Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Сбалансированная система показателей в управлении муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации (Окончание) ("Финансовая газета", 2007, N 51) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 51



"Финансовая газета", 2007, N 51

СБАЛАНСИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПОКАЗАТЕЛЕЙ

В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

И СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета, 2007, N 50)

Карта - инструмент реализации стратегии

Важным условием для успешной деятельности организации является ее способность создавать и управлять нематериальными активами в долгосрочной перспективе, причем эта способность должна передаваться от поколения к поколению путем обучения и в результате становится конкурентным преимуществом, так как практически не поддается копированию.

Однако для управления нематериальными активами в отличие от материальных требуется использование других показателей, что влечет за собой создание новых систем учета, поскольку, чтобы ими управлять, надо иметь возможность их измерять. Эти показатели необходимо увязать с достижением финансовых показателей.

Данная проблема была решена Р. Нортоном и Д. Капланом, которые предложили систему BSC (Balanced Scorecard - сбалансированная система показателей, ССП). С помощью ССП руководство организации получает возможность выстроить систему показателей ее деятельности, а затем проконтролировать их достижение. При этом достижения целей определяются тем, что все показатели сбалансированы, т.е. они не только увязаны снизу доверху, когда цель верхнего уровня четко и однозначно обусловлена целями нижнего уровня, но и являются ключевыми для управления, измеримы и формализованы в единой системе отчетности.

Таким образом, организация получает в свое распоряжение эффективный инструмент управления своей деятельностью.

Но простой перенос модели ССП из сферы бизнеса в сферу общественного управления был бы слишком легким решением. Необходимо адаптировать логику ССП к специфике сферы общественного управления, учитывая влияние законодательства, политических и социальных целей заинтересованных групп общества. Установленные законом рамки ограничивают действия муниципальных образований обязательными задачами и переводят вопрос стратегии с позиции "что" на позицию "как". Муниципальные образования объединяют различные группы заинтересованных лиц, поэтому сложно добиться единства целей. Задачей ССП для сферы общественного управления становится выявление возможных противоречий в целях и достижение консенсуса в рамках законодательства и общественной целесообразности. Необходимость учета политической конъюнктуры, неформализованной в виде измеримых показателей, в ССП общественного управления усложняет эту задачу.

Следовательно, в целях эффективного использования данного инструмента управления нужно сформировать перспективы ССП для сферы общественного управления, сгруппировать цели и определить их показатели, разработать стратегические мероприятия, а затем построить систему показателей для низовых уровней организационной иерархии и решить вопросы внедрения.

Результат в любой деятельности определяется, с одной стороны, умением четко и правильно мыслить, с другой - умением воплощать эти мысли в жизнь. "Гениальность" идеи можно проверить только после ее реализации, поэтому именно способам реализации всегда уделялось большое внимание. В этом смысле и ССП как метод появился в русле этой тенденции и является инструментом реализации стратегии. Авторы метода проводят аналогию - как военные действия планируются путем нанесения их на карту, чтобы получить наглядное представление о будущем сражении, так и стратегия развития муниципального образования переносится на карту, с помощью которой потом можно управлять реализацией стратегического плана.

Итак, ССП - это карта, своеобразие которой определяется тем, что все действия взаимоувязаны и имеют четкие индикаторы, показывающие, как осуществляется план. Но если стратегии нет, то и переносить на карту нечего, т.е. ССП является средством реализации стратегии для тех муниципальных образований, у которых она уже есть, и они могут приступать к процессу переноса ее на карту.

ССП как система стратегического управления

муниципального образования

Структура "владения" муниципального образования сложна и с известной долей упрощения схожа со структурой владения акционерными обществами, в которой присутствуют мажоритарные и миноритарные акционеры. Сложность этой структуры обусловлена федеральным устройством государства: федеральные органы власти представляют интересы граждан всей страны, органы власти субъекта Российской Федерации - интересы населения региона в целом, население муниципального образования обеспечивает свои интересы. Таким образом, "владельцами" муниципального образования являются:

федеральные органы власти;

региональные органы власти;

население муниципального образования.

Следует отметить, что влияние федеральных и региональных органов власти ограничено законодательно.

Справедлива и обратная последовательность: качество жизни населения муниципального образования влияет на качество жизни населения региона, которое в свою очередь влияет на качество жизни в стране.

Владельцем и заказчиком разработки стратегии для муниципального образования могут выступать как его население, так и органы государственной власти вышестоящего уровня. Представителями населения выступают: представительные органы власти муниципального образования, общественные советы, организации, политические партии и иные предусмотренные законодательством общественные объединения.

Таким образом, цели стратегии должны соответствовать требованиям населения муниципального образования в рамках законодательства и стратегических программ развития региона и федеральных программ. Местные органы самоуправления являются разработчиками стратегии и ответственными за ее реализацию. Она разрабатывается как система мер государственного управления и предполагает наличие документа "Стратегия социально-экономического развития административно-территориального образования на долгосрочную перспективу". Документ утверждается представительным органом муниципального образования или субъекта Российской Федерации.

Ключевыми стейкхолдерами (заинтересованными лицами) стратегии муниципального образования являются:

государство - в лице федеральных органов власти и президента. Основная цель - повышение качества жизни населения и обеспечение конституционных прав своих граждан;

бизнес-субъекты и отраслевые структуры. Основная цель - расширение производства на территории муниципального образования и увеличение прибыли за счет использования его ресурсов и региона;

партии и объединения. Основная цель - повышение степени влияния в муниципальном образовании;

муниципальные предприятия. Цель - обеспеченность ресурсами;

финансовые институты. Основная цель - рост рентабельности капитала;

другие муниципальные образования. Цель - возможности интеграции и кооперации.

Перспективы стратегической карты муниципального образования построены по принципу ССП для коммерческой структуры. Взаимосвязи между целями как внутри одной перспективы, так и между различными перспективами носит логический, причинно-следственный характер. Структура карты отражает цели различных заинтересованных сторон, населения, отраслевых структур и бизнеса, администрации муниципального образования, сбалансированные по принципу "причина - следствие", а также формирует представление о способе реализации стратегии.

Построение карты осуществляется сверху вниз. Ее сбалансированность (согласованность) заключается в учете интересов социальных групп, отраслевых интересов, федеральных и региональных программ развития, а также представлений администраций муниципальных образований о способах реализации стратегии. Основной задачей перспектив является группировка целей различных участников, заинтересованных в реализации стратегии и установлении логических связей между целями.

Что дает применение ССП

ССП позволяет увязывать стратегические результаты и факторы их достижения, устанавливать и отслеживать причинно-следственные связи между ними. Большинство факторов достижения описываются через нефинансовые показатели, которые не регистрируются традиционными системами учета. Таким образом, ССП фокусирует учет на ограниченном наборе максимально информативных для стратегической оценки показателях.

Благодаря использованию ССП устраняется конфликт и делаются более прозрачными и конструктивными отношения между заинтересованными лицами.

ССП является системой ориентиров для определения баланса между инвестициями и потреблением (бюджет муниципального образования).

ССП - инструмент, помогающий развернуть реализацию отраслевых и федеральных программ до уровня исполнения и сделать ее "прозрачной" для муниципального образования, которое встраивает свои программы и мероприятия в соответствии с отраслевыми целями.

ССП позволяет четко сформулировать стратегию и перевести ее в плоскость конкретных задач, увязать стратегические цели с результатами деятельности каждого сотрудника администрации муниципального образования и правильно мотивировать персонал.

Д.Егоров

ГК "Инталев"

Подписано в печать

19.12.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Организация для приобретения ценных бумаг акционерного общества получила по договору займа денежные средства. Вправе ли она на протяжении действия указанного договора относить к внереализационным расходам суммы процентов, выплачиваемых организации-заимодавцу, либо такие суммы заемщик может отнести к расходам только в момент реализации ценных бумаг акционерного общества, приобретенных на заимствованные денежные средства? ("Финансовая газета", 2007, N 51) Источник публикации "Финансовая газета", 2007, N 51 >
Статья: Создание резерва на ремонт основных средств ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 51) Источник публикации "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2007, N 51



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.