|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Лесные подати - в расходы? ("Советник бухгалтера", 2007, N 9) Источник публикации "Советник бухгалтера", 2007, N 9
"Советник бухгалтера", 2007, N 9
ЛЕСНЫЕ ПОДАТИ - В РАСХОДЫ?
Данная статья будет интересна организациям, применяющим упрощенную систему налогообложения и являющимся плательщиками лесных податей.
Порядок определения расходов установлен ст. 346.16 НК РФ, в пп. 22 п. 1 которой предусмотрено, что при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно ст. 79 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", далее - Закон N 201-ФЗ) лесопользование является платным. Платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах РФ или определяются по результатам лесных аукционов (ст. ст. 103, 104 Лесного кодекса РФ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 201-ФЗ). В соответствии с положениями ст. 103 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 201-ФЗ) платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда.
Статьей 104 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 201-ФЗ) установлено, что лесные подати взимаются за все виды лесопользования. Ставки лесных податей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства или органом исполнительной власти субъекта РФ в пределах компетенции в соответствии со ст. ст. 46 и 47 Лесного кодекса РФ (в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 201-ФЗ) или определяются по результатам лесных аукционов. Лесные подати не взимаются за древесину, заготавливаемую лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта РФ при проведении рубок промежуточного пользования, других лесохозяйственных работ, лесоустройстве, научно-исследовательских и проектных работах для нужд лесного хозяйства, а также при заготовке лесхозами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и осуществляющими ведение лесного хозяйства организациями органа исполнительной власти субъекта РФ второстепенных лесных ресурсов и осуществлении побочного лесопользования. Согласно п. 5 ст. 12 НК РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. В соответствии с п. 6 ст. 12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ. НК РФ не предусмотрен такой вид налога, как платежи за пользование природными ресурсами, а п. 1 ст. 346.16 НК РФ не предусматривает таких расходов, как уплата лесных податей. Необходимо отметить, что, разрешая споры по вопросу о правомерности отнесения в состав расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, лесных податей, федеральные арбитражные суды указывают, что отнесение лесных податей к налоговым платежам подтверждается позицией ВС РФ, изложенной в Решении ВС РФ от 27.02.2002 N ГКПИ2001-1827. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 17.02.2006 N А31-5677/2005-13 по данному вопросу поддержал налогоплательщика и указал, что лесные подати подлежат включению в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы при исчислении единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. К аналогичным выводам приходит ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 27.03.2007 N А13-7646/2006-21. Однако, учитывая положения п. п. 5 и 6 ст. 12 НК РФ, лесные подати не являются налоговыми платежами и не могут быть по пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Такая позиция подтверждается, в частности, тем, что ФАС Северо-Западного округа в принятом позднее Постановлении от 05.04.2007 N А13-8144/2006-05 указал, что лесные подати подлежат включению в состав материальных расходов, учитываемых при определении базы, облагаемой единым налогом. Законом N 201-ФЗ введен с 1 января 2007 г. в действие новый Лесной кодекс. Положениями ст. 94 нового Лесного кодекса предусмотрено, что использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. При этом размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со ст. ст. 73 и 76 нового Лесного кодекса. Частью 1 ст. 71 нового Лесного кодекса установлено, что в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам, в аренду, безвозмездное срочное пользование - гражданам. Согласно ч. 1 ст. 73 нового Лесного кодекса размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2, 3 и 4 ст. 73 нового Лесного кодекса. Частью 1 ст. 76 нового Лесного кодекса предусмотрено, что плата по договору купли-продажи лесных насаждений, за исключением платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, определяется на основе минимального размера платы, устанавливаемого в соответствии с ч. 2 и 3 ст. 76 нового Лесного кодекса. Таким образом, в положениях Закона N 201-ФЗ и нового Лесного кодекса "лесные подати" не упоминаются. Также необходимо отметить, что Закон N 115-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2008 г. в связи с принятием Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ (далее - Закон N 63-ФЗ), вносящего изменения в БК РФ. Статьей 18 Бюджетного кодекса РФ (в ред. Закона N 63-ФЗ) с 1 января 2008 г. устанавливается, что определение принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с БК РФ являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Минфином России.
Ю.М.Лермонтов Консультант Минфина России
Ю.К.Борисов Специалист по налогам и сборам Подписано в печать 01.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |