Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Плата за негативное воздействие на окружающую среду ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



"Бюджетный учет", 2007, N 12

ПЛАТА ЗА НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

Начиная с 1992 г. все юридические лица, так или иначе загрязняющие природу и атмосферу, независимо от организационно-правовой формы должны были уплачивать за это определенную сумму. Однако, как показала практика, многие бухгалтеры не знают не только о том, что с третьего квартала форма расчета платы "за грязь" поменялась, но даже не подозревают о самом ее существовании.

О нормотворчестве

Плата за негативное воздействие на окружающую среду (ПНВОС) установлена ст. 16 Закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ). Порядок исчисления и уплаты экологических платежей, их предельных размеров прописан в Постановлении Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" (далее - Порядок N 632).

Также к документам, регулирующим порядок исчисления и взимания платы за загрязнение окружающей среды, относят:

- Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401 "О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору";

- Постановление Правительства РФ от 2 марта 2000 г. N 183 "О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него";

- Приказ Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду";

- Постановление Правительства РФ от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сборы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" (далее - Постановление N 344);

- Приказ Ростехнадзора от 2 августа 2005 г. N 545 "Об утверждении порядка постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду в территориальных органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору" (далее - Приказ N 545);

- Приказ Ростехнадзора от 24 ноября 2005 г. N 867 "О ведении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду";

- Закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ);

- Приказ Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" (далее - Приказ N 204).

Примечание. Авторитетное мнение

В.У. Белоус, начальник отдела государственного экологического контроля и администрирования платежей Московского МТУ Ростехнадзора

В соответствии с Порядком N 632 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием территориальных органов МПР России, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих администрирование платы за негативное воздействие на окружающую среду, могут осуществлять корректировку размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий и зачисление этих средств в счет указанных платежей, а также по согласованию с территориальными органами МПР России и Госсанэпиднадзора России могут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной или культурной сферы и организации, финансируемые из бюджетов разных уровней.

В настоящее время функции по согласованию решений исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о понижении размера платы и (или) освобождения от ее уплаты отдельных плательщиков возложены на Ростехнадзор и его территориальные органы (Письма Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-06-05-04/3, от 12 июля 2006 г. N 03-07-03-07/44).

Понижение размеров платы или освобождение от нее возможно, если учреждение полностью финансируется из бюджета, не ведет предпринимательскую деятельность и является организацией социальной (культурной) сферы.

Но, опять же, здесь возникает проблема: бюджетное законодательство и законодательство в области охраны окружающей среды не соответствуют друг другу в этой части. Процедура перечисления платы за негативное воздействие на окружающую среду, установленная Бюджетным кодексом, не предусматривает освобождения от нее.

Кто, за что, когда?

Как сказано в п. 1 Порядка N 632, плату должны вносить предприятия, учреждения, организации, иностранные юридические лица и физические лица, ведущие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием <*>. Под данным термином понимают пользование природой (землей, недрами, почвой, поверхностными и подземными водами, атмосферным воздухом, растительным, животным миром, другими организмами, озоновым слоем атмосферы и околоземным космическим пространством, обеспечивающими в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле), использование природных и природно-антропогенных объектов (Письмо Ростехнадзора от 9 июня 2007 г. N 04-09/694).

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В настоящее время нет утвержденных ставок платы. Поэтому плату за данный вид негативного воздействия перечислять не нужно.

Примечание. О филиалах

В настоящее время филиалы не могут самостоятельно вставать на учет, они не являются плательщиками, не обладают гражданской правоспособностью (ст. 55 ГК РФ). Поэтому по общему правилу платежи за филиалы должны вносить юридические лица (головные организации) по месту учета объектов негативного воздействия. Однако на основании доверенности обособленные подразделения вправе осуществлять уплату обязательных и иных платежей, если эти полномочия закреплены за ними на основании утвержденных положений (Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/170).

Плату взимают за следующие виды негативного воздействия:

- выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ от стационарных и передвижных источников (транспортные средства (в том числе воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты), другие объекты, работающие на бензине, дизельном топливе, керосине, сжиженном (сжатом) нефтяном или природном газе);

- сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;

- размещение отходов производства и потребления;

- загрязнение недр, почв;

- иные виды негативного воздействия на окружающую среду (шум, тепло, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.) <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> В настоящее время нет утвержденных ставок платы. Поэтому плату за данный вид негативного воздействия перечислять не нужно. ПНВОС, подлежащую уплате по итогам отчетного периода, нужно перечислять не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал (п. п. 1, 2 Приказа Ростехнадзора от 8 июня 2006 г. N 557 "Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду"). В те же сроки представляют расчет платы. Его форма начиная с III квартала 2007 г. утверждена Приказом N 204. Расчет следует представлять в одном экземпляре в терорганы Ростехнадзора (управления, межрегиональные управления, межрегиональные территориальные управления по экологическому и технологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору) по местонахождению стационарного объекта или по месту государственной регистрации передвижного объекта негативного воздействия. Если объекты, оказывающие негативное воздействие, находятся в разных субъектах Российской Федерации, следует подавать отдельные расчеты. При эксплуатации на территории одного субъекта Российской Федерации более чем одного объекта негативного воздействия расчет платы по данным объектам включают в единый расчет. Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению: - в доход федерального бюджета по нормативу 20 процентов (ст. 51 БК РФ); - в доход бюджета субъектов Российской Федерации - по нормативу 40 процентов (ст. 57 БК РФ). В бюджеты городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежит зачислению 80 процентов платы; - в доходы бюджетов муниципальных районов и городских округов - по нормативу 40 процентов (ст. 62 БК РФ). Постановка на учет Плательщик ПНВОС подлежит постановке на учет в территориальных органах Ростехнадзора по местонахождению каждого стационарного объекта негативного воздействия и (или) по месту государственной регистрации каждого передвижного объекта негативного воздействия (п. 4 Приказа N 545). В случае если у плательщика имеется более одного объекта негативного воздействия, его ставят на учет по каждому объекту отдельно. Постановка на учет осуществляется в течение 30 дней после получения территориальными органами Ростехнадзора информации об осуществлении выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещении отходов производства и потребления, облагаемых платой. Для этого нужно оформить соответствующее заявление на постановку на учет и представить анкету с указанием всех объектов, оказывающих негативное воздействие: количество стационарных и передвижных источников и т.д. В территориальных органах Ростехнадзора организации присваивают регистрационный номер, данные о ней и об объекте негативного воздействия вносят в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, и выдают выписку о внесении в реестр. По просьбе организации органы Ростехнадзора в срок не позднее 30 дней с момента получения запроса должны выдать ей свидетельство на бумажном носителе. Его выдают представителю плательщика (уполномоченному представителю) при предъявлении паспорта (доверенности на получение) лично под расписку либо направляют по почте заказным письмом (способ выбирает организация). Расчет платы Первый этап. Для каждой организации устанавливают предельно допустимые нормативы образования отходов, выбросов, сбросов. При этом им выдают разрешение, где эти нормативы указаны. Любой хозяйствующий объект при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязан согласовать с Ростехнадзором норматив образования отходов (ст. ст. 11, 18 Закона N 89-ФЗ). Его утверждают территориальные органы Ростехнадзора на основании проекта, разработанного природопользователем (Приказ Ростехнадзора от 20 сентября 2007 г. N 643 "Об утверждении административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов"), в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461. Проект разрабатывают на основании Методических указаний, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 11 марта 2002 г. N 115. Для непроизводственной сферы предусмотрена упрощенная форма проекта. Она не требует планирования размещения отходов. Этот документ должен содержать три раздела: - общие сведения о юридическом лице; - перечень, состав и физико-химические характеристики образующихся отходов; - схема операционного движения отходов. Но для того чтобы представить упрощенный проект, должны выполняться несколько условий: - наличие соответствующего решения территориального органа Ростехнадзора; - должны образовываться отходы лишь V, IV, III классов опасности, отходы I класса опасности могут быть представлены только люминесцентными лампами. Должен быть отдельно предусмотрен порядок их сбора и экологически безопасного размещения; - суммарное количество отходов не должно превышать 30 тонн в год; - масса отходов III класса опасности для окружающей природной среды не должна превышать 1 процента от общей массы образующихся отходов. Внимание! Учет загрязняющих веществ должен быть документально оформлен. Помимо бухгалтерских документов можно применять и журнал образования и движения загрязняющих веществ, отходов (Письмо Ростехнадзора от 4 июня 2007 г. N 04-09/673). Что касается транспортных средств, то их проверка на соответствие выбросов вредных веществ в атмосферу техническим нормативам проводится в рамках техосмотра (пп. "а" п. 2 Постановления Правительства РФ от 6 февраля 2002 г. N 83 "О проведении регулярных проверок транспортных и иных передвижных средств на соответствие техническим нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"). Автомобиль не пройдет техосмотр и не получит разрешение на последующую эксплуатацию, если объем выбросов превышает установленные нормы. По сути, машины, которые прошли техосмотр, соответствуют нормам допустимых выбросов в атмосферу. В связи с этим для одного-двух автомобилей нет необходимости в установлении нормативов. Как правило, их устанавливают для организованных площадок (гаражи, автостоянки и иные крупные скопления транспортных средств). При невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов могут устанавливаться лимиты на выбросы и сбросы на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Кроме того, у организации должны быть планы снижения выбросов и сбросов, согласованные с органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (п. 3 ст. 23 Закона N 7-ФЗ). Для того чтобы получить дифференцированную ставку платежей, следует умножить базовые нормативы платы на определенные коэффициенты. За вредное воздействие на окружающую среду установлены базовые нормативы платы: - в пределах допустимых нормативов; - в пределах установленных лимитов (временно согласованных нормативов). Данные нормативы определяют по каждому ингредиенту загрязняющего вещества, виду вредного воздействия с учетом степени их опасности. Они установлены в Постановлении N 344. Существуют нормативы платы: - за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками (для различных видов топлива); - за размещение отходов производства и потребления; - за сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; - за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками. Коэффициенты, на которые умножают нормативы платы, приведены в Приложении 2 к Постановлению N 344. Различают коэффициент: - учитывающий экологические факторы (состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям экономических районов Российской Федерации. Если загрязнение производится в городе, то данный показатель применяют с дополнительным коэффициентом 1,2; - учитывающий экологические факторы (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек; - для особо охраняемых природных территорий (в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов, а также для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Байкальской природной территории и зон экологического бедствия) - 2; - 0,3 - применяют к нормативам платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; - 0 - применяют при размещении отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 1 года с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение отчетного периода либо 1 года с момента образования отходов. Применение коэффициента 0 возможно при условии подтверждения использования (утилизации) отходов первичными документами. До этого плата начисляется в общеустановленном порядке. После подтверждения использования отходов плательщиком представляется корректирующий расчет платы, учитывающий применение нулевого коэффициента, а возникшая сумма переплаты зачисляется в счет погашения имеющейся недоимки по плате, а при ее отсутствии по заявлению плательщика подлежит зачету в счет предстоящих платежей или возврату (п. 4 Письма Ростехнадзора от 4 июня 2007 г. N 04-09/673); - коэффициент инфляции. В 2007 г. применяют коэффициенты, установленные в 2003 г. (Постановлением N 344), с коэффициентом 1,4, а нормативы, установленные в 2005 г. (в ред. Постановления Правительства РФ от 1 июля 2005 г. N 410), - с коэффициентом 1,15 (ст. 21 Закона от 19 декабря 2006 г. N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год"). В 2008 г. эти нормативы будут применяться с коэффициентами 1,48 и 1,21 для 2003 и 2005 гг. соответственно (п. 3 ст. 3 Закона от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов"). Второй этап. Плату в размерах, не превышающих установленных предельно допустимых нормативов, определяют путем умножения соответствующих ставок платы на "объем" загрязняющих веществ и суммирования полученных произведений по видам загрязнения (п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением N 632). ПНВОС в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Плату за сверхлимитное загрязнение определяют умножением соответствующих ставок платы в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы загрязнений над установленными лимитами, суммированием полученных произведений по видам загрязнения и умножением этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей среды в таких случаях определяется в пятикратном размере (п. 5 Порядка N 632). Столько же взимается и при отсутствии утвержденных лимитов, поскольку весь объем размещаемых отходов, производимых выбросов и т.д. считается сверхлимитным (п. 4 Письма Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/169). Примечание. Налог на прибыль Для целей исчисления налога на прибыль платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов в пределах утвержденных лимитов могут включаться в состав материальных расходов (пп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ). На основании п. 4 ст. 270 Налогового кодекса платежи за предельно допустимые нормативы и сверхнормативные выбросы не учитывают при определении базы по налогу на прибыль (Письма УФНС по г. Москве от 28 июня 2007 г. N 20-12/060976, Минфина России от 1 декабря 2005 г. N 03-03-04/403). Внимание! Плата за негативное воздействие на окружающую среду налоговым платежом не является (Определение Конституционного Суда РФ от 10 декабря 2002 г. N 284-О). Поэтому меры принудительного взыскания, обеспечения исполнения обязательства и налоговой ответственности к ней не применяются. Однако невнесение в установленные сроки ПНВОС влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3000 до 6000 руб., на юридических лиц - от 50 000 до 100 000 руб. (ст. 8.41 КоАП РФ). Кроме того, администратор платы в соответствии с Гражданским кодексом может взыскать задолженность как путем предъявления претензий, так и в судебном порядке. Плата за транспорт В этом случае организация должна рассчитывать платежи, умножая соответствующие нормативы на количество израсходованного за отчетный период топлива и на поправочные коэффициенты к нормативам платы, по формуле: r П = SUM Y x Т x К x К , н транс e=1 e e э атм ин где e - вид топлива (бензин неэтилированный, дизельное топливо, керосин, сжатый природный газ, сжиженный газ); Y - норматив платы за выброс в атмосферный воздух e загрязняющих веществ передвижными источниками при использовании 1 тонны e-го вида топлива (руб.); Т - количество e-го вида топлива, израсходованного e передвижным источником за отчетный период (т) по данным первичной отчетности; К - коэффициент, учитывающий экологические факторы, по э атм территориям экономических районов Российской Федерации; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Количество израсходованного топлива подтверждают первичными документами бухгалтерского учета, к примеру, путевыми листами (Письмо Ростехнадзора от 2 августа 2007 г. N 04-09/1037). При отсутствии данных о количестве израсходованного топлива плата за выбросы определяется по типам транспортных средств и из расчета ожидаемых условий и места их эксплуатации (среднегодовой пробег, расход топлива или количество моточасов работы на уровне восьмидесятипятипроцентной обеспеченности и т.д.). Об этом сказано в п. 2.6 Приложения 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России от 26 января 1993 г. Пример 1. На балансе учреждения числятся пять автомобилей. Три из них работают на бензине, два - на дизельном топливе. По данным путевых листов, было израсходовано 900 литров бензина, 600 литров дизельного топлива. Плотность бензина составляет 0,775 г/куб. см, а дизельного топлива - 0,843 кг/л. Следовательно, количество израсходованного бензина составило 900 л x 0,775 г/куб. см / 1000 = 0,6975 т, дизельного топлива - 0,5058 т. Норматив платы за 1 тонну израсходованного бензина составляет 1,3 руб/т. Норматив платы за 1 тонну израсходованного дизельного топлива составляет 2,5 руб/т. Согласно результатам ежеквартальной проверки превышения допустимых выбросов нет. Учреждение находится в городе Центрального района, поэтому следует применять коэффициенты 1,9 и 1,2. Инфляционный коэффициент составляет 1,4. Платежи за выбросы в атмосферу вредных веществ автомобилем составили: 0,6975 т x 1,3 руб/т x 1,9 x 1,2 x 1,4 + 0,5058 т x 2,5 руб/т x 1,9 x 1,2 x 1,4 = 6,93 руб. Плата за превышение нормативов выбросов загрязняющих веществ от автотранспортных средств в атмосферу начисляется органами государственного экологического контроля по результатам контроля соответствия транспортных средств требованиям стандартов, регламентирующих содержание загрязняющих веществ в отработавших газах в условиях эксплуатации (п. 2.7 Приложения N 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26 января 1993 г.), по формуле: p П = 5 x SUM П x d , сн транс j=1 нj j где j - тип транспортного средства (j = 1, 2... p); П - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах нj установленных нормативов от j-го типа транспортного средства (руб.); d - доля транспортных средств j-го типа, не соответствующих j стандартам. Определяется как соотношение количества транспортных средств, не соответствующих требованиям стандартов, к общему количеству проверенных транспортных средств. Плата за мусор В данном случае для целей определения плательщика приоритетными являются право собственности на отходы и вопрос определения лица, осуществляющего их размещение (хранение). Ведь обязанности по внесению платы возникают у собственника отходов при их хранении и (или) захоронении. Как правило, обычные организации не причастны к размещению (хранению) мусора, поскольку они заключают договор на вывоз мусора со специализированной службой, имеющей лицензию на обращение с отходами. Здесь, правда, существует опасный момент. Передачу отходов с переходом права собственности необходимо отличать от передачи отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, поскольку в этом случае наличие договора не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду. Чтобы избежать споров с инспекторами, в контракте следует прописать, что в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона N 89-ФЗ право собственности на отходы приобретено специализированной организацией. В этом случае все права на отходы и обязанности по внесению платы возникают у нового собственника (Письма Ростехнадзора от 27 апреля 2007 г. N 04-09/455, от 25 июля 2007 г. N 04-09/1001). Нелишним будет упомянуть и о конкретных обязанностях перевозчика: вывозить отходы, размещать их, вносить ПНВОС. При заключении договора комиссии нужно помнить, что если размещение отходов осуществляется от лица их собственника, то все права и обязанности возникают у принципала (доверителя). Поэтому в контракте должно быть записано, что размещение отходов осуществляется от лица комиссионера, он приобретает права на них и становится обязанным, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки (Письмо Ростехнадзора от 23 декабря 2005 г. N СС-47/145). Кроме соответствующего договора понадобятся акт приемки-передачи или накладные, содержащие физические показатели отходов (вид, вес или объем), товарно-транспортные накладные. Хотя плату за размещение отходов и вносит специализированная организация, данная сумма так или иначе будет присутствовать в цене на вывоз мусора. Рассмотрим, как ее рассчитывают. Пример 2. В учреждении, расположенном в поселке Уральского округа, за квартал образуется 30 кг твердых бытовых отходов ("Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (Федеральный классификационный каталог, утвержденный Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Российской Федерации от 2 декабря 2002 г. N 786, отходы IV класса опасности - малоопасные)). Норматив платы для этого класса: 248,4 руб. за тонну. Территориальный коэффициент для почвы в Уральском районе - 1,7. Коэффициент инфляции - 1,4. Сумма платежа за год равна 71 руб. (4 кв. x (0,03 т x 248,4 руб/т x 1,7 x 1,4)). Арендные отношения Как правило, при аренде помещения мусор арендатора вывозит арендодатель. В этой ситуации, опять же, нужно определиться с тем, кто является собственником отходов. Если по договору это арендатор, то и вносить плату должен он. Если же арендодатель, то плата ложится на его плечи (Письмо Ростехнадзора от 12 февраля 2007 г. N 04-09/170). Теперь откройте договор аренды. Найдете ли вы там пункт про мусор? Скорее всего, нет. В этом случае нужно обратиться к Закону N 89-ФЗ. Там сказано, что собственником отходов является собственник сырья, материалов, изделий и так далее, в результате использования которых и появились отходы. Следовательно, вносить плату придется арендатору помещения. Плата за стационарные объекты Многие учреждения имеют стационарные источники выбросов: дизель-генераторы, используемые для резервного освещения, котельные и т.д. В этом случае учреждения должны разрабатывать проект предельно допустимых выбросов и получать разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Плата за выбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленных нормативов выбросов, рассчитывают по следующей формуле: n П = SUM С x М x К x К н атм i=1 нi атм i атм э атм ин при М <= М , i атм нi атм где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); П - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах н атм установленных нормативов выбросов (руб.); С - норматив платы за выброс одной тонны i-го нi атм загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов (руб.); М - фактическая масса выброса i-го загрязняющего вещества i атм (т); М - допустимый выброс i-го загрязняющего вещества в нi атм пределах установленного норматива (т); К - коэффициент, учитывающий экологический фактор э атм состояния атмосферного воздуха в данном регионе; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле: n П = SUM С x (М - М ) x К x К л атм i=1 лi атм i атм нi атм э атм ин при М < М <= М , нi i атм лi атм где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); П - плата за выбросы загрязняющих веществ в пределах л атм установленных нормативов выбросов (руб.); С - норматив платы за выброс одной тонны i-го лi атм загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.); М - фактическая масса выброса i-го загрязняющего вещества i атм (т); М - допустимый выброс i-го загрязняющего вещества в нi атм пределах установленного норматива (т); М - выброс i-го загрязняющего вещества в пределах лi атм установленного лимита (т); К - коэффициент, учитывающий экологический фактор э атм состояния атмосферного воздуха в данном регионе; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Если выбросы (сбросы) по объекту, в отношении которого установлен временный лимит, превысили его, то платежи "за грязь" определяют так: n П = 5 x SUM С x М - М ) x К x К л атм i=1 лi атм i атм лi атм э атм ин при М > М , i атм лi атм П - плата за сверхлимитный выброс загрязняющих веществ сл атм (руб.). Общая плата за загрязнение атмосферного воздуха от стационарных источников определяется по формуле: П = П П П . атм н атм л атм сл атм Пример 3. Организация находится в Москве (Центральный экономический район). Коэффициент, учитывающий экологический фактор, - 1,9. При выбросе загрязняющих веществ в атмосферу городов применяется дополнительный коэффициент 1,2, коэффициент индексации - 1,4. Организация осуществляет выбросы в атмосферу сероуглерода и свинца сернистого. Фактические выбросы составили: сероуглерода - 8,5 т, свинца сернистого - 5,7 т. Предельно допустимый норматив установлен в размере: сероуглерод - 7,5 т, свинец - 5,0 т. Временно согласованные выбросы (лимиты) согласованы в количестве: сероуглерод - 8,2 т, а свинец - 5,9 т. 1. Ставка платы в пределах норматива равна: по сероуглероду - 410 руб. за 1 т; по свинцу - 1206 руб. за 1 т. Ставка платы составит за 1 т: по сероуглероду - 1308,72 руб. (410 руб. x 1,9 x 1,2 x 1,4); по свинцу - 3849,55 руб. (1206 руб. x 1,9 x 1,2 x 1,4). По указанным ставкам облагается количество фактических выбросов в пределах нормативов: по сероуглероду - 7,5 т, по свинцу - 5,0 т. Сумма платы составит: по сероуглероду - 9815,4 руб. (1308,72 руб. x 7,5 т); по свинцу - 19 247,76 руб. (3849,55 руб. x 5,0 т). Всего: 24 911,25 руб. 2. Ставка платы в пределах лимита равна: по сероуглероду - 2050 руб. за 1 т; по свинцу - 6030 руб. за 1 т. Ставка платы составит за 1 т: по сероуглероду - 6543,6 руб. (2050 руб. x 1,9 x 1,2 x 1,4); по свинцу - 19 247,76 руб. (6030 руб. x 1,9 x 1,2 x 1,4). По указанным ставкам облагается количество фактических выбросов сверх нормативов в пределах лимитов: по сероуглероду - 0,7 т (8,2 - 7,5); по свинцу - 0,9 т (5,9 - 5,0). Сумма платы составит: по сероуглероду - 4580,52 руб. (6543,6 руб. x 0,7 т); по свинцу - 17 322,98 руб. (19 247,76 руб. x 0,9 т). Всего: 21 903,5 руб. 3. Определяем количество выбросов сверх лимитов для исчисления платы в пятикратном размере: по сероуглероду - 0,3 т (8,5 - 8,2). Сумма платы составит 9815,4 руб. (2050 руб. x 1,9 x 1,2 x 1,4 x 5 x 0,3). По свинцу сверхлимитного выброса нет. Плата за сброс Плата за сбросы загрязняющих веществ в размерах, не превышающих установленные допустимые нормативы сбросов, определяется по следующей формуле: n П = SUM С x М x К x К н вод i=1 нi вод i вод э вод ин при М <= М , i вод нi вод где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); П - плата за сброс загрязняющих веществ в пределах н вод установленных нормативов сбросов (руб.); С - норматив платы за сброс одной тонны i-го нi вод загрязняющего вещества в пределах установленных нормативов выбросов (руб.); М - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества i вод (т); М - допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в нi вод пределах установленного норматива (т). К - коэффициент, учитывающий экологические факторы э вод (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Плата за сброс загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов рассчитывается по следующей формуле: n П = SUM С x (М - М ) x К x К л вод i=1 лi вод i вод нi вод э вод ин при М < М <= М , нi вод i вод лi вод где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); П - плата за сброс загрязняющих веществ в пределах л вод установленных нормативов выбросов (руб.); С - норматив платы за сброс 1 тонны i-го загрязняющего лi вод вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.); М - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества i вод (т); М - допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в нi вод пределах установленного норматива (т); М - сброс i-го загрязняющего вещества в пределах лi вод установленного лимита (т); К - коэффициент, учитывающий экологические факторы э вод (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Плата за сверхлимитный сброс загрязняющих веществ определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы сбросов над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязняющих веществ и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент. n П = 5 x SUM С x (М - М ) x К x К сл вод i=1 лi вод i вод лi вод э вод ин при М > М , i вод лi вод где i - вид загрязняющего вещества (i = 1, 2, 3... n); П - плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ сл вод (руб.); С - норматив платы за сброс одной тонны i-го лi вод загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов (руб.); М - фактическая масса сброса i-го загрязняющего вещества i вод (т); М - допустимый сброс i-го загрязняющего вещества в лi вод пределах установленного лимита (т); К - коэффициент, учитывающий экологические факторы э вод (состояние водных объектов), по бассейнам морей и рек; К - коэффициент индексации платы за негативное воздействие ин на окружающую среду. Общая плата за сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты определяется по формуле: П = П П П . атм н атм л атм сл атм Пример 4. У организации (Ростовская область) есть разрешение на сброс взвешенных веществ. В водный объект, имеющий рыбохозяйственное значение второй категории, было сброшено 13 тонн взвешенных веществ. Установленные нормативы предельно допустимых сбросов не превышены. Фоновая концентрация взвешенных веществ в воде, использованная при расчете предельно допустимого сброса, составляет 5,5 мг/л. Поскольку водоем относится ко второй категории, допускается увеличение содержания взвешенных веществ на 0,75 мг/л. Таким образом, коэффициент равен: 1 / (5,5 мг/л + 0,75 мг/л) = 0,16. Норматив платы за сброс взвешенных веществ в пределах установленных допустимых нормативов сбросов составляет 366 руб/т. Данный показатель нужно отразить в графе 9 разд. 3. Поскольку норматив платы был утвержден в 2003 г., при расчете "эковзносов" в 2007 г. его нужно применять с инфляционным коэффициентом, равным 1,4. Сумма платы за выброс взвешенных веществ равна: 13 т x 366 руб/т x 1,56 x 1 x 0,16 x 1,4 = 1662,64 руб. Заполняем форму Наибольшие сложности вызывает заполнение разд. 2 "Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами". Заполнять его нужно не по отдельному объекту негативного воздействия, а по каждому коду ОКАТО, в котором зарегистрирован передвижной объект. Иными словами, раздел заполняют сразу по всем транспортным средствам, которые зарегистрированы на территории одного и того же муниципального образования. Еще один момент. В разд. 2 необходимо указывать экологический класс автомобильной техники в соответствии со Специальным техническим регламентом "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ" (утв. Постановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. N 609). Введение в действие технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, осуществляется в следующие сроки (п. 14 Регламента): а) экологического класса 2 - с даты вступления в силу Регламента; б) экологического класса 3 - с 1 января 2008 г.; в) экологического класса 4 - с 1 января 2010 г.; г) экологического класса 5 - с 1 января 2014 г. Ряд выпускаемых в настоящее время автомашин уже соответствует высоким техническим требованиям в части соблюдения такого уровня выбросов, которые соответствуют 3, 4 и 5 экологическим классам, установленным для автомобильной техники. Возникает вопрос: как в настоящее время следует отражать сведения об экологических классах, если технические нормативы по ряду классов еще не введены? Пунктом 11 Постановления N 609 предусмотрено, что соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям указанного Регламента удостоверяет сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами ЕЭК ООН, или сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Таким образом, и до введения упомянутых выше технических нормативов выбросов в отношении автомобильной техники, относимой к 3, 4 и 5 экологическим классам, организация может иметь документ, удостоверяющий соответствие автомобильной техники тому или иному классу. Бюджетный учет Расходы по плате за негативное воздействие на окружающую среду следует относить на статью 290 "Прочие расходы". В связи с этим в рамках бюджетной деятельности начисление платы и ее перечисление следует оформлять соответствующими бухгалтерскими записями: Дебет 1 401 01 290 "Прочие расходы" Кредит 1 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет"; Дебет 1 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 1 304 05 290 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по прочим расходам". В рамках предпринимательской деятельности оформление бухгалтерских записей зависит от цели использования объектов негативного воздействия. Если они используются в целях осуществления предпринимательской деятельности, то и расходы по ПНВОС следует относить на себестоимость продукции (работ). То есть при начислении платы нужно будет сделать запись: Дебет 2 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" Кредит 2 303 05 730 "Увеличение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет". При перечислении платы оформляют запись: Дебет 2 303 05 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по прочим платежам в бюджет" Кредит 2 201 01 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов". Примечание. Авторитетное мнение В.У. Белоус, начальник отдела государственного экологического контроля и администрирования платежей Московского МТУ Ростехнадзора Система взимания платы в принципе должна заинтересовать природопользователей в снижении негативного воздействия на окружающую среду. Для этого в действующее законодательство следует ввести такие нормы, которые не устанавливали бы плату, если предприятия производят выбросы, сбросы и т.д. в пределах предельно допустимых сбросов и выбросов. В то же время ставки платы за выбросы и сбросы сверх предельно допустимых должны быть значительно увеличены. В этом случае предприятия будут заинтересованы направлять денежные средства на строительство различных очистных сооружений и таким образом снижать негативное воздействие. Проект закона о плате за негативное воздействие, предусматривающего такую систему взимания платы, находится в Государственной Думе. А.Ю.Ильина Редактор-эксперт журнала "Бюджетный учет" Подписано в печать 26.11.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: ...Для выполнения функций в установленной сфере деятельности ФНС России предполагает использовать объекты научной деятельности, которые будут созданы по госконтрактам, согласно которым исключительные права на результаты работ принадлежат РФ. Ожидаемый срок полезного использования результатов НИОКР - 3 года. Полученные результаты будут учитываться как объекты НМА. По какой статье ЭКР следует оплачивать расходы на НИОКР? ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12 >
Вопрос: Просим разъяснить порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации при отражении денежных средств, поступающих в бюджеты ТФОМС из лечебно-профилактических учреждений в порядке восстановления средств, использованных не по целевому назначению. ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.