Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: ФСИН России: от ГУПов - к центрам трудовой адаптации осужденных ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



"Бюджетный учет", 2007, N 12

ФСИН РОССИИ:

ОТ ГУПОВ - К ЦЕНТРАМ ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ

В соответствии с Федеральными законами о федеральном бюджете на 2005 и 2006 годы Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 660 "Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней" на основании предшествующих указанным законодательным нормативным актам протокольных решений Правительства Российской Федерации в 2007 г. государственные унитарные предприятия исправительных учреждений преобразованы в центры трудовой адаптации осужденных и учебно-производственные мастерские, а деятельность производственного комплекса уголовно-исполнительной системы переориентирована на решение социальных задач - восстановление и закрепление у осужденных профессиональных и трудовых навыков, необходимых для их адаптации в обществе после истечения срока наказания.

Отрыв от старого

Реформирование промышленного сектора уголовно-исполнительной системы не могло не затронуть такие важные аспекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы, как планирование, учет и отчетность. Эти вопросы в созданных центрах трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских кардинальным образом отличаются от планирования, учета и отчетности в государственных унитарных предприятиях. Бухгалтерам и экономистам предстоит работа по освоению новой системы планирования, ведения учета и составления отчетности. Здесь следует особо отметить тот факт, что как такового переходного периода для перевода преобразованных центров трудовой адаптации осужденных и учебно-производственных мастерских с производственного бухгалтерского учета на бюджетный учет не существует. Поэтому обучение происходит и будет происходить в процессе работы.

Особенно ощутимы изменения в учете предпринимательской и иной приносящей доход деятельности: другая методология, структура и характер отражения операций, нежели в государственных унитарных предприятиях. Структура и порядок заполнения форм бюджетной отчетности принципиально отличается от форм бухгалтерской отчетности в коммерческих организациях. Поэтому возникла необходимость изменения учетной политики преобразованных предприятий и освоения новых программ автоматизации бюджетного учета.

У бухгалтеров еще немало вопросов возникает в связи с переходом на казначейское исполнение бюджета. Теперь все денежные потоки учреждения проходят через органы Федерального казначейства, которые в отличие от коммерческих банков предъявляют иные требования к оформлению и подтверждению платежных операций. Все денежные операции должны осуществляться в рамках утвержденной сметы доходов и расходов, которая представляет собой обоснованный план прихода и расхода денежных средств.

При работе с ОФК затруднения могут возникнуть у учреждений, отдаленных от административного центра. Например, при осуществлении расчетов за товарно-материальные ценности или услуги через коммерческие банки достаточно было представить правильно оформленное платежное поручение. А в ОФК к платежному поручению прикладываются копии контрактов или договоров, счетов, товарных накладных на поставку материальных ценностей или акты выполненных работ (оказанных услуг) и т.п. Уточнения по представленным документам могут послужить отсрочкой платежа на несколько дней, что не в лучшую сторону влияет на отношения с кредиторами. Для наглядности еще пример: в одном из ОФК Красноярского края открыты лицевые счета учреждениям нашей системы, которые удалены от ОФК на 200 км. Сообщение только железнодорожное и по расписанию. Для разового посещения казначейства затрачивается полтора дня на дорогу туда и обратно. Решить данную проблему можно путем внедрения электронной системы платежей. Но в настоящее время полной готовностью как ОФК, так и учреждения УИС похвастаться не могут. Но работа в этом направлении ведется активная, и, уверен, проблема будет решена.

Таким образом, возникла необходимость в разработке ведомственного норматива по вопросам бюджетного планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских.

Ведомственные рекомендации

В настоящее время уже подготовлен проект такого документа, который называется "Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских".

В данных рекомендациях мы постарались максимально ответить на все вопросы, с которыми приходится сталкиваться бухгалтерам системы: порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов; взаимодействие с органами Федерального казначейства; порядок формирования учетной политики; организация бухгалтерского учета по типовым хозяйственным операциям; калькуляция себестоимости готовой продукции; налоги и налогообложение предпринимательской и иной приносящей доход деятельности учреждений УИС; порядок составления отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы.

Этот документ призван помочь бухгалтерам и экономистам освоить процесс планирования, учета и составления отчетности предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их структуре центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских. В методических рекомендациях отражены как общие моменты планирования, учета и отчетности, так и специфические положения, присущие центрам трудовой адаптации осужденных и производственным мастерским учреждений уголовно-исполнительной системы.

Основополагающим понятием методических рекомендаций является предпринимательская деятельность учреждения. Согласно ст. 2 Гражданского кодекса предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации). Следовательно, учреждения уголовно-исполнительной системы являются некоммерческими организациями.

Исходя из организационно-правовой формы бюджетные учреждения, в том числе и исправительные, имеют ряд особенностей:

- имущество, отражаемое на балансе учреждения, является собственностью государства;

- как некоммерческая организация бюджетное учреждение не определяет получение прибыли целью своей деятельности;

- деятельность учреждения полностью или частично финансируется из бюджета.

Бюджетным учреждениям, основная деятельность которых направлена на достижение социальных, культурных, образовательных, научных целей, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей граждан, а также иные цели, направленные на достижение общественных благ, учредительными документами может быть предоставлено право заниматься деятельностью, приносящей доходы. Полученные от этого средства и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения.

Пункт 16 ст. 14 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" дает такое право учреждениям, исполняющим наказания, но только для обеспечения собственной жизнедеятельности и привлечения осужденных к труду. При этом учреждения имеют право использовать имущество, переданное им в оперативное управление, для осуществления любой предпринимательской деятельности, не запрещенной законом.

Виды деятельности центров трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских должны осуществляться в соответствии с генеральным разрешением и положением учреждения.

В рамках учредительных документов учреждения должны быть определены конкретные виды предпринимательской деятельности. Именно в рамках устава должно быть прописано, по каким критериям разграничить работы, выполняемые учреждением за счет средств федерального бюджета, а какие он вправе осуществлять на платной основе. Также необходимо учесть, что пункты, включенные в генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской деятельности, могут распространяться на то или иное конкретное учреждение только в том случае, если вид приносящей доход деятельности, указанный в генеральном разрешении, нашел свое отражение в уставе этого учреждения.

При организации предпринимательской и иной приносящей доход деятельности необходимо строго руководствоваться нормами и правилами планирования, использования и учета доходов, получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Учет затрат и формирование себестоимости

В учреждениях уголовно-исполнительной системы функционируют центры трудовой адаптации осужденных, производственные или учебные мастерские, подсобные хозяйства, типографии, организации для выполнения работ и оказания услуг, для заготовки и переработки материалов, строительства и прочие. Все они прежде всего были призваны обслуживать учреждения, в структуре которых состоят. Но поскольку на современном этапе развития рыночной экономики бюджетные учреждения являются неотъемлемыми ее участниками, то большинство центров трудовой адаптации и производственные мастерские выводят на рынки сбыта свою продукцию, оказывают различные платные услуги, выполняют определенные работы. Поэтому Федеральная служба исполнения наказаний уделяет особое внимание вопросам учета затрат и формирования себестоимости.

При разработке Инструкций по бюджетному учету, утвержденных Приказами Минфина России от 26 августа 2004 г. N 70н и от 10 февраля 2006 г. N 25н, учитывалось существование во многих бюджетных учреждениях объектов предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По своему функциональному предназначению бюджетные учреждения не могут быть крупными промышленными предприятиями с усложненной организационной структурой, поэтому при учете своих расходов на выпуск той или иной продукции, работ или услуг в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности согласно Инструкции по бюджетному учету используется только система учета полных затрат. Она представляет собой систему учета затрат и калькулирования себестоимости продукции, в соответствии с которой все прямые производственные затраты и все косвенные затраты включаются в себестоимость продукции (работы, услуги).

Эта система учета не совсем подходит для учреждений уголовно-исполнительной системы, в составе которых в результате реформирования государственных унитарных предприятий появились объекты предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, так как указанные учреждения постарались сохранить и даже расширить ассортимент выпускаемой продукции и перечень оказываемых работ и услуг, некоторые - в условиях сильнейшей конкуренции, и сохранить объемы выпускаемой продукции.

Как показывает практика, если учреждение ведет предпринимательскую деятельность, в процессе которой не только производит готовую продукцию, но и оказывает услуги, то учитывать затраты на одном счете 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" без дополнительной аналитики невозможно. Поэтому нужно вести раздельный учет формирования себестоимости услуг и выпускаемой готовой продукции, вводя в код аналитического счета (2 106 04 340) добавочные цифры для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям (п. 9 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н).

Раздельный учет позволяет проследить за правильным определением фактической себестоимости производимой продукции, оказываемых работ и услуг, находить пути снижения затрат на выпуск продукции для повышения ее конкурентоспособности, что в рыночных условиях наиболее важно.

Методические рекомендации по организации планирования, учета и отчетности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности исправительных учреждений с учетом создания в их составе центра трудовой адаптации осужденных и производственных мастерских содержат перечень типовых проводок различного рода операций по бюджетному учету, в том числе типовые проводки по формированию себестоимости продукции (см. таблицу 1).

Таблица 1. Типовые проводки

     
   ———————————————T————————————————————T——————————————————T—————————¬
   |  Содержание  |        Дебет       |      Кредит      |  Сумма  |
   |   операции   |                    |                  |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Начислена     |2 106 04 340        |2 302 01 730      | 1 000—00|
   |заработная    |Увеличение стоимости|Увеличение        |         |
   |плата рабочим |изготовления        |кредиторской      |         |
   |по выпуску    |материалов, готовой |задолженности     |         |
   |плитки        |продукции (работ,   |по заработной     |         |
   |тротуарной    |услуг)              |плате             |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Начислен ЕСН  |2 106 04 340        |2 303 02 730      |   262—00|
   |на заработную |Увеличение стоимости|Увеличение        |         |
   |плату         |изготовления        |кредиторской      |         |
   |по выпуску    |материалов, готовой |задолженности     |         |
   |плитки        |продукции (работ,   |по ЕСН и страховым|         |
   |тротуарной    |услуг)              |взносам           |         |
   |              |                    |на обязательное   |         |
   |              |                    |пенсионное        |         |
   |              |                    |страхование в РФ  |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Списана       |2 106 04 340        |2 105 03 440      |   180—00|
   |стоимость     |Увеличение стоимости|Уменьшение        |         |
   |горюче—       |изготовления        |стоимости         |         |
   |смазочных     |материалов, готовой |горюче—смазочных  |         |
   |материалов    |продукции (работ,   |материалов        |         |
   |на выпуск     |услуг)              |                  |         |
   |продукции     |                    |                  |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Списана       |2 106 04 340        |2 105 04 440      | 9 530—00|
   |стоимость     |Увеличение стоимости|Уменьшение        |         |
   |материалов    |изготовления        |стоимости         |         |
   |на выпуск     |материалов, готовой |строительных      |         |
   |плитки        |продукции (работ,   |материалов        |         |
   |тротуарной    |услуг)              |                  |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Распределены  |2 106 04 340        |2 401 01 (221,    | 5 080—00|
   |начисленные   |Увеличение стоимости|222, 223, 225,    |         |
   |накладные     |изготовления        |226)              |         |
   |(общецеховые и|материалов, готовой |Расходы на услуги |         |
   |общезаводские)|продукции (работ,   |связи,            |         |
   |расходы       |услуг)              |транспортные      |         |
   |              |                    |услуги,           |         |
   |              |                    |коммунальные      |         |
   |              |                    |платежи, услуги   |         |
   |              |                    |по содержанию     |         |
   |              |                    |имущества, прочие |         |
   |              |                    |услуги            |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Списана       |2 401 01 130        |2 106 04 440      |16 052—00|
   |себестоимость |Доходы от рыночных  |Уменьшение        |         |
   |готовой       |продаж готовой      |стоимости         |         |
   |продукции     |продукции, работ,   |изготовления      |         |
   |              |услуг               |материалов,       |         |
   |              |                    |готовой продукции |         |
   |              |                    |(работ, услуг)    |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Отражена      |2 205 03 560        |2 401 01 130      |17 650—00|
   |задолженность |Увеличение          |Доходы от рыночных|         |
   |заказчика     |дебиторской         |продаж готовой    |         |
   |продукции     |задолженности       |продукции, работ, |         |
   |(работ, услуг)|по доходам          |услуг             |         |
   |              |от рыночных продаж  |                  |         |
   |              |готовой продукции,  |                  |         |
   |              |работ, услуг        |                  |         |
   +——————————————+————————————————————+——————————————————+—————————+
   |Начислен НДС  |2 401 01 130        |2 303 04 730      | 3 177—00|
   |              |Доходы от рыночных  |Увеличение        |         |
   |              |продаж готовой      |кредиторской      |         |
   |              |продукции, работ,   |задолженности     |         |
   |              |услуг               |по НДС            |         |
   L——————————————+————————————————————+——————————————————+——————————
   
А.В.Кучерявенко Заместитель главного бухгалтера Федеральной службы исполнения наказаний Подписано в печать 26.11.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Особенности перевода ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12 >
Статья: Как оформить консультацию ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.