Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Расчет наличными по-новому ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5

РАСЧЕТ НАЛИЧНЫМИ ПО-НОВОМУ

Как уже верно заметили в прессе, с 22 июля 2007 г. начинается новый отсчет проведения расчетов наличными деньгами <1>. Вступило в действие Указание ЦБ РФ от 20.06.2007 N 1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя" (далее - Указание).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Косульникова М. Новый размер расчета наличными // Федеральное агентство финансовой информации. 2007. http://www.buhnews.ru/.

Регулирование порядка расчетов наличными денежными

средствами

Установлен новый порядок расчета наличными денежными средствами для субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с принятым Указанием устанавливается следующее:

1) расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальный предприниматель), между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб.;

2) юридические лица и индивидуальные предприниматели могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные ими товары, выполненные ими работы и оказанные ими услуги, а также страховые премии на заработную плату, иные выплаты работникам (в том числе социального характера), стипендии, командировочные расходы, на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный расчет и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, выплату страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физических лиц с учетом положений Указания <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Источник публикации: "Вестник Банка России". 2007. N 39. Начало действия документа - 22.07.2007.

Ограничение по наличному денежному расчету до недавнего времени распространялось только на сделки между юридическими лицами, поэтому сотрудничество с предпринимателями позволяло организациям избегать безналичных расчетов, а наличные расчеты с предпринимателями активно использовались в различных схемах для оптимизации финансовых потоков и налогов, в связи с чем законодательное урегулирование поднятых вопросов представляется актуальным.

С 22 июля 2007 г. расчеты наличными деньгами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. руб. в рамках одного договора, между следующими лицами (п. 1 Указания):

- юридическими;

- юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем;

- индивидуальными предпринимателями.

Из общего смысла рассматриваемого документа следует, что помимо увеличения предельного размера расчета наличными Указание распространило на индивидуальных предпринимателей порядок соблюдения кассовой дисциплины.

Такое спорное понятие, как расчеты "по одной сделке", было заменено термином "в рамках одного договора". Так что если раньше предприятиям удавалось доказать, что сделка - это не всегда отдельно взятый договор (Постановление ФАС Уральского округа от 11.03.2003 N Ф09-528/03-АК), то теперь разбить сумму на несколько платежей и сказать, что это разные сделки, не получится.

Проблема правоприменения заключается в том, что из буквального толкования Положения ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" следует, что они распространяются только на юридических лиц, равно как и предел расчета наличными до 22.07.2007 существовал только для юридических лиц <2>. Обязанность иметь расчетный счет в банке и осуществлять преимущественно безналичные расчеты распространялась на юридических лиц.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (утв. ЦБ РФ 19.12.1997) (с изм. от 22.01.1999, 31.10.2002) // Вестник Банка России. 1998. N 1; Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У.

Так, в соответствии с правилами ведения кассовых операций предприятия, организации и учреждения (включая организации торговли) независимо от их организационно-правовой формы, а следовательно, и собственности:

- обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;

- должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;

- вправе иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;

- обязаны сдавать в обслуживающие учреждения банков всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждениями банка;

- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.

В то же время ограничения размера расчета наличными в процессе осуществления предпринимательской деятельности были изначально установлены Гражданским кодексом РФ: расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Если иное не установлено законом, то расчеты между ними могут производиться также и наличными деньгами (п. 2 ст. 861 ГК РФ).

В соответствии с п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса РФ, регулирующие деятельность фирм, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Наличие счетов в банке у индивидуальных предпринимателей вытекает из общего смысла Федерального закона от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" <1>, предусматривающего внесудебный порядок взыскания налогов, пеней, штрафов с индивидуальных предпринимателей с 1 января 2007 г. (Налоговый кодекс РФ в редакции от 27 июля 2006 г.) <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 04.11.2005 N 137-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" (с изм. от 27.07.2006) // Российская газета. 2005. N 249.

<2> Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" // Российская газета. 2006. N 16.

Новый порядок взыскания задолженности по налогам с индивидуального предпринимателя предполагает первоначально предъявление инкассового распоряжения к расчетному счету в банке в порядке, предусмотренном ст. 46 НК РФ (до 01.01.2006 бесспорный порядок применялся только к юридическим лицам), а затем уже к иному имуществу налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 НК РФ. При отсутствии счета в банке у индивидуального предпринимателя действие нового порядка взыскания задолженности будет затруднено.

Действующая коллизия в законодательстве определяла наряду с другими обстоятельствами выбор формы осуществления предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что соответствующие изменения, обязывающие индивидуального предпринимателя иметь расчетный счет в банке и соблюдать кассовую дисциплину, должны быть внесены и в Положение ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации".

Попытка распространить правила ведения денежных расчетов на расчеты с участием индивидуальных предпринимателей имеет давнюю историю. Из последних документов можно назвать Письмо ЦБ РФ от 17.07.2006 N 08-17/2540. Однако, как оказалось, это Письмо было ответом на частный запрос.

Важным доводом в пользу вышеуказанной позиции являлось Решение Верховного Суда РФ от 26.02.2004 N ГКПИ04-163. Верховный Суд РФ рассматривал дело о признании незаконным Положения ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации". Суд определил, что расчеты между фирмами, а также с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности на сумму, превышающую 60 тыс. руб., должны производиться в безналичном порядке. Делая такой вывод, судьи сослались на п. 2 ст. 861 Гражданского кодекса РФ и указали следующее. Если расчеты наличными деньгами между организациями допускаются на сумму не более 60 тыс. руб. (Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 N 1050-У), значит и расчеты с индивидуальными предпринимателями на сумму, превышающую 60 тыс. руб., должны производиться в безналичном порядке.

Развивая логику Верховного Суда РФ, Банк России в своих письмах неоднократно указывал, что ограничения, которые установлены на расчеты наличными для юридических лиц, распространяются также и на расчеты между гражданами, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Контрольные мероприятия (фиксирование правонарушения)

Обязанность банков осуществлять контроль за соблюдением кассовой дисциплины установлена актами Банка России, в частности Положением ЦБ РФ от 05.01.1998 N 14-П "О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации" (п. 2.14) и Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 об утверждении Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2.14 указанного выше Положения учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью. Материалы проверок оформляются справкой по форме 0408026. Справки направляются в налоговые органы для принятия мер ответственности.

Статья 15.2 КоАП РФ "Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций" предусматривает ответственность должностных лиц учреждений банка за невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Сохранение соответствующих контрольных функций за кредитными организациями представляется в настоящее время нецелесообразным по следующим основаниям.

Отсутствие заинтересованности банков в проведении таких проверок очевидно. Отношения банков со своими клиентами являются сферой гражданско-правового регулирования, вмешательство в которую противоречит интересам как клиентов, так и самих банков. Наделение банков большим объемом контрольных полномочий по отношению к своим клиентам является одним из факторов, снижающих спрос на банковские услуги, и приводит к завышению стоимости банковских услуг.

Следует также отметить, что необходимость возложения на банки обязанности по контролю за кассовой дисциплиной клиентов опровергается опытом деятельности иностранных банков.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о целесообразности исключения из КоАП РФ ст. 15.2 об административной ответственности должностных лиц учреждений банка за невыполнение обязанностей по контролю организаций или их объединений за соблюдением правил ведения кассовых операций и вменить налоговым органам в обязанность проведение проверок по соблюдению правил ведения кассовых операций.

Осуществление указанных контрольных функций должно быть исключено из компетенции кредитных организаций.

Привлечение к ответственности

Привлекать к ответственности в случае выявления банками нарушений порядка ведения кассовых операций вправе только налоговые органы (банки выявляют и фиксируют данные правонарушения). В соответствии со ст. 15.1 КоАП "Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций" нарушение, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а также в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет административную ответственность в виде штрафа: для должностных лиц - от 4 до 5 тыс. руб., для юридических лиц - от 40 до 50 тыс. руб.

В связи с распространением предельного размера расчета наличными на индивидуальных предпринимателей ст. 15.1 КоАП РФ нуждается в корректировке, предусматривающей ответственность за осуществление расчетов наличными деньгами с участием предпринимателей сверх установленных размеров.

В связи с отменой Указа Президента РФ от 23.05.1994 N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", предусматривающего соответствующие права налоговых органов на проверку соблюдения порядка работы с денежной наличностью, привлечение к ответственности за указанные правонарушения и проведение соответствующих контрольных мероприятий, представляется целесообразным закрепить их в Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" и в Налоговом кодексе РФ.

Срок давности привлечения к ответственности

Нарушение порядка оприходования в кассу организации денежной наличности и хранение свободных денежных средств сверх установленного лимита остатка наличных денег в кассе является оконченным правонарушением с момента его совершения. Учитывая срок давности привлечения к административной ответственности (2 месяца со дня совершения), фактически налоговые органы могут привлечь к ответственности, при условии оперативного попадания к ним материала из банка, только за последний месяц проверки. То есть имеет смысл проверять только один календарный месяц, предшествующий проведению проверки. По этой причине эффективность таких мероприятий отсутствует.

Ограничение наличного денежного оборота

как средство борьбы с финансовыми нарушениями

Начальник юридического отдела Межрегиональной ИФНС России по СФО А.В. Ильин отмечает, что в современной российской экономике налоговые правонарушения зачастую связаны с иными правонарушениями, прежде всего с легализацией незаконных доходов и обналичиванием денежных средств. Последствия данных правонарушений приводят к преобладанию потребления над производством, перекосам в развитии отраслей производства, сужению финансового рынка, инфляции, утечке капитала за рубеж, непоступлению денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней страны, вследствие чего снижается результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Ильин А.В. Российское взаимосвязанное налогообложение: проблемы функционирования и перспективы развития // Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. Под ред. Брызгалина А.В. и др. 2004.

И далее: "Если государство действительно хочет полноценно собирать взаимосвязанные налоги, пресечь легализацию незаконного имущества, обналичивание денежных средств, неучтенный наличный оборот денежных средств, то крайне необходим переход на осуществление хозяйствующими субъектами расчетов только в безналичном порядке через банки. Ведь при безналичных расчетах банк гарантирует полную сохранность средств своему клиенту, так как защищает его от риска потери, кражи денег и обмана недобросовестного партнера. Но самое главное заключается в том, что использование безналичных расчетов позволяет проследить всю цепочку сделок налогоплательщиков по движению товара от покупателя до конечного потребителя. В этот замкнутый цикл реальных сделок уже нельзя будет ввести мнимую сделку, преследуя противоправные цели. Поэтому только безналичные расчеты могут обеспечить необходимую прозрачность и достоверность сделок налогоплательщиков, будут пресекать всевозможные правонарушения в экономической сфере. Одновременно необходимо в целях сокращения налично-денежного оборота и, соответственно, увеличения доли безналичных расчетов более активно применять в расчетах между хозяйствующими субъектами и населением как за приобретенные товары, работы и услуги, так и по иным основаниям (получение заработной платы, дивидендов, займов и т.д.) банковские карты. Поэтому совершенно очевидно, и это подтверждается опытом зарубежных стран, что только замкнутый безналичный оборот позволит навести надлежащий порядок в экономике нашего государства, создать действительно реальные предпосылки для снижения налогов и экономического роста".

Фискальными налоговыми интересами вызвано нормативное ограничение экономической свободы хозяйствующих субъектов в сфере наличного денежного обращения и необходимость работать с применением контрольно-кассовой техники.

Денежное обращение (наличное и безналичное) является не самоцелью, а одним из средств, позволяющих функционировать экономическому механизму в стране и в мире в целом, решать социальные задачи. От того, как налажено денежное обращение, насколько оно отражает реальные потребности, зависит экономическое и социальное благосостояние в стране.

Как отмечал В.И. Новоселов, "государственное регулирование с помощью права и на этой основе правильное применение норм права различными субъектами создает идеальный, юридически значимый механизм денежного обращения. Фактическое состояние денежного обращения, то есть исполнение норм права, может как соответствовать названному идеальному образу, так и отклоняться от него, являясь правонарушением. В конечном счете денежное обращение, налаженное должным образом, обеспечивает интересы государства, местного самоуправления, организаций, граждан" <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Новоселов В.И. Проблемы совершенствования правового регулирования денежного обращения // Вестник Саратовской Государственной Академии права. 1999. N 2. С. 7. Т.А.Гусева К. ю. н., доцент Институт бизнеса и права ОрелГТУ Подписано в печать 03.09.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Проблемы банковского законодательства на осенней сессии российского парламента ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5 >
Статья: О порядке представления банками информации по запросам налоговых органов ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.