Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Уплата акцизов ("Аудит и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 9



"Аудит и налогообложение", 2007, N 9

УПЛАТА АКЦИЗОВ

Как решаются арбитражными судами актуальные вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты акцизов, автор показывает на конкретных примерах.

Пример 1 (по материалам Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 10.05.2006 N Ф04-2524/2006(22129-А03-29).

Суть дела.

Налогоплательщик получил свидетельство о регистрации на осуществление деятельности по оптовой реализации нефтепродуктов: автомобильного бензина, дизельного топлива. Срок действия свидетельства с 1 января по 31 декабря 2003 г.

По результатам выездной проверки было принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, уплате акциза, пени и внесении необходимых исправлений в бухгалтерский учет.

Считая данное решение незаконным, налогоплательщик обжаловал его в арбитражный суд. Налоговый орган обратился со встречным заявлением о взыскании налоговой санкции.

Позиция суда.

В силу ст. 179.1 НК РФ (утратила силу с 1 января 2007 г. согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 134-ФЗ) организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, оптовую, оптово-розничную и розничную реализацию нефтепродуктов, выдаются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.

Как указано в п. 3 ст. 179.1 НК РФ, порядок выдачи свидетельства определяется МНС России. Такой Порядок был утвержден Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 (далее - Порядок), действующим в проверяемом налоговым органом периоде (утратил силу с 06.02.2003).

Согласно п. 7 данного Приказа в свидетельстве указывается вид деятельности (в наименовании свидетельства) и марки (номенклатура) нефтепродуктов.

В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 182 НК РФ (утратил силу с 1 января 2007 г. согласно Федеральному закону от 26.07.2006 N 134-ФЗ) объектом налогообложения признается получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство.

Следовательно, налогоплательщик являлся плательщиком акциза только в отношении тех нефтепродуктов, которые указаны в свидетельстве.

Доводы налогового органа о том, что налогоплательщик обязан выплачивать акциз по реализации всех видов нефтепродуктов, в том числе и не включенных в перечень, содержащийся в свидетельстве, основаны на неверном толковании норм права.

Пример 2 (по материалам Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 13.09.2006 N А39-798/2005-68/11).

Суть дела.

Налогоплательщик осуществляет операции по перепродаже нефти и является собственником нефтепродуктов, произведенных из сырья и материалов на основании договоров с перерабатывающими заводами и отгруженных на экспорт. Реализация нефтепродуктов производилась по договору комиссии, заключенному налогоплательщиком с комиссионером.

Налогоплательщик 26 апреля 2004 г. представил в налоговый орган декларацию по акцизам на нефтепродукты за февраль 2004 г. и в соответствии с п. 2 ст. 184 НК РФ банковскую гарантию.

Кроме того, согласно ст. 198 НК РФ 20 августа 2004 г. он представил пакет документов для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов.

В ходе камеральной проверки налоговый орган установил, что представленный пакет документов для обоснования применения налоговых вычетов и освобождения от уплаты акциза по товарам, реализованным на экспорт, не соответствует требованиям ст. 198 НК РФ, так как не были представлены контракты (копии контрактов) с иностранным партнером на поставку подакцизных товаров и договоры комиссии. Налогоплательщик представил также копии грузовых таможенных деклараций и товаросопроводительных документов с нечеткими, нечитаемыми штампами таможенных органов и личных печатей их работников. В отдельных грузовых таможенных декларациях и железнодорожных накладных отсутствовали необходимые отметки таможен.

По результатам проверки налоговый орган вынес решение об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, в котором налогоплательщику было предложено уплатить акциз, а также пени.

Налогоплательщик не согласился с решением налогового органа и обжаловал его в арбитражный суд.

Позиция суда.

В силу п. п. 1 и 2 ст. 184 НК РФ освобождение от налогообложения операций, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 183 НК РФ, производится только при вывозе подакцизных товаров за пределы территории РФ в таможенном режиме экспорта. Налогоплательщик освобождается от уплаты акциза в части акциза, приходящегося на нефтепродукты, в дальнейшем помещенные под таможенный режим экспорта и реализованные за пределы территории РФ в порядке, предусмотренном настоящей статьей, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст. 74 НК РФ или банковской гарантии.

