Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Готовимся к приходу ФСС ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



"Бюджетный учет", 2007, N 12

ГОТОВИМСЯ К ПРИХОДУ ФСС

В N 10/2007 нашего журнала мы рассказывали об изменениях в расчете пособий по временной нетрудоспособности. Сегодня хотелось бы поговорить о проверках Фонда социального страхования.

Фонд социального страхования Российской Федерации (далее ФСС) может проводить как выездные, так и камеральные проверки. Основная задача ФСС при проверке - проконтролировать правильность начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расходование страхователями средств фонда на выплату пособий (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и других) и приобретение путевок.

Камеральная проверка

Порядок проведения камеральных проверок регламентируется Постановлением ФСС РФ от 29 июля 2003 г. N 87.

Целью камеральной проверки является:

- контроль за соблюдением страхователем нормативно-правовых актов Российской Федерации в сфере обязательного социального страхования;

- выявление и предотвращение нарушений страхователем порядка уплаты страховых взносов, а также расходования средств фонда;

- подготовка информации для обеспечения рационального отбора страхователей для проведения документальных выездных проверок.

Проверки бывают двух типов:

- проверка отчетности, представленной страхователем;

- проверка документов, представленных страхователем при обращении за выделением средств на расходы по обязательному социальному страхованию и обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Проверка отчетности

Данные проверки начинаются в момент сдачи расчетной ведомости по средствам ФСС (форма 4-ФСС РФ), утвержденной Постановлением ФСС РФ от 22 декабря 2004 г. N 111. Они проводятся исполнительными органами ФСС ежеквартально и охватывают отчетный период, за который представлена расчетная ведомость (I квартал, полугодие, 9 месяцев, год).

Обратите внимание! С 12 октября 2007 г. вступила в силу измененная форма 4-ФСС РФ, утвержденная Постановлением ФСС РФ от 21 августа 2007 г. N 192. Изменения касаются таблиц N 3 и N 6 "Расходы на цели обязательного социального страхования с начала года".

На первом этапе проводится визуальная проверка отчетности. Страхователь должен проконтролировать правильность заполнения всех реквизитов учреждения, обязательных граф и строк, а также наличие подписей и печати. Камеральный анализ проводится в течение двух месяцев с момента представления отчетности страхователем. Он включает в себя:

- проверку полноты представления отчетности, наличие всех документов, необходимых для проведения камеральной проверки;

- проверку правильности применения страхователем тарифа страховых взносов и обоснованности применения льгот по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- проверку соответствия поступившей в ФСС информации о количестве произошедших страховых случаев данным отчетности;

- проверку соблюдения страхователем условий соглашения о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- проверку правильности арифметического подсчета начисленных и уплаченных сумм страховых взносов;

- проверку своевременности и полноты перечисления в ФСС страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, страховых взносов, добровольно уплачиваемых в ФСС отдельными категориями страхователей, а также обоснованности произведенных страхователем расходов на эти цели.

Если в ходе камеральной проверки у сотрудников ФСС возникают вопросы, они могут попросить бухгалтера представить документы и дать пояснения. Также исполнительный орган ФСС принимает решение о проведении документальной выездной проверки.

Проверка документов для выделения средств

В этом случае проверке наряду с расчетной ведомостью, копиями платежных документов, подтверждающих оплату платежей в ФСС, также подлежат заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность и правильность расходования страхователем средств на эти цели (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и т.д.). При представлении страхователем всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений в части расходования средств, ФСС выделяет страхователю средства на осуществление или возмещение этих расходов.

Оформление результатов

Отметка о дате проведения камеральной проверки делается на титульном листе отчетности.

При выявлении ошибок в отчетности ФСС сообщает об этом страхователю не позднее трех рабочих дней. В течение двух рабочих дней отчетность должна быть исправлена. В противном случае это учреждение может попасть в план документальных выездных проверок.

При нарушении порядка уплаты страховых взносов либо расходования средств фонда на имя руководителя исполнительного органа ФСС составляется докладная записка. В ней указывают факты нарушения и предложения о применении к страхователю штрафных санкций.

Если по результатам камеральной проверки выявлены нарушения расходования средств, исполнительный орган ФСС в десятидневный срок выносит решение о непринятии к зачету расходов на эти цели. На основании этого решения страхователю предлагается произвести корректировку суммы расходов в бухгалтерском учете и отчетности. В течение 10 дней со дня вынесения решение направляется в соответствующую налоговую инспекцию.

При выявлении недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ФСС направляет страхователю требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени.

При выявлении нарушений, за которые к страхователю должны быть применены штрафные санкции, ФСС выносит решение о привлечении страхователя к ответственности в течение 10 дней со дня окончания камеральной проверки.

Требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени направляется страхователю в десятидневный срок с момента вынесения соответствующего решения.

Взыскание недоимки и пеней со страхователя осуществляется на основании решения путем направления инкассового поручения.

В соответствии с решением о привлечении страхователя к ответственности исполнительный орган фонда направляет страхователю требование об уплате штрафной санкции. А в случае неуплаты штрафа в добровольном порядке ФСС обращается в суд.

Примечание. Обратите внимание: проверка исчисления и уплаты единого социального налога, перечисляемого в ФСС, - это обязанность налоговиков".

Выездная проверка

Порядок проведения выездных проверок регламентируется следующими документами:

- по обязательному социальному страхованию - Постановлением ФСС РФ от 17 марта 2004 г. N 24;

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - Постановлением ФСС РФ от 4 декабря 2003 г. N 134.

Проверки проводятся по ежеквартальным планам. В первую очередь туда попадают учреждения, которые потратили значительные суммы на выплату пособий либо поменяли размер страховых выплат при неизменном количестве работников, а также те, кто нерегулярно представлял в фонд расчетную ведомость. Кроме того, готовиться к выездной проверке придется должникам по взносам в ФСС и учреждениям, получившим замечания в ходе камеральной проверки.

Ревизоры проверяют, как учреждения расходуют средства фонда на выплату пособий и приобретение путевок, а также исчисление и уплату взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Срок проверки не может превышать двух календарных месяцев. Проверять могут только три года, которые предшествуют началу контрольных действий. Однако если страхователь включен в план проведения выездной проверки по итогам камеральной, контролеры также проверят законченный отчетный период года, в котором проведена камеральная проверка.

Для проверки правильности исчисления пособий и приобретения путевок ревизоры ФСС могут потребовать следующие документы:

- штатное расписание;

- расчетные ведомости;

- табели учета рабочего времени;

- приказы о выплате заработной платы, материальной помощи и других вознаграждений;

- договоры (коллективные, трудовые и гражданско-правовые);

- положения о системе оплаты труда, премировании и другие документы.

В ходе документальных выездных проверок проверяется правильность расходования средств на выплату:

- пособий по временной нетрудоспособности;

- по беременности и родам;

- единовременного пособия при рождении ребенка;

- ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также иных видов пособий;

- расходов на оплату путевок.

Особое внимание ревизоры уделяют правильности оформления листков нетрудоспособности. Так, записи в этом документе должны быть разборчивыми, реквизиты заполнены верно, а исправления - заверены печатью лечебного учреждения.

При проверке правильности расходования средств ФСС на оплату больничных листов и пособия по беременности и родам сотрудники ФСС прежде всего обратят внимание на правильность определения заработка, из которого исчисляются пособия. В этом случае будет проверена система оплаты труда, а также период, за который исчисляется средний заработок и расчет среднедневного заработка.

В связи с принятием Постановления N 375 от 15 июня 2007 г., которое распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г., бухгалтеры должны произвести перерасчеты пособий, если они были исчислены в ином порядке, чем определено данным Постановлением. Но надо иметь в виду, что сумму пособия, излишне выплаченную застрахованному лицу, обратно вернуть нельзя. Исключение составляет счетная ошибка и недобросовестность получателя пособия (представление подложных документов, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Тогда удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его зарплаты. А при отсутствии выплат задолженность взыскивается в судебном порядке.

Проверяя расходы на единовременное пособие при рождении ребенка, ревизоры обратят внимание на наличие следующих документов:

- заявления о выплате пособия;

- справки о рождении ребенка;

- справки с места работы другого родителя о том, что ему такое пособие не выплачивалось.

Также за счет средств ФСС выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет. Оно выплачивается на основании:

- заявления о предоставлении отпуска по уходу за ребенком и выплате пособия;

- приказа о предоставлении отпуска;

- копии свидетельства о рождении ребенка.

Необходимо отметить, что ревизоры ФСС сверяют дату окончания больничного по беременности и родам с датой начала отпуска по уходу за ребенком. Выплата этого вида пособий заканчивается в тот день, когда ребенку исполняется полтора года.

Если в учреждении в случае смерти сотрудника или несовершеннолетнего ребенка сотрудника выдавалось пособие на погребение, то проверяющие будут смотреть следующие документы:

- заявление о выплате пособия;

- справку загса о смерти;

- счет на оплату похоронных услуг;

- платежное поручение или квитанцию к приходному ордеру на оплату похоронных услуг.

Если сотрудники получали путевки на санаторно-курортное лечение в течение трех лет, предшествовавших проверке, работники ФСС проверят следующее:

- соответствие расходов на оплату стоимости путевок нормам, установленным федеральным законом о бюджете ФСС на соответствующий год, а также предусмотренным отделением ФСС на эти цели;

- наличие решения комиссии по социальному страхованию о предоставлении путевки в санаторий;

- наличие отрывного талона к путевке и соответствие указанных в нем сведений решению комиссии по социальному страхованию;

- соответствие сроков продолжительности санаторно-курортного лечения срокам, установленным Правительством Российской Федерации;

- заявление сотрудника учреждения о предоставлении путевки;

- договор на приобретение путевки;

- счет на оплату;

- платежное поручение или квитанцию к приходному кассовому ордеру на оплату путевки;

- приходную накладную;

- отрывной талон к путевке;

- список работников, получивших путевки, с их подписями;

- расчетную ведомость по средствам фонда.

Следующий вопрос проверки - выплаты работнику, пострадавшему в результате несчастного случая на производстве или получившему профзаболевание.

К таким выплатам относятся:

- пособие по временной нетрудоспособности;

- страховые выплаты;

- расходы на реабилитацию работника (затраты на дополнительное питание, медицинские препараты, санаторно-курортное лечение, протезирование и т.д.).

Если в учреждении с сотрудником произошел "несчастный случай на производстве", имейте в виду, что листок нетрудоспособности оплачивается за счет взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а не за счет единого социального налога. Работодатель обязан провести расследование несчастного случая, произошедшего с сотрудником на производстве. Застрахованный работник может получить полагающееся ему пособие только после признания случая страховым.

Последнее, что проверяют ревизоры, - это правильность финансирования предупредительных мер по сокращению несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К ним относятся:

- периодические медицинские осмотры работников в медицинских учреждениях;

- профилактическое санаторное лечение работников в санаториях-профилакториях.

Результаты проверки

По окончании проверки ревизоры составляют справки, в которых фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справки составляются по каждому виду проверки отдельно:

- по обязательному социальному страхованию;

- по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Затем в течение двух месяцев со дня окончания проверки (либо во время проверки) по каждому виду обязательного социального страхования составляется акт в двух экземплярах. Страницы акта должны быть пронумерованы, исправлений быть не должно. Субъективные предположения проверяющих, не основанные на достаточных доказательствах, в акте не допускаются.

Результативная часть акта по обязательному социальному страхованию должна содержать следующие данные (в случае их установления в ходе проверки):

- сведения о расходах, произведенных страхователем с нарушением требований законодательства либо не подтвержденных документами в установленном порядке;

- сведения о наличии задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в том числе в связи с непринятием к зачету расходов в счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС;

- сведения о суммах выявленных недоплат по пособиям.

В акте должны быть отражены предложения проверяющих:

- о корректировке суммы расходов на цели обязательного социального страхования путем отражения суммы не принятых к зачету расходов, произведенных страхователем - плательщиком единого социального налога;

- о перечислении задолженности по страховым взносам на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, в том числе в связи с непринятием к зачету расходов в счет страховых взносов, подлежащих уплате в ФСС;

- о доплате по неправильно выплаченным пособиям и отражении расходов в расчетной ведомости по средствам ФСС (с указанием раздела) за период, в котором будет произведена доплата;

- об устранении выявленных нарушений в расходовании средств на цели обязательного социального страхования.

В результативной части акта по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний отражаются:

- сведения о соответствии установленного класса профессионального риска основному виду деятельности;

- сведения о выявленной в результате проверки недоимке по страховым взносам (из них в результате занижения страхователем облагаемой базы для начисления страховых взносов в ФСС);

- сведения о расходах, не принятых к зачету в счет страховых взносов в ФСС:

- суммы страховых выплат, назначенные и выплаченные страхователем без решения отделения ФСС;

- излишне понесенные расходы на обеспечение по страхованию вследствие недостоверности указанных страхователем сведений;

- расходы на выплату пособий по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, произведенные страхователем с нарушением требований законодательства либо не подтвержденные документами в установленном порядке;

- расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, произведенные при отсутствии решения отделения ФСС или в нарушение такого решения, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств;

- расходы на оплату работникам стоимости путевок в санаторно-курортные учреждения в пределах сумм установленных скидок или надбавок к страховому тарифу, произведенные страхователем с нарушением установленного порядка, а также не подтвержденные документами о целевом использовании средств;

- сведения о суммах страховых взносов, излишне уплаченных страхователем;

- факты задержки страховых выплат в установленные сроки;

- расчет пеней, начисленных на недоимку по страховым взносам (помесячный), с учетом произведенных страхователем расходов в счет средств фонда, излишне уплаченных страхователем взносов и задолженности отделения (филиала отделения) фонда страхователю;

- факты выявленных проверкой нарушений порядка уплаты страховых взносов, за совершение которых к страхователям должны применяться штрафные санкции.

В акте должны быть отражены предложения проверяющих:

- об отражении в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам фонда недоимки по страховым взносами расходов, не принятых к зачету;

- о перечислении страхователем в отделение ФСС недоимки по страховым взносам и пеней;

- о привлечении страхователя к ответственности за нарушение порядка уплаты страховых взносов со ссылками на законодательные акты, требования которых были нарушены, а также на нормы законодательных актов, предусматривающие размеры штрафных санкций;

- о перечислении сумм штрафов на банковский счет отделения ФСС;

- о выплате застрахованному пеней в размере 0,5 процента от невыплаченной суммы страховых выплат за каждый день просрочки;

- об устранении страхователем выявленных нарушений.

Акты подписываются проверяющими и руководителем проверяемого учреждения. Если проверяемые не согласны с результатами проверки, изложенными в актах, то они могут не подписывать акты либо подписать их с оговоркой "С актом не согласен".

Закон предоставляет страхователю две недели, чтобы представить возражения по актам проверки в отделение ФСС. К ним прилагаются заверенные копии документов, подтверждающие обоснованность возражений.

Если исполнительный орган ФСС выносит решение не принимать расходы, произведенные с нарушением законодательства, к зачету, то копия решения вручается страхователю под расписку или направляется ему по почте.

При выявлении в результате выездной проверки нарушений, за которые к страхователю должны быть применены штрафные санкции, страхователь несет такую же ответственность, как и при камеральных проверках.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала "Бюджетный учет"

Подписано в печать

26.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Как оформить консультацию ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12 >
Статья: Учет готовой продукции: оценка, выпуск из производства, продажа ("Все для бухгалтера", 2007, N 23) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 23



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.