Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Задачи и функции внутреннего аудита в компаниях ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12

ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА В КОМПАНИЯХ

Понятие внутреннего аудита не новое для российских компаний. Многофилиальные структуры, холдинги уже давно создают в своей структуре службы или департаменты внутреннего аудита. Но и сейчас считается важным определить, какие задачи решает в компании внутренний аудит.

Можно выделить два основных направления деятельности службы внутреннего аудита (СВА), которые в настоящее время широко распространены на предприятиях.

1. Контроль и ревизии. Служба внутреннего аудита подчиняется исполнительному руководству компании, поскольку является средством контроля за деятельностью менеджмента со стороны руководства.

По своим функциям деятельность внутреннего аудитора приравнена к работе контролера-ревизора. И как правило, его задачи и обязанности подчинены достижению целей, связанных с выявлением хозяйственных и финансовых нарушений и хищений, установлением их причин и виновных в этом лиц, а также разработкой предложений по устранению выявленных нарушений и привлечению к ответственности виновных лиц.

2. Мониторинг существующей системы внутреннего контроля компании, соблюдая принцип независимости. Внутренний аудит рассматривается как компонент системы управления рисками и подчиняется непосредственно совету директоров компании. В этом случае внутренний аудитор отвечает требованиям Международных стандартов внутреннего аудита (International Standards for the Professional Practice of Internal Auditing; далее - Стандарты) и Кодексу этики Института внутренних аудиторов <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Переведены на русский язык и размещены на сайте российского Института внутренних аудиторов.

Согласно определению, заложенному в Кодексе этики, внутренний аудит - это независимая и объективная консультационная деятельность, направленная на достижение конкретных результатов и улучшений в работе организации. Значит, основной принцип внутреннего аудита - независимость. Данный принцип заложен и в Стандартах, согласно которым руководитель внутреннего аудита должен быть подотчетен руководителю соответствующего уровня в организации. Таким уровнем является подчинение СВА в компании совету директоров.

Независимость внутреннего аудита, реализуемая посредством подотчетности СВА непосредственно представителям собственников, была сформулирована в 1996 г. в Перечне терминов и определений, используемых в правилах (стандартах) аудиторской деятельности <1>. Согласно этому документу внутренний аудит - это организованная на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентированная его внутренними документами система контроля над соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками экономического субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Утвержден Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г.

Итак, разный подход к понятию внутреннего аудита определяет разные функции и обязанности внутренних аудиторов в компаниях. Остановимся на втором подходе, когда внутренний аудит в компании выполняет функцию независимого источника информации для совета директоров и играет важную роль в процессе эффективности управления рисками. Ведь грамотно поставленный процесс управления рисками обеспечивает компании более быстрое достижение главной цели, а также достоверное составление финансовой отчетности, соблюдение законодательных и нормативных актов.

Комитетом спонсорских организаций Комиссии Трэдуэя США (COSO) были рассмотрены вопросы управления рисками и внутреннего контроля организаций <2>. Предложенная Комитетом модель управления рисками состоит из нескольких взаимосвязанных компонентов (табл. 1).

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Управление рисками. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. - COSO, сентябрь 2004.

Таблица 1. Модель управлениями рисками

     
   ——————————————T————————————————————————————————————T—————————————¬
   |  Компонент  |            Составляющие            |Ответственные|
   |    модели   +—————————————————T——————————————————+     лица    |
   |             |     Элемент     |    Содержание    |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Внутренняя   |Философия        |Комплекс убеждений|Руководство  |
   |среда        |организации      |и установок       |компании,    |
   |             |                 |компании          |совет        |
   |             +—————————————————+——————————————————+директоров,  |
   |             |Риск—аппетит     |Степень           |весь персонал|
   |             |                 |допустимого риска |компании     |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Надзор совета    |Критическая оценка|             |
   |             |директоров       |и проверка        |             |
   |             |                 |деятельности      |             |
   |             |                 |руководства       |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Честность,       |Этические и       |             |
   |             |этические        |поведенческие     |             |
   |             |ценности         |стандарты         |             |
   |             |и компетенция    |                  |             |
   |             |сотрудников      |                  |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Делегирование    |Пределы, в которых|             |
   |             |полномочий и     |разрешается       |             |
   |             |ответственности  |инициатива        |             |
   |             |                 |работников        |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Стандарты в      |Прием на работу,  |             |
   |             |области          |продвижение,      |             |
   |             |управления       |обучение, оценка  |             |
   |             |кадрами          |сотрудников       |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Постановка   |Стратегические   |Смысл             |Руководство  |
   |цели         |(общие)          |существования     |компании,    |
   |             |                 |компании          |совет        |
   |             +—————————————————+——————————————————+директоров   |
   |             |Тактические (по  |Эффективность и   |             |
   |             |видам            |производительность|             |
   |             |деятельности):   |деятельности      |             |
   |             |Операционные     |компании          |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Подготовка       |Обеспечение       |             |
   |             |отчетности       |достоверности     |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Соблюдение       |Соблюдение        |             |
   |             |законодательства |действующих       |             |
   |             |                 |нормативных актов |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Определение  |События, влияние |Риски, которые    |Руководство  |
   |событий      |которых будет    |необходимо оценить|компании     |
   |             |отрицательным    |                  |(выбирает    |
   |             +—————————————————+——————————————————|методы       |
   |             |События, влияние |Возможности,      |определения  |
   |             |которых будет    |которые необходимо|событий)     |
   |             |положительным    |учесть в процессе |             |
   |             |                 |формирования      |             |
   |             |                 |стратегии         |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Оценка рисков|Вероятность      |Возможность того, |Руководство  |
   |             |возникновения    |что событие       |компании     |
   |             |                 |произойдет        |(выбирает    |
   |             +—————————————————+——————————————————+источники    |
   |             |Степень влияния  |Последствия того, |информации,  |
   |             |                 |что событие       |методы оценки|
   |             |                 |произойдет        |риска)       |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Реагирование |Уклонение от     |Прекращение       |Руководство  |
   |на риск      |риска            |деятельности,     |компании     |
   |             |                 |ведущее к риску   |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Сокращение риска |Действия по       |             |
   |             |                 |уменьшению        |             |
   |             |                 |вероятности или   |             |
   |             |                 |влияния риска     |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Перераспределение|Перенос риска     |             |
   |             |риска            |                  |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Принятие риска   |Отсутствие        |             |
   |             |                 |действий,         |             |
   |             |                 |приводящих к      |             |
   |             |                 |снижению риска    |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Средства     |Политика         |Действия,         |Руководство  |
   |контроля     +—————————————————+осуществляемые    |компании     |
   |             |Процедуры        |непосредственно   |             |
   |             |контроля:        |или с             |             |
   |             |— управление     |использованием    |             |
   |             |информационными  |технических       |             |
   |             |технологиями;    |средств,          |             |
   |             |— управление     |обеспечивающие    |             |
   |             |безопасностью;   |реагирование на   |             |
   |             |— определение    |риски со стороны  |             |
   |             |информационно—   |руководства       |             |
   |             |технологической  |                  |             |
   |             |инфраструктуры;  |                  |             |
   |             |— приобретение,  |                  |             |
   |             |разработка и     |                  |             |
   |             |техническое      |                  |             |
   |             |обслуживание     |                  |             |
   |             |программного     |                  |             |
   |             |обеспечения      |                  |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Информация и |Внутренние и     |Информация из     |Руководство  |
   |коммуникации |внешние          |внутренних и      |компании,    |
   |             |информационные   |внешних источников|совет        |
   |             |системы          |для использования |директоров,  |
   |             |                 |в принятии решений|весь персонал|
   |             |                 |по реагированию на|компании     |
   |             |                 |изменение условий |             |
   |             |                 |деятельности      |             |
   |             +—————————————————+——————————————————+             |
   |             |Коммуникации     |Средства          |             |
   |             |                 |коммуникации:     |             |
   |             |                 |положения о       |             |
   |             |                 |политике,         |             |
   |             |                 |меморандумы,      |             |
   |             |                 |электронные       |             |
   |             |                 |сообщения, доска  |             |
   |             |                 |объявлений,       |             |
   |             |                 |интернет—         |             |
   |             |                 |трансляции,       |             |
   |             |                 |видеосообщения    |             |
   +—————————————+—————————————————+——————————————————+—————————————+
   |Мониторинг   |Текущий          |Постоянное        |Руководство  |
   |             |мониторинг       |наблюдение за     |компании,    |
   |             |                 |деятельностью     |внутренние   |
   |             |                 |компании с        |аудиторы,    |
   |             |                 |целью определения |руководители |
   |             |                 |действия средств  |операционных |
   |             |                 |контроля во       |подразделений|
   |             |                 |времени           |             |
   L—————————————+—————————————————+——————————————————+——————————————
   

Согласно краткому изложению Модели COSO <2> в разделе "Функции и обязанности" роль внутренних аудиторов определена следующим образом: "...аудиторы играют одну из ведущих ролей в деле оценки эффективности управления рисками и в разработке рекомендаций по их оптимизации". При определении объема внутреннего аудита авторы ссылаются на Международные стандарты внутреннего аудита.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Управление рисками. Интегрированная модель. Краткое изложение. Концептуальные основы. - COSO, сентябрь 2004.

В разд. 2100 Стандартов описана сущность работы внутреннего аудита, согласно которому "функция "внутренний аудит" должна проводить оценку и способствовать совершенствованию процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления". Иными словами, названные Стандарты разделяют деятельность внутреннего аудита на три составляющие: управление рисками, контроль и корпоративное управление (табл. 2).

Таблица 2. Сущность работы внутреннего аудита

     
   ———————————————T—————————————————————————————————————————————————¬
   | Составляющая |                      Задачи                     |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |Управление    |Отслеживать и оценивать эффективность системы    |
   |рисками       |управления рисками                               |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Оценивать риски, связанные с корпоративным       |
   |              |управлением, финансово—хозяйственной             |
   |              |деятельностью и ее информационными системами, в  |
   |              |части:                                           |
   |              |— достоверности и полноты информации о           |
   |              |финансово—хозяйственной деятельности;            |
   |              |— эффективности и результативности хозяйственной |
   |              |деятельности;                                    |
   |              |— сохранности активов;                           |
   |              |— соблюдения законов, нормативных актов и        |
   |              |договорных обязательств                          |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Обращать внимание в ходе консультирования на риск|
   |              |в соответствии с целями задания, быть готовыми к |
   |              |наличию других рисков                            |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Использовать знания о рисках, полученные в ходе  |
   |              |консультирования, в процессе выявления и оценки  |
   |              |существенных рисков, стоящих перед компанией     |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |Контроль      |Оценивать достаточность и эффективность контроля |
   |              |в сфере корпоративного управления, финансово—    |
   |              |хозяйственной деятельности и ее информационных   |
   |              |систем, в части:                                 |
   |              |— достоверности и полноты информации о           |
   |              |финансово—хозяйственной деятельности;            |
   |              |— эффективности и результативности хозяйственной |
   |              |деятельности;                                    |
   |              |— сохранности активов;                           |
   |              |— соблюдения законов, нормативных актов и        |
   |              |договорных обязательств                          |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Устанавливать наличие четко сформулированных     |
   |              |оперативных и долгосрочных целей и задач, оценить|
   |              |степень их соответствия целям и задачам          |
   |              |организации                                      |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Проводить анализ финансово—хозяйственной         |
   |              |деятельности и планов на предмет соответствия    |
   |              |фактических результатов поставленным целям и     |
   |              |задачам, чтобы определить, ведется ли            |
   |              |деятельность в соответствии с намеченными планами|
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Устанавливать степень адекватности               |
   |              |сформулированных менеджментом критериев,         |
   |              |позволяющих определить, выполнены поставленные   |
   |              |цели и задачи или нет. В случае неадекватности   |
   |              |критериев разработать приемлемые                 |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Обращать внимание в ходе консультирования на     |
   |              |состояние контроля в соответствии с целями       |
   |              |задания, быть готовыми к наличию других          |
   |              |существенных рисков                              |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Использовать знания о контроле, полученные в     |
   |              |ходе оказания услуг по консультированию, в       |
   |              |процессе выявления и оценки рисков, стоящих перед|
   |              |компанией                                        |
   +——————————————+—————————————————————————————————————————————————+
   |Корпоративное |Оценивать структуру, качество внедрения и        |
   |управление    |эффективность программ и мероприятий, относящихся|
   |              |к вопросам этики, в части подтверждения этических|
   |              |стандартов и ценностей в рамках компании         |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Обеспечивать эффективный процесс управления      |
   |              |деятельностью и ее оценку                        |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Обеспечивать соответствующие службы компании     |
   |              |информацией по вопросам рисков и контроля        |
   |              +—————————————————————————————————————————————————+
   |              |Эффективно координировать деятельность и обмен   |
   |              |информацией между советом директоров, внешними   |
   |              |аудиторами и менеджментом                        |
   L——————————————+——————————————————————————————————————————————————
   

Проанализируем некоторые из задач, поставленных перед аудиторами в соответствии со Стандартами.

1. Аудиторы отслеживают и оценивают эффективность существующей системы управления рисками. С одной стороны, эта система направлена на выявление событий, которые могут влиять на деятельность компании, и управление рисками, связанными с этими событиями. С другой стороны, ключевым элементом, отвечающим за совершенствование бизнеса, оперативную идентификацию и управление рисками компании, а также за обеспечение соответствия развития компании ее намеченной цели и стратегии, является система внутреннего контроля, действующая в компании. Таким образом, можно сделать вывод, что внутренний аудитор должен отследить и оценить эффективность системы внутреннего контроля организации.

2. Аудиторы оценивают риски, достаточность и эффективность контроля в сфере корпоративного управления финансово-хозяйственной деятельностью организации и ее информационными системами. В свою очередь, корпоративное управление и информационные системы - это элементы системы внутреннего контроля. Следовательно, внутренний аудит должен оценить риски системы внутреннего контроля.

Иными словами, фактически анализ норм Стандартов свидетельствует о том, что внутренний аудитор должен отследить и оценить эффективность системы внутреннего контроля компании, связанной с оперативной идентификацией и управлением рисками.

Принимая во внимание сказанное, можно определить роль и обязанности внутреннего аудитора в системе управления рисками. Из приведенных цитат, норм и анализа следует, что обеспечение выполнения таких задач, связанных с определением рисков и реагированием на них, как:

- оценка риска;

- определение мер реагирования на выявленные и оцененные риски;

- организация системы контроля за исполнением определенных мер;

- выявление рисков;

- мониторинг системы контроля,

относится к основным функциям руководства компании.

Внутренний же аудитор вступает в действие только при наблюдении, оценке и прогнозе деятельности системы внутреннего контроля. При этом внутренний аудит способен и должен выполнять разнообразные и масштабные задачи.

В российском законодательстве роль внутреннего аудита определена ПСАД N 29 <1>, согласно которому объем и цели внутреннего аудита в каждом случае различны и зависят от размера и структуры аудируемого лица и требований его руководства. В стандарте говорится также о том, что роль и цели службы внутреннего аудита определяются руководством аудируемого лица.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 29 "Рассмотрение работы внутреннего аудита" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

ПСАД N 29 выделяет "обычные" функции СВА, которые включают один или несколько следующих элементов:

- мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля (постановка необходимых систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля входит в обязанности руководства, и этому следует постоянно уделять соответствующее внимание, а на службу внутреннего аудита обычно возлагаются обязанности по проверке этих систем, мониторингу эффективности их функционирования и представлению рекомендаций по их усовершенствованию);

- исследование финансовой и управленческой информации (включает обзорную проверку средств и способов, используемых для сбора, измерения, классификации этой информации и составления отчетности на ее основе, а также специфические запросы в отношении отдельных ее составляющих частей, в том числе детальное тестирование операций, остатков по счетам бухгалтерского учета и других процедур);

- контроль экономности, эффективности и результативности, включая нефинансовые средства контроля аудируемого лица;

- контроль за соблюдением законодательства РФ, нормативных актов и прочих внешних требований, а также политики, директив и прочих внутренних требований руководства.

Из перечисленных функций следует, что в основном деятельность внутреннего аудита связана с мониторингом системы внутреннего контроля. Напомним, что под системой внутреннего контроля понимается совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством аудируемого лица в качестве средств для упорядоченного и эффективного ведения финансово-хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) отчетности. Такое понятие дано в ПСАД N 8 <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 8 "Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом" утверждено Постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696.

Однако обращаем внимание: согласно приведенному стандарту функции внутреннего аудитора определяются руководством компании, что не соответствуют Стандартам.

Сопоставим (табл. 3) нормативные документы, касающиеся регулирования деятельности внутреннего аудита в России и в международной практике (США).

Таблица 3. Регулирование деятельности внутреннего аудита

     
   ———————————————T————————————————T——————————————T—————————————————¬
   |Характеристика|    Временные   |   ПСАД N 29  |  Международные  |
   |              |   правила <*>  |              |    стандарты    |
   +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+
   |Подчиненность |К институтам    |В идеальной   |Внутренний аудит |
   |              |внутреннего     |ситуации      |должен быть      |
   |              |аудита относятся|служба        |подотчетен       |
   |              |назначаемые     |внутреннего   |руководителю     |
   |              |собственниками и|аудита        |соответствующего |
   |              |(или)           |отчитывается  |уровня. Цели,    |
   |              |руководством    |перед высшим  |полномочия и     |
   |              |экономического  |руководством  |обязанности      |
   |              |субъекта        |аудируемого   |внутреннего      |
   |              |ревизоры,       |лица          |аудита           |
   |              |ревизионные     |              |определяются     |
   |              |комиссии,       |              |уставом,         |
   |              |внутренние      |              |утверждаемым     |
   |              |аудиторы или    |              |советом по аудиту|
   |              |группы          |              |                 |
   |              |внутренних      |              |                 |
   |              |аудиторов       |              |                 |
   +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+
   |Цель          |Содействовать   |Контрольная   |Характер услуг   |
   |              |оптимизации     |деятельность  |определяется     |
   |              |деятельности    |внутри        |уставом          |
   |              |экономического  |аудируемого   |                 |
   |              |субъекта и      |лица его      |                 |
   |              |выполнению      |подразделением|                 |
   |              |обязанностей его|              |                 |
   |              |руководства     |              |                 |
   +——————————————+————————————————+——————————————+—————————————————+
   |Функции       |Работа          |Функции       |Проводит оценку  |
   |              |внутреннего     |службы        |и способствует   |
   |              |аудита имеет для|внутреннего   |совершенствованию|
   |              |руководства и   |аудита        |процессов        |
   |              |(или)           |включают      |управления       |
   |              |собственников   |мониторинг    |рисками, контроля|
   |              |экономического  |адекватности и|и корпоративного |
   |              |субъекта        |эффективности |управления       |
   |              |информационное и|системы       |                 |
   |              |консультационное|внутреннего   |                 |
   |              |значение        |контроля      |                 |
   L——————————————+————————————————+——————————————+——————————————————
   
     
   ————————————————————————————————
   
<*> Правило (стандарт) аудиторской деятельности "Изучение и использование работы внутреннего аудита" одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 27 апреля 1999 г., протокол N 3.

Как видно из этой таблицы, российские стандарты, регулирующие аудиторскую деятельность, вступают в противоречие со Стандартами касательно уровня подчиненности внутренних аудиторов. В ПСАД N 29 роль внутреннего аудита определяется руководством компании, при этом указано, что "в идеальной ситуации служба внутреннего аудита отчитывается перед высшим руководством аудируемого лица". Следует понять, что имеется в виду под словами "высшее руководство" и можно ли считать таковым совет директоров - ведь этот орган отвечает за общее, стратегическое руководство компанией.

Понятия "руководство" и "представители собственника" даны в ПСАД N 22 <1>: "Руководством аудируемого лица являются лица, отвечающие за повседневное руководство (выделено авт. - Прим. ред.) аудируемым лицом, а также осуществление финансово-хозяйственных операций, ведение бухгалтерского учета и подготовку финансовой (бухгалтерской) отчетности (например, генеральный директор, финансовый директор, главный бухгалтер).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности N 22 "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" введено Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2005 г. N 228. Представителями собственника аудируемого лица являются лица или коллегиальные органы, которые осуществляют общий надзор и стратегическое руководство деятельностью аудируемого лица, а также в соответствии с учредительными документами могут контролировать текущую деятельность его руководства, в том числе назначать или освобождать от должности представителей высшего руководства" (выделено авт. - Прим. ред.). Обратите внимание, что понятие "высшее руководство" в данном стандарте не расшифровывается, а представителями собственника аудируемого лица согласно ПСАД N 22 являются лица или коллегиальные органы. Соответственно, речь идет о совете директоров, который осуществляет стратегическое руководство компанией и назначает "высшее руководство". Согласно ст. 65 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" в компетенцию совета директоров общества входит образование исполнительного органа и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции. Таким образом, "высшее руководство", назначаемое советом директоров, и есть исполнительный орган власти предприятия, т.е. непосредственно руководитель, генеральный директор. На основании этого можно сделать вывод, что в настоящий момент Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, в которых упоминается сфера деятельности внутреннего аудита, противоречат Стандартам. Поскольку ПСАД регулируют деятельность внешнего, а не внутреннего аудита, по нашему мнению, необходимо руководствоваться Стандартами. Как уже было сказано, система внутреннего контроля в компании распространяется на все бизнес-процессы, возникающие в процессе деятельности: начиная с планирования деятельности и заканчивая составлением финансовой отчетности. Следовательно, работа внутреннего аудитора должна быть связана со всем, что происходит в компании. Иными словами, задачи внутреннего аудита - выполнить такие действия, которые приведут к совершенствованию и исправлению ошибок в действующей системе внутреннего контроля. И.Д.Юцковская Директор департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК" А.А.Косарева Консультант департамента бухгалтерского консалтинга компании "ФБК" Подписано в печать 26.11.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Земельный сервитут ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12 >
Статья: Концептуальная модель оценки незавершенного производства для целей налогового учета ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12) Источник публикации "Финансовые и бухгалтерские консультации", 2007, N 12



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.