Пунктом 7 ст. 198 НК РФ определено, что при вывозе подакцизных товаров в таможенном режиме экспорта за пределы территории РФ для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов в налоговый орган по месту регистрации налогоплательщика в обязательном порядке в течение 180 дней со дня реализации указанных товаров представляются следующие документы:

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с контрагентом на поставку подакцизных товаров. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, налогоплательщик представляет в налоговые органы договор комиссии;

2) платежные документы и выписка банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет налогоплательщика в российском банке. В случае если поставка на экспорт подакцизных товаров осуществляется по договору комиссии, налогоплательщик представляет в налоговые органы платежные документы и выписку банка (их копии), которые подтверждают фактическое поступление выручки от реализации подакцизных товаров иностранному лицу на счет комиссионера в российском банке;

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товара в таможенном режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории РФ;

4) копии транспортных или товаросопроводительных документов или иных документов с отметками российских пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ, за исключением вывоза нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта через границу РФ.

При вывозе нефтепродуктов в таможенном режиме экспорта в железнодорожных цистернах для подтверждения вывоза товаров за пределы таможенной территории РФ налогоплательщиком в налоговые органы представляются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз нефтепродуктов за пределы таможенной территории РФ, с отметками пограничного таможенного органа.

Отметки, свидетельствующие о подтверждении фактического вывоза товаров, проставляются таможенными органами на транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документах или их копиях в порядке, предусмотренном Инструкцией о подтверждении таможенными органами вывоза (ввоза) товаров с таможенной территории РФ (на таможенную территорию РФ), утвержденной Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 21.07.2003 N 806.

Из приведенных норм следует, что обязательным условием для подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза и налоговых вычетов при экспортных операциях является представление налогоплательщиком налоговому органу документов, предусмотренных п. 7 ст. 198 НК РФ. При этом названные документы должны быть достоверными, составлять единый комплект и не иметь противоречий в содержащихся в них сведениях.

Пунктом 8 ст. 198 НК РФ установлено, что при непредставлении или представлении в неполном объеме перечисленных в п. 7 ст. 198 НК РФ документов, подтверждающих факт вывоза подакцизных товаров за пределы территории России, которые должны быть представлены в налоговые органы по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя), по указанным подакцизным товарам акциз уплачивается в порядке, установленном настоящей главой в отношении операций с подакцизными товарами на территории России.

Оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что имеющиеся документы не подтверждают факт вывоза подакцизных товаров за пределы таможенной территории РФ и не позволяют признать соблюденными все требования законодательства для обоснованности освобождения от уплаты акцизов по нефтепродуктам и налоговых вычетов по экспортным операциям.

Пример 3 (по материалам Постановления ФАС Северо-Западного округа от 02.05.2006 N А56-16998/2005).

Суть дела.

Налоговым органом была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и уплаты налогоплательщиком, осуществляющим реализацию алкогольной продукции, акцизов за период с 1 июля по 31 декабря 2003 г. В ходе проверки установлена неполная уплата акциза за июль - декабрь 2003 г. в связи с неподтверждением поступления алкогольной продукции с акцизного склада налогоплательщика на акцизные склады грузополучателей.

По результатам проверки налоговый орган принял решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ, доначислении акциза и начислении пеней за его несвоевременную уплату.

В обоснование данного решения налоговый орган указал на результаты встречных проверок: в отношении директора покупателя этой продукции было возбуждено уголовное дело, лицензия на право оборота алкогольной продукции у организации аннулирована.

Кроме того, налоговый орган сослался на непредставление налогоплательщиком уведомления о поступлении алкогольной продукции на акцизный склад покупателя, а также акта возврата алкогольной продукции и товарно-транспортной накладной.

На основании решения налогового органа налогоплательщику предъявлены налоговые санкции и требование об уплате налога. В связи с неисполнением указанных требований налоговый орган принял решение о взыскании налога, сбора и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.

Налогоплательщик не согласился с таким решением и обратился в арбитражный суд.

Позиция суда.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей в период проверки) объектом налогообложения акцизом признается в том числе реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей этой продукции, либо с акцизных складов других организаций.

Не признается объектом налогообложения реализация алкогольной продукции с акцизного склада одной оптовой организации акцизному складу другой оптовой организации.

Как следует из материалов дела, на основании договора поставки, заключенного с покупателем, налогоплательщик (поставщик) реализовал покупателю алкогольную продукцию. В подтверждение реализации названной продукции налогоплательщиком были представлены договор, счета-фактуры, товарные накладные, доверенности на получение материальных ценностей.

Суд на основании представленных доказательств признал подтвержденным факт реализации налогоплательщиком алкогольной продукции второму покупателю. Налоговый орган не опроверг сведения, отраженные в документах, и не заявил в порядке, предусмотренном ст. 161 АПК РФ, о фальсификации доказательств реализации алкогольной продукции покупателю.

В материалах дела имеется копия разрешения, выданного покупателем, на осуществление хранения в режиме налогового склада и реализацию алкогольной продукции сроком до 22 августа 2004 г.

Следовательно, в силу пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ реализация алкогольной продукции покупателю не привела к возникновению у налогоплательщика налогооблагаемой базы по акцизу, в связи с чем у налогового органа отсутствовали правовые основания для доначисления налогоплательщику акциза, соответствующих пеней и применения налоговых санкций в этой части.

Как отметил суд, сведения об отзыве у второго покупателя лицензии и возбуждении уголовного дела сами по себе не свидетельствуют о невозможности реализации данной организации алкогольной продукции в 2003 г. Налогоплательщиком же представлены первичные документы, подтверждающие реализацию продукции покупателю.

Пример 4 (по материалам Постановления ФАС Поволжского округа от 30.11.2006 N А55-4564/06).

Суть дела.

В ходе проведения выездной налоговой проверки относительно правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления акциза на алкогольную продукцию за период с 6 октября 2003 г. по 31 июля 2005 г. налоговым органом установлено, что налогоплательщиком была приобретена алкогольная продукция у сторонних организаций, которые осуществляли розлив вина в бутылки, что в соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ приравнивается к производству подакцизных товаров, в связи с этим были доначислены акциз, пени и штраф.

В соответствии с решением налогового органа налогоплательщик был привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК, в виде взыскания штрафа, неуплаченного акциза, пени за несвоевременную уплату акциза.

Налогоплательщик с решением налогового органа не согласился и обратился в арбитражный суд.

Позиция суда.

Согласно договорам, заключенным налогоплательщиком со сторонними организациями, налогоплательщик приобрел вино, акциз на которое был уплачен поставщиками в полном объеме.

На акцизный склад налогоплательщика вино, разлитое в потребительскую тару сторонними организациями, поступило без региональных специальных марок, так как маркировка осуществлялась акцизным складом налогоплательщика, что отражено в журнале налогового поста.

Суд сделал следующий вывод: налогоплательщик приобретал у сторонних организаций вино, а не виноматериалы, в связи с чем не должен уплачивать акциз с приобретенного товара. Вычетам подлежат только суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров, либо предъявленные налогоплательщиком - собственником давальческого сырья (материалов) при его производстве, либо фактически уплаченные при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ, выпущенных в свободное обращение.

В соответствии с разъяснениями Лицензионной палаты условиями действия лицензии сторонней организации на осуществление деятельности по производству, хранению и поставке произведенной алкогольной продукции (вино) предусматривается только розлив (бутилирование) полученного от организации-производителя готового вина. Следовательно, розлив (бутилирование) может производиться и в отношении готовой алкогольной продукции (вина). Ссылка налогового органа на Постановления Президиума ВАС РФ от 04.01.1996 N 923/95 и от 16.04.1996 N 763/96 судом не была учтена, поскольку они были приняты до вступления в силу НК РФ в действующей редакции.

Статьей 182 НК РФ установлено, что объектом обложения акцизами является реализация с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции либо с акцизных складов других организаций (данное положение утратило силу).

Согласно ст. 195 НК РФ дата реализации (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада определяется как день завершения действия режима налогового склада.

На основании ст. 197 НК РФ (утратила силу) под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента окончания ее производства и (или) поступления на акцизный склад до момента ее отгрузки (передачи) покупателям либо структурному подразделению налогоплательщика, осуществляющему розничную реализацию. Момент отгрузки (передачи) алкогольной продукции с акцизного склада покупателям либо структурному подразделению считается моментом завершения действия налогового склада. При нахождении алкогольной продукции на акцизных складах с ней могут производиться исключительно операции по обеспечению сохранности, контролю качества, маркировке, а также по подготовке ее к передаче и транспортировке.

Правомерными также являются выводы суда о том, что передача образцов алкогольной продукции в лабораторию для проведения мероприятий по контролю за качеством определенной партии подакцизной продукции не является ее реализацией, так как режим налогового склада продолжает действовать.

Таким образом, суд пришел к выводу, что объектом налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ является реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, поэтому бой алкогольной продукции нельзя расценить как недостачу продукции, так как она присутствует на складе. Следовательно, доначисление акциза, а также пени и штрафа является необоснованным.

Ю.Лермонтов

Консультант

Минфина России

Подписано в печать

31.08.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Выездная налоговая проверка ("Аудит и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 9 >
Вопрос: В каком количестве разрешен единовременный ввоз в РФ ценных бумаг в документарной форме и необходимо ли их декларировать? ("Аудит и налогообложение", 2007, N 9) Источник публикации "Аудит и налогообложение", 2007, N 9



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.