Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Чего ждать банкам от изменения нормативов ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5

ЧЕГО ЖДАТЬ БАНКАМ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ НОРМАТИВОВ

Нормативно-правовая база, регулирующая финансовые отношения, постоянно изменяется. Один за другим принимаются новые законы и подзаконные акты. Важным документом в области банковского права стало Указание ЦБ РФ от 14.06.2007 N 1838-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков", зарегистрированное в Минюсте России 05.07.2007 и опубликованное в "Вестнике Банка России" от 11.07.2007 N 39. Документ принят в целях снижения риска несостоятельности банков и его общего технического совершенствования. Изменения вступают в силу с 1 октября текущего года.

Согласно принятым нововведениям существенно изменен список обязательных нормативов банков, устанавливаемых Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Из него исключены минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций; размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций в качестве условия создания их дочерних организаций и (или) открытия их филиалов на территории иностранного государства, получения небанковской кредитной организацией статуса банка, получения кредитной организацией статуса дочернего банка. Дополнительно включен перечень видов имущества в неденежной форме, которое может быть внесено в оплату уставного капитала.

Изменения по группам банковских активов

Серьезные изменения коснулись порядка расчета норматива достаточности собственных средств (капитала) банка Н1. Последний регулирует (ограничивает) риск несостоятельности банка и определяет требования по минимальной величине собственных средств (капитала) банка, необходимых для покрытия кредитного и рыночного рисков. Он определяется как отношение размера собственных средств (капитала) банка и суммы его активов, оцененных в соответствии с уровнем риска. В зависимости от коэффициента риска в процентах (от 0 до 100%) банковские активы подразделены на пять групп. Поправки внесены начиная с первой группы. В новой редакции Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" (далее - Инструкция) устранен отдельный абзац, посвященный природным драгоценным камням, находящимся в хранилищах банка или в пути; теперь на них распространяются правила о наличной валюте, платежных документах и драгметаллах, находящихся там же. Риск по данным активам, как и ранее, установлен в размере 2%. К активам первой группы, таким как суммы, задепонированные в подразделениях Банка России для получения следующим днем наличных денежных средств, добавлены задепонированные таким же образом драгоценные металлы.

Также существенным изменением представляется закрепленное в Инструкции повышение надежности долговых обязательств Российской Федерации (за исключением тех, на которые наложен арест). В новой редакции эти активы перенесены из второй группы риска в первую. Таким образом, их официальная надежность составляет теперь 100%. Это решение, связанное в первую очередь с укреплением российской финансовой системы, должно помочь отечественным банкам, поскольку повышает их ликвидность, на которую также существуют нормативы.

Внесено много нововведений, затронувших третью группу активов (20% риска). В новой редакции к третьей группе активов отнесены требования участников расчетов к расчетным небанковским кредитным организациям, расчетным центрам ОРЦБ (организованных рынков ценных бумаг), а также требования кредитных организаций - доверителей (комитентов) по брокерским операциям с ценными бумагами и другими активами в части, размещенной брокером в расчетных небанковских кредитных организациях и расчетных центрах ОРЦБ, требования банков к фондовым и валютным биржам, за исключением сумм, на которые наложен арест.

К третьей группе активов отнесены теперь и незавершенные расчеты по корреспондентским счетам, открытым в кредитных организациях - нерезидентах государств из числа "группы развитых стран", за исключением незавершенных расчетов по корреспондентским счетам, осуществляемых в указанных банках с отозванной лицензией на осуществление банковских операций. Данное новшество представляется весьма логичным, поскольку согласно предыдущей редакции Инструкции двадцатипроцентным признавался только риск по средствам на корреспондентских счетах в кредитных организациях - нерезидентах стран из числа "группы развитых стран". Когда же по счету проводились какие-либо операции, вышеуказанная норма переставала распространяться на него, а потому такие активы временно перемещались в пятую группу "все прочие активы банка". Риск в последнем случае установлен той же Инструкцией в размере 100%. Это могло вызывать серьезные сложности, поскольку в гл. 9, посвященной порядку применения банками Инструкции, четко сказано: "Банки обязаны соблюдать установленные настоящей Инструкцией обязательные нормативы ежедневно. Нарушение банком числового значения обязательного норматива по состоянию на любой операционный день является несоблюдением обязательного норматива". А это уже повод для наложения санкций со стороны Банка России.

Сходные правила установлены и для некоторых активов четвертой группы. Речь идет о средствах на корреспондентских счетах в банках - резидентах Российской Федерации и банках - нерезидентах государств, не входящих в число "группы развитых стран", а также стоимости драгметаллов, учет которых ведется на металлических счетах в указанных банках. В новой редакции к ним добавлены незавершенные расчеты по корреспондентским счетам, открытым в указанных банках (естественно, кроме случаев наложения ареста на счет или отзыва лицензии у банка). С одной стороны, данные изменения видятся оправданными по уже указанным причинам, с другой - вполне понятно, почему уровень риска установлен на порядок выше (50 вместо 20%). Развитие банковской системы ряда стран, в том числе и нашей, пока не дотягивает до общемировых стандартов, однако по логике документа кредиторы и вкладчики банка в связи с этим не должны нести убытки.

Такие активы третьей группы, как кредитные требования под залог государственных долговых ценных бумаг Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, равной рыночной стоимости этих бумаг, объединены в новой редакции в один абзац. Это представляется вполне обоснованным, так как наличие отдельных, полностью оформленных норм, регулирующих сходные отношения, неоправданно удлиняет и усложняет текст нормативно-правового акта.

В третью группу отнесены и кредитные требования под залог государственных долговых ценных бумаг стран, входящих в "группу развитых стран", в части, равной рыночной стоимости указанных ценных бумаг, что также увеличивает возможности банков по управлению своим капиталом.

К четвертой группе активов (50% риска) согласно Указанию ЦБ РФ от 14.06.2007 N 1838-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков" были добавлены некотируемые ценные бумаги, имеющиеся у банка в наличии с целью перепродажи, в расчете на рост их стоимости в будущем.

Инструкция ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков" гласит, что к пятой группе активов с установленным уровнем риска 100% относятся все активы банка, кроме "остатков (или их частей) на балансовых счетах, которые вошли в расчет активов банка I - IV групп", а также остатки на балансовых счетах, номера которых соответственно перечислены. К вышеупомянутым номерам счетов в новой версии документа добавлены еще два: счет N 50115 и счет N 50613.

Уточнение порядка расчета обязательных нормативов

Следующим серьезным изменением стало уточнение порядка определения ликвидности банков. В частности, это коснулось показателя Лам (высоколиквидных активов, которые должны быть получены или могут быть востребованы банком в течение одного дня). Он необходим для вычисления норматива мгновенной ликвидности банка (Н2), ограничивающего риск потери банком ликвидности в течение одного дня. Ранее в составе Лам назывались лишь средства на корреспондентских счетах банка в Банке России, в банках стран из числа "группы развитых стран" и касса самого банка. Теперь этот список дополнен средствами на счетах в банках - резидентах Российской Федерации, в Международном банке реконструкции и развития, Международной финансовой корпорации, Европейском банке реконструкции и развития.

Что же касается Овм (обязательств, по которым вкладчик или кредитор может предъявить требование о незамедлительном погашении), то в новой редакции документа изменен список счетов, сумма остатков на которых составляет этот показатель.

Изменились и номера счетов, необходимых для расчета ликвидных активов Лат (финансовых активов, которые должны быть получены банком и (или) могут быть востребованы в течение ближайших 30 календарных дней и (или) реализованы банком в течение ближайших 30 календарных дней в целях получения денежных средств в указанные сроки) и Овт (обязательств до востребования, по которым вкладчиком или кредитором может быть предъявлено требование об их незамедлительном погашении, и обязательства банка перед кредиторами (вкладчиками) сроком исполнения в ближайшие 30 календарных дней).

В новой редакции Инструкции появилось указание на то, что ценные бумаги, относящиеся к высоколиквидным и ликвидным активам, берутся в расчет по рыночной стоимости, определяемой нормативным актом Банка России.

Изменениям подверглось определение Крд. Если ранее в него включались все кредитные требования банка, до даты погашения которых осталось более 365 или 366 дней, то в новой редакции из его расчета исключена сумма сформированного резерва на возможные потери по таким требованиям. Точно так же в сумму ОД (обязательств банка по кредитам и депозитам с оставшимся сроком погашения свыше 365 или 366 дней) теперь не входит сумма полученного банком субординированного кредита (займа, депозита) в части остаточной стоимости, включенной в расчет собственных средств (капитала) банка. Это видится достаточно обоснованным, поскольку при включении вышеуказанной суммы в расчет капитала банка она уже используется при расчете норматива долгосрочной ликвидности, для целей которого и существуют показатели Крд и ОД.

Аналогичным образом согласно внесенным изменениям при определении норматива Н6 (максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков) в величину Крз (совокупной суммы кредитных требований банка к заемщику, имеющему перед банком обязательства по кредитным требованиям, или группе связанных заемщиков, за вычетом сформированного резерва на возможные потери по указанным кредитным требованиям) не включаются предоставленные кредитным организациям - резидентам субординированные кредиты в части, вычитаемой из дополнительного капитала в соответствии с п. 4.6 Положения ЦБ РФ от 10.02.2003 N 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций".

И еще одно новшество коснулось порядка расчета норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), касающееся величины Крз. Согласно Указанию в величину Крз не включаются вложения банка в акции, которые приобретены по сделкам по приобретению финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению. Также стоит отметить, что теперь при вычислении Н6 предусматривается возможность передачи учитываемых при этом ценных бумаг в доверительное управление. Видимо, определенное развитие подобных сделок у нас в стране заставило принять во внимание возможность их заключения и соответствующего учета при подготовке очередной редакции документа.

Передача акций (долей) в доверительное управление предусмотрена и при расчете норматива использования собственных средств банка для приобретения акций (долей) других юридических лиц (Н12). Согласно новой редакции в этом случае они учитываются наравне со всеми прочими.

Указан случай, когда норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) не рассчитывается. Речь идет об условном обязательстве - обеспечении по кредитному требованию, отнесенному к первой категории качества в соответствии с нормативными актами Банка России.

Представляется довольно важным изменение технического характера, в результате которого поменялась редакция целого ряда пунктов Инструкции. Дело в том, что в тексте рассматриваемого нормативно-правового акта встречается множество отсылок к Положению ЦБ РФ от 09.07.2003 N 232-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери". Последнее утратило силу еще 1 июня 2006 г. в связи с изданием нового Положения ЦБ РФ от 20.03.2006 N 283-П, утвердившего порядок формирования кредитными организациями резервов на возможные потери, однако ссылки на действующий документ появились только в связи с выходом Указания ЦБ РФ от 14.06.2007 N 1838-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков".

Установление контрольных значений нормативов

Еще одним серьезным новшеством в Инструкции стало изменение, внесенное в гл. 11, касающуюся оснований и порядка установления контрольных значений обязательных нормативов. Устанавливаются контрольные значения обязательных нормативов региональным отделением ЦБ РФ по ходатайству банка, не способного в силу уважительных причин выполнить все необходимые нормативы, для постепенного приведения показателей к приемлемым величинам. Основаниями установления контрольных значений нормативов являются:

- изменение Банком России методики расчета обязательных нормативов;

- изменение Банком России методики расчета собственных средств (капитала);

- изменение Банком России методики формирования резервов на возможные потери и резерва на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности;

- уточнения (расширения) в законодательстве Российской Федерации или в нормативных актах Банка России состава групп связанных заемщиков и (или) заемщиков, связанных с банком;

- изменения состава акционеров и инсайдеров.

В новой редакции к этому списку добавлено также возникновение отсутствовавших на момент заключения договоров с заемщиками оснований для отнесения заемщиков к группе связанных заемщиков и (или) для отнесения заемщиков к связанным с банком лицам. Данное изменение представляется абсолютно обоснованным, поскольку банк никоим образом не может контролировать статус последних, и было бы нелогичным возлагать на него всю тяжесть последствий возникновения таких оснований. В то же время устойчивость банковской системы требует, чтобы все банки выполняли обязательные нормативы, поэтому территориальные учреждения Банка России устанавливают контрольные значения для приведения ситуации в норму.

Изменения в Приложениях к документу

Изменения коснулись и Приложений к Инструкции. Во многих местах были изменены номера счетов и их расшифровок - кодов. Среди наиболее серьезных стоит отметить добавление к расшифровке кода 8910 требований I категории качества к российским банкам и ряду международных кредитных организаций.

В расчет кода 8934 согласно новой редакции, помимо вложений в уставный капитал кредитных организаций - резидентов в части, уменьшающей сумму источников основного капитала, включены субординированные кредиты, предоставленные кредитным организациям - резидентам.

Под определение кода 8937 подпадают теперь "Обязательства по обратной (срочной) части сделок по отчуждению ценных бумаг, отнесенных к высоколиквидным активам, с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению, превышающие рыночную стоимость указанных ценных бумаг со сроком исполнения до востребования и (или) на следующий день". Такими же требованиями, но со сроком погашения в течение ближайших 30 календарных дней дополнилась расшифровка кода 8939.

Изменен перечень нормативных актов, регулирующих создание обязательных резервов (код 8949).

Вместо исключенного еще в 2005 г. кода 8955 Указанием добавлен новый код 8955, в расчет которого входят векселя банка-кредитора, находящиеся в закладе в этом же банке в качестве обеспечения по обязательству на срок до момента обратной передачи в связи с окончанием договора залога. Аналогичные изменения коснулись и расшифровки кода 8965. Ситуация отличается только тем, что срок исполнения обязательств по кредиту (гарантии, поручительству), в обеспечение обязательств по которому приняты векселя, превышает 30 календарных дней.

В расчет кода 8962, помимо таких ценностей, как дорожные чеки в инвалюте и драгметаллы, добавились также природные драгоценные камни. Сделано это было в связи с внесением аналогичных изменений в текст самой Инструкции.

Еще одним вновь введенным кодом стал 8967. В его расчет входят требования банка по получению процентов по ссудам I категории качества до востребования, а также проценты, начисленные в соответствии с п. 3.6 Положения ЦБ РФ от 26.06.1998 N 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" по ссудам, включенным в расчет кода 8910, и не отраженные на балансе.

Значительные изменения коснулись и расшифровки кода 8972. Они касаются ценных бумаг, приобретенных по сделкам по приобретению финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению. Последние учитываются при расчете кода только в случае, если они могут быть реализованы до наступления срока исполнения обязательств по их обратному отчуждению. Указанные ценные бумаги учитываются по рыночной стоимости, определяемой в соответствии с нормативным актом Банка России о порядке расчета кредитными организациями размера рыночных рисков.

Пополнился список активов, вычитаемых из пятой группы активов (код 8981). К нему добавились ценные бумаги, приобретенные по сделкам по приобретению финансовых активов с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению на срок свыше 180 календарных дней, а также уплаченный при их приобретении накопленный процентный (купонный) доход. Туда же отнесены вложения в создание (изготовление) и приобретение нематериальных активов. Последнее представляется достаточно обоснованным, поскольку исключение средств, направленных на приобретение нематериальных активов (информации), из самой высокой группы риска позволит отечественным банкам развивать операции в этой перспективной области.

Согласно Указанию введены новые коды 8984 и 8985. В первый из них включены вложения в необремененные долговые обязательства, входящие в Ломбардный список Банка России, иностранных государств "группы развитых стран", некоторых международных организаций, а также ряд иных активов. В расшифровку второго кода входят кредитные требования под залог государственных ценных бумаг стран, входящих в "группу развитых стран", в части рыночной стоимости этих бумаг.

Серьезные изменения коснулись порядка расчета кода 8989. В новой редакции сюда отнесены, помимо прочего, следующие активы:

- суммы переплаты, подлежащие возврату банку на данную отчетную дату из фонда обязательных резервов;

- срочная дебиторская задолженность;

- список вложений, не обремененных обязательствами: от долговых обязательств торгового и инвестиционного портфелей, входящих в Ломбардный список Банка России, до векселей органов государственной власти и местного самоуправления.

Прочие изменения

Не обошлось без технической доработки документа. Многие схожие нормы были объединены из нескольких в один пункт, что укрепило внутреннюю логику Инструкции. Были также уточнены некоторые формулировки, неоднократно используемые в тексте. Так, вместо активов "...за исключением их части, на которую наложен арест" стали употреблять "...за исключением сумм, на которые наложен арест". Уточнено название одного из ведущих мировых рейтинговых агентств - Fitch Ratings вместо Fitch IBCA. Изменен ряд номеров счетов, входящих в расшифровку кодов. И наконец, обновлению подверглись названия нормативных актов, на которые даются ссылки в тексте Инструкции ЦБ РФ от 16.01.2004 N 110-И "Об обязательных нормативах банков".

Таковы основные изменения, внесенные Указанием ЦБ РФ от 14.06.2007 N 1838-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 16 января 2004 года N 110-И "Об обязательных нормативах банков". В новой редакции документа можно отметить определенное повышение юридической техники, исправление некоторых недостатков. В то же время имеется закрепленная в тексте нормативно-правового акта тенденция к повышению надежности обязательств Российской Федерации и отечественных банков. Так или иначе, кредитным организациям придется уже сейчас подготовиться к принятию мер для приведения своих операций в соответствие с обновленной Инструкцией. Минимальный запас времени до 1 октября, когда редакция вступит в силу, еще есть. Чем в конечном итоге обернутся новые изменения - покажет практика.

Р.Р.Гадыльшин

Аналитик банковского сектора

Государственный университет -

Высшая школа экономики

Подписано в печать

03.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: О порядке представления банками информации по запросам налоговых органов ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5 >
Статья: Учет основных средств ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.