![]() |
| ![]() |
|
Статья: ФСИН России: от ГУПов - к центрам трудовой адаптации осужденных ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12
"Бюджетный учет", 2007, N 12
ФСИН РОССИИ: ОТ ГУПОВ - К ЦЕНТРАМ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
В соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней" на основании предшествующих указанным законодательным нормативным актам протокольных решений Правительства Российской Федерации в 2007 г. государственные унитарные предприятия исправительных учреждений преобразованы в центры трудовой адаптации осужденных и учебно-производственные мастерские, а деятельность производственного комплекса уголовно-исполнительной системы переориентирована на решение социальных задач - восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания.
Отрыв от старого
Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы не могло не затронуть такие важные аспекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как планирование, учет и отчетность. Эти вопросы в созданных центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских кардинальным образом отличаются от планирования, учета и отчетности в государственных унитарных предприятиях. Бухгалтерам и экономистам предстоит работа по освоению новой системы планирования, ведения учета и составления отчетности. Здесь следует особо отметить тот факт, что как такового переходного периода для перевода преобразованных центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских с производственного бухгалтерского учета на бюджетный учет не существует. Поэтому обучение происходит и будет происходить в процессе работы. Особенно ощутимы изменения в учете предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: другая методология, структура и характер отражения операций, нежели в государственных унитарных предприятиях. Структура и порядок заполнения форм бюджетной отчетности принципиально отличается от форм бухгалтерской отчетности в коммерческих организациях. Поэтому возникла необходимость изменения учетной политики преобразованных предприятий и освоения новых программ автоматизации бюджетного учета.
У бухгалтеров еще немало вопросов возникает в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета. Теперь все денежные потоки учреждения проходят через органы Федерального казначейства, которые в отличие от коммерческих банков предъявляют иные требования к оформлению и подтверждению платежных операций. Все денежные операции должны осуществляться в рамках утвержденной сметы доходов и расходов, которая представляет собой обоснованный план прихода и расхода денежных средств. При работе с ОФК затруднения могут возникнуть у учреждений, отдаленных от административного центра. Например, при осуществлении расчетов за товарно-материальные ценности или услуги через коммерческие банки достаточно было представить правильно оформленное платежное поручение. А в ОФК к платежному поручению прикладываются копии контрактов или договоров, счетов, товарных накладных на поставку материальных ценностей или акты выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. Уточнения по представленным документам могут послужить отсрочкой платежа на несколько дней, что не в лучшую сторону влияет на отношения с кредиторами. Для наглядности еще пример: в одном из ОФК Красноярского края открыты лицевые счета учреждениям нашей системы, которые удалены от ОФК на 200 км. Сообщение только железнодорожное и по расписанию. Для разового посещения казначейства затрачивается полтора дня на дорогу туда и обратно. Решить данную проблему можно путем внедрения электронной системы платежей. Но в настоящее время полной готовностью как ОФК, так и учреждения УИС похвастаться не могут. Но работа в этом направлении ведется активная, и, уверен, проблема будет решена. Таким образом, возникла необходимость в разработке ведомственного норматива по вопросам бюджетного планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских.
Ведомственные рекомендации
В настоящее время уже подготовлен проект такого документа, который называется "Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских". В данных рекомендациях мы постарались максимально ответить на все вопросы, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам системы: порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов; взаимодействие с органами Федерального казначейства; порядок формирования учетной политики; организация бухгалтерского учета по типовым хозяйственным операциям; калькуляция себестоимости готовой продукции; налоги и налогообложение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений УИС; порядок составления отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Этот документ призван помочь бухгалтерам и экономистам освоить процесс планирования, учета и составления отчетности предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их структуре центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских. В методических рекомендациях отражены как общие моменты планирования, учета и отчетности, так и специфические положения, присущие центрам трудовой адаптации осужденных и производственным мастерским учреждений уголовно-исполнительной системы. Основополагающим понятием методических рекомендаций является предпринимательская деятельность учреждения. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Следовательно, учреждения уголовно-исполнительной системы являются некоммерческими организациями. Исходя из организационно-правовой формы бюджетные учреждения, в том числе и исправительные, имеют ряд особенностей: - имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства; - как некоммерческая организация бюджетное учреждение не определяет получение прибыли целью своей деятельности; - деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета. Бюджетным учреждениям, основная деятельность которых направлена на достижение социальных, культурных, образовательных, научных целей, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ, учредительными документами может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Полученные от этого средства и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения. Пункт 16 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" дает такое право учреждениям, исполняющим наказания, но только для обеспечения собственной жизнедеятельности и привлечения осужденных к труду. При этом учреждения имеют право использовать имущество, переданное им в оперативное управление, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом. Виды деятельности центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских должны осуществляться в соответствии с генеральным разрешением и положением учреждения. В рамках учредительных документов учреждения должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности. Именно в рамках устава должно быть прописано, по каким критериям разграничить работы, выполняемые учреждением за счет средств федерального бюджета, а какие он вправе осуществлять на платной основе. Также необходимо учесть, что пункты, включенные в генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, могут распространяться на то или иное конкретное учреждение только в том случае, если вид приносящей доход деятельности, указанный в генеральном разрешении, нашел свое отражение в уставе этого учреждения. При организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо строго руководствоваться нормами и правилами планирования, использования и учета доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Учет затрат и формирование себестоимости
В учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют центры трудовой адаптации осужденных, производственные или учебные мастерские, подсобные хозяйства, типографии, организации для выполнения работ и оказания услуг, для заготовки и переработки материалов, строительства и прочие. Все они прежде всего были призваны обслуживать учреждения, в структуре которых состоят. Но поскольку на современном этапе развития рыночной экономики бюджетные учреждения являются неотъемлемыми ее участниками, то большинство центров трудовой адаптации и производственные мастерские выводят на рынки сбыта свою продукцию, оказывают различные платные услуги, выполняют определенные работы. Поэтому Федеральная служба исполнения наказаний уделяет особое внимание вопросам учета затрат и формирования себестоимости. При разработке Инструкций по бюджетному учету, утвержденных Приказами Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н и от 10 февраля 2006 г. N 25н, учитывалось существование во многих бюджетных учреждениях объектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По своему функциональному предназначению бюджетные учреждения не могут быть крупными промышленными предприятиями с усложненной организационной структурой, поэтому при учете своих расходов на выпуск той или иной продукции, работ или услуг в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности согласно Инструкции по бюджетному учету используется только система учета полных затрат. Она представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в соответствии с которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции (работы, услуги). Эта система учета не совсем подходит для учреждений уголовно-исполнительной системы, в составе которых в результате реформирования государственных унитарных предприятий появились объекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так как указанные учреждения постарались сохранить и даже расширить ассортимент выпускаемой продукции и перечень оказываемых работ и услуг, некоторые - в условиях сильнейшей конкуренции, и сохранить объемы выпускаемой продукции. Как показывает практика, если учреждение ведет предпринимательскую деятельность, в процессе которой не только производит готовую продукцию, но и оказывает услуги, то учитывать затраты на одном счете 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" без дополнительной аналитики невозможно. Поэтому нужно вести раздельный учет формирования себестоимости услуг и выпускаемой готовой продукции, вводя в код аналитического счета (2 106 04 340) добавочные цифры для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (п. 9 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н). Раздельный учет позволяет проследить за правильным определением фактической себестоимости производимой продукции, оказываемых работ и услуг, находить пути снижения затрат на выпуск продукции для повышения ее конкурентоспособности, что в рыночных условиях наиболее важно. Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских содержат перечень типовых проводок различного рода операций по бюджетному учету, в том числе типовые проводки по формированию себестоимости продукции (см. таблицу 1).
Таблица 1. Типовые проводки
———————————————T————————————————————T——————————————————T—————————¬ | Содержание | Дебет | Кредит | Сумма | | операции | | | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Начислена |2 106 04 340 |2 302 01 730 | 1 000—00| |заработная |Увеличение стоимости|Увеличение | | |плата рабочим |изготовления |кредиторской | | |по выпуску |материалов, готовой |задолженности | | |плитки |продукции (работ, |по заработной | | |тротуарной |услуг) |плате | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Начислен ЕСН |2 106 04 340 |2 303 02 730 | 262—00| |на заработную |Увеличение стоимости|Увеличение | | |плату |изготовления |кредиторской | | |по выпуску |материалов, готовой |задолженности | | |плитки |продукции (работ, |по ЕСН и страховым| | |тротуарной |услуг) |взносам | | | | |на обязательное | | | | |пенсионное | | | | |страхование в РФ | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Списана |2 106 04 340 |2 105 03 440 | 180—00| |стоимость |Увеличение стоимости|Уменьшение | | |горюче— |изготовления |стоимости | | |смазочных |материалов, готовой |горюче—смазочных | | |материалов |продукции (работ, |материалов | | |на выпуск |услуг) | | | |продукции | | | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Списана |2 106 04 340 |2 105 04 440 | 9 530—00| |стоимость |Увеличение стоимости|Уменьшение | | |материалов |изготовления |стоимости | | |на выпуск |материалов, готовой |строительных | | |плитки |продукции (работ, |материалов | | |тротуарной |услуг) | | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Распределены |2 106 04 340 |2 401 01 (221, | 5 080—00| |начисленные |Увеличение стоимости|222, 223, 225, | | |накладные |изготовления |226) | | |(общецеховые и|материалов, готовой |Расходы на услуги | | |общезаводские)|продукции (работ, |связи, | | |расходы |услуг) |транспортные | | | | |услуги, | | | | |коммунальные | | | | |платежи, услуги | | | | |по содержанию | | | | |имущества, прочие | | | | |услуги | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Списана |2 401 01 130 |2 106 04 440 |16 052—00| |себестоимость |Доходы от рыночных |Уменьшение | | |готовой |продаж готовой |стоимости | | |продукции |продукции, работ, |изготовления | | | |услуг |материалов, | | | | |готовой продукции | | | | |(работ, услуг) | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Отражена |2 205 03 560 |2 401 01 130 |17 650—00| |задолженность |Увеличение |Доходы от рыночных| | |заказчика |дебиторской |продаж готовой | | |продукции |задолженности |продукции, работ, | | |(работ, услуг)|по доходам |услуг | | | |от рыночных продаж | | | | |готовой продукции, | | | | |работ, услуг | | | +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+ |Начислен НДС |2 401 01 130 |2 303 04 730 | 3 177—00| | |Доходы от рыночных |Увеличение | | | |продаж готовой |кредиторской | | | |продукции, работ, |задолженности | | | |услуг |по НДС | | L——————————————+————————————————————+——————————————————+——————————А.В.Кучерявенко Заместитель главного бухгалтера Федеральной службы исполнения наказаний Подписано в печать 26.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |