|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Обещанного три года ждут... ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5) Источник публикации "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5
ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ...
Всем известная народная мудрость как нельзя лучше характеризует ситуацию с решением в игорном бизнесе вопросов нормативно-правового регулирования. Не один год прошел с момента внесения поправок в Закон о лицензировании <1>, изменивших формулировки лицензируемых видов азартной деятельности <2>. Однако Положение о лицензировании тотализаторов и игорных заведений <3> так и не было приведено в соответствие с внесенными законодателем изменениями. В условиях правовой неразберихи лицензии не выдавались, а просто перекупались у тех, кто успел их получить. Возможно, так продолжалось бы и дальше, если бы не принятый в конце прошлого года Закон о проведении азартных игр (далее - Закон) <4>, который обязал Правительство РФ и иные органы исполнительной власти в шестимесячный срок принять нормативные правовые акты, необходимые для реализации его положений. ————————————————————————————————<1> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". <2> Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон о лицензировании". <3> Положение о лицензировании деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.07.2002 N 525. <4> Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ".
Прошла зима, наступило лето, и Правительство РФ утвердило новое Положение о лицензировании (далее - Положение) <5>. Дождались!.. Правда не все, а лишь владельцы букмекерских контор и тотализаторов. Им повезло больше, чем организаторам азартных игр в залах и казино. С лицензией букмекерские конторы и тотализаторы могут заниматься игорным бизнесом и развиваться, не опасаясь выселения в игорные зоны. Но иметь лицензию недостаточно, нужно еще соблюдать лицензионные условия, в случае нарушения которых уполномоченный орган - Федеральная налоговая служба - вправе приостановить действие лицензии или аннулировать ее. Избежать негативных последствий можно, если знать свои права и обязанности в этой сфере правоотношений. Кроме этого, бухгалтеру будет интересна финансовая сторона вопроса лицензирования, которая тоже затронута в статье. ————————————————————————————————<5> Положение о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорных зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 17.07.2007 N 451, вступает в силу 29.07.2007.
С чего начать: с Закона или Положения?
Начнем с того, что лицензирование в сфере организации и проведения азартных игр и пари регулируется, прежде всего, Законом о лицензировании, в то время как Положение является подзаконным актом, в котором подробно описаны не общие, а отраслевые "азартные" вопросы лицензирования: - предъявляемые к букмекерским конторам и тотализаторам лицензионные требования и условия, а также виды их грубых нарушений, в результате которых может быть приостановлено действие лицензии; - перечень документов, необходимых для получения лицензии; - порядок рассмотрения лицензирующим органом представленных соискателем сведений; - правила выдачи "азартной" лицензии и документа, подтверждающего ее наличие; - лицензионный контроль за соблюдением установленных требований и принимаемые к их нарушителям меры, включая приостановление, возобновление, прекращение действия лицензии и ее аннулирование. По всем иным неурегулированным вопросам, связанным с лицензированием деятельности тотализаторов и букмекерских контор, следует руководствоваться Законом о лицензировании. Не действуют нормы Положения и в игорных зонах, в них лицензии недействительны. Для проведения азартных игр и пари букмекерским конторам и тотализаторам, так же как игровым залам и казино, понадобится разрешение, выдаваемое органами управления игорными зонами. Вопросы лицензирования деятельности букмекерских контор и тотализаторов логично начать рассматривать с "азартной" тематики, которая начинается уже с лицензионных требований, предъявляемых к соискателям "азартной" лицензии.
Что потребует лицензирующий орган?
Для того чтобы получить лицензию, организатор азартных игр и пари должен выполнить ряд условий, которые не станут открытием ни для букмекерских контор, ни для тотализаторов. Дело в том, что практически все лицензионные условия Положения позаимствованы из "азартного" Закона, к которому есть соответствующие отсылочные нормы. Что же включил законодатель в перечень лицензионных условий и требований? 1. Наличие условий для соблюдения соискателем лицензии и соблюдение лицензиатом требований, установленных ч. 1 - 4 ст. 8 и ч. 3 ст. 14 Закона, по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности. "Дипломатичная" формулировка "наличие условий для соблюдения... требований" не говорит о том, что требования должны быть выполнены. Такой "грамматический" подход, скорее всего, не найдет поддержки у лицензирующего органа и судебных инстанций. Поэтому букмекерским конторам нужно не только создавать условия, но и выполнять по каждому месту ведения "азартной" деятельности следующие требования Закона: - разделить игорное заведение на зону обслуживания участников азартных игр и служебную зону, а в доступном для посетителей месте разместить текст Закона, порядок приема ставок и выплаты выигрышей, правила посещения игорного заведения и "азартную" лицензию; - оформить со всеми работниками букмекерской конторы или тотализатора трудовые отношения, исключив из штата лиц, не достигших возраста восемнадцати лет; - использовать в заведении только собственное игорное оборудование, отвечающее техническим и иным обязательным требованиям, что должно быть подтверждено документально. Следующая норма Закона является не условием, а предостережением для букмекерских контор и тотализаторов. Вне игорных зон они могут только принимать ставки на исход спортивных и иных событий. На установку игровых столов и автоматов букмекерские конторы и тотализаторы могут получить разрешение лишь в игорных зонах. 2. Соответствие стоимости чистых активов соискателя лицензии (лицензиата) требованиям ст. 6 Закона. Для букмекерских контор и тотализаторов установлена не такая высокая планка финансовых гарантий, как для игровых залов и казино. Тем не менее сумма в 100 млн руб. тоже не малая и на момент принятия федерального закона далеко не все организаторы заключения пари располагали такими финансовыми ресурсами. Без преувеличения можно сказать, что спасли положение полгода отсрочки, предоставленные законодателем всем организаторам азартных игр. Обеспечив себя чистыми активами, игорное заведение может продолжать работать дальше при условии, что "чистая" стоимость активов не будет снижаться ниже установленного законодателем "азартного" ценза. 3. Наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемой деятельности. Основная "нагрузка" в этом требовании для букмекерских контор и тотализаторов состоит в наличии зданий, строений, сооружений или единой обособленной их части для заключения пари. Найти такие объекты, конечно, непросто. Отчасти упрощает выполнение этой задачи то, что организаторы букмекерских контор и тотализаторов могут выбрать любую площадь для своих заведений. Есть еще один плюс - помещение для заключения пари может находиться в пользовании не только на праве собственности, но и на других законных основаниях, например на праве аренды. Однако заключить договор можно не с любым арендодателем, а только с теми, объекты которых не попадают в "черный список" общественно-социальных зданий, строений и сооружений. Им уделено внимание в следующем лицензионном условии, содержащем отсылочную норму к требованиям Закона. 4. Соответствие букмекерских контор и (или) тотализаторов требованиям ст. 15 Закона. Читатель без труда догадался, что в данном лицензионном условии речь идет о расположении игорных заведений. Мы не будем перечислять все объекты, в которых не допускается размещение букмекерских контор и тотализаторов. С большинством из них игорные заведения ознакомились еще до вступления в силу Закона, на примере законотворчества местных органов власти. Но тогда у организаторов азартных игр были шансы отстоять свои права и интересы, в том числе в судебном порядке. С выходом в свет Закона позиция судей изменилась. Они признают правомерными требования региональных властей даже тогда, когда в своем стремлении ограничить игорный бизнес они выходят за рамки федеральных предписаний (Определения ВС РФ от 13.06.2007 N 85-Г07-2, от 23.05.2007 N 6-Г07-3, Постановление ФАС УО от 23.07.2007 N Ф09-5162/07-С1). Закон на их стороне. Один из его заключительных пунктов гласит: принятые ранее органами власти субъектов РФ решения об установлении ограничений "азартной" деятельности сохраняют свое действие. Поэтому у букмекерских контор и тотализаторов нет выбора, размещать игорные заведения они могут там, где не запрещено федеральным и региональным "азартным" законодательством. Не будем сгущать краски и обратим внимание организаторов заключения пари на два момента. Во-первых, решения региональных властей об установлении ограничений деятельности по организации и проведению азартных игр сохраняют свое действие только в случае их принятия до вступления Закона в силу (Письмо ФНС России от 10.05.2007 N ШТ-6-07/385@). После этого момента местные органы власти не могут ограничивать игорные заведения в том, что не запрещено на федеральном уровне. Во-вторых, дополнительные требования к букмекерским конторам и тотализаторам вправе установить только Правительство РФ, но до настоящего момента решительные действия в этом направлении оно пока не предпринимало. 5. Использование лицензиатом касс тотализатора и (или) касс букмекерской конторы, зарегистрированных в налоговом органе в соответствии с Налоговым кодексом. Данное условие вполне логично. Если предположить обратное, что организатор азартных игр не использует кассы или не поставил их на учет в налоговой инспекции, то у него вообще нет оснований уплачивать налог на игорный бизнес при отсутствии объекта налогообложения. Это нарушает главный принцип налогового законодательства: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Поэтому организатор игорного бизнеса должен поставить на налоговый учет не менее одной кассы букмекерской конторы или тотализатора. Читатель может заметить, что в лицензионном условии говорится о кассах во множественном числе. Это совсем не означает, что все пункты приема ставок должны быть зарегистрированы как кассы. Поставить на налоговый учет нужно тот пункт, где учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша, подлежащая выплате. 6. Обеспечение личной безопасности участников азартных игр и (или) пари, иных посетителей игорного заведения и работников соискателя лицензии (лицензиата) во время их нахождения в игорном заведении. Приходится констатировать, что в Законе не уделено внимание мерам, необходимым для обеспечения безопасности участников азартных игр. Это дает право организатору азартных игр самостоятельно выбрать способ охраны игорного заведения и его посетителей. Есть два варианта - нанять охрану или установить в игорном заведении пульт сигнализации вневедомственной охраны. По поводу выбора одного из вариантов в игровых залах, где принимаемых руководством мер не всегда достаточно для обеспечения безопасности участников, ведется много споров. В букмекерских конторах и тотализаторах главное хорошо укрепить кассу, а в остальном их организатор может полагаться на собственный опыт и возможности по обеспечению безопасности игроков и персонала игорного заведения. 7. Соблюдение лицензиатом правил совершения операций с денежными средствами при организации и проведении азартных игр, установленных Правительством РФ в соответствии с Законом. Операции с денежными средствами обязывают к порядку любую организацию, работающую с "наличкой". Для игорных заведений правила совершения операции с денежными средствами имеют ряд особенностей. Мы не будем на них акцентировать внимание, с подробным комментарием "азартных" правил обращения денежной наличности в игорных заведениях читатель может ознакомиться на с. 55. Если все перечисленные требования организатор игорного бизнеса в состоянии выполнить, то ему можно собирать документы на получение "букмекерско-тотализаторной" лицензии. А как поступить игорному заведению, у которого лицензия уже есть?
Следует ли переоформлять имеющуюся лицензию?
Организаторы букмекерских контор и тотализаторов, имеющие госкомспортовские лицензии, выданные до вступления в силу изменений законодательства, могут не беспокоиться. Эти лицензии действительны до истечения указанного в них срока. Данный вывод можно сделать из ст. 49 ГК РФ: право юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять лицензируемый вид деятельности прекращается по истечении срока действия лицензии. Об этом также говорится в Постановлении Правительства РФ N 45 <6>: лицензии, полученные до внесения изменений в Закон о лицензировании, действительны до истечения указанного в них срока. ————————————————————————————————<6> Постановление Правительства РФ от 26.01.2006 N 45 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
Приведем еще несколько аргументов в пользу данной точки зрения. Так, в п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ установлены штрафы за отсутствие лицензии у организации и индивидуального предпринимателя, а не за ее непереоформление по новым правилам. К тому же в Законе о лицензировании приведен перечень случаев, когда нужно переоформлять документ, подтверждающий наличие лицензии: - при реорганизации юридического лица правопреемнику воспользоваться прежней лицензией не удастся, так как она и предоставляемые ею права не могут быть переданы лицензиатом другому лицу; - при изменении наименования, местонахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя); - при изменении адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности. Как видим, в этом списке нет переоформления действующей лицензии в связи с изменениями в законодательстве. Тем не менее сроки большинства выданных госкомспортовских лицензий подходят к концу и их владельцам в скором времени придется побеспокоиться о получении новых лицензий в Федеральной налоговой службе. Следует учесть, что независимо от того, какую лицензию (госкомспортовскую или налоговую) имеет организатор азартных игр, ему нужно соблюдать лицензионные требования и условия, которые установлены новым Положением, так как прежнее утратило силу.
В инспекцию с документами
Для получения лицензии соискателю в первую очередь нужно написать и представить заявление. В нем Закон о лицензировании предписывает указывать: - реквизиты юридического лица: наименование, организационно-правовая форма, место его нахождения, место осуществления деятельности, данные о внесении в реестр; - лицензируемый вид деятельности, который соискатель намерен осуществлять (организация и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах). К заявлению прилагаются копии учредительных документов, подтверждающих уплату госпошлины, свидетельств о регистрации, постановке на учет в налоговой инспекции. Помимо "общих" документов организатору азартных игр и пари следует позаботиться о копиях "отраслевых" документов, содержащих сведения о работниках соискателя лицензии (ФИО и дата рождения) и подтверждающих: - наличие у соискателя лицензии на праве собственности или на ином законном основании зданий, строений и сооружений (единой обособленной части здания, строения и сооружения), необходимых для осуществления лицензируемой деятельности; - право собственности соискателя лицензии на специальное оборудование, позволяющее учитывать ставки, определять результат азартной игры и выплачивать денежный выигрыш, по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности; - наличие в штате соискателя лицензии сотрудников, обеспечивающих личную безопасность участников азартных игр, иных посетителей игорного заведения и работников организатора азартных игр во время их нахождения в игорном заведении или копию договора о предоставлении охранных услуг. К ним нужно приложить расчет стоимости чистых активов соискателя лицензии и планы помещений игорного заведения (по каждому адресу места осуществления лицензируемой деятельности) с указанием: - зоны обслуживания участников азартных игр; - служебной зоны и расположения кассы тотализатора и (или) кассы букмекерской конторы (при их наличии). Все документы (их копии) подписываются (заверяются) руководителем соискателя лицензии. Положение не требует нотариального засвидетельствования копий документов, Закон о лицензировании тоже, за исключением копий учредительных документов. В принципе, можно их не заверять у нотариуса, но тогда в лицензирующий орган придется предъявить оригиналы документов, что тоже не всегда удобно. В каком виде представлять копии документов, решать лицензиату, но в любом случае ему нужно знать, что налоговики не вправе потребовать иные документы, не предусмотренные Положением и Законом о лицензировании.
За что и сколько платить?
Расценки на получение лицензии, на переоформление документа, подтверждающего ее наличие, установлены в гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, нормам которой рекомендовано следовать в этом вопросе п. 14 Положения. Плата за лицензирование деятельности букмекерских контор и тотализаторов включает: - сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии - 300 руб.; - лицензионный сбор за предоставление лицензии - 3000 руб. Если лицензию требуется переоформить, то за это взимается сбор в размере 1000 руб. Кроме того, у организаторов букмекерских контор и тотализаторов возможны иные расходы, связанные с получением лицензии, например по оплате консультационных услуг, за заверение копий документов. В частности, за удостоверение копий учредительных документов государственная пошлина составляет 500 руб. (пп. 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ). Ситуация, когда документ, подтверждающий наличие лицензии, утрачен, нечасто встречается на практике, тем не менее в Положении этому малоприятному моменту уделено внимание. На основании письменного заявления лицензиата в течение пяти дней лицензирующий орган может выдать дубликат документа, подтверждающего наличие лицензии, или его копию. В отличие от копии дубликат документа оформляется в двух экземплярах, один из которых направляется лицензиату, а другой остается в лицензирующем органе. Естественно, лицензирующий орган делает это не бесплатно, и хотя Законом о лицензировании установлена символическая плата, внеплановый "визит" к налоговикам, пусть даже за копией или дубликатом лицензии, вряд ли поднимет настроение.
Что проверяет лицензирующий орган?
После получения пакета документов лицензирующий орган проверяет правильность их заполнения, полноту и достоверность сведений о соискателе, а также возможность выполнения им лицензионных требований и условий. Последний проверочный этап лицензирующий орган проводит по каждому адресу предполагаемого соискателем лицензии места осуществления "азартной" деятельности. Соискателю лицензии нужно обратить внимание на заявление. Если оно оформлено с нарушением требований Закона о лицензировании и (или) в составе прилагаемых к нему документов отсутствуют отраслевые, то соискателю лицензии в течение трех рабочих дней вручается (направляется) копия описи представленных документов с уведомлением о необходимости устранения выявленных нарушений. Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии Федеральная налоговая служба принимает в течение 45 дней (п. 2 ст. 9 Закон о лицензировании). К сожалению, более короткий срок принятия решения о выдаче лицензии Положением не установлен. В дальнейшем при лицензионном контроле, который проводится лицензирующим органом в рамках Закона о защите прав <7>, особое внимание обращается на грубые нарушения лицензионных требований. За них лицензирующий орган вправе приостановить действие лицензии и предпринимательской деятельности на срок до 90 суток или наложить административный штраф в размере от 40 до 50 тыс. руб. на юридических лиц. Штрафы за другие (не грубые) нарушения лицензионных условий меньше - от 30 до 40 тыс. руб. для юридических лиц (п. п. 3, 4 ст. 14.1 КоАП РФ). Если обратиться к п. 5 Положения, то можно заметить, что большинство нарушений лицензионных требований для организаторов игорного бизнеса являются грубыми. Поэтому пренебрегать лицензионными требованиями и условиями не стоит, к тому же большая часть из них является обязательными требованиями Закона, за несоблюдение которого предусмотрены свои меры ответственности. ————————————————————————————————<7> Федеральный закон от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Несколько слов о лицензии
Лицензия на организацию и проведение азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах выдается на пять лет. В течение срока действия лицензия может переоформляться, в нее могут вноситься изменения и дополнения, ее действие может быть приостановлено (возобновлено), а также она может быть аннулирована. Порядок совершения этих действий установлен Законом о лицензировании, к которому в Положении есть отсылочная норма. Переоформление. Необходимость в данной процедуре возникает в случае реорганизации юридического лица. Правопреемнику воспользоваться прежней лицензией не удастся, так как она и предоставляемые ею права не могут быть переданы лицензиатом другому лицу. Для переоформления лицензии правопреемнику следует представить заявление, в котором указываются новые сведения о лицензиате или его правопреемнике и данные документа, подтверждающего факт изменения регистрационных данных организации. В переоформлении документа, удостоверяющего наличие лицензии, может быть отказано в случае представления лицензиатом или его правопреемником неполных или недостоверных сведений. Приостановление действия лицензии осуществляется Федеральной налоговой службой в случае привлечения организатора азартных игр к ответственности за нарушение лицензионных требований и условий, установленных Положением. В Законе о лицензировании описан порядок приостановления лицензии в случае, если по результатам выявленных нарушений принято решение об административном приостановлении деятельности организации. При этом предпринимательская деятельность и действие лицензии приостанавливаются на один и тот же срок. Заметим, срок действия лицензии на время ее приостановления не продлевается. В дальнейшем все зависит от того, будет устранено нарушение, повлекшее приостановление лицензии, или нет. В случае положительного ответа лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушения лицензионных требований и условий и действие лицензии возобновляется, в обратном случае она аннулируется (п. 2 ст. 13 Закона о лицензировании). Аннулирование. Лицензия может быть аннулирована в судебном порядке. Подать иск в суд Закон о лицензировании обязывает лицензирующий орган. Только после рассмотрения его заявления судебный орган может аннулировать лицензию. Кроме аннулирования игорное заведение может лишиться лицензии по другому основанию. Прекращение. С данной ситуацией может столкнуться ликвидируемое юридическое лицо или организация, прекращающая свою деятельность в результате реорганизации. Кроме того, действие лицензии может быть прекращено со дня ее окончания или принятия лицензирующим органом решения о досрочном прекращении действия лицензии на основании заявления лицензиата о прекращении им осуществления лицензируемого вида деятельности. Игорному заведению все эти мероприятия не сулят ничего хорошего, поэтому лучше придерживаться лицензионных требований, устранять выявленные нарушения и своевременно подавать заявление о переоформлении лицензии в установленных законодательством случаях. После того как внесена ясность в организационно-правовые вопросы, перейдем к порядку бухгалтерского учета лицензионных расходов. Он не сложен, нужно только правильно классифицировать такие затраты и определиться с моментом их признания в бухгалтерском учете.
Об учете лицензионных расходов
Букмекерские конторы и тотализаторы без лицензии не вправе заключать пари и заниматься их организацией, поэтому затраты на ее получение являются необходимыми в списке текущих расходов игорного заведения. Это дает основание рассматривать лицензионные затраты как расходы по обычным видам деятельности, руководствуясь нормами п. 5 ПБУ 10/99 <8>. При этом следует отметить, что расходы, связанные с получением лицензии, обуславливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, а связь между ними можно определить только косвенную. Поэтому их следует отражать в учете и отчетности равномерно, распределяя между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99). ————————————————————————————————<8> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
К такому выводу также можно прийти, если обратиться к Положению по бухгалтерскому учету <9>. В нем сказано, что затраты, произведенные организацией в текущем отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельно как расходы будущих периодов и подлежат списанию в самостоятельно устанавливаемом организацией порядке (равномерно, пропорционально оказанным услугам или другому показателю). Выбранный метод списания этих расходов организации следует закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. ————————————————————————————————<9> Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Период включения в себестоимость оказываемых транспортных услуг расходов на лицензирование определяется исходя из срока действия лицензии, так как именно в течение этого периода организация может заниматься предпринимательской деятельностью, следовательно, получать доходы. Для расчетов с лицензирующим органом организатор заключения пари из Плана счетов может выбрать один из трех счетов: 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", 68 "Расчеты по налогам и сборам". По мнению автора, в данной ситуации следует выбрать золотую середину. Счет 60 рекомендован для отражения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками по приобретенным товарно-материальным ценностям (работам, услугам), а счет 68 - о расчетах с бюджетом по налогам. Подлежащие перечислению лицензионные сборы отражаются по кредиту счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по лицензированию", в корреспонденции с дебетом счета 97 "Расходы будущих периодов". Затем в течение действия лицензии расходы по ее приобретению списываются по кредиту счета 97 на счет 26 "Общехозяйственные расходы". Заметим, в состав расходов будущих периодов включаются все фактические затраты, связанные с получением лицензии, в частности сбор за рассмотрение заявления, лицензионный сбор, расходы на заверение копий документов у нотариуса и другие необходимые затраты.
Пример. В связи с получением лицензии (выдана на 5 лет) ЗАО "Спорттайм" понесло следующие расходы: - сбор за рассмотрение заявления о выдаче лицензии в размере 300 руб.; - лицензионный сбор - 3000 руб.; - плата за консультационные услуги и удостоверение копий документов, представляемых в лицензирующий орган, - 2000 руб. В бухгалтерском учете ЗАО "Спорттайм" будут сделаны следующие проводки:
—————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————¬ | Содержание операции | Дебет|Кредит| Сумма, | | | | | руб. | +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+ | В момент предоплаты | +————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————+ |Произведена оплата консультирующему и | 76 | 51 | 5300 | |лицензирующему органам (300 + 3000 + | | | | |2000) руб. | | | | +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+ |Осуществленные затраты отражены в | 97 | 76 | 5300 | |составе расходов будущих периодов | | | | +————————————————————————————————————————+——————+——————+—————————+ | Ежемесячно в период действия лицензии | +————————————————————————————————————————T——————T——————T—————————+ |Доля расходов будущих периодов включена | 26 | 97 | 88 | |в состав управленческих затрат | | | | |(5300 руб. / 60 мес.) | | | | L————————————————————————————————————————+——————+——————+——————————Согласитесь, описанный порядок не сложен, но и его можно упростить. Для этого достаточно признать в бухгалтерском учете расходы, связанные с лицензированием, единовременно. Это возможно в ситуации, когда расходы на получение лицензии составляют незначительные суммы. Тогда эффект от их распределения по отчетным периодам будет незначительный. Поэтому, руководствуясь принципом рациональности, который является одним из обязательных требований, предъявляемых к учетной системе и политике, организация вправе принять решение о единовременном учете расходов на лицензирование. Но увлекаться рациональностью не стоит, так как при составлении отчетности нельзя однозначно утверждать, что чем она проще и доступнее, тем лучше. Организации следует соизмерять рациональность решения с полнотой и достоверностью представленной информации, один из критериев которой - принятый уровень существенности. В его пределах бухгалтер, руководствуясь профессиональным суждением, вправе выбрать рациональный метод учета, сверх пределов - стоит остановиться на общей методологии учета расходов, относящихся к нескольким отчетным периодам. У букмекерских контор и тотализаторов, занимающихся исключительно заключением пари, процедура лицензирования не влияет на величину налоговых обязательств перед бюджетом. Те, кто занимается помимо азартной иными видами деятельности, должны обеспечить раздельный учет доходов и расходов с тем, чтобы расходы на получение "азартной" лицензии не попали в список затрат, учитываемых при налогообложении других видов деятельности. Как видим, при получении лицензии сложности возникают не столько в учете и налогообложении, сколько в организационно-правовых вопросах. Надеемся, что представленные в статье пояснения помогут решить их оперативно и с меньшими потерями для игорного заведения. Ю.А.Локтева Эксперт журнала "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 03.09.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |