Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: Правомерно ли начисление налогоплательщику пени по ст. 75 НК РФ в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации в платежном поручении на уплату налога на имущество организаций: вместо 182 1 06 02010 02 0000 110 (налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) указан 182 1 06 02020 02 0000 110 (налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения)? (Консультация эксперта, 2007)



Вопрос: Правомерно ли начисление налогоплательщику пени по ст. 75 НК РФ в связи с неверным указанием кода бюджетной классификации в платежном поручении на уплату налога на имущество организаций: вместо 182 1 06 02010 02 0000 110 (налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения) указан 182 1 06 02020 02 0000 110 (налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения)?

Ответ: Пунктом 2 ст. 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога с нарушением срока уплаты уплачиваются пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ недоимкой, то есть суммой неперечисленного налога, является сумма налога, не уплаченная в установленный срок.

Налог на имущество организаций уплачивается в соответствии с гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, в ст. 372 которой установлено, что налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 14 НК РФ налог на имущество организаций отнесен к региональным налогам и сборам.

Из анализа указанных норм права следует, что налог на имущество уплачивается в бюджет одного уровня - субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 383 НК РФ налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ (в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 ст. 45 НК РФ, с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.

Согласно пп. 4 п. 4 ст. 45 НК РФ только два вида ошибок при заполнении платежного поручения приводят к возникновению недоимки. Это неправильное указание номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя.

Для всех остальных ошибок, которые не привели к неперечислению налога в бюджетную систему на соответствующий счет, в том числе и неправильное указание кода бюджетной классификации (далее - КБК), в п. 7 ст. 45 НК РФ предусмотрен механизм исправления путем подачи заявления об уточнении платежа. Как указано в п. 7 ст. 45 НК РФ, подача заявления об уточнении платежа возможна при любых ошибках в платежном поручении, за исключением тех, которые повлекли неперечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет. Налоговый орган может провести сверку либо запросить у банка копию платежного поручения на перечисление налога, после чего принимает решение об уточнении платежа. Одновременно с этим налоговый орган обязан произвести пересчет пеней, начисленных налогоплательщику за период со дня фактической уплаты налога до дня принятия решения об уточнении платежа.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации.

Платежи с неверно указанным КБК относятся к невыясненным поступлениям в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами, утвержденным Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н.

Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 233-ФЗ, распространяющегося на правоотношения, возникающие при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов на 2007 г.) предусмотрено подразделение уплаты данного налога по следующим кодам бюджетной классификации: 000 1 06 02000 02 0000 110 - налог на имущество организаций, 000 1 06 02010 02 0000 110 - налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения, и 000 1 06 02020 02 0000 110 - налог на имущество организаций по имуществу, входящему в Единую систему газоснабжения.

У официальных органов и арбитражных судов отсутствует единообразный подход по вопросу о правомерности начисления налогоплательщику пени на основании ст. 75 НК РФ в случае перечисления им суммы налога на неверный КБК.

Минфин России в Письме от 13.09.2006 N 03-02-07/1-249 указал, что если в платежном поручении правильно указаны счет Федерального казначейства и банк получателя, то налог подлежит перечислению в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства и обязанность по уплате налога признается исполненной. В этом же Письме Минфин России признал возможность исправления ошибки в КБК путем подачи заявления об уточнении платежа.

В Письме от 03.11.2006 N 03-02-07/1-307 Минфин России отметил, что положения п. 7 ст. 45 НК РФ в новой редакции являются дополнительной гарантией защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и, следовательно, имеют обратную силу в силу п. 3 ст. 5 НК РФ.

Кроме того, ранее в Письме Минфина России от 01.03.2005 N 03-02-07/1-54 давалось разъяснение о том, что в случае, если налогоплательщик ошибся, указав в платежных документах неправильный КБК, он может заявить об этой ошибке в налоговый орган. При устранении указанной ошибки и уплате налога в полном объеме и в установленный законом срок в соответствующий бюджет оснований для начисления пени (дополнительного платежа, применяемого для компенсации потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок) не возникает.

В то же время в Письме Минфина России от 07.07.2005 N 03-02-07/1-181 содержится противоположный вывод о правомерности начисления налогоплательщику пени в случае неверного указания им КБК. Минфин России обосновывает данную точку зрения тем, что обязанность по уплате налога признается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату именно этого налога согласно п. 3 ст. 45 НК РФ. При этом Минфин России указал, что расчетный документ не может быть исправлен в соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

С данной позицией согласны налоговые органы. В Письме ФНС России от 25.07.2005 N 10-1-13/3367 указано, что положения НК РФ не предусматривают освобождения от начисления пеней по одному налогу (сбору) при наличии переплаты по другому даже при условии, что оба налога (сбора) зачисляются в один и тот же бюджет.

При этом указанные письма официальных органов, датированные 2005 г., следует применять с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П и Определении от 04.07.2002 N 202-О, пеня является дополнительным платежом, направленным на компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

В соответствии с п. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 "неуплата или неполная уплата сумм налога" означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в ст. 122 НК РФ деяний (действий или бездействия). Таким образом, если налогоплательщик ошибочно указал КБК в платежном поручении, но сумма налога попала в тот же бюджет, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается надлежаще исполненной. Поскольку недоимка в этом случае отсутствует, то на налогоплательщика не может быть возложена обязанность по уплате пени.

До вступления в силу изменений, внесенных Федеральным законом N 137-ФЗ, арбитражные суды, как правило, признавали неправомерным начисление пеней в том случае, если платеж попадал в тот же бюджет. По мнению арбитражных судов, ошибка в указании КБК в платежном документе не может служить основанием для начисления пени, если сумма налога перечислена в установленный законом срок в соответствующий бюджет, поскольку неправильное указание КБК в данном случае не образует задолженности перед соответствующим бюджетом, а действующее законодательство о налогах и сборах не ставит возникновение недоимки в зависимость от правильности указания налогоплательщиком КБК. Таким образом, ошибку налогоплательщика в наименовании кода КБК нельзя приравнять к неисполнению или ненадлежащему исполнению обязанности по уплате налога.

Например, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 28.11.2006 N Ф08-6059/2006-2534А арбитражный суд пришел к выводу, что ошибочное указание в платежных поручениях КБК привело лишь к неправильной классификации платежа, но денежные средства все равно зачислены в бюджет того же уровня, следовательно, обязанность по уплате налога налогоплательщиком исполнена. Суд также отметил, что в платежных документах имелась иная справочная информация, предусмотренная инструкцией по заполнению платежных поручений, позволяющая идентифицировать платеж налогоплательщика (в текстовом поле документа указаны наименование уплачиваемого налога и отчетный период, за который он уплачивается, а в крайнем правом поле документа - буквенное обозначение четырнадцатого разряда КБК). При наличии такой информации в платежных поручениях воля налогоплательщика выражена определенно на зачисление денежных средств, перечисленных по этим платежным документам в уплату налога на имущество за I и II кварталы 2005 г. Следовательно, неправильное указание КБК при наличии иных правильных данных, позволяющих идентифицировать платеж, при реальном поступлении налога в соответствующий бюджет нельзя признать неправомерным действием, повлекшим неуплату налога.

Данные выводы содержатся также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 27.04.2006 N А33-21205/05-Ф02-1876/06-С1, Постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 27.12.2006, 20.12.2006 N Ф03-А51/06-2/4681, от 26.01.2006 N Ф03-А73/05-2/4989, от 22.06.2005 N Ф03-А51/05-2/1500, от 25.05.2005 N Ф03-А51/05-2/1163, Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 11.12.2006 N Ф04-8059/2006(29059-А81-33), от 09.10.2006 N Ф04-6775/2006(27292-А81-26), от 07.12.2005 N Ф04-7759/2005(16405-А81-15), Постановлении ФАС Московского округа от 21.11.2006 N КА-А40/11486-06, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.06.2006 N А52-6317/2005/2, Постановлениях ФАС Уральского округа от 16.01.2006 N Ф09-6079/05-С7, от 06.03.2006 N Ф09-1177/06-С7, Постановлении ФАС Центрального округа от 23.05.2006 N А48-6585/05-18.

Таким образом, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов неправильное указание КБК в платежных поручениях на оплату налога на имущество организаций может являться основанием для начисления налогоплательщику пени по ст. 75 НК РФ.

Вместе с тем если уплаченный по платежному поручению с неверным КБК налог на имущество организаций попал в соответствующий бюджет, то неправомерность доначисления пени налогоплательщик, возможно, сможет подтвердить в судебном порядке.

А.И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

14.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Вправе ли налогоплательщик воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной п. 3 ст. 381 НК РФ, если его учредителем является региональная, а не общероссийская организация инвалидов? При этом соответствие налогоплательщика иным установленным законом критериям для предоставления налоговой льготы, установленной п. 3 ст. 381 НК РФ, подтверждается уставом организации и результатами камеральных проверок. (Консультация эксперта, 2007) >
Вопрос: Налогоплательщиком (сельскохозяйственным товаропроизводителем) приобретена автомашина УАЗ-39094, которая используется им для перевозки произведенной сельскохозяйственной продукции. В паспорте транспортного средства указан тип - грузовой автомобиль. Вправе ли налогоплательщик применить льготу по транспортному налогу, предусмотренную пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ, в отношении данного транспортного средства? (Консультация эксперта, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.