Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...Налогоплательщик поставляет товары в магазины розничной сети. По договору возмездного оказания услуг магазин выполняет действия, обеспечивающие привлечение дополнительного внимания покупателей, а поставщик уплачивает взносы. По мнению налогового органа, затраты по договору неправомерно учтены налогоплательщиком в составе расходов по налогу на прибыль. Правомерно ли решение налогового органа? (Консультация эксперта, 2007)



Вопрос: Налогоплательщик является поставщиком производимых им товаров по договору поставки в магазины розничной сети, принадлежащие организации, реализующей такие товары. По результатам проведенной выездной налоговой проверки налогоплательщика налоговым органом вынесено решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль. Налоговым органом установлено, что в проверяемый период налогоплательщиком и указанной организацией розничной торговли заключен договор возмездного оказания услуг, по которому данная организация обязуется выполнять действия, обеспечивающие создание обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров налогоплательщика-поставщика. В свою очередь, поставщик по данному договору обязуется уплачивать взносы за включение товарных позиций в ассортимент магазинов, принадлежащих организации розничной торговли, а также взносы за право поставки во вновь открывшиеся магазины розничной сети. По мнению налогового органа, затраты по данному договору налогоплательщиком неправомерно учтены в составе расходов на рекламу произведенных им товаров, в связи с чем налогоплательщиком незаконно занижена налоговая база по налогу на прибыль на сумму произведенных по договору возмездного оказания услуг расходов. Правомерно ли такое решение налогового органа?

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованны, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов.

Согласно пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлен перечень расходов, которые относятся к расходам налогоплательщика на рекламу в целях гл. 25 НК РФ. Данным пунктом, кроме того, установлено, что расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в п. 4 ст. 264 НК РФ, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование и поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Минфин России в Письме от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 указал, что на практике могут иметь место случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение организацией розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть заключено как в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других видов договоров (в том числе и договора поставки).

По мнению Минфина России, если у организации-заказчика (поставщика-продавца) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя - организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

При этом в Письме финансовое ведомство указало, что в таких случаях при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.

Заметим, что до Письма от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286 позиция Минфина России и налоговых органов была противоположной (см., например, Письма Минфина России от 17.10.2006 N 03-03-02/247, от 03.10.2006 N 03-03-04/1/677, а также Письма УМНС России по г. Москве от 02.04.2004 N 26-12/22895 и УФНС России по г. Москве от 27.01.2006 N 20-12/5532).

Исходя из положений вышеизложенных норм, с учетом позиции Минфина России, в случае если у организации-заказчика по указанному договору возмездного оказания услуг есть основания полагать, что целенаправленные и оговоренные в договоре действия исполнителя способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, реализуемым исполнителем, затраты налогоплательщика в виде взносов за включение товарных позиций в ассортимент магазинов, принадлежащих исполнителю, а также взносы за право поставки во вновь открывшиеся магазины розничной сети учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль как расходы на рекламу при условии их соответствия критериям п. 1 ст. 252 НК РФ и только в пределах исчисляемого от размера выручки норматива, установленного п. 4 ст. 264 НК РФ.

Таким образом, в случае если понесенные налогоплательщиком затраты отвечают вышеуказанным критериям и по смыслу Закона N 38-ФЗ направлены на привлечение внимания к объекту рекламирования - производимым им товарам, на формирование и поддержание интереса к ним и их продвижение на рынке, решение налогового органа в указанной ситуации неправомерно.

Заметим, что судебная практика и до указанного Письма от 22.05.2007 поддерживала налогоплательщика по данному вопросу.

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 25.09.2006 N А56-27205/2005 указал, что затраты налогоплательщика-поставщика по открытию магазина розничной продажи и уплате вступительного взноса организации, осуществляющей реализацию поставляемых налогоплательщиком товаров, обусловлены договорными обязательствами с данной организацией, непосредственно связаны с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода, и их размер подтвержден соответствующими документами. Следовательно, по мнению суда, такие затраты могут учитываться в целях налогообложения прибыли.

А.И.Хасанов

Центр методологии бухгалтерского учета

и налогообложения

04.09.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Как осуществляются расчеты в части налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, в случае, когда организация регистрирует в другом субъекте РФ новое обособленное подразделение? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 31.08.2007 N 20-12/083280) >
Вопрос: ...В связи с производственной необходимостью организация выполнила работы по перемещению станка. Каким образом организация должна учитывать данные затраты при исчислении налога на прибыль: как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, или как капитальные вложения с последующим увеличением первоначальной стоимости объекта основных средств? (Консультация эксперта, 2007)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.