Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Некоторые вопросы расчета акцизов как элемента цены ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАСЧЕТА АКЦИЗОВ КАК ЭЛЕМЕНТА ЦЕНЫ

Эффективность обменных операций, как свидетельствует практика, в большой степени зависит от конкретных правил расчета цены, в том числе от методики определения элементов, формирующих ценовую структуру. В этой связи представляется актуальным остановиться на проблемах, связанных с введением новых ставок акцизов.

1 января 2007 г. были введены уточненные специфические и комбинированные ставки акцизов, заменившие адвалорные. Прежние адвалорные ставки акцизов рассчитывались в процентах от цены изготовителя, т.е. от суммы себестоимости и прибыли на единицу продукции. Этот метод расчета вызывал нарекания, так как уровень и динамика акцизов зависели от динамики цен изготовителей. Последние в целях повышения конкурентоспособности часто занижали свои цены, и бюджет недополучал доход.

Определенным плюсом указанной методики могло бы быть уменьшение конечной цены, вызванное таким занижением. Но, как показала практика, изготовитель только увеличивал прибыль по принципу разделения ее с посредниками, что, безусловно, вело к росту и розничных цен. Этот рост усиливался, так как на цену с акцизом в процентах начислялся еще один косвенный налог - НДС (до 2004 г. и налог с продаж). В принципе привязка налога к цене всегда ведет к большим колебаниям всех последующих показателей, потому как исходная расчетная база - цена - зависит от политики предприятия. При адвалорных ставках акцизов необходимо было постоянно следить за правильностью расчета цены, от которой должен был браться акциз. Но поскольку статистические органы подобную информацию практически не дают, проверка цен всегда представляла собой сложную методическую работу.

Введение новых, специфических ставок акцизов призвано было "оторвать" расчет акцизов от цен. Специфические ставки определяются в рублях и взимаются с натуральной единицы товара. Такая методика не только нейтрализует негативное действие ценового фактора, но и, как показала практика, существенно упрощает саму процедуру расчета.

Специфические ставки акцизов обеспечивают большую стабильность динамики акциза, так как с динамикой цен он при новой методике не связан. Это является определенным положительным моментом с точки зрения и макроэкономики: стабильность доходных показателей способствует большей четкости разработки бюджетов.

Менее ясны цели введения комбинированных ставок акцизов. Комбинированные ставки представляют собой двустрочную запись. Например, ставка на 1000 шт. сигарет с фильтром устанавливается в размере 100 руб. + 5% (первая строка), но не менее 115 руб. за 1000 шт. данного изделия (вторая строка). Расчет ведется по обеим строкам. В структуру цены включается тот показатель акциза, который из двух рассчитанных окажется выше.

Очевидно, что принцип "наибольшего" отвечает требованиям фискальной политики, имеющей полное право на существование. Но с точки зрения анализа конкретной новой методики напрашивается вывод: от чего хотели оторваться (по крайней мере, так провозглашалось), к тому и вернулись.

Рассмотрим подробнее методику комбинированных ставок. Все элементы ставки (в приведенном примере: 100 руб. + 5%, но не менее 115 руб.) определяются Минфином России с учетом индекса инфляции в среднем по промышленности. Сами по себе специфические ставки росту цен не способствуют, так как определены в абсолютном выражении на натуральную единицу продукции. Но, во-первых, принцип "наибольшего" через акциз "подтягивает" цену вверх, а во-вторых, возникает закономерный вопрос: от какой базы берется адвалорная часть 5%?

В соответствии с Налоговым кодексом РФ (п. п. 1 и 2 ст. 187.1) расчетной базой признается произведение максимальной розничной цены и потребительской единицы. При этом максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком самостоятельно! Однако здесь возникают как минимум три вопроса.

Первый: почему при расчете акциза в качестве расчетной базы принимается максимальная цена, т.е. почему изменена традиционная методика, согласно которой расчетной базой является цена среднерыночная? Эта база декларируется, как и прежде, для расчета НДС (ст. ст. 40, 154 НК РФ). Она же декларировалась и при прежней методике расчета акцизов. Реально на практике с определением рыночной цены возникают трудности, в значительной степени связанные с недостатками в работе Росстата. Но уровень средних цен все-таки определяется властными структурами путем сопоставления конкретных цен по идентичным (однородным) товарам. Если конкретная договорная цена отклоняется от среднерыночной более чем на 20% в сторону повышения или понижения, налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (ст. 40 НК РФ). При этом довольно подробно описана методика определения рыночной цены.

На фоне этой стандартной практики объявление в качестве расчетной базы максимальной цены вызывает непонимание. Ведь в новой редакции гл. 22 НК РФ не предусмотрен даже контроль за расчетом этой максимальной цены. Запись только одна: "Максимальные розничные цены... подлежат нанесению на каждую единицу потребительской упаковки..." (п. 5 ст. 187.1 НК РФ).

