Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Mystery Shopping в банковском секторе ("Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3) Источник публикации "Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3



"Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3

MYSTERY SHOPPING В БАНКОВСКОМ СЕКТОРЕ

Такой инструмент, как Mystery Shopping, если он правильно используется, может стать источником уникальной информации для фронт-офисных подразделений банка, так как в большей степени именно менеджеров, ответственных за привлечение клиентов в банк, интересует качество обслуживания последних и соответствие оказываемого банковского сервиса заявленным требованиям.

Конкуренция на рынке заставляет банки разрабатывать все более привлекательные и разнообразные продукты, которые покоряют сердца и кошельки все большего числа потребителей.

Особенность банковского сервиса в том, что с покупкой определенного продукта отношения банка с клиентом не заканчиваются, а только начинаются. И разумный человек при выборе банка задумывается не только о финансовой стороне вопроса, но и о том, насколько удобно располагаются отделения банка, как быстро и профессионально работают сотрудники. Кроме того, на выбор банка влияет и то, какая в нем царит атмосфера и приятно ли в него заходить.

Основным инструментом удержания клиента на высококонкурентном рынке, где все предлагаемые продукты и цены на них похожи, является сервис, предоставляемый консультантами филиалов и отделений. Очевидно, что брать автокредит вы скорее пойдете в тот банк, где консультанты были приветливее, где вам была предоставлена более подробная информация и т.д. А это уже вопрос установленных стандартов обслуживания и степени их выполнения сервисным персоналом. Однако не редкость, что самые прекрасные и продуманные стандарты, разработанные специалистами центральных офисов, не выполняются персоналом в филиалах, который не может или просто не хочет это делать.

И здесь в полной мере встает вопрос о контроле соблюдения стандартов сервиса. Одним из самых эффективных способов контролировать качество работы сервисного персонала является технология Mystery Shopping.

Так что же такое Mystery Shopping и с чем его едят?

Mystery Shopping - технология, направленная на оценку качества обслуживания потребителей, работы персонала, его честности, проверки выполнения стандартов мерчандайзинга, качества продуктов и услуг. Mystery Shopping может выступать под различными названиями: "таинственный покупатель", "секретный покупатель", "анонимный аудит", "виртуальный покупатель", "оценка сотрудников", "телефонная проверка". Чаще всего эта технология носит название "таинственный покупатель", потому что визиты контролеров совершаются под видом реальных покупателей, и сотрудники при этом не знают, настоящий перед ними клиент или аудитор.

Данная технология появилась более тридцати лет назад. Придумана она, как и большинство идей, связанных с сервисом, продажами и маркетингом, в США и изначально использовалась производителями товаров для того, чтобы влиять на поведение продавцов в розничных точках. Для этого продавцам предлагалось пройти конкурс, правила которого требовали от них активно продавать определенный продукт. Если правила соблюдались, продавец получал бонус. А проверяли соблюдение правил именно "таинственные покупатели". Однако постепенно "таинственные покупатели" стали использоваться сервисными компаниями для проверки качества работы собственного персонала.

Сейчас, по данным MSPA <1>, оборот отрасли в мире скоро достигнет отметки 1,5 млрд долл. Большая часть этого объема сосредоточена в США. Американские специалисты считают, что рынок Mystery Shopping в Америке находится на стадии зрелости. Этот метод используется повсеместно практически всеми компаниями, предоставляющими тот или иной сервис.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Международная ассоциация, объединяющая более 500 компаний, оказывающих услуги по технологии "таинственный покупатель". В Европе технология появилась существенно позднее. Рынок отличается от американского и находится на стадии активного роста. По сравнению с США здесь много национальных особенностей, которые необходимо учитывать при планировании проектов. Однако опыт, наработанный за время существования технологии, позволяет европейским компаниям быстро догонять первопроходцев. В России еще 2 - 3 года назад "таинственные покупатели" практически не использовались. Однако за последнее время рынок Mystery Shopping в нашей стране растет очень бурно. Об этом свидетельствуют число российских членов MSPA, обилие конференций и других мероприятий, проводимых в России. Все больше российских сервисных компаний приходят к выводу о необходимости контролировать качество работы своего персонала с помощью регулярного использования Mystery Shopping, а также при помощи данной технологии моделировать близкие к идеальным стандарты. Технология в действии Суть технологии заключается в следующем. Подобранный в соответствии с характеристиками типичного клиента "таинственный покупатель" посещает торговые точки и совершает те или иные действия, определенные сценарием визита. Как правило, "таинственные покупатели" ведут себя как обычные покупатели. Они выбирают товары или услуги, общаются с обслуживающим персоналом, консультируются, задают вопросы, совершают покупки и т.д. А затем фиксируют свои оценки и впечатления, подробно описывая все стадии взаимодействия с торговой точкой и сотрудниками. Собранные "таинственными покупателями" данные служат материалом для подготовки отчета, который позволяет компании-заказчику получить объективную и независимую информацию о том, насколько соблюдаются стандарты обслуживания и какие впечатления складываются у покупателей от посещения торговых и сервисных точек. Становится намного яснее, почему покупатели ведут себя не так, как ожидают менеджеры компании, почему уровень повторных покупок не столь высок, почему одни продукты продаются успешнее, чем другие, и т.д. На основе этой информации менеджеры компаний принимают решения об изменении программ обучения, корректировки стандартов обслуживания. Обычно оценки "таинственных покупателей" интегрируются в системы мотивации персонала. Как работает Mystery Shopping в банках В настоящее время все больше и больше российских банков находят технологию Mystery Shopping привлекательной и становятся клиентами компаний-провайдеров либо внедряют ее самостоятельно. Так как же можно использовать Mystery Shopping в банках? И каких результатов можно добиться? Для того чтобы правильно провести исследование, необходимо поставить цель. Как правило, этой целью является изучение уровня удовлетворенности качеством обслуживания клиентов в отделениях того или иного банка, соответствия качества обслуживания установленным в банке и желаемым стандартам. Далее ставятся задачи - от оценки внешнего вида отделения, дисциплины и внешнего вида сотрудников до оценки консультантов с точки зрения коммуникационных и социально-психологических параметров. В зависимости от широты поставленных задач определяются география и выборка отделений. Перед тем как приступить к проверке, "таинственные покупатели" подвергаются тщательному отбору и проходят подготовку на проект. Основным инструментом работы, которым пользуются наши "таинственные покупатели", является анкета, разработанная в соответствии с целью и задачами исследования таким образом, чтобы помочь правильно собрать информацию и предоставить ее в агентство. Затем собранные данные передаются специалистам, которые их обрабатывают и анализируют ситуацию в торговой сети, выявляют закономерности и определяют точки роста. Следующий этап - внедрение изменений в компании, постановка новых задач, поощрение сотрудников и др. Mystery Shopping или Marketing Research? Следует отличать Marketing Research от Mystery Shopping, несмотря на то, что подходы к обработке информации похожи. В первую очередь необходимо отметить, что эти два вида исследования деятельности не являются взаимозаменяемыми. Они, скорее, дополняют друг друга. Давайте попробуем разобраться, в чем состоят эти отличия. Если сравнивать образно, то они похожи на молоток и дрель - оба инструмента используются в строительстве, но для разных целей. Marketing Research основан на мнении или предположении клиентов - как настоящих, так и потенциальных. Главной задачей технологии является выявление потребностей клиентов и способов их удовлетворения. Опросы клиентов - один из важнейших инструментов Marketing Research. Несомненно, эти данные очень важны, так как отражают мнение, отношение и ожидание потребителей и позволяют сконструировать продукт или предложение. А вот технология Mystery Shopping позволяет отслеживать, правильно ли доходит продукт до потребителя, и показывает удовлетворенность покупателя этим продуктом, а также отслеживает и оценивает сам процесс предоставления услуги или продажи. Технология Mystery Shopping позволяет понять, достигает ли банк тех самых ключевых показателей эффективности, которые установлены для оценки работы с клиентами банка, а также выполняют ли персонал передней линии и менеджмент банка установленные внутрикорпоративные правила обслуживания клиентов. О.Аульченкова Президент Группы компаний NEXTEP Подписано в печать 31.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: "Фронтовые" процессы в идеальном CRM ("Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3) Источник публикации "Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3 >
Статья: "Юрики" и "физики" - синергия для универсального банка ("Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3) Источник публикации "Организация продаж банковских продуктов", 2007, N 3



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.