|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Ремонт или реконструкция ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 52) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 52
"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 52
РЕМОНТ ИЛИ РЕКОНСТРУКЦИЯ
Вопросы о квалификации расходов на предмет того, являются ли они расходами на ремонт либо относятся к реконструкции объекта здания (сооружения), зачастую становятся предметом споров с налоговыми органами, о чем свидетельствует судебная практика.
Работы по реконструкции, достройке, дооборудованию, модернизации
В соответствии с п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией понимается изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения. В нормативных документах по налоговому и бухгалтерскому учету понятия "достройка", "модернизация" и "реконструкция" объектов ОС определены следующим образом.
К достройке, дооборудованию, модернизации, реконструкции относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых ОС, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами (п. 2 ст. 257 НК РФ). При этом согласно данному пункту к реконструкции относится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции ОС в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции, к техническому перевооружению - комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей ОС или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. В законодательстве по бухгалтерскому учету нет таких четких определений, как в налоговом законодательстве, тем не менее из анализа норм ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (п. п. 14, 20, 27) следует вывод, что работы по реконструкции (модернизации, достройке, дооборудованию) можно признать таковыми в случае, если улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта ОС. Понятие нового строительства, расширения, реконструкции (модернизации) объектов приводится также в Письме Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий". Согласно Письму реконструкция зданий и сооружений, а также модернизация машин и оборудования являются производством таких работ, которые улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования, в результате чего у объекта появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики, т.е. изменяется сущность объекта. Таким образом, из приведенных определений можно сделать вывод о том, что целью проведения достройки (модернизации, реконструкции) по общему правилу должно являться улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта ОС. Соответственно виды работ, не улучшающие (не повышающие) технические показатели объекта, относятся к ремонтным.
Ремонтные работы
Содержание понятия "ремонт" раскрыто в Положении о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (МДС 13-14.2000), утвержденном Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279 (далее - Положение), а также в Методике определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). Для квалификации работ могут также быть использованы ведомственные строительные нормы. В соответствии с п. 3.1 Положения ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций. При этом к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей (п. 3.4 Положения), а к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.) (п. 3.11 Положения). Перечень работ по текущему и капитальному ремонту содержится в Приложении N 3 к Положению. В МДС 81-35.2004 даны аналогичные определения текущего и капитального ремонта (п. 3.8). Таким образом, понятие "ремонт" подразумевает комплекс технических мероприятий, направленных на замену пришедших в негодность деталей или частей здания, а также работы по поддержанию или восстановлению первоначальных эксплуатационных качеств здания или сооружения в целом, их отдельных конструкций, в том числе отделки.
Квалификация ремонтно-строительных работ в целях определения порядка учета расходов
В Письме Минфина России от 14.01.2004 N 16-00-14/10 указано, что основанием для определения видов ремонтов должны являться соответствующие документы, разработанные техническими службами организации. По-видимому, эти же службы должны предоставить информацию об улучшении или неизменности технических показателей объекта ОС в результате произведенных работ. Согласно Письму Минфина России от 23.11.2006 N 03-03-04/1/794 при определении терминов "капитальный ремонт" и "реконструкция" следует руководствоваться: Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденным Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279; Ведомственными строительными нормативами (ВСН) N 58-88 (Р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", утвержденными Приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 N 312; Письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий". Также в данном Письме сообщается, что по вопросам отнесения тех или иных работ к капитальному ремонту или реконструкции следует обращаться в Росстрой. Исходя из анализа имеющейся арбитражной практики приведем перечень обстоятельств, наличие которых позволяет с большей вероятностью доказать правомерность признания понесенных в связи с реализацией договора подряда затрат расходами на ремонт: наличие дефектной ведомости, оформленной в произвольной форме, поскольку в данном документе подлежат перечислению неисправности, которые планируются к устранению в рамках предстоящих работ (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.08.1999 N 1965/99); отсутствие в документах, которыми оформляются соответствующие работы, терминов (ссылок на них) "модернизация", "реконструкция" и т.д. (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.06.2005 N Ф08-2471/2005-994А, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2005 N Ф04-8972/2005(17854-А46-33)); произведенные работы не улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования и у объекта не появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики, т.е. не изменяется сущность объекта (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 22.06.2005 N Ф04-3766/2005(12227-А46-35), ФАС Центрального округа от 20.10.2005 N А14-3117-2005-75/25 и от 08.09.2005 N А08-5999/04-20, ФАС Северо-Западного округа от 13.02.2006 N А66-9230/2004, от 28.09.2005 N А52-1224/2005/2, ФАС Волго-Вятского округа от 04.07.2005 N А29-7368/2004а, ФАС Западно-Сибирского округа от 01.08.2005 N Ф04-4943/2005(13542-А45-33)); соответствие работ требованиям, предъявляемым к ремонту Письмами Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 и Госстроя СССР от 08.05.1984 N НБ-36-Д/23-Д/144/6-14, Положением о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденным Постановлением Госкомстата СССР от 29.12.1973 N 279 (Постановления ФАС Поволжского округа от 18.01.2005 N А57-11449/03-7, ФАС Западно-Сибирского округа от 14.06.2005 N Ф04-3454/2005(11677-А67-40)); наличие заключения эксперта (например, специализированной организации) и/или письма государственного учреждения, уполномоченного контролировать ремонтные или капитальные работы в данной отрасли, свидетельствующие о том, что осуществленные работы относятся именно к ремонтным (Постановления ФАС Поволжского округа от 19.05.2005 N А55-14520/04-22, ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2006 N А13-4630/2005-05). В качестве подобного документа, на наш взгляд, может также выступать экспертное заключение службы общества, ответственной за организацию (контроль) соответствующих работ. На основании изложенного можно сделать вывод, что законодательство в области бухгалтерского и налогового учета не регламентирует вопросы об отнесении тех или иных работ к ремонту, реконструкции или модернизации, определяя лишь основной принцип разделения данных работ. Поэтому окончательное заключение о квалификации данных работ следует получить непосредственно у специалистов в области ремонтно-строительных работ. В целях снижения рисков споров с налоговыми органами в отношении квалификации ремонтно-строительных работ целесообразно разработать локальный нормативный документ, на основании которого техническими службами организации будет производиться заключение о видах выполненных работ.
Н.Скворцова Руководитель проекта департамента консалтинга ООО "Аудит - новые технологии" Подписано в печать 26.12.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |