|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: В трудовой договор инженера ООО в сфере промышленного производства в качестве основания для премирования за квартал включено условие о "наличии по итогам работы за отчетный период разработанных и примененных в производственной деятельности инноваций". Насколько это правомерно и что может пониматься под инновациями применительно к деятельности промышленного предприятия? (Консультация эксперта, 2007)
Вопрос: В трудовой договор инженера ООО в сфере промышленного производства в качестве основания для премирования за квартал включено условие о "наличии по итогам работы за отчетный период разработанных и примененных в производственной деятельности инноваций". Насколько это правомерно и что может пониматься под инновациями применительно к деятельности промышленного предприятия?
Ответ: Согласно ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовой договор необходимо включать условия оплаты труда, в том числе поощрительные выплаты. Премии, согласно ст. 129 ТК РФ, являются поощрительными выплатами. Кроме того, в трудовом договоре могут указываться положения об уточнении применительно к условиям работы данного работника прав и обязанностей, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 57 ТК РФ). К числу такого рода положений могут относиться и конкретизированные условия стимулирующих выплат работникам. Согласно ст. 135 ТК РФ системы премирования устанавливаются работодателем коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, трудовое законодательство предполагает необходимость включения в трудовой договор указания на возможность выплаты премий работнику по соответствующим основаниям при наличии таковых. Принимая во внимание отсутствие в действующем законодательстве норм, позволяющих четко определить порядок осуществления премирования работников организаций, следует отметить необходимость регламентации условий и показателей премирования локальным актом организации, тем более что в данном случае речь идет о систематичности выплаты премий в период времени раз в квартал. То есть основания премирования должны быть установлены заранее и описаны в локальном акте организации, а также, в той или иной форме, в трудовом договоре. В рассматриваемом случае определенного рода сложности могут возникнуть с определением понятия "инновации" как основания для выплаты премий работнику в силу того, что определение данного термина не закреплено в каких-либо законодательных актах федерального уровня. В пп. 2 п. 1 ст. 67 Налогового кодекса РФ закреплена норма о том, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся плательщиком соответствующего налога при осуществлении этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе в виде создания новых и совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов. То есть инновационная составляющая в деятельности конкретного работника при выполнении им трудовой функции связана, по всей видимости, с созданием новых и совершенствованием применяемых технологий, новых видов продукции. Определение понятия "инновации" как конечного результата инновационной деятельности, получившего реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 24.07.1998 N 832 "О концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998 - 2000 годы". Однако применительно к рассматриваемому случаю более приемлемым полагаем заимствование для указания в трудовом договоре и локальном акте организации в качестве оснований для премирования определений инноваций, закрепленных в Постановлении Федеральной службы государственной статистики от 20.11.2006 N 68 "Об утверждении порядков заполнения и представления форм федерального государственного статистического наблюдения N 3-информ "Сведения об использовании информационных и коммуникационных технологий и производстве связанных с ними товаров (работ, услуг)", N 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации". Указанную форму представляют юридические лица, их обособленные подразделения (кроме субъектов малого предпринимательства). В указанном документе определяется значение терминов "технологические инновации" (деятельность организации, связанная с разработкой и внедрением технологически новых продуктов и процессов, а также значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных услуг, новых или значительно усовершенствованных способов производства (передачи) услуг), "маркетинговые инновации" (реализация новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий), "организационные инновации" (реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей). Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок в системе той или иной организации. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37, рекомендованный для применения на предприятиях, в учреждениях и организациях различных отраслей экономики независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в целях обеспечения правильного подбора, расстановки и использования кадров, содержит перечень должностных обязанностей инженера. Среди указанных должностных обязанностей наличествуют такие, которые могут прямо или косвенно предполагать выполнение их с применением инноваций в контексте данного термина, описанном выше. К числу такого рода обязанностей возможно отнести проведение технико-экономического анализа, подготовку комплексных обоснований принимаемых и реализуемых решений, изыскание возможностей сокращения цикла выполнения работ (услуг), участие в работах по исследованию, разработке проектов и программ предприятия (подразделений предприятия), в проведении мероприятий, связанных с испытаниями оборудования и внедрением его в эксплуатацию, а также выполнении работ по стандартизации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, в рассмотрении технической документации и подготовке необходимых обзоров, отзывов, заключений по вопросам выполняемой работы и т.д. Представляется, что конкретизация должностных обязанностей работника в трудовом договоре и должностной инструкции позволит работодателю в максимальной степени дать оценку эффективности результатов его работы за определенный период.
В.В.Чеха Агентство профессионального образования и науки администрации Красноярского края 22.10.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |