Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Методические рекомендации по инвентаризации прав на объекты интеллектуальной собственности на предприятиях ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ПРАВ НА ОБЪЕКТЫ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Сегодня в стране продолжается процесс акционирования и приватизации государственных предприятий. Массовое вовлечение предприятий в рынок как стратегия действующей власти реализуется даже в тех отраслях, которые традиционно полностью находились в сфере государственного управления. Данный процесс можно расценивать как позитивный, учитывая то, что в результате реализации этой стратегии год от года снижаются нагрузки на государственный бюджет. В итоге бюджетные деньги больше распределяются на науку, культуру, образование и социальную сферу.

Если обратиться к итогам прошедшей в нашей стране приватизации, то можно увидеть, что большинство приватизированных предприятий поменяли свой профиль, а точнее из сферы науки и производства ушли в область торговли, в том числе превратились в складские хозяйства, магазины, торговые фирмы и перевалочные базы. При этом весь высококвалифицированный персонал этих предприятий был уволен или был вынужден увольняться как невостребованный. Такое разбазаривание и уничтожение интеллектуального капитала приватизируемых предприятий для отечественной экономики - явление весьма обычное. Оно является следствием самой процедуры акционирования или приватизации, где интеллектуальная собственность и другие нематериальные активы фактически не учитываются. При этом банальная отговорка организаторов приватизации в данном случае сводится к тому, что нет соответствующих методик по инвентаризации и оценке интеллектуальной собственности и других нематериальных активов. Однако такие методики есть, и, более того, они известны многим.

Введение в методику

Предлагаемые руководителям предприятий методические рекомендации ориентированы на их использование в качестве пособия одной из ключевых технологий в системе управления интеллектуальной собственностью в бизнесе. Вне бизнеса и вне коммерческих технологий интеллектуальная собственность играет несущественную роль. В то же время игнорирование интеллектуальной собственности в высокотехнологичном бизнесе приводит к большим финансовым потерям, неконкурентоспособности и неспособности завоевывать весомое рыночное пространство.

Инвентаризация интеллектуальной собственности на предприятиях позволяет их руководителям получить информацию о реальных стратегических возможностях данного объекта бизнеса. Она уводит их из сферы интуитивных, зачастую сугубо субъективных оценок и мнений в область прагматических расчетов, анализа альтернатив и принятия стратегически выверенных решений. Без этой процедуры нельзя выйти на начальный, базисный уровень профессионального управления интеллектуальным капиталом средних и крупных компаний. Без периодической инвентаризации могут обойтись только малые предприятия с числом нематериальных активов менее десяти, поскольку состояние этих активов и сам бизнес вполне обозримы, но на крупном предприятии необозримость этих активов превращается в серьезную проблему.

Проведенная авторами инвентаризация интеллектуальной собственности на ряде предприятий, в НИИ и проектных институтах позволила их руководителям понять, каким объемом прав они фактически распоряжаются. Следующим после инвентаризации шагом обычно становятся действия по оценке совокупной стоимости нематериальных активов и стоимости бизнеса в целом.

В условиях передела собственности и многочисленных банкротств российских предприятий мера по инвентаризации и оценке нематериальных активов является весьма актуальной и часто действенной. Она защищает, в частности, не только от преднамеренного банкротства компании, но и спасает от заниженной оценки ее стоимости и от покупки за бесценок. Кроме того, процедура инвентаризации и требование сохранить специализацию бизнеса могут резко ограничить круг недобросовестных претендентов на покупку компании. К сожалению, не редки случаи, когда предприятия покупаются с единственной целью последующей их перепродажи.

Результаты инвентаризации нематериальных активов позволяют четко определить стратегический вектор оптимального использования приобретаемой компании и ее потенциальные возможности в конкретных направлениях специализации, а также выявить наиболее ценных специалистов компании, без использования которых невозможно качественно реализовать ее потенциально возможные стратегии.

Описанная в рекомендациях методология авторами развивается в процессе их новых диалогов с руководителями крупного и среднего российского бизнеса.

Общие положения методики

Инвентаризация прав предприятия на объекты интеллектуальной собственности (ОИС) и на другие результаты научно-технической деятельности (РНТД) способствует обеспечению его стратегического развития в условиях конкуренции. Периодическая инвентаризация этих активов - это проверка состояния основных стратегических потенциалов бизнеса. После ее проведения руководитель получает доказательства реальной перспективы предприятия.

Прежде чем предпринимать стратегически ответственные меры по реорганизации предприятия, необходимо иметь точную информацию о его фактическом состоянии и потенциале нематериальных активов (НМА). Приватизации предприятий, их слиянию и разъединению на части, введению новых учредителей, привлечению средних и крупных инвесторов, акционированию и любым попыткам существенно улучшить инвестиционную привлекательность должна предшествовать инвентаризация НМА.

Цель инвентаризации - создание (обновление) реестра, отражающего реальное состояние НМА на предприятии. На базе этого реестра определяются цели и задачи стратегического развития бизнеса и взаимоотношения с партнерами и конкурентами.

Основными задачами проведения инвентаризации являются:

поиск и проверка комплектности (полноты) документов, подтверждающих права предприятия на ОИС и другие РНТД;

определение места хранения и использования ОИС и других РНТД;

выявление количественных и качественных показателей отдельно идентифицируемых ОИС и полноты прав предприятия на них;

обеспечение достоверности данных для документального закрепления исключительных прав предприятия на выявленные ОИС и РНТД с целью включения их в состав его НМА;

оценка состояния ОИС и РНТД и выработка мер по обеспечению их надлежащей правовой охраны;

выработка практических рекомендаций по ведению инвентаризационного учета ОИС (ведение реестра ОИС предприятия) и повышению эффективности использования ОИС в производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Инвентаризация позволяет:

выявлять по научно-исследовательским и опытно-конструкторским и технологическим работам предприятия новые РНТД, с которыми не осуществлены юридически значимые действия;

нормализовать отношения между субъектами прав на РНТД;

предупреждать и разрешать спорные моменты и нарушения договорных обязательств, внесудебные и судебные разбирательства, предотвращать нарушения прав владельцев РНТД.

Инвентаризация может быть инициативной и обязательной. Проведение инвентаризации целесообразно в следующих ситуациях:

при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;

при смене материально ответственных лиц;

при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;

при обнаружении факта нарушения исключительных прав предприятия:

при определении размеров выплаты вознаграждений авторам и правообладателям;

при выявлении действий третьих лиц (предпринимателей, предприятий и организаций), квалифицируемых как акты недобросовестной конкуренции;

в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при реорганизации или ликвидации предприятия;

в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Инвентаризация начинается с обследования и анализа состояния дел по правовой охране и использованию ОИС и других РНТД (анализ выполненных на предприятии разработок, используемых конструкторских и технологических решений, патентная охрана собственных разработок, защищенность приоритетных направлений бизнеса и др.). Затем устанавливается список собственников всех коммерчески значимых для предприятия ОИС и других РНТД. Такая работа основывается на выявлении существующего массива отчетов по НИОКР, патентов, конструкторской документации, технологий и других РНТД, полезных для законной монополизации рынка продукции (услуг) предприятия. Она также включает подготовку нормативно-методических документов, создание рабочей инвентаризационной комиссии, формирование реестра ОИС и др.

Далее предполагается разработка концепции организации и обеспечения функционирования системы управления предприятия с корректировкой задач субъектов и функций объектов управления, а также с конкретизацией их механизмов реализации.

Завершающим этапом являются разработка подсистемы стратегического развития предприятия на основе собственных и/или приобретенных ОИС и формирование приоритетных направлений расширения рынка его продукции в России и за рубежом. Стратегия должна стать обоснованием экономического и юридического преимущества предприятия перед конкурентами и программой наращивания его доходов в ближайшей перспективе.

В рекомендациях устанавливаются общие принципы и основные этапы процесса инвентаризации, документальное оформление ее результатов, порядок регулирования отношений между субъектами прав на ОИС и другие РНТД, общие правила использования результатов инвентаризации РНТД предприятия.

Настоящие Методические рекомендации призваны помочь предприятиям и организациям в проведении инвентаризации научно-технических разработок и других РНТД и оформлении ее результатов.

Организация работ по проведению инвентаризации.

Программа проведения работ

Работы по инвентаризации прав предприятия на ОИС и другие РНТД проводятся согласно предварительно составленной и утвержденной руководителем программе. В программе должны быть определены основные этапы инвентаризации, функции, осуществляемые на каждом этапе, обозначены сроки и ответственные лица за осуществление ее конкретных этапов и функций.

Проведение инвентаризации возлагается на рабочую инвентаризационную комиссию, специально созданную для этой цели из числа высококвалифицированного персонала структурных подразделений предприятия. В состав рабочей инвентаризационной комиссии могут быть включены представители и других предприятий и организаций (аудиторских, бухгалтерских, юридических и др.), оказывающие методическую помощь по различным аспектам использования ОИС и НМА.

Схема проведения инвентаризации прав предприятия на РНТД приведена на рисунке.

Общая схема проведения инвентаризации прав на РНТД

     
   ————————————————————————————————¬—————————————————————————————————¬
   |Организационно—подготовительный|| Издание приказа с утверждением:|
   |    этап инвентаризации прав   ||     Положения о проведении     |
   |            на РНТД            || инвентаризации; Положения о РИК|
   |                               ++ и состава РИК; графика, сроков |
   |                               ||  проведения, объема выделяемых |
   |                               ||      средств на проведение     |
   |                               ||         инвентаризации         |
   L———————————————T————————————————L—————————————————————————————————
   
----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Методическая подготовка ¦¦ Инструктаж с членами РИК; ¦ ¦ проведения инвентаризации прав++ определение структурных ¦ ¦ на РНТД ¦¦ подразделений, где проводится ¦ ¦ ¦¦ инвентаризация ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Выявление РНТД и наличия ¦¦ Оформление опросных листов; ¦ ¦ на них прав предприятия ++ составление ведомостей по РНТД;¦ ¦ ¦¦ составление актов по выявленным¦ ¦ ¦¦ РНТД ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Научно-технический, правовой ¦¦ Оценка новизны, практической ¦ ¦ и экономический анализ РНТД ++ значимости; оценка состояния ¦ ¦ ¦¦ правовой защищенности; оценка ¦ ¦ ¦¦ стоимости ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Группировка выявленных РНТД, ¦¦ РНТД, являющиеся объектами ¦ ¦ по объектам: исключительных ¦¦ исключительных прав; РНТД, ¦ ¦ прав, неисключительных прав, ++ являющиеся объектами ¦ ¦ потенциально патентоспособных ¦¦ неисключительных прав; ¦ ¦ ¦¦ потенциально патентоспособные ¦ ¦ ¦¦ РНТД ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Идентификация субъектов прав ¦¦РНТД, принадлежащие предприятию;¦ ¦ на выявленные РНТД ++ РНТД, принадлежащие физическим ¦ ¦ ¦¦ лицам; РНТД, принадлежащие ¦ ¦ ¦¦ третьим лицам ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦Приказ о нормализации отношени馦 Заключение договоров ¦ ¦ в сфере НМА. Урегулирование ++ и соглашений с владельцами ¦ ¦ спорных моментов и внесудебно妦 и авторами РНТД ¦ ¦ разрешение споров ¦¦ ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+-------------------------------------------------¬ ¦ Классификация и группировка выявленных РНТД ¦ L---------------T------------------------------------------------ ———— --------+--------T----------------T-----------------¬
     
   ————————+——————¬ ————————+——————¬—————————+———————¬ ————————+—————¬
   |     РНТД,    | |     РНТД,    ||Патентоспособные| | Используемые|
   |исключительные| | охраняемые и ||      РНТД      | | предприятием|
   |     права    | |используемые в||                | | РНТД, права |
   |  на которые  | |режиме ноу—хау||                | |на которые не|
   |  принадлежат | |              ||                | | принадлежат |
   |  предприятию | |              ||                | |     ему     |
   L———————T——————— L———————T———————L————————T———————— L———————T——————
   
L-------T--------+----------------+---------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Осуществление юридически ¦¦ Подача заявок для получения ¦ ¦значимых действий по оформлению++ патента; регистрация РНТД как ¦ ¦ прав предприятия на РНТД ¦¦ ОИС; заключение лицензионных ¦ ¦ ¦¦ соглашений ¦ L---------------T----------------L------------------------------- ———— ----------------+---------------¬---------------------------------¬ ¦ Формирование и ведение реестра++Реестр ОИС предприятия и учетные¦ ¦ ОИС ¦¦ документы по ведению реестра ¦ L-------------------------------++------------------------------- ———— Инвентаризация проводится в такой последовательности: издание приказа по предприятию о проведении инвентаризации результатов научно-технических работ с утверждением персонального состава рабочей инвентаризационной комиссии и указанием порядка и сроков ее проведения; определение перечня выполненных предприятием НИОКР и полученных в их рамках РНТД, формирование на базе отчетов о НИР, составленных по выполненным НИОКР, первичных сведений о РНТД, научно-технический, правовой и экономический анализ РНТД на основе изучения отчетов о НИР, научно-технической, проектной, конструкторской, технологической и другой документации с целью выявления в них запатентованных (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, средства индивидуализации продукции), потенциально охраноспособных результатов, а также секретов производства (ноу-хау); идентификация субъектов прав на выявленные результаты; установление спорных моментов, нарушений договорных и иных обязательств по отдельным РНТД и ОИС, внесудебное и судебное разрешение споров в сфере интеллектуальной собственности; документирование результатов инвентаризации, формирование и ведение реестра: по объектам исключительных прав (в том числе по объектам авторского права, имущественные права на которые принадлежат предприятию); по потенциально охраноспособным результатам для оформления по ним исключительных (имущественных) прав предприятия; по ОИС, исключительные права на которые не принадлежат предприятию, но используются им в производственно-хозяйственной деятельности (на основе лицензионных и иных договоров); по ОИС, используемым в производственно-хозяйственной деятельности предприятия и охраняемым в режиме коммерческой тайны (ноу-хау); разработка практических рекомендаций по осуществлению юридически значимых действий по оформлению правовой охраны на выявленные результаты и использованию их в хозяйственном, гражданском и коммерческом обороте. Данная методика была опубликована в 2006 г. и переиздана в 2007 г. ИНИЦ "Патент", специализирующемся на подобного рода изданиях. Процедура инвентаризации НМА во ФГУПах и других государственных предприятиях и учреждениях по данной методике не относится к технологиям, которые могут освоить специалисты, не работающие в сфере управления НМА. За редким исключением такую инвентаризацию следует проводить с привлечением соответствующих специалистов, прошедших специальную подготовку и имеющих опыт реализации этих технологий. В противном случае эффективность инвентаризации будет незначительной. Б.Леонтьев Генеральный директор Федерального института сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса Подписано в печать 05.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Классификация затрат в управленческом учете (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36 >
Статья: Решение современных проблем информационной безопасности корпоративных вычислительных сетей (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 36



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.