Второй: почему как о расчетной базе речь идет о розничной цене, т.е. цене, включающей не только все посреднические накрутки, но и, самое главное, все косвенные налоги (акциз и НДС)? Ведь в этом случае происходит накрутка акциза на акциз. Такая расчетная база - "максимум в квадрате". В прежней методике расчет акциза был предусмотрен с цены изготовителя.

Третий: почему максимальная розничная цена устанавливается налогоплательщиком, т.е. продавцом? При традиционной методике рыночных цен в расчет принимались хотя бы цены контрактные - как результат соглашения между продавцом и покупателем; реально такая цена всегда была ниже цены продавца.

Изучение рынка табака, по которому и введены комбинированные ставки, конечно, дает в значительной мере ответы на поставленные вопросы. В настоящее время этот рынок высокомонополизирован. Отечественных производителей на нем нет, а зарубежные компании давно решили: выгоднее организовать производство на территории России, чем транспортировать товар из-за рубежа с постоянно меняющимися таможенными формальностями. Каждая конкретная иностранная фирма производит свою определенную марку сигарет, охватывая все операции от изготовления до конечного сбыта. Монополистам, конечно, лоббировать легче, тем более что рост цен по товарам, не относящимся к социально значимым, проходит легче и у властных структур, и у конечных потребителей (алкоголь, табак - классические примеры абсолютно неэластичного ценового спроса).

Но важен прецедент! Ведь достаточно обнародовать такую методику по одной группе товаров, и это становится "объектом для подражания" на других рынках (конкурентных рынков подакцизных товаров в России практически нет).

Федеральная налоговая служба неоднократно обращала внимание на недостатки указанной методики, дающей простор для манипулирования ценами. На наш взгляд, необходимо сохранить только специфические ставки на натуральную единицу. Величина ставок должна быть жестко связана с официальными данными о темпах инфляции, публикуемых Росстатом. Преимущества такой методики расчета можно показать на условном примере.

Пример. Рассчитаем по старой и новой методикам уровни розничных цен с целью определить влияние на их рост ставок акциза: адвалорных (прежняя методика) и специфических (новая методика).

Использование адвалорных ставок акциза.

Вариант 1. Дано (в рублях на единицу продукции): себестоимость (С) - 200, предполагаемая прибыль (Пр) - 50, ставка акциза (А) - 10%, НДС - 18%. Посредническое вознаграждение (Пв) с учетом НДС - 60. Рассчитаем уровень розничной цены (Рц):

Рц = С + Пр + А (С + Пр) + НДС (С + Пр + А) + Пв = 200 + 50

1

+ 25 + 49,5 + 60 = 384,5.

Вариант 2. Данные те же, но себестоимость возрастает на 10%. Как изменится розничная цена?

Рц = 220 + 50 + 27 + 53,5 + 60 = 410,5.

2

Рост розничной цены - 410,5 : 384,5 x 100% = 6,76%.

Вариант 3. Данные те же, но себестоимость возрастает на 30%.

Рц = 260 + 50 + 31 + 61, 4 + 60 = 462,4.

3

Рост розничной цены - 462,4 : 384,5 x 100% = 20,2%.

Использование специфических ставок акциза.

Дано (в рублях за единицу продукции): себестоимость - 200, прибыль - 50, ставка акциза - 25 (специально для лучшего сравнения возьмем расчетный уровень акциза по прежней методике), НДС - 18%, посредническое вознаграждение с НДС - 60. Для вариантов 2 и 3 себестоимость возрастет соответственно на 10 и 30%. Рассчитаем уровень розничных цен по трем вариантам.

Рц = 200 + 50 + 25 + 49,5 + 60 = 384,5.

1

Рц = 220 + 50 + 25 + 53,1 + 60 = 408,1.

2

Рост розничной цены - 408,1 : 384,5 x 100% = 6,1%.

Рц = 260 + 50 + 25 + 60,3 + 60 = 455,3.

3

Рост розничной цены - 455,3 : 384,5 x 100% = 18,4%.

Вывод. При бывших адвалорных ставках акцизов величина последних росла прямо пропорционально росту себестоимости, а следовательно, пропорционально повышала и розничную цену. При новых, специфических ставках с ростом себестоимости величина акциза не меняется, что, естественно, тормозит и рост конечной цены. В этом случае базой для роста суммарных поступлений в бюджет по линии акцизов является рост объема производства продукции в натуральном выражении.

Т.Е.Николаева

К. э. н.,

доцент

кафедры РЭА

Подписано в печать

26.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Концептуальная модель оценки незавершенного производства для целей налогового учета ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12 >
Статья: Скоро праздники: готовимся ("Бюджетный учет", 2007, N 12) Источник публикации "Бюджетный учет", 2007, N 12



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.