Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговая ответственность по статье 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений (документов) (Начало) ("Налоговая проверка", 2007, N 5) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 5



"Налоговая проверка", 2007, N 5

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 126 НК РФ

ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ СВЕДЕНИЙ (ДОКУМЕНТОВ)

Статьей 126 НК РФ установлена налоговая ответственность в виде штрафа за непредставление налоговому органу:

- документов (сведений), предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1);

- сведений о налогоплательщике (п. 2).

В настоящей статье рассмотрено применение п. 1 ст. 126 НК РФ, устанавливающего за непредставление в определенный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах, штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ. Законодатель не разъяснил, в каких случаях и при непредставлении каких документов (сведений) лицо может быть привлечено к данной ответственности. В 2007 г. п. 1 ст. 126 НК РФ применяется с учетом внесенных в часть первую НК РФ нововведений, вступивших в силу с 10.01.2007 и исключивших некоторые неясности, противоречия и споры.

Зная, в каких случаях может быть установлена налоговая ответственность, организация сможет учесть налоговые риски, понять, имеет ли смысл доказывать свою правоту в ходе налоговой проверки и стоит ли доводить спор до суда. Отсутствием разъяснений законодателя пользуются налоговые органы, которые иногда превышают свои полномочия, трактуя положение с фискальной позиции и привлекая лиц к налоговой ответственности. Но согласно ст. 106 НК РФ обязательным элементом состава правонарушения является вина налогоплательщика в его совершении, поэтому в соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии его вины. В Определении КС РФ от 16.03.2006 N 70-О сказано, что налогоплательщик вправе обратиться в суд за защитой от возможного произвольного правоприменения при истребовании налоговыми органами документов, необходимых для осуществления налогового контроля.

Для того чтобы разобраться в тонкостях применения п. 1 ст. 126 НК РФ, рассмотрим порядок истребования документов налоговыми органами:

- документы, которые могут быть истребованы в ходе проведения камеральной налоговой проверки;

- требование налоговиков о представлении документов (сведений);

- истребование документов не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов, плательщиков сборов и взносов.

Порядок истребования документов рассмотрен в ст. 93 НК РФ, в которой уточнено, что в случае отказа налогоплательщика от представления запрашиваемых документов, а также в случае непредставления их в установленные сроки он может быть привлечен к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. Действие ст. 93 НК РФ распространяется на случаи проведения камеральной и выездной налоговых проверок. Истребование документов в первую очередь характерно при проведении камеральной налоговой проверки, а в случае проведения выездной налоговой проверки согласно п. 12 ст. 89 НК РФ у проверяемого лица могут быть истребованы необходимые для нее документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Рассмотрим документы, которые могут быть истребованы в ходе камеральной налоговой проверки.

Порядок истребования документов при проведении

налоговой проверки

С 01.01.2007 положения ст. 93 НК РФ сильно изменились, причем в пользу проверяемого лица. В частности, законодатель более подробно изложил порядок истребования документов, истолковав неясности, по которым ранее возникали споры. Рассмотрим новую редакцию указанной статьи.

Истребование документов осуществляется должностным лицом налогового органа при проведении налоговой проверки посредством вручения проверяемому лицу (его представителю) Требования о представлении документов (информации) <1> (далее - Требование). К представляемым налоговой инспекции документам относятся копии документов, заверенные подписью руководителя (его заместителя) и (или) иного уполномоченного лица, а также печатью организации, без нотариального удостоверения (исключение - случаи, предусмотренные законодательством). В некоторых ситуациях могут быть истребованы подлинники документов. Отметим, что до 01.01.2007 данная норма предусматривала, что копии документов должны быть надлежащим образом заверены, но при этом не разъясняла, что под этим подразумевается, а это приводило к ее разным трактовкам.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Уточним, что понимается под копией документа. В Письме от 02.08.2005 N 01-2-04/1087 ФНС разъяснила, что при определении копии документа нужно руководствоваться п. 2.1.29 Госстандарта России ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения" <2>, согласно которому копия документа - это документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Постановление Госстандарта России от 27.02.1998 N 28. Документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня вручения Требования. Так как этот срок не установлен в календарных днях, он исчисляется в рабочих днях (дни, не признаваемые выходными и нерабочими праздничными днями) (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). До 01.01.2007 срок представления документов был в два раза короче, при этом Налоговый кодекс не разъяснял, что понимать под ним - рабочие или календарные дни, а это приводило к спорам между налоговиками и проверяемыми лицами. Согласно новой редакции п. 5 ст. 93 НК РФ налоговые органы не вправе требовать документы, ранее представленные при проведении камеральных или выездных налоговых проверок (исключения: документы были представлены в виде подлинников, которые были возвращены проверяемому лицу либо были утрачены вследствие непреодолимой силы). Поэтому ведение налогоплательщиком журнала представленных в налоговую инспекцию документов поможет в случае привлечения его к ответственности по ст. 126 НК РФ. В Письме от 12.07.2007 N 03-02-07/1-327 Минфин указал, что Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов возвращать представленные им копии документов. Продление срока представления документов Старая редакция. Редакция ст. ст. 93 и 88 НК РФ, действовавшая до 01.01.2007, не содержала указаний на возможность и порядок продления срока, а это приводило к тому, что налоговые инспекции, несмотря на обращение налогоплательщика о продлении срока представления документов, привлекали его к ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ. Суды обычно поддерживали налогоплательщика, например: - ФАС МО рассмотрел ситуацию, когда налогоплательщик письменно обратился в инспекцию о продлении срока представления документов, указывая на невозможность их представления в установленный срок в связи с большим объемом истребуемых документов и отсутствием необходимого количества сотрудников в штате бухгалтерии налогоплательщика. Позднее он направил налоговому органу заверенные копии документов на 2294 листах (Постановление от 14.03.2007 N КА-А40/1555-07); - ФАС СЗО указал, что индивидуальный предприниматель не имел возможности своевременно исполнить Требование налоговиков, поэтому он представил 25 716 документов. Суд учел факт отсутствия предпринимателя и главного бухгалтера на момент получения Требования представителем предпринимателя, не располагавшим сведениями о местонахождении всех истребованных документов, а также неоднократные обращения заявителя в налоговый орган с просьбой о продлении срока представления документов, значительный объем документов и малый срок, предоставленный для исполнения Требования (Постановление от 19.02.2007 N А42-10835/04). Новая редакция. Согласно действующей редакции ст. 93 НК РФ в тех случаях, когда проверяемое лицо не может уложиться в сроки по объективным причинам, оно в течение дня, следующего за днем получения Требования, письменно уведомляет об этом проверяющих с указанием причин и новых сроков представления документов. Срок представления документов может быть продлен по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, которое принимается им в течение двух дней со дня получения уведомления от проверяемого лица. Пересечение пункта 1 статьи 126 НК РФ с другими нормами, предусматривающими налоговую ответственность Законодатель не указал, что понимать под документами и сведениями, за непредставление которых применяется п. 1 ст. 126 НК РФ, поэтому в некоторых случаях эта норма пересекается с другими. Непредставление налоговой декларации. За непредставление налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации он привлекается к ответственности по ст. 119 "Непредставление налоговой декларации" НК РФ. Поэтому она исключается из перечня документов, за непредставление которых может быть наложен штраф в размере 50 руб. Но если налоговый агент не представил налоговую декларацию, то ст. 119 НК РФ неприменима, поскольку в ней сказано об ответственности налогоплательщика. В таком случае ответственность наступает по ст. 126 НК РФ, и к ней могут быть привлечены налоговые агенты. Эту позицию разделили финансисты в Письме от 21.09.2004 N 03-02-07/38. Отсутствие документов. Пункт 1 ст. 126 НК РФ может пересекаться со ст. 120 НК РФ, предусматривающей ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов. Отличие в их применении состоит в том, что отсутствие у проверяемого лица документов, например счетов-фактур, подразумевает грубое нарушение правил учета и применение ст. 120 НК РФ, а если оно не представило истребованные налоговой инспекцией документы, несмотря на то что они у него были, то применяется п. 1 ст. 126 НК РФ. Арбитражная практика сложилась в пользу налогоплательщика, например: - ФАС МО в Постановлении от 02.02.2007, 30.01.2007 N КА-А40/13756-06 обратил внимание на то, что налогоплательщик уведомил налоговую инспекцию об утрате документов до момента их истребования, а ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность только за виновное непредставление документов, но не за нарушение порядка их хранения; - ФАС УО в Постановлении от 28.03.2007 N Ф09-2113/07-С2 указал, что непредставление документов ввиду их отсутствия не позволяет применить п. 1 ст. 126 НК РФ; - ФАС ВВО в Постановлении от 30.07.2007 N А28-1129/2007-3/21 рассмотрел ситуацию, когда в результате пожара были уничтожены документы организации за 2002 - 2004 гг. Налоговый орган письмом указал организации на необходимость в двухмесячный срок восстановить определенные Требованием документы, так как они нужны для проведения выездной налоговой проверки. По мнению суда, налоговая инспекция не доказала, что у организации были запрашиваемые документы, что она имела возможность их восстановить и представить в установленный срок. Не признается документом в целях применения пункта 1 статьи 126 НК РФ Штраф в размере 50 руб. взыскивается за каждый непредставленный документ. Но не все документы признаются таковыми в целях применения данной нормы. Приложение к налоговой декларации (налоговому расчету). Налогоплательщик должен представить налоговую декларацию вместе с приложениями к ней, предусмотренными налоговым законодательством. Если налогоплательщик не представил в установленные сроки налоговую декларацию, он будет привлечен к ответственности по ст. 119 "Непредставление налоговой декларации" НК РФ. Кроме того, возникнет вопрос о возможности привлечения его к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление приложений к налоговой декларации. В п. 20 Информационного письма от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" Президиум ВАС разъяснил, что санкция, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, не может быть применена за непредставление документа, который хотя и поименован в нормативном правовом акте как обязательный к представлению, но является приложением к налоговой декларации (налоговому расчету). В дальнейшем суды руководствуются этой позицией при разрешении аналогичных споров. Так, ФАС УО в Постановлении от 27.02.2004 N Ф09-518/04-АК указал, что листы по форме II и разд. II являются приложениями к декларации по НДС, ответственность за непредставление которых не может быть установлена на основании п. 1 ст. 126 НК РФ, поскольку они не считаются самостоятельными документами. Письменные объяснения. В некоторых случаях налоговая инспекция требует представить письменные объяснения. За непредставление в установленные сроки документов и иных сведений предусмотрена налоговая ответственность. Законодатель не разъяснил, что понимать под сведениями, поэтому неясно, вправе ли налоговая инспекция применить ст. 126 НК РФ за непредставление письменных объяснений. Основываясь на редакции НК РФ, действовавшей до 01.01.2007, суды высказываются в пользу налогоплательщика, например: - ФАС ВСО в Постановлении от 20.04.2007 N А19-24525/06-Ф02-1907/07: пояснения должностных лиц налогоплательщика не являются документами, за несвоевременное представление которых может применяться ст. 126 НК РФ; - ФАС СЗО в Постановлении от 08.02.2007 N А56-33966/2005: непредставление заявителем письменных объяснений не образует состава правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 126 НК РФ. Документы, которые может истребовать налоговая инспекция в ходе камеральной налоговой проверки В п. 1 ст. 126 НК РФ говорится о непредставленных в установленные сроки документах (сведениях), предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Согласно пп. 6 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом. В пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ указано, что налоговые органы в соответствии с законодательством о налогах и сборах вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов. Массовое истребование документов происходит в ходе проведения камеральной налоговой проверки. С 01.01.2007 положения, регулирующие ее проведение, действуют в новой редакции. Старая редакция статьи 88 НК РФ Камеральная налоговая проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком и служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также на основе других документов о его деятельности, имеющихся у налогового органа. При этом налоговики вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Положение о сведениях, разъяснениях и документах, которые налоговые инспекции вправе получить (истребовать), приводило к спорам: его буквальная трактовка позволяла налоговым органам истребовать только те документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты проверяемого налога, но налоговики трактовали его более широко. Суды исходили из ограничения истребования документов при проведении камеральной проверки по конкретному налогу. Например, ФАС ВВО рассмотрел ситуацию, когда инспекция проверяла правомерность предъявления предприятием к вычету НДС. В Требованиях у налогоплательщика запрашивались в числе прочих документов договоры. Суд указал, что они не являются основанием для исчисления НДС (Постановление от 12.02.2007 N А82-879/2006-20). Новая редакция статьи 88 НК РФ С 01.01.2007 в ст. 88 НК РФ уточнен перечень документов, которые может истребовать налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки. Она проводится в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с Налоговым кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). При этом налоговые органы: - вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы; - вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов в соответствии со ст. 172 НК РФ; - вправе истребовать у налогоплательщика, помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов; - не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Если налоговая инспекция выявила в налоговой декларации (расчете) ошибки, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, она сообщает об этом проверяемому лицу с требованием в течение пяти дней представить пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Таким образом, законодатель конкретизировал перечень документов (сведений), которые налоговые инспекции вправе истребовать в ходе камеральных налоговых проверок, а также ввел ограничение на истребование тех документов (сведений), представление которых не предусмотрено ст. 88 НК РФ или их представление вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Налоговым кодексом. Требование о представлении документов (информации) Организация должна представить документы, указанные налоговиками в Требовании, порядок заполнения и вручения налогоплательщику которого регламентирован. Налоговые органы не всегда соблюдают эти правила, что может негативно повлиять на его исполнение организацией. Оспаривая привлечение организации к налоговой ответственности, она может воспользоваться промахами налоговиков, связанными с данным Требованием. Полнота указания реквизитов документов, перечисленных в Требовании. В форме Требования сказано, что нужно указывать наименование, реквизиты и другие индивидуализирующие признаки истребованных документов, а также период, к которому они относятся. Налоговики не всегда могут указать необходимые реквизиты всех запрашиваемых документов: в одних случаях это оправданно, в других - нет. С одной стороны, в форме Требования сказано, что нужно указывать необходимые реквизиты истребованных документов, с другой - Налоговый кодекс не обязывает подробно указывать реквизиты таких документов. Поскольку отсутствуют нормы, регламентирующие этот вопрос, он решается субъективно фискальными ведомствами и судами. Позиция финансистов неоднозначна. В Письме от 19.10.2005 N 03-04-11/269 Минфин отметил, что НК РФ не устанавливает обязанность налогового органа указывать в Требовании конкретные реквизиты документов. В качестве подтверждения своей позиции он привел Постановление ФАС ЗСО от 10.03.2005 N Ф04-1196/2005(9282-А27-3): в отношении ссылки налогоплательщика на то, что требование о представлении документов исполнено частично по причине отсутствия реквизитов запрашиваемых документов, указано, что у налоговых органов не имелось возможности указать их, поскольку налоговый орган не обладал и не мог обладать данной информацией. В то же время в более позднем Письме от 25.06.2007 N 03-02-07/2-106 финансисты констатируют, что в Требовании должны быть указаны наименование, реквизиты и иные индивидуализирующие признаки истребованных документов, а также период, к которому они относятся. Суды принимают разные решения в зависимости от ситуации. ФАС ПО решил спор в пользу налоговиков, несмотря на то что нижестоящие судебные инстанции поддержали налогоплательщика, отметив, что Требование не содержит конкретного перечня и указания на количество необходимых для налоговой проверки документов. Но ФАС ПО подчеркнул, что налоговая инспекция предложила налогоплательщику представить документы, подтверждающие правильность исчисления НДС по налоговой декларации за сентябрь 2005 г. и относящиеся к данному налоговому периоду, то есть документы, предусмотренные НК РФ. Однако организация не представила документы, указанные в ст. 172 НК РФ (Постановление от 12.04.2007 N А65-9537/2006-СА1-7). Поддержал налоговиков и ФАС СЗО в Постановлении от 05.02.2007 N А56-3990/2006: налоговый орган перечислил в направленном налогоплательщику Требовании необходимые ему для камеральной проверки документы в подтверждение налоговых вычетов по конкретной налоговой декларации, а законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогового органа указывать реквизиты истребуемых документов, а также их количество. В пользу налогоплательщика высказались, например: - ФАС МО в Постановлении от 14.03.2007 N КА-А40/1555-07: в Требовании не конкретизированы истребуемые документы, не указаны их реквизиты, а определены лишь родовые признаки документов; - ФАС СЗО в Постановлении от 24.05.2007 N А56-44682/2006. Он рассмотрел ситуацию, когда инспекция привлекла организацию к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 126 НК РФ за то, что она представила не все истребованные документы, необходимые для проверки правомерности вычета НДС. Суд указал, что не представленные организацией документы не содержат сведения, необходимые для исчисления налога за проверяемые периоды. В то же время в обоснование заявленных налоговых вычетов организация представила затребованные документы на 1743 листах в установленный срок. Количество документов. Когда налоговая инспекция привлекает налогоплательщика к ответственности за непредставление документов, возникает вопрос: какое количество документов считать непредставленными? Если в Требовании не указано их количество, то нельзя определить количество документов, за непредставление которых в установленный срок налогоплательщик привлекается к налоговой ответственности. В таком случае суды встают на сторону налогоплательщика, признавая применение ст. 120 НК РФ неправомерным, например: - ФАС ВВО в Постановлении от 22.01.2007 N А82-2642/2006-20 указал, что, поскольку количество не представленных организацией договоров, платежных поручений, счетов-фактур и выписок из банка налоговой инспекцией достоверно не установлено, размер взыскиваемого на основании п. 1 ст. 126 НК РФ штрафа надлежащим образом не обоснован; - ФАС ЗСО в Постановлении от 18.06.2007 N Ф04-3937/2007(35308-А27-26) отметил, что налоговый орган обязан указать точное наименование и количество запрашиваемых документов, поскольку размер штрафа складывается из конкретного количества непредставленных (представленных несвоевременно) документов. В данном случае неясно, какие именно документы организация должна была представить, поскольку Требованием предусмотрены родовые признаки документов без указания номера, даты, контрагента. Из этого Требования не следует, какие конкретно документы были необходимы; - ФАС ЗСО в Постановлении от 13.03.2007 N Ф04-1146/2007(32142-А67-7) подчеркнул, что непредставление главной книги по различным счетам правильно определено налоговым органом как непредставление одного документа. Требование подписано не тем лицом. ФАС ВСО указал, что факт подписания Требования не тем должностным лицом, которое проводит проверку, не освобождает налогоплательщика от ответственности за непредставление по такому Требованию документов (Постановление от 04.04.2007 N А33-16661/06-Ф02-1611/07). Получал ли налогоплательщик Требование? Для того чтобы исполнить Требование налоговиков, организация должна его получить. ФАС ЗСО в Постановлении от 19.02.2007 N Ф04-378/2007(31320-А45-42) указал, что Требования о представлении документов в адрес организации или ее руководителя не поступали, о чем свидетельствует письмо Новосибирского почтамта. При отсутствии доказательства получения налогоплательщиком Требования отсутствует и его вина в непредставлении документов. Истребование документов у налогового агента, плательщика взносов, сборов Налоговый агент. Лицо, исполняющее обязанности налогового агента по НДФЛ, НДС, может быть привлечено к налоговой ответственности по ст. 126 НК РФ. При этом в первую очередь необходимо определить, действительно ли это лицо признается налоговым агентом. Например, ФАС ВСО признал неправомерным привлечение к ответственности организации по ст. 126 НК РФ за непредставление сведений о доходах, выплаченных нотариусам, а также физическому лицу, поскольку согласно гл. 23 НК РФ нотариусы сами исчисляют и уплачивают налог в бюджет, а физическое лицо являлось представителем иной организации, действовавшим от ее имени (Постановление от 12.04.2007 N А33-8043/06-Ф02-1700/07). Ниже представлена позиция фискальных ведомств по поводу привлечения к ответственности налоговых агентов в конкретных ситуациях. Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. Несоблюдение этого требования влечет наложение штрафа по ст. 126 НК РФ. Аналогичное мнение высказано в Письме Минфина России от 15.06.2006 N 03-05-01-04/163. УМНС по Московской обл. в Письме от 09.08.2004 N 06-18/15826 указало, что если на организацию - налогового агента возложена обязанность по представлению разд. 2.2 "Расчет суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом" декларации по НДС, то за непредставление этого раздела налоговый агент подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК РФ. Плательщики взносов. При представлении в налоговые органы истребованных документов по взносам лица выступают не как налогоплательщики, а как плательщики взносов. Поскольку в п. 1 ст. 126 НК РФ плательщики взносов не поименованы, согласно его буквальному прочтению на них данная ответственность не распространяется. Такой вывод следует из применения п. 3 ст. 1 НК РФ, в котором указано, что действие Налогового кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это им прямо предусмотрено. Посмотрим с другой стороны на применение п. 1 ст. 126 НК РФ: норма распространяется на случаи, когда нужно представить документы, предусмотренные законодательством о налогах и сборах. Поэтому если обязанность представления документов, например декларации по страховым взносам на ОПС (п. 6 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), предусмотрена не законодательством о налогах и сборах, то, несмотря на то что они могут быть необходимы для осуществления налогового контроля, применять ст. 126 НК РФ неправомерно. Аналогичное мнение высказал Президиум ВАС в п. 8 Информационного письма от 14.03.2006 N 106: хотя декларация по страховым взносам на ОПС является документом, необходимым для осуществления налогового контроля по ЕСН, она представляется в налоговый орган согласно Закону о пенсионном страховании, не относящемуся к актам законодательства о налогах и сборах, поэтому п. 1 ст. 126 НК РФ неприменим. Этой позицией руководствуются суды, например в Постановлениях ФАС ЗСО от 24.05.2006 N Ф04-2365/2006(22215-А70-25), ФАС СЗО от 02.08.2006 N А42-13749/2005. Плательщик сборов. В редакции ст. 93 НК РФ, действовавшей до 01.01.2007, было установлено, что при отказе плательщика сборов от представления запрашиваемых документов или при их непредставлении в установленные сроки применяется ст. 126 НК РФ. Но так как в данной статье плательщики сборов не упоминались, возникало противоречие между нормами НК РФ, споры по которым рассматривались в суде. Так, не поддержал налоговиков ФАС СЗО в Постановлениях от 20.02.2007 N А42-3773/2006, от 02.02.2007 N А42-3769/2006. С 01.01.2007 п. 1 ст. 126 НК РФ дополнен, в результате в перечень лиц, на которых распространяется штраф в размере 50 руб., включены плательщики сборов. (Окончание см. "Налоговая проверка", 2007, N 6) М.В.Годунова Эксперт журнала "Налоговая проверка" Подписано в печать 04.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 НК РФ (Окончание) ("Налоговая проверка", 2007, N 5) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 5 >
Статья: Обзор отрицательной для налогоплательщиков арбитражной практики (Начало) ("Налоговая проверка", 2007, N 5) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.