|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Вправе ли федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России и входящее в состав Вооруженных Сил РФ, воспользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, в отношении имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения? (Консультация эксперта, 2007)
Вопрос: Вправе ли федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России и входящее в состав Вооруженных Сил РФ, воспользоваться льготой по налогу на имущество, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, в отношении имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения?
Ответ: В соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу на имущество не признается имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии со ст. ст. 294 и 296 ГК РФ, определяющими право хозяйственного ведения и оперативного управления. В соответствии со ст. 113 ГК РФ унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Статьей 114 ГК РФ установлено, что унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления. Исходя из положений Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон N 61-ФЗ) и Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон N 53-ФЗ) под федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует понимать Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, перечисленные в ст. 2 Федерального закона N 53-ФЗ. Статьей 11 Федерального закона N 61-ФЗ определен состав Вооруженных Сил РФ, которые состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ, в Тыл Вооруженных Сил РФ и в войска, не входящие в виды Вооруженных Сил РФ и рода войск Вооруженных Сил РФ. Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ является федеральной собственностью и находится у них на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В соответствии с п. п. 1 и 3 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также п. п. 1, 2, пп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти и по своей форме является бюджетным учреждением. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами РФ и осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам. Согласно Письмам Минфина России от 10.04.2006 N 03-06-04-04/12, от 03.03.2006 N 03-06-01-02/09, от 05.08.2004 N 01-02-01/03-1625 подведомственные Минобороны России государственные унитарные предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти и должны в отношении принадлежащего им на праве хозяйственного ведения имущества уплачивать налог на имущество организаций в порядке, предусмотренном гл. 30 НК РФ.
Финансовое ведомство ссылается на разъяснения Конституционного Суда РФ, изложенные в Постановлении от 27.01.1999 N 2-П, согласно которым в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство РФ, состоящее из Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции РФ, Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент РФ может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. В соответствии с п. 1 Указа Президента РФ от 09.03.2004 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. При этом Минфин России обращает внимание на судебную практику, поддерживающую данную точку зрения, в частности, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 11.08.2005 N А42-13441/04-20, от 14.10.2005 N А13-1616/2005-05, от 28.10.2005 N А42-871/2005-20. Аналогичные разъяснения содержатся также в Письме МНС России от 23.04.2004 N 21-3-04/28. Как следует из Писем УМНС России по г. Москве от 15.09.2004 N 23-10/1/59811, от 04.08.2004 N 23-10/1/51042, учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры, другие организации и унитарные предприятия), входящие в состав указанных в пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ федеральных органов исполнительной власти, уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке. При определении состава основных средств, используемых для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка, МНС России рекомендует руководствоваться Законом РФ от 05.03.1992 N 2446-1 "О безопасности", а также Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти, по мнению МНС России, облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. В целях исчисления и уплаты данного налога федеральные органы исполнительной власти обязаны вести раздельный учет облагаемых и необлагаемых основных средств. В арбитражной практике до недавнего времени отсутствовал единый подход по вопросу о правомерности применения льготы, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Минобороны России, в отношении имущества, закрепленного за ними на праве хозяйственного ведения. В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 24.04.2006 N А17-555/5/2005, Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 10.11.2006, 02.11.2006 N Ф03-А51/06-2/3905 арбитражный суд указал, что федеральное государственное унитарное предприятие, находящееся в ведомственном подчинении Минобороны России, в соответствии со ст. 113 ГК РФ является самостоятельным юридическим лицом, коммерческой организацией, осуществляет деятельность, направленную в том числе на удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, не является структурным подразделением Минобороны России, не относится к федеральным органам исполнительной власти, в связи с чем в отношении имущества, принадлежащего ему на праве хозяйственного ведения, не вправе применять льготу, предусмотренную пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ. В то же время в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.11.2006 N 7290/06 по делу N А73-7840/2005-16, Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2007 N А42-5729/2006, от 15.02.2007 N А42-2151/2006, от 24.11.2006 N А56-12820/2006, от 09.10.2006 N А56-12819/2006, от 07.08.2006 N А05-19559/2005-11, от 22.05.2006 N А56-30678/2005, Постановлениях ФАС Московского округа от 01.02.2007, 06.02.2007 N КА-А41/24-07, от 21.09.2006 N КА-А40/8976-06, от 20.07.2006, 24.07.2006 N КА-А40/6575-06, от 06.07.2006 N КА-А41/4692-06, Постановлениях ФАС Поволжского округа от 27.09.2006 N А06-1463У/06, от 03.08.2006 N А55-34620/05, Постановлении ФАС Центрального округа от 15.09.2006 N А62-813/2006 содержится вывод о том, что имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям, входящим в состав Вооруженных Сил РФ, не является объектом налогообложения по налогу на имущество организаций в соответствии с пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ. Судьи при этом исходят из того, что согласно положениям Федерального закона N 61-ФЗ и Федерального закона N 53-ФЗ под федеральным органом исполнительной власти, в котором законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, следует понимать Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, перечисленные в ст. 2 Федерального закона N 53-ФЗ, налогоплательщик входит в состав Вооруженных Сил РФ, а Минобороны России, являющееся органом управления Вооруженными Силами РФ, осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ. Судьи также ссылаются на то, что данная позиция согласуется с Письмом Секретариата Конституционного Суда РФ от 24.01.2005 N 55. Таким образом, исходя из позиции Минфина России и налоговых органов, федеральное государственное унитарное предприятие, подведомственное Минобороны России, не вправе воспользоваться льготой по налогу на имущество организаций, предусмотренной пп. 2 п. 4 ст. 374 НК РФ, в отношении имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения. Правомерность противоположной точки зрения налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в судебном порядке.
А.И.Хасанов Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения 14.09.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |