ¦¦ правовой защищенности; оценка ¦ ¦ ¦¦ стоимости ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Группировка выявленных РНТД, ¦¦ РНТД, являющиеся объектами ¦ ¦ по объектам: исключительных ¦¦ исключительных прав; РНТД, ¦ ¦ прав, неисключительных прав, ++ являющиеся объектами ¦ ¦ потенциально патентоспособных ¦¦ неисключительных прав; ¦ ¦ ¦¦ потенциально патентоспособные ¦ ¦ ¦¦ РНТД ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Идентификация субъектов прав ¦¦РНТД, принадлежащие предприятию;¦ ¦ на выявленные РНТД ++ РНТД, принадлежащие физическим ¦ ¦ ¦¦ лицам; РНТД, принадлежащие ¦ ¦ ¦¦ третьим лицам ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦Приказ о нормализации отношени馦 Заключение договоров ¦ ¦ в сфере НМА. Урегулирование ++ и соглашений с владельцами ¦ ¦ спорных моментов и внесудебно妦 и авторами РНТД ¦ ¦ разрешение споров ¦¦ ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+-------------------------------------------------¬ ¦ Классификация и группировка выявленных РНТД ¦ L---------------T------------------------------------------------ ———— --------+--------T----------------T-----------------¬ ————————+——————¬ ————————+——————¬—————————+———————¬ ————————+—————¬ | РНТД, | | РНТД, ||Патентоспособные| | Используемые| |исключительные| | охраняемые и || РНТД | | предприятием| | права | |используемые в|| | | РНТД, права | | на которые | |режиме ноу—хау|| | |на которые не| | принадлежат | | || | | принадлежат | | предприятию | | || | | ему | L———————T——————— L———————T———————L————————T———————— L———————T——————L-------T--------+----------------+---------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Осуществление юридически ¦¦ Подача заявок для получения ¦ ¦значимых действий по оформлению++ патента; регистрация РНТД как ¦ ¦ прав предприятия на РНТД ¦¦ ОИС; заключение лицензионных ¦ ¦ ¦¦ соглашений ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Формирование и ведение реестра++Реестр ОИС предприятия и учетные¦ ¦ ОИС ¦¦ документы по ведению реестра ¦ L-------------------------------++------------------------------- ———— Инвентаризация проводится в такой последовательности: издание приказа по предприятию о проведении инвентаризации результатов научно-технических работ с утверждением персонального состава рабочей инвентаризационной комиссии и указанием порядка и сроков ее проведения; определение перечня выполненных предприятием НИОКР и полученных в их рамках РНТД, формирование на базе отчетов о НИР, составленных по выполненным НИОКР, первичных сведений о РНТД, научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД на основе изучения отчетов о НИР, научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации с целью выявления в них запатентованных (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, средства индивидуализации продукции), потенциально охраноспособных результатов, а также секретов производства (ноу-хау); идентификация субъектов прав на выявленные результаты; установление спорных моментов, нарушений договорных и иных обязательств по отдельным РНТД и ОИС, внесудебное и судебное разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности; документирование результатов инвентаризации, формирование и ведение реестра: по объектам исключительных прав (в том числе по объектам авторского права, имущественные права на которые принадлежат предприятию); по потенциально охраноспособным результатам для оформления по ним исключительных (имущественных) прав предприятия; по ОИС, исключительные права на которые не принадлежат предприятию, но используются им в производственно-хозяйственной деятельности (на основе лицензионных и иных договоров); по ОИС, используемым в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и охраняемым в режиме коммерческой тайны (ноу-хау); разработка практических рекомендаций по осуществлению юридически значимых действий по оформлению правовой охраны на выявленные результаты и использованию их в хозяйственном, гражданском и коммерческом обороте. Данная методика была опубликована в 2006 г. и переиздана в 2007 г. ИНИЦ "Патент", специализирующемся на подобного рода изданиях. Процедура инвентаризации НМА во ФГУПах и других государственных предприятиях и учреждениях по данной методике не относится к технологиям, которые могут освоить специалисты, не работающие в сфере управления НМА. За редким исключением такую инвентаризацию следует проводить с привлечением соответствующих специалистов, прошедших специальную подготовку и имеющих опыт реализации этих технологий. В противном случае эффективность инвентаризации будет незначительной. Б.Леонтьев Генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Подписано в печать 05.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |