Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 20.07.2007 N 03-03-06/1/507 <Расходы на содержание законсервированных основных средств>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17



"Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17

<КОММЕНТАРИЙ

К ПИСЬМУ МИНФИНА РОССИИ ОТ 20.07.2007 N 03-03-06/1/507

<РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ

ЗАКОНСЕРВИРОВАННЫХ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ>>

В связи с сезонным характером работы, прекращением выпуска какой-либо продукции, да и просто из-за нехватки денег часть основных средств предприятия может простаивать. В таком случае компании обычно консервируют оборудование, чтобы обеспечить его сохранность в период временного бездействия. При этом у фирмы возникают определенные расходы, связанные с содержанием законсервированных объектов. Опубликованное Письмо Минфина посвящено налоговому учету таких затрат.

Консервация основных средств...

Порядок консервации основных средств не регламентирован. В п. 63 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету основных средств <*> говорится, что его утверждает руководитель организации. Обычно первичными документами, которыми оформляют консервацию, являются приказ руководителя и акт.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Утверждены Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Фирма может их оформить в произвольном виде, поскольку унифицированные формы для данных документов не предусмотрены. В приказе нужно указать, какие основные средства, на какой срок и по каким причинам должны быть законсервированы.

Что касается акта о переводе на консервацию, то его следует составлять по результатам инвентаризации основных средств, подлежащих консервации. Этот документ подписывают члены комиссии. В их число целесообразно включить руководителя подразделения, основные средства которого консервируют, сотрудников администрации и бухгалтерии. Утвержденный руководителем акт будет основанием для консервации оборудования.

Законсервированное оборудование по-прежнему остается в составе основных средств. То есть списывать со счета 01 такое имущество не нужно. Но учитывать его следует обособленно. Например, перевести на открытый к счету 01 субсчет "Основные средства на консервации".

Если основное средство законсервировано более чем на три месяца, начисление амортизации по нему приостанавливают. Такой порядок предусмотрен п. 23 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н. Аналогичные правила действуют и в налоговом учете. Так, для целей налога на прибыль амортизацию прекращают начислять с 1-го числа месяца, следующего за месяцем перевода основного средства на консервацию (п. 2 ст. 259 НК РФ). После расконсервации имущества амортизацию по нему начисляют в том порядке, который действовал до момента консервации. При этом срок полезного использования продлевают на период консервации (п. 3 ст. 256 НК РФ). Нужно отметить, что в бухгалтерском законодательстве момент, с которого следует прекращать начисление амортизации, а также порядок амортизации основного средства после расконсервации не оговорены. На наш взгляд, налоговые правила в такой ситуации можно распространить и на бухгалтерский учет. ...и учет затрат на их содержание Фирма, которая решила временно вывести свои основные средства из эксплуатации, должна быть готова к определенным затратам на консервацию и последующую расконсервацию. Кроме того, возникнут еще и расходы, связанные с содержанием законсервированного оборудования. Скажем, коммунальные платежи. Например, фирма, запрос которой рассмотрели финансисты в Письме, не приостановила свою деятельность в целом, но некоторое оборудование законсервировала. При этом работа части других основных средств направлена на поддержание законсервированных объектов в исправном состоянии. Приостанавливать амортизацию данного имущества у компании нет оснований. Но можно ли учесть начисленные суммы при расчете налога на прибыль? Налоговую базу уменьшают на затраты, связанные с производством и реализацией, а также на внереализационные расходы. Хотя компания и продолжает работать, считать такую амортизацию производственными издержками нельзя. Что же касается внереализационных расходов, то пп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса относит к их числу затраты, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов. В том числе и расходы на их содержание. Финансисты разъяснили в опубликованном документе, что на этом основании можно учесть амортизацию основных средств, которые используют для поддержания законсервированных основных средств в пригодном для эксплуатации состоянии. Кроме того, как внереализационные расходы фирма может включить в налоговую себестоимость затраты на ремонт оборудования, выведенного из эксплуатации, коммунальные платежи. Конечно, при условии документального подтверждения расходов и их экономической обоснованности. Основные средства, выведенные из эксплуатации, в производственном процессе не участвуют. Значит, расходы на их консервацию и расконсервацию не являются расходами по обычным видам деятельности. Поэтому в бухгалтерском учете эти затраты, в том числе и по содержанию законсервированных основных средств в работоспособном состоянии, нужно включать в состав прочих расходов. Пример. ООО "Темп" в связи с нерентабельностью решило приостановить на 6 месяцев выпуск одного из видов своей продукции. Оборудование цеха по ее производству было законсервировано 26 января 2007 г. на основании приказа руководителя. Первоначальная стоимость оборудования по данным и налогового, и бухгалтерского учета равна 1 000 000 руб., а срок полезного использования составляет 10 лет. Амортизацию "Темп" начисляет линейным методом. Норма амортизации - 0,8333% (1/120 мес. x 100%). Начиная с 1 февраля фирма прекратила амортизировать законсервированное оборудование. 26 июля 2007 г. основные средства были расконсервированы. В период консервации часть основных средств использовалась для поддержания законсервированных объектов в состоянии, пригодном для использования. "Темп" ежемесячно начислял амортизацию по такому "обслуживающему" оборудованию в размере 1500 руб. Бухгалтер "Темпа" сделал такие проводки: январь 2007 г. Дебет 01 субсчет "ОС на консервации" Кредит 01 субсчет "ОС в эксплуатации" - 1 000 000 руб. - оборудование переведено на консервацию; ежемесячно в феврале - июне 2007 г. Дебет 91-2 Кредит 02 - 1500 руб. - начислена амортизация по основным средствам, используемым для содержания законсервированного оборудования; июль 2007 г. Дебет 01 субсчет "ОС в эксплуатации" Кредит 01 субсчет "ОС на консервации" - 1 000 000 руб. - оборудование расконсервировано; Дебет 91-2 Кредит 02 - 1500 руб. - начислена амортизация по основным средствам, используемым для содержания законсервированного оборудования; ежемесячно начиная с августа до окончания срока полезного использования оборудования Дебет 20 Кредит 02 - 8333 руб. (1 000 000 руб. x 0,8333%) - начислена амортизация по оборудованию цеха. В налоговом учете "Темп" отнес к внереализационным расходам амортизацию по основным средствам, которые использовались для поддержания законсервированного оборудования в исправном состоянии, в сумме 9000 руб. (1500 руб. x 6 мес.). После расконсервации 10-летний срок полезного использования оборудования цеха "Темп" продлил на 6 месяцев. При этом амортизацию фирма продолжила начислять в прежнем порядке. Говоря о расходах, связанных с консервацией, нельзя обойти вниманием вопрос учета НДС. К сожалению, в опубликованном Письме нет разъяснений по этому налогу. Сразу скажем, что ранее принятый к вычету НДС по законсервированным основным средствам восстанавливать не нужно. Налоговый кодекс не предусматривает такого основания для восстановления, как консервация. Это подтверждают и инспекторы (Письмо ФНС России от 20.06.2006 N ШТ-6-03/614@). Вопросы вызывает и порядок учета НДС по товарам, работам и услугам, приобретение которых связано с консервацией оборудования и его содержанием. С одной стороны, можно сделать вывод, что такой налог нельзя принять к вычету. Статья 171 Налогового кодекса позволяет применять вычет по товарам (работам, услугам), которые приобретены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. А поскольку в данной ситуации речь идет о затратах, связанных с оборудованием, которое не используется для облагаемых операций, зачесть налог нельзя. Причем сумму не принятого к вычету НДС фирма не может учесть и при расчете налога на прибыль. Ведь п. 2 ст. 170 Налогового кодекса не позволяет в данной ситуации включать НДС в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг). В бухгалтерском учете сумму незачтенного налога нужно отнести на счет 91-2 "Прочие расходы". Но есть и другая точка зрения: НДС принимать к вычету можно. Затраты фирмы при консервации являются расходами на содержание основных средств. Содержание имущества в должном состоянии непосредственно относится к производственной деятельности, так как поддерживает временно не используемые производственные фонды в надлежащем состоянии. Учитывая это, судьи в Постановлении ФАС Центрального округа от 15.02.2007 N А09-4610/06-13-16 пришли к заключению, что фирма правомерно приняла к вычету НДС по расходам на содержание законсервированного имущества. Аналогичную точку зрения высказывали арбитры и в других округах (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 24.03.2005 N Ф09-977/05-АК, ФАС Дальневосточного округа от 25.02.2004 N Ф03-А51/04-2/43). Как поступить с НДС по расходам на содержание законсервированных основных средств, каждая организация должна решить сама. Но если компания не хочет споров с инспекцией, не готова отстаивать свою позицию в суде, то сумму налога лучше не принимать к вычету. О.Е.Логинова Аудитор Подписано в печать 31.08.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 25.07.2007 N 03-03-06/2/139 <Учет расходов на программное обеспечение>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17 >
Статья: <Комментарий к Письму Минфина России от 16.07.2007 N 03-03-06/1/486 <Дооценка и амортизация основных средств>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17) Источник публикации "Нормативные акты для бухгалтера", 2007, N 17



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.