|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Задачи и функции внутреннего аудита в компаниях ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12
"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12
ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОМПАНИЯХ
Понятие внутреннего аудита не новое для российских компаний. Многофилиальные структуры, холдинги уже давно создают в своей структуре службы или департаменты внутреннего аудита. Но и сейчас считается важным определить, какие задачи решает в компании внутренний аудит.
Можно выделить два основных направления деятельности службы внутреннего аудита (СВА), которые в настоящее время широко распространены на предприятиях. 1. Контроль и ревизии. Служба внутреннего аудита подчиняется исполнительному руководству компании, поскольку является средством контроля за деятельностью менеджмента со стороны руководства. По своим функциям деятельность внутреннего аудитора приравнена к работе контролера-ревизора. И как правило, его задачи и обязанности подчинены достижению целей, связанных с выявлением хозяйственных и финансовых нарушений и хищений, установлением их причин и виновных в этом лиц, а также разработкой предложений по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц. 2. Мониторинг существующей системы внутреннего контроля компании, соблюдая принцип независимости. Внутренний аудит рассматривается как компонент системы управления рисками и подчиняется непосредственно совету директоров компании. В этом случае внутренний аудитор отвечает требованиям Международных стандартов внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing; далее - Стандарты) и Кодексу этики Института внутренних аудиторов <1>. ————————————————————————————————<1> Переведены на русский язык и размещены на сайте российского Института внутренних аудиторов.
Согласно определению, заложенному в Кодексе этики, внутренний аудит - это независимая и объективная консультационная деятельность, направленная на достижение конкретных результатов и улучшений в работе организации. Значит, основной принцип внутреннего аудита - независимость. Данный принцип заложен и в Стандартах, согласно которым руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. Таким уровнем является подчинение СВА в компании совету директоров. Независимость внутреннего аудита, реализуемая посредством подотчетности СВА непосредственно представителям собственников, была сформулирована в 1996 г. в Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности <1>. Согласно этому документу внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. ————————————————————————————————<1> Утвержден Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.
Итак, разный подход к понятию внутреннего аудита определяет разные функции и обязанности внутренних аудиторов в компаниях. Остановимся на втором подходе, когда внутренний аудит в компании выполняет функцию независимого источника информации для совета директоров и играет важную роль в процессе эффективности управления рисками. Ведь грамотно поставленный процесс управления рисками обеспечивает компании более быстрое достижение главной цели, а также достоверное составление финансовой отчетности, соблюдение законодательных и нормативных актов. Комитетом спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя США (COSO) были рассмотрены вопросы управления рисками и внутреннего контроля организаций <2>. Предложенная Комитетом модель управления рисками состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов (табл. 1). ————————————————————————————————<2> Управление рисками. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. - COSO, сентябрь 2004.
Таблица 1. Модель управлениями рисками
——————————————T————————————————————————————————————T—————————————¬ | Компонент | Составляющие |Ответственные| | модели +—————————————————T——————————————————+ лица | | | Элемент | Содержание | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Внутренняя |Философия |Комплекс убеждений|Руководство | |среда |организации |и установок |компании, | | | |компании |совет | | +—————————————————+——————————————————+директоров, | | |Риск—аппетит |Степень |весь персонал| | | |допустимого риска |компании | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Надзор совета |Критическая оценка| | | |директоров |и проверка | | | | |деятельности | | | | |руководства | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Честность, |Этические и | | | |этические |поведенческие | | | |ценности |стандарты | | | |и компетенция | | | | |сотрудников | | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Делегирование |Пределы, в которых| | | |полномочий и |разрешается | | | |ответственности |инициатива | | | | |работников | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Стандарты в |Прием на работу, | | | |области |продвижение, | | | |управления |обучение, оценка | | | |кадрами |сотрудников | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Постановка |Стратегические |Смысл |Руководство | |цели |(общие) |существования |компании, | | | |компании |совет | | +—————————————————+——————————————————+директоров | | |Тактические (по |Эффективность и | | | |видам |производительность| | | |деятельности): |деятельности | | | |Операционные |компании | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Подготовка |Обеспечение | | | |отчетности |достоверности | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Соблюдение |Соблюдение | | | |законодательства |действующих | | | | |нормативных актов | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Определение |События, влияние |Риски, которые |Руководство | |событий |которых будет |необходимо оценить|компании | | |отрицательным | |(выбирает | | +—————————————————+——————————————————|методы | | |События, влияние |Возможности, |определения | | |которых будет |которые необходимо|событий) | | |положительным |учесть в процессе | | | | |формирования | | | | |стратегии | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Оценка рисков|Вероятность |Возможность того, |Руководство | | |возникновения |что событие |компании | | | |произойдет |(выбирает | | +—————————————————+——————————————————+источники | | |Степень влияния |Последствия того, |информации, | | | |что событие |методы оценки| | | |произойдет |риска) | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Реагирование |Уклонение от |Прекращение |Руководство | |на риск |риска |деятельности, |компании | | | |ведущее к риску | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Сокращение риска |Действия по | | | | |уменьшению | | | | |вероятности или | | | | |влияния риска | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Перераспределение|Перенос риска | | | |риска | | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Принятие риска |Отсутствие | | | | |действий, | | | | |приводящих к | | | | |снижению риска | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Средства |Политика |Действия, |Руководство | |контроля +—————————————————+осуществляемые |компании | | |Процедуры |непосредственно | | | |контроля: |или с | | | |— управление |использованием | | | |информационными |технических | | | |технологиями; |средств, | | | |— управление |обеспечивающие | | | |безопасностью; |реагирование на | | | |— определение |риски со стороны | | | |информационно— |руководства | | | |технологической | | | | |инфраструктуры; | | | | |— приобретение, | | | | |разработка и | | | | |техническое | | | | |обслуживание | | | | |программного | | | | |обеспечения | | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Информация и |Внутренние и |Информация из |Руководство | |коммуникации |внешние |внутренних и |компании, | | |информационные |внешних источников|совет | | |системы |для использования |директоров, | | | |в принятии решений|весь персонал| | | |по реагированию на|компании | | | |изменение условий | | | | |деятельности | | | +—————————————————+——————————————————+ | | |Коммуникации |Средства | | | | |коммуникации: | | | | |положения о | | | | |политике, | | | | |меморандумы, | | | | |электронные | | | | |сообщения, доска | | | | |объявлений, | | | | |интернет— | | | | |трансляции, | | | | |видеосообщения | | +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+ |Мониторинг |Текущий |Постоянное |Руководство | | |мониторинг |наблюдение за |компании, | | | |деятельностью |внутренние | | | |компании с |аудиторы, | | | |целью определения |руководители | | | |действия средств |операционных | | | |контроля во |подразделений| | | |времени | | L—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————— Согласно краткому изложению Модели COSO <2> в разделе "Функции и обязанности" роль внутренних аудиторов определена следующим образом: "...аудиторы играют одну из ведущих ролей в деле оценки эффективности управления рисками и в разработке рекомендаций по их оптимизации". При определении объема внутреннего аудита авторы ссылаются на Международные стандарты внутреннего аудита. ————————————————————————————————<2> Управление рисками. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. - COSO, сентябрь 2004.
В разд. 2100 Стандартов описана сущность работы внутреннего аудита, согласно которому "функция "внутренний аудит" должна проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления". Иными словами, названные Стандарты разделяют деятельность внутреннего аудита на три составляющие: управление рисками, контроль и корпоративное управление (табл. 2).
Таблица 2. Сущность работы внутреннего аудита
———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬ | Составляющая | Задачи | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |Управление |Отслеживать и оценивать эффективность системы | |рисками |управления рисками | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Оценивать риски, связанные с корпоративным | | |управлением, финансово—хозяйственной | | |деятельностью и ее информационными системами, в | | |части: | | |— достоверности и полноты информации о | | |финансово—хозяйственной деятельности; | | |— эффективности и результативности хозяйственной | | |деятельности; | | |— сохранности активов; | | |— соблюдения законов, нормативных актов и | | |договорных обязательств | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Обращать внимание в ходе консультирования на риск| | |в соответствии с целями задания, быть готовыми к | | |наличию других рисков | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Использовать знания о рисках, полученные в ходе | | |консультирования, в процессе выявления и оценки | | |существенных рисков, стоящих перед компанией | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |Контроль |Оценивать достаточность и эффективность контроля | | |в сфере корпоративного управления, финансово— | | |хозяйственной деятельности и ее информационных | | |систем, в части: | | |— достоверности и полноты информации о | | |финансово—хозяйственной деятельности; | | |— эффективности и результативности хозяйственной | | |деятельности; | | |— сохранности активов; | | |— соблюдения законов, нормативных актов и | | |договорных обязательств | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Устанавливать наличие четко сформулированных | | |оперативных и долгосрочных целей и задач, оценить| | |степень их соответствия целям и задачам | | |организации | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Проводить анализ финансово—хозяйственной | | |деятельности и планов на предмет соответствия | | |фактических результатов поставленным целям и | | |задачам, чтобы определить, ведется ли | | |деятельность в соответствии с намеченными планами| | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Устанавливать степень адекватности | | |сформулированных менеджментом критериев, | | |позволяющих определить, выполнены поставленные | | |цели и задачи или нет. В случае неадекватности | | |критериев разработать приемлемые | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Обращать внимание в ходе консультирования на | | |состояние контроля в соответствии с целями | | |задания, быть готовыми к наличию других | | |существенных рисков | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Использовать знания о контроле, полученные в | | |ходе оказания услуг по консультированию, в | | |процессе выявления и оценки рисков, стоящих перед| | |компанией | +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+ |Корпоративное |Оценивать структуру, качество внедрения и | |управление |эффективность программ и мероприятий, относящихся| | |к вопросам этики, в части подтверждения этических| | |стандартов и ценностей в рамках компании | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Обеспечивать эффективный процесс управления | | |деятельностью и ее оценку | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Обеспечивать соответствующие службы компании | | |информацией по вопросам рисков и контроля | | +—————————————————————————————————————————————————+ | |Эффективно координировать деятельность и обмен | | |информацией между советом директоров, внешними | | |аудиторами и менеджментом | L——————————————+—————————————————————————————————————————————————— Проанализируем некоторые из задач, поставленных перед аудиторами в соответствии со Стандартами. 1. Аудиторы отслеживают и оценивают эффективность существующей системы управления рисками. С одной стороны, эта система направлена на выявление событий, которые могут влиять на деятельность компании, и управление рисками, связанными с этими событиями. С другой стороны, ключевым элементом, отвечающим за совершенствование бизнеса, оперативную идентификацию и управление рисками компании, а также за обеспечение соответствия развития компании ее намеченной цели и стратегии, является система внутреннего контроля, действующая в компании. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний аудитор должен отследить и оценить эффективность системы внутреннего контроля организации. 2. Аудиторы оценивают риски, достаточность и эффективность контроля в сфере корпоративного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации и ее информационными системами. В свою очередь, корпоративное управление и информационные системы - это элементы системы внутреннего контроля. Следовательно, внутренний аудит должен оценить риски системы внутреннего контроля. Иными словами, фактически анализ норм Стандартов свидетельствует о том, что внутренний аудитор должен отследить и оценить эффективность системы внутреннего контроля компании, связанной с оперативной идентификацией и управлением рисками. Принимая во внимание сказанное, можно определить роль и обязанности внутреннего аудитора в системе управления рисками. Из приведенных цитат, норм и анализа следует, что обеспечение выполнения таких задач, связанных с определением рисков и реагированием на них, как: - оценка риска; - определение мер реагирования на выявленные и оцененные риски; - организация системы контроля за исполнением определенных мер; - выявление рисков; - мониторинг системы контроля, относится к основным функциям руководства компании. Внутренний же аудитор вступает в действие только при наблюдении, оценке и прогнозе деятельности системы внутреннего контроля. При этом внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи. В российском законодательстве роль внутреннего аудита определена ПСАД N 29 <1>, согласно которому объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. В стандарте говорится также о том, что роль и цели службы внутреннего аудита определяются руководством аудируемого лица. ————————————————————————————————<1> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
ПСАД N 29 выделяет "обычные" функции СВА, которые включают один или несколько следующих элементов: - мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования и представлению рекомендаций по их усовершенствованию); - исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, в том числе детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур); - контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица; - контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства. Из перечисленных функций следует, что в основном деятельность внутреннего аудита связана с мониторингом системы внутреннего контроля. Напомним, что под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такое понятие дано в ПСАД N 8 <2>. ————————————————————————————————<2> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.
Однако обращаем внимание: согласно приведенному стандарту функции внутреннего аудитора определяются руководством компании, что не соответствуют Стандартам. Сопоставим (табл. 3) нормативные документы, касающиеся регулирования деятельности внутреннего аудита в России и в международной практике (США).
Таблица 3. Регулирование деятельности внутреннего аудита
———————————————T————————————————T——————————————T—————————————————¬ |Характеристика| Временные | ПСАД N 29 | Международные | | | правила <*> | | стандарты | +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+ |Подчиненность |К институтам |В идеальной |Внутренний аудит | | |внутреннего |ситуации |должен быть | | |аудита относятся|служба |подотчетен | | |назначаемые |внутреннего |руководителю | | |собственниками и|аудита |соответствующего | | |(или) |отчитывается |уровня. Цели, | | |руководством |перед высшим |полномочия и | | |экономического |руководством |обязанности | | |субъекта |аудируемого |внутреннего | | |ревизоры, |лица |аудита | | |ревизионные | |определяются | | |комиссии, | |уставом, | | |внутренние | |утверждаемым | | |аудиторы или | |советом по аудиту| | |группы | | | | |внутренних | | | | |аудиторов | | | +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+ |Цель |Содействовать |Контрольная |Характер услуг | | |оптимизации |деятельность |определяется | | |деятельности |внутри |уставом | | |экономического |аудируемого | | | |субъекта и |лица его | | | |выполнению |подразделением| | | |обязанностей его| | | | |руководства | | | +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+ |Функции |Работа |Функции |Проводит оценку | | |внутреннего |службы |и способствует | | |аудита имеет для|внутреннего |совершенствованию| | |руководства и |аудита |процессов | | |(или) |включают |управления | | |собственников |мониторинг |рисками, контроля| | |экономического |адекватности и|и корпоративного | | |субъекта |эффективности |управления | | |информационное и|системы | | | |консультационное|внутреннего | | | |значение |контроля | | L——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————— ————————————————————————————————<*> Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол N 3.
Как видно из этой таблицы, российские стандарты, регулирующие аудиторскую деятельность, вступают в противоречие со Стандартами касательно уровня подчиненности внутренних аудиторов. В ПСАД N 29 роль внутреннего аудита определяется руководством компании, при этом указано, что "в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица". Следует понять, что имеется в виду под словами "высшее руководство" и можно ли считать таковым совет директоров - ведь этот орган отвечает за общее, стратегическое руководство компанией. Понятия "руководство" и "представители собственника" даны в ПСАД N 22 <1>: "Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство (выделено авт. - Прим. ред.) аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер). ————————————————————————————————<1> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" введено Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. N 228. Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства" (выделено авт. - Прим. ред.). Обратите внимание, что понятие "высшее руководство" в данном стандарте не расшифровывается, а представителями собственника аудируемого лица согласно ПСАД N 22 являются лица или коллегиальные органы. Соответственно, речь идет о совете директоров, который осуществляет стратегическое руководство компанией и назначает "высшее руководство". Согласно ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в компетенцию совета директоров общества входит образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции. Таким образом, "высшее руководство", назначаемое советом директоров, и есть исполнительный орган власти предприятия, т.е. непосредственно руководитель, генеральный директор. На основании этого можно сделать вывод, что в настоящий момент Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, в которых упоминается сфера деятельности внутреннего аудита, противоречат Стандартам. Поскольку ПСАД регулируют деятельность внешнего, а не внутреннего аудита, по нашему мнению, необходимо руководствоваться Стандартами. Как уже было сказано, система внутреннего контроля в компании распространяется на все бизнес-процессы, возникающие в процессе деятельности: начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности. Следовательно, работа внутреннего аудитора должна быть связана со всем, что происходит в компании. Иными словами, задачи внутреннего аудита - выполнить такие действия, которые приведут к совершенствованию и исправлению ошибок в действующей системе внутреннего контроля. И.Д.Юцковская Директор департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК" А.А.Косарева Консультант департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК" Подписано в печать 26.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |