Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Проблемы банковского законодательства на осенней сессии российского парламента ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



"Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5

ПРОБЛЕМЫ БАНКОВСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

НА ОСЕННЕЙ СЕССИИ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА

Приняв в нарушение традиций последних лет бюджет на очередной 2008 г. в период весенней сессии, российские парламентарии тем самым создали прекрасные возможности для решения наиболее актуальных задач действующего законодательства в ходе осенней сессии. Это, разумеется, относится и к банковскому законодательству, некоторые проблемы которого требуют буквально неотложного решения.

Для открытия банковских вкладов будет использоваться почта

В планы осенней сессии включена работа над проектом федерального закона "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", который инициирован депутатами Государственной Думы В.М. Резником, А.Г. Аксаковым, В.В. Пановым и К.Б. Шипуновым. Этим документом предусматривается создание правовых условий для открытия счетов (вкладов) физическим лицам через организации федеральной почтовой связи, без личного присутствия физических лиц в кредитной организации.

Необходимость предлагаемых изменений в действующий Закон вызвана тем, что в настоящее время в нашей стране, к сожалению, банковские услуги недоступны для широких слоев населения из-за отсутствия банковских филиалов и отделений в отдаленных и малонаселенных местностях. По данным Минфина России, в Российской Федерации на 100 тыс. человек приходится в среднем 4 кредитные организации или их филиала, а в отдельных регионах - менее 3-х. Для сравнения: в США данный показатель равен 33, в Италии - 57, в Германии - 58.

Ситуация осложняется тем, что в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" открытие счетов (вкладов) физическим лицам возможно только при их личном присутствии в кредитной организации.

Депутаты полагают, что для решения данной проблемы целесообразно использовать ресурс организаций федеральной почтовой связи, которые имеют наиболее разветвленную сеть отделений во всех регионах страны.

Законопроектом устанавливается, что кредитная организация вправе открывать счета (вклады) физическому лицу через организации федеральной почтовой связи при соблюдении следующих условий:

1) наличие договора, заключенного между кредитной организацией и организацией федеральной почтовой связи, по условиям которого организация федеральной почтовой связи обязана осуществить идентификацию физического лица, имеющего намерение открыть счет (вклад), в соответствии с правилами внутреннего контроля, разработанными данной кредитной организацией, получить от указанного физического лица сведения, необходимые для открытия счета (вклада), представить кредитной организации результаты идентификации физического лица и указанные сведения, а также обеспечить обновление информации о таком физическом лице;

2) обязательное личное присутствие в организации федеральной почтовой связи физического лица, имеющего намерение открыть счет (вклад) в кредитной организации.

Принятие законопроекта не потребует изменения финансовых обязательств государства и дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и в соответствии с регламентом на него не требуется заключения Правительства РФ. Поэтому появление этого закона можно ожидать в самое ближайшее время.

Предлагается уточнить процедуры реорганизации

кредитных организаций

Депутаты Государственной Думы В.М. Резник и А.Г. Аксаков предложили вниманию российского парламента проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности", которым уточняются процедуры реорганизации кредитных организаций в форме слияния, присоединения и преобразования.

Следует сказать, что в банковском сообществе такой документ ждут уже давно. Ведь в соответствии со Стратегией развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года, принятой 5 апреля 2005 г. Правительством РФ и Банком России, основной целью развития банковского сектора является повышение устойчивости банковской системы и эффективности функционирования банковского сектора. Для достижения этой цели надо повышать конкурентоспособность наших банков, увеличивать размер их капитала и улучшать его качество. А это все, по сути, немыслимо без создания благоприятных правовых условий для реализации процедур слияния и присоединения кредитных организаций, о чем весьма убедительно свидетельствует многолетний опыт многих стран.

За все время существования банковской системы постсоветской России в ней не было отмечено ни одного слияния кредитных организаций. Случаи реорганизации кредитных организаций, связанные с консолидацией банковских активов, отражают довольно невысокую динамику реорганизационных процессов для банковской системы, переживающей активное структурное развитие. Основная причина - созданные федеральным законодательством недостаточно благоприятные условия для осуществления реорганизационных процедур. Именно это обстоятельство в первую очередь сдерживает соответствующие инициативы банкиров.

Целью законопроекта является создание правовых условий для упрощения процедур реорганизации кредитных организаций и обеспечения защиты интересов реорганизуемых кредитных организаций и их кредиторов.

Авторы законопроекта предлагают дополнить действующий Закон "О банках и банковской деятельности" ст. 23.5 "Особенности реорганизации кредитной организации в форме слияния, присоединения и преобразования". В этой статье прописана правовая норма необходимости уведомления кредиторов о предстоящей реорганизации кредитной организации, а также порядок уведомления кредиторов и Банка России.

Согласно предлагаемой ст. 23.5 не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации кредитной организации, а при реорганизации в форме слияния или присоединения - с даты принятия решения последней из кредитных организаций, участвующих в слиянии или присоединении, кредитная организация обязана разместить соответствующую информацию на своем сайте в сети Интернет и уведомить о принятом решении своих кредиторов одним из следующих способов:

1) путем направления каждому кредитору письменного уведомления (почтовым отправлением с уведомлением о вручении) и опубликования в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о принятом решении;

2) путем опубликования сообщения о принятом решении в "Российской газете", в печатном издании, предназначенном для публикации данных о государственной регистрации юридических лиц, а также в одном из печатных изданий, предназначенных для опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал (филиалы) кредитной организации.

Указанное уведомление (сообщение) должно содержать сведения:

1) о форме реорганизации, о порядке и сроке ее проведения;

2) о предполагаемых организационно-правовой форме и местонахождении создаваемой в результате реорганизации кредитной организации, а также о перечне банковских операций, которые она предполагает осуществлять (в случае реорганизации в форме слияния и преобразования);

3) об организационно-правовой форме и местонахождении кредитной организации, к которой осуществляется присоединение, а также о перечне банковских операций, которые осуществляет и предполагает осуществлять такая кредитная организация (в случае реорганизации в форме присоединения);

4) о печатном издании, в котором будет опубликовываться информация о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации.

Порядок уведомления кредиторов о принятом решении о реорганизации кредитной организации определяется общим собранием участников (акционеров) либо советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, если уставом кредитной организации решение этого вопроса отнесено к его компетенции, и доводится до сведения кредиторов путем размещения соответствующей информации в местах, доступных для них в кредитной организации и во всех ее подразделениях. Кредитная организация обязана по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию указанного решения. Плата, взимаемая кредитной организацией за предоставление такой копии, не может превышать затрат на ее изготовление.

В соответствии с коррективами, предлагаемыми в действующий Закон, кредитная организация с даты принятия решения о реорганизации и до момента ее завершения обязана раскрывать информацию о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации. Под такими фактами (событиями, действиями) для целей Федерального закона, о котором идет речь, понимается следующее:

1) реорганизация кредитной организации, ее дочерних и зависимых обществ;

2) наступление фактов, повлекших разовое увеличение или уменьшение стоимости активов кредитной организации более чем на 10%, фактов, повлекших разовое увеличение чистой прибыли или чистых убытков кредитной организации более чем на 10%, совершение кредитной организацией разовых сделок, размер которых либо стоимость имущества по которым составляет 10% и более от активов кредитной организации по состоянию на дату заключения сделки;

3) появление лица, владеющего не менее чем 5% обыкновенных акций кредитной организации (долей кредитной организации), а также любое изменение, в результате которого размер принадлежащих этому лицу таких акций (долей) стал более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75% размещенных обыкновенных акций кредитной организации (долей кредитной организации);

4) сведения о решениях общих собраний акционеров (участников) кредитной организации;

5) сведения о начисленных и (или) выплаченных доходах по эмиссионным ценным бумагам кредитной организации в форме акционерного общества (о части чистой прибыли кредитной организации в форме общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью, распределяемой между ее участниками);

6) поступление кредитной организации в форме открытого акционерного общества в соответствии с гл. XI.1 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" добровольного или обязательного предложения (в том числе конкурирующего предложения), уведомления о праве требовать выкуп ценных бумаг или требования о выкупе ценных бумаг, направленных лицом, которое приобрело более 95% общего количества обыкновенных акций и привилегированных акций кредитной организации в форме открытого акционерного общества, предоставляющих право голоса в соответствии с п. 5 ст. 32 Федерального закона "Об акционерных обществах", с учетом акций, принадлежащих этому лицу и его аффилированным лицам.

Раскрытие информации о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации, производится путем ее опубликования в печатном издании, доступном для большинства кредиторов кредитной организации и указанном в сообщении кредитной организации о принятом решении о реорганизации. Такое опубликование осуществляется в срок, не превышающий 5 дней с момента наступления указанных фактов (событий, действий).

Совершенствование механизмов регулирования ликвидности

Весьма актуальным представляется инициированный депутатом П.А. Медведевым проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 39 и 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и статью 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Предлагаемые изменения в действующее банковское законодательство направлены прежде всего на систематизацию понятийного аппарата, используемого при описании инструментов денежно-кредитной политики, в частности операций на открытом рынке, а также на повышение эффективности механизма регулирования ликвидности банковского сектора.

Как известно, в настоящее время краткосрочные операции с ценными бумагами (операции РЕПО), которые проводятся Банком России, частично относятся к операциям Банка России на открытом рынке (если используемые ценные бумаги соответствуют перечню, установленному в ст. 39 Закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а частично - к прочим операциям. Такое разделение основано не на экономической природе прочих операций, а на типе (характеристике) используемых при проведении данных операций ценных бумаг.

Следует иметь в виду, что операции на открытом рынке (при которых рост предложения денег достигается за счет денег, выпущенных в обращение при покупке ценных бумаг (облигаций), а его сокращение - за счет изъятия денег из обращения при их продаже) являются наиболее гибким механизмом, позволяющим осуществлять целенаправленное воздействие на колебания уровня ликвидности.

Международная практика деятельности центральных (национальных) банков в странах с рыночной экономикой показывает, что операции на открытом рынке рассматриваются в качестве основного инструмента центральных банков по регулированию ликвидности банковского сектора. При этом, как правило, национальное законодательство иностранных государств не содержит ограничений по объектам операций центральных банков на открытом рынке. Центральные банки (органы управления) самостоятельно принимают решения по использованию тех или иных ценных бумаг для проведения операций на открытом рынке. В частности, в соответствии с практикой Европейского центрального банка объектами операций на открытом рынке могут выступать такие ценные бумаги, обращающиеся на фондовом рынке, как долговые обязательства государств, государственных корпораций и ипотечных агентств, крупнейших национальных и иностранных коммерческих эмитентов (кредитных организаций, финансовых корпораций и т.д.).

Поправки, предлагаемые законопроектом, позволят Центральному банку Российской Федерации повысить эффективность инструментов, используемых для управления (предоставления и (или) изъятия) ликвидности банковского сектора. В сложившейся экономической ситуации стабильно высокого темпа притока иностранной валюты Центральный банк Российской Федерации вынужден регулярно осуществлять эмиссию денежной массы путем проведения валютных интервенций. Для предотвращения инфляционных последствий избыточного роста предложения денег необходимо использовать более широкий набор инструментов (объектов) по абсорбированию избыточной ликвидности. Одной из наиболее удобных форм проведения компенсационных по отношению к валютным интервенциям операций является продажа Центральным банком Российской Федерации ценных бумаг, приводящая к уменьшению денежной массы.

На первый взгляд предлагаемые изменения предусматривают техническое устранение имеющихся в действующей редакции Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" различных подходов к регулированию однотипных инструментов денежно-кредитной политики, на самом деле они направлены на повышение эффективности механизма регулирования ликвидности банковского сектора и совершенствование элементов системы рефинансирования кредитных организаций.

Теперь по поводу корректив в ст. 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". В соответствии с действующим законодательством Центральный банк Российской Федерации выполняет функции агента Правительства РФ и Пенсионного фонда РФ на рынке государственных ценных бумаг Российской Федерации, а также проводит собственные операции с долговыми обязательствами российских эмитентов. При этом Центральный банк Российской Федерации не может быть участником организованных торгов, проводимых фондовыми биржами и иными организаторами торговли, так как в соответствии с Законом "О рынке ценных бумаг" к участию в торгах допускаются только профессиональные участники рынка ценных бумаг - коммерческие организации (дилеры, брокеры, управляющие). В условиях, когда значительная часть операции (сделки) с ценными бумагами совершается на организованном рынке, указанное ограничение по участникам организованных торгов создает необоснованные препятствия для проведения Центральным банком Российской Федерации денежно-кредитной политики через биржевую инфраструктуру рынка ценных бумаг.

Предлагаемое законопроектом включение Центрального банка Российской Федерации в перечень лиц, которые могут быть участниками торговли на организованном рынке, окажет положительное влияние на повышение ликвидности ценных бумаг, обращаемых на торгах фондовой биржи и, как следствие, на российский фондовый рынок в целом.

Что касается изменений, вносимых в ч. 1 ст. 12 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", то они являются чисто техническими и корреспондируются с предоставлением Центральному банку Российской Федерации права совершать сделки с долговыми ценными бумагами на организованных торгах, проводимых фондовыми биржами и (или) иными организаторами торговли на рынке ценных бумаг.

По сути, предлагаемые законопроектом новации в банковское законодательство, основанные на практике функционирования иностранных монетарных институтов (центральных банков), служат целям регулирования ликвидности банковского сектора, обеспечения развития данного сегмента экономики Российской Федерации и устойчивости национальной валюты (рубля).

В деятельности по управлению ценными бумагами

появится больше определенности

За полтора десятилетия своего функционирования в условиях стремительно развивающегося рынка России Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" уже вобрал в себя ряд существенных корректив, продиктованных российскими реалиями и потребностями времени, что значительно повысило уровень его эффективности. Но работа по совершенствованию правового акта продолжается. И, похоже, в ходе осенней сессии в него будут внесены очередные весьма серьезные новации, касающиеся регулирования деятельности по управлению ценными бумагами. Соответствующий законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" инициировали депутаты Государственной Думы В.М. Резник, Л.В. Пирожникова, А.Г. Аксаков, В.В. Панов, К.Б. Шипунов и член Совета Федерации С.А. Васильев.

Как отмечено в пояснительной записке к проекту федерального закона, основной идеей документа является совершенствование норм действующего Закона "О рынке ценных бумаг", касающихся доверительного управления ценными бумагами, с учетом экономических условий и сложившейся на финансовом рынке Российской Федерации практики доверительного управления. Это предлагается сделать путем устранения пробелов, выявленных при анализе практики применения Закона "О рынке ценных бумаг".

Правовой базой регулирования отношений по доверительному управлению служит Гражданский кодекс РФ (гл. 53), которым установлено, что особенности доверительного управления ценными бумагами определяются законом (ст. 1025). Именно таким законом является Закон "О рынке ценных бумаг" (ст. 5). Однако вплоть до настоящего времени в нем содержатся лишь общие требования к деятельности по управлению ценными бумагами. А сегодня этого явно недостаточно. Практика последних лет четко выявила пять позиций в законодательном регулировании деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, которые требуют серьезной корректировки. Если конкретнее, то речь идет, по мнению инициаторов законопроекта, во-первых, о неурегулированности вопроса о правомочиях учредителя управления в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление, во-вторых, об отсутствии в законодательстве перечня операций, которые вправе или не вправе совершать управляющий при осуществлении доверительного управления ценными бумагами, в-третьих, о неурегулированности вопроса о порядке объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами, в-четвертых, о вопросах выплаты вознаграждения доверительному управляющему и возмещения его расходов, наконец, в-пятых, об ответственности доверительного управляющего.

Что касается правомочий учредителя управления, то надо иметь в виду следующее. В соответствии с Гражданским кодексом РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (абз. 2 п. 1 ст. 1012). В то же время управляющий в соответствии с договором доверительного управления вправе совершать в отношении имущества, находящегося в доверительном управлении, любые юридические и фактические действия (п. 2 ст. 1012). Однако ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон "О рынке ценных бумаг" не конкретизируют, какие действия в отношении ценных бумаг, переданных в доверительное управление, вправе совершать учредитель управления.

В законопроекте определено, что до момента передачи (возврата) учредителю управления объектов управления учредитель управления не вправе совершать сделки с объектами управления, за исключением составления завещания в отношении объектов управления, передачи объектов управления при реорганизации юридического лица или продаже предприятия, в состав которого входят ценные бумаги, являющиеся объектами управления, а также не вправе совершать иные действия, связанные с объектами управления. Учредитель управления не вправе уступать права (требования) по договору доверительного управления. Принятие данной нормы, как считают инициаторы законопроекта, необходимо в целях обеспечения стабильности осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, поскольку при заключении договора доверительного управления для управляющего имеет значение личность его клиента.

Наряду с этим в законопроекте указано, что управляющий приобретает права и становится обязанным по сделкам, совершенным им в отношении объектов управления. Права, удостоверенные ценными бумагами, переданными в управление, также осуществляются управляющим. Кроме того, в законопроекте предусмотрено право управляющего самостоятельно обращаться в суд с любыми исками в связи с осуществлением деятельности по управлению ценными бумагами, в том числе с исками, право предъявления которых в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено акционерам или иным владельцам ценных бумаг.

В процессе осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг возникают вопросы о возможности совершения управляющим тех или иных сделок, в том числе срочных сделок, сделок по предоставлению объектов управления в качестве обеспечения обязательств по договорам, заключенным в процессе осуществления доверительного управления.

Законопроектом предлагается установить, что доверительный управляющий вправе размещать денежные средства, находящиеся в доверительном управлении, на депозитном счете в банках и иных кредитных организациях, если иное не предусмотрено договором доверительного управления. Также устанавливается, что совершение управляющим ряда сделок (срочных, маржинальных и некоторых других) допускается только в том случае, если это предусмотрено договором доверительного управления, и определяется перечень сделок, которые доверительный управляющий совершать не вправе. Этот перечень, к которому, судя по всему, будет проявлен большой интерес участниками рынка, есть смысл привести полностью в том виде, в каком он прописан в законопроекте.

Управляющий в процессе исполнения им своих обязанностей по договору доверительного управления ценными бумагами не вправе совершать следующие сделки:

1) приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги, находящиеся в его собственности;

2) отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги в свою собственность, за исключением случаев получения вознаграждения в соответствии с договором доверительного управления;

3) приобретать за счет находящихся в его управлении денежных средств ценные бумаги организаций, находящихся в процессе ликвидации либо признанных судом банкротами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) безвозмездно отчуждать находящиеся в его управлении ценные бумаги;

5) использовать находящиеся в его управлении ценные бумаги и денежные средства для исполнения и обеспечения исполнения своих собственных обязательств или обязательств третьих лиц.

Разумеется, в ходе рассмотрения законопроекта в парламентских чтениях в этот перечень могут быть внесены какие-то коррективы. Но, видимо, основной смысл приведенных выше правовых положений не будет изменен.

Следующая проблема - неурегулированность вопроса о порядке объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами.

Гражданский кодекс РФ предусмотрел возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами (абз. 1 ст. 1025). Однако ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон "О рынке ценных бумаг" не устанавливают конкретных требований к порядку объединения ценных бумаг.

По мнению инициаторов законопроекта, в настоящее время сложилась практика, когда в процессе осуществления деятельности по доверительному управлению многие профессиональные участники рынка ценных бумаг в целях обеспечения более эффективного управления и сокращения издержек учитывают ценные бумаги, принадлежащие разным учредителям управления, на одном лицевом счете в системе ведения реестра или на счете депо в депозитарии.

Авторы законопроекта предлагают закрепить данную практику и установить, что управляющий вправе открыть один лицевой счет в системе ведения реестра, счет депо в депозитарии и (или) банковский счет для проведения операций с объектами управления двух и более учредителей управления. В этом случае управляющий обязан каждому учредителю управления присвоить индивидуальный код, который должен указываться в письменных документах по сделкам с объектами управления этого учредителя управления помимо пометки "Д.У.".

Кроме того, в целях реализации положений Гражданского кодекса РФ, о которых говорилось выше, законопроектом устанавливается, что в случаях, предусмотренных договором доверительного управления, управляющий вправе объединить объекты управления, передаваемые двумя и более учредителями управления на праве общей долевой собственности. При этом учредителем управления по договору доверительного управления, предусматривающего объединение объектов управления на праве общей долевой собственности, может являться только физическое или юридическое лицо, отвечающее требованиям, установленным нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Учитывая возможность объединения ценных бумаг, переданных в доверительное управление разными лицами, особенно актуальным является регулирование вопроса, связанного с отчетностью доверительного управляющего. В целях защиты прав и законных интересов инвесторов в законопроекте предлагается определить требования к срокам представления доверительным управляющим учредителю управления отчета, содержащего информацию об объектах управления, а также требования к срокам передачи учредителю управления объектов управления при расторжении договора или отказе управляющего или учредителя управления от осуществления управления ценными бумагами.

Решает законопроект и проблемы, вызванные неясностью в вопросах выплаты вознаграждения доверительному управляющему и возмещения его расходов.

В настоящее время в соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 1023) доверительный управляющий имеет право на вознаграждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества. Однако толкование данной нормы не дает однозначного ответа об источниках выплаты вознаграждения доверительному управляющему. В определении деятельности по доверительному управлению ценными бумагами, содержащемся в Законе "О рынке ценных бумаг" (ст. 5), указано, что деятельность по доверительному управлению осуществляется за вознаграждение, но при этом также не уточняется, за счет каких средств уплачивается вознаграждение.

Во избежание расхождений при толковании ныне существующих положений законодательства о вознаграждении доверительного управляющего в законопроекте предлагается определить, что договором доверительного управления может быть предусмотрено, что выплата вознаграждения и возмещение необходимых расходов управляющему могут осуществляться за счет имущества, являющегося объектом управления.

Требует корректировки положение об ответственности доверительного управляющего. В соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 1022) доверительный управляющий, не проявивший должной заботливости об интересах выгодоприобретателя или учредителя управления, возмещает выгодоприобретателю упущенную выгоду, а учредителю управления - убытки и упущенную выгоду. Доверительный управляющий несет ответственность за причиненные убытки, если не докажет, что эти убытки произошли вследствие непреодолимой силы либо действий выгодоприобретателя или учредителя управления.

Согласно законопроекту риск убытков, связанных с изменением рыночной стоимости ценных бумаг, находящихся в управлении, несут учредители управления.

Законопроектом также предусматривается следующее. Если при совершении сделок по отчуждению ценных бумаг управляющий вышел за пределы своих полномочий или нарушил ограничения, установленные договором доверительного управления ценными бумагами, то ценные бумаги не могут быть истребованы от третьего лица, являющегося добросовестным приобретателем по сделке, заключенной управляющим. При этом третье лицо, являющееся стороной по сделке, признается добросовестным приобретателем, то есть лицом, которое не знало, не должно и не могло знать о превышении управляющим своих полномочий или о нарушении им ограничений, установленных договором доверительного управления имуществом, если при совершении сделки такое лицо осуществило все действия, обычные при совершении аналогичной сделки с лицом, не являющимся доверительным управляющим. Учредитель управления может в этом случае потребовать только от управляющего возмещения понесенных им убытков. Третье лицо, являющееся стороной по сделке, не несет обязанности по возмещению убытков управляющему или учредителю управления.

Законопроект, внесенный в Государственную Думу группой ее депутатов, предусматривает внесение изменений также в действующие Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (в части особенностей обращения взыскания на денежные средства и ценные бумаги, находящиеся в доверительном управлении) и Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (в части особенностей внешнего управления и конкурсного производства).

Инициаторы законопроекта полагают, что принятие предложенных ими новаций позволит повысить уровень защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей услуг на финансовом рынке и что это благоприятно отразится на привлекательности доверительного управления ценными бумагами для инвесторов.

* * *

В ходе осенней сессии Государственная Дума рассмотрит еще несколько законопроектов, касающихся регулирования банковской деятельности. Некоторые из них особенно актуальны.

В частности, к первому чтению готовится инициированный Правительством РФ проект закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части исключения возможности снижения банком в одностороннем порядке процентных ставок по вкладам).

На стадии первого чтения находится внесенный в Государственную Думу группой ее депутатов проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (в части уточнения права кредитных организаций на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в зависимости от величины уставного капитала кредитных организаций).

Ко второму чтению готовится предложенный Законодательным Собранием Краснодарского края проект закона "О внесении изменения в статью 29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части предоставления достоверной информации о существенных условиях кредитного договора заемщику - физическому лицу).

Также ко второму чтению готовится и предложенный группой депутатов проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и иные законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения критериев осуществления Банком России надзора за соответствием банков требованиям к участию в системе страхования вкладов).

Важно принять эти законопроекты до парламентских выборов, чтобы не передавать окончательное решение их судьбы Государственной Думе пятого созыва, что по вполне понятным причинам может привести к некоторой задержке вступления в силу нужных правовых документов.

Е.Е.Смирнов

Издательский дом "Регламент"

Подписано в печать

03.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Мониторинг законодательства от 03.09.2007> ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5 >
Статья: Расчет наличными по-новому ("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5) Источник публикации "Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2007, N 5



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.