![]() |
| ![]() |
|
Статья: Срок давности взыскания налога ("Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 12) Источник публикации "Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 12
"Налоговые споры: теория и практика", 2007, N 12
СРОК ДАВНОСТИ ВЗЫСКАНИЯ НАЛОГА
За какой период времени налоговый орган может взыскать налоги и пени? Ограничен ли этот период процессуальными сроками давности взыскания налога, предусмотренными ст. ст. 46 - 48 и 70 Налогового кодекса РФ?
По данным ФНС России, на 01.05.2007 общая налоговая задолженность перед бюджетом превысила 1,5 трлн руб. Собственно недоимка составила 856 млрд руб., а задолженность по уплате пеней и штрафов - 730,2 млрд руб. Долги налогоплательщиков копятся годами. Борясь с этим, налоговые органы пытаются взыскать их различными способами: задолженность прошлых лет взыскивается в бесспорном порядке, текущие платежи и переплата по налогам засчитываются в счет задолженности прошлых лет и т.д. Арбитражная практика по данному вопросу складывается по-разному: некоторые суды принимают сторону налогоплательщиков, другие поддерживают позицию налоговых органов. Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.05.2007 по делу N А82-17942/2005-28 установил, что инспекция в связи с неуплатой ОАО в 1997 г. НДС, налога на имущество, земельного налога и сбора на содержание милиции выставила к расчетному счету общества инкассовые поручения на взыскание недоимки. Суд первой инстанции действия налогового органа признал правомерными. Суд кассационной инстанции оставил это решение в силе, указав среди прочего следующее.
В силу положений ст. 57 Конституции РФ и пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый обязан уплачивать законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Обязанность по уплате налога и сбора прекращается с уплатой налога и сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора; возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора; прекращением существования субъекта налогового обязательства. В связи с отсутствием в НК РФ упоминаний о сроке давности взыскания недоимки ФАС Волго-Вятского округа сделал вывод о правомерности выставления налоговым органом инкассового требования. На правомерность действий налоговых органов по взысканию недоимок указывают и другие суды <1>. ————————————————————————————————<1> См., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 21.08.2001 по делу N А26-461/01-02-08/37; ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.05.2001 по делу N А33-12610/00-С3а-Ф02-932/01-С1.
Такая позиция поддерживается и некоторыми специалистами, которые полагают, что даже если налоговые санкции к налогоплательщику не могут быть применены в силу истечения срока давности, налог и пени все равно должны быть уплачены, так как существует конституционная обязанность каждого платить налоги (ст. 57 Конституции РФ), т.е. право налоговых органов на взыскание налога является бессрочным. Правомерность такой позиции можно вывести из НК РФ, равно как и обратное суждение. Кодекс устанавливает следующие сроки давности: - срок подачи заявления о возврате излишне уплаченного или излишне взысканного налога, сбора или пени - три года со дня уплаты соответствующей суммы (ст. ст. 78, 79); - срок давности взыскания налога за счет имущества налогоплательщика - один год после истечения срока исполнения требования об уплате налога (ст. ст. 47, 48); - срок давности привлечения к налоговой ответственности - три года со дня совершения правонарушения (ст. 113). Представляется, что необходимо говорить о нескольких сроках давности взыскания налогов: во-первых, о сроках давности взыскания налога путем обращения взыскания на денежные средства и иное имущество налогоплательщика, которые исчисляются с момента истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, и, во-вторых, о сроках давности выставления требования. Нормативное регулирование первой группы сроков содержится в ст. ст. 46 - 48 НК РФ. Относительно сроков давности предъявления требования об уплате налога в связи с изменениями в Кодексе, вступившими в силу с 01.01.2007, возникает ряд вопросов. В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Такое требование может быть выставлено в двух случаях: - по результатам налоговой проверки; - при выявлении недоимки иным способом. Причем если в первом случае срок давности взыскания налога ограничен трехлетним сроком давности проведения налоговой проверки, то во втором случае такое ограничение отсутствует. В силу п. 1 ст. 70 НК РФ в редакции, действующей с 01.01.2007, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику в срок не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Аналогичная норма, действовавшая до 01.01.2007, связывала момент предъявления требования об уплате налога не с днем выявления недоимки, а с наступлением срока уплаты налога. В этом случае порядок и срок взыскания задолженности были строго определены: в течение трехмесячного срока до наступления срока уплаты налога должно быть предъявлено требование, плюс 10 дней на добровольную уплату по требованию, плюс 60 дней для принятия решения о бесспорном взыскании налога. При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. В качестве примера в п. 6 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 приводится следующая ситуация. Налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя недоимки по ЕНВД за март 1999 г. и пеней за просрочку уплаты налога. Решением суда в удовлетворении требования отказано со ссылкой на пропуск налоговым органом пресекательного срока, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ для подачи соответствующего заявления. При этом суд указал следующее. Установленный ст. 70 НК РФ трехмесячный срок направления требования об уплате налога истек 30.05.1999 (налог должен был быть уплачен не позднее 28.02.1999). Фактически требование было направлено ответчику спустя почти год - 05.05.2000, срок его добровольного исполнения был определен 15.05.2000. Согласно п. 3 ст. 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение налогового органа в суд с заявлением о взыскании недоимки, являющийся пресекательным, исчисляется с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропуск налоговым органом срока направления требования не влечет изменения порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней (п. 3 ст. 48 НК РФ). В связи с этим срок на обращение в суд должен исчисляться с 10.06.1999, т.е. по истечении 10 дней (определенных в требовании) со дня окончания срока на направление требования, установленного ст. 70 Кодекса. Поскольку заявление предъявлено 27.09.2000, т.е. за пределами пресекательного срока, предусмотренного п. 3 ст. 48 НК РФ, оно не может быть удовлетворено. В настоящее время внесение изменений в лицевой счет налогоплательщика в соответствии с позицией судов является внутренним делом налоговых органов. Суды отказывают налогоплательщикам в удовлетворении требований об обязании налоговых органов внести изменения в лицевые счета, в том числе списать налоги с истекшим сроком давности. Такая позиция обозначилась после принятия Президиумом ВАС РФ Постановления от 11.05.2005 N 16507/04, в котором указано, что должностные лица налоговых органов не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам нереальными к взысканию и списывать соответствующие суммы. Поэтому у инспекции, действующей в рамках предоставленных ей полномочий, нет оснований удовлетворять заявление налогоплательщика об исключении из лицевого счета сумм недоимки и задолженности по пеням, а у судов - права понуждать налоговый орган принять решение об их списании, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания. Судебные акты в части понуждения инспекции исключить из лицевого счета налогоплательщика суммы недоимки и задолженности по пеням также являются ошибочными. Лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов <2>. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика. ————————————————————————————————<2> Рекомендации по порядку ведения в налоговых органах карточек лицевых счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, утв. Приказом МНС России от 05.08.2002 N БГ-3-10/411 (документ утратил силу с 01.08.2005).
Законодатель, ограничив срок подачи налогоплательщиком заявления о возврате излишне уплаченного или взысканного налога тремя годами, фактически не установил аналогичного прямого запрета на взыскание налоговым органом налога за пределами какого-либо срока давности. В соответствии с п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога в отношении юридических лиц прекращается: - в связи с уплатой налога; - ликвидацией организации после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соответствии со ст. 49 НК РФ; - возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога. Согласно ст. 59 НК РФ недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном Правительством РФ. Во исполнение этого положения Постановлением Правительства РФ от 12.02.2001 N 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" единственным основанием списания числящейся за организацией-налогоплательщиком задолженности названа ее ликвидация в соответствии с установленным порядком. В иных случаях задолженность по уплате налога продолжает числиться за налогоплательщиком неопределенное время. Эта позиция фактически подтверждена Определением КС РФ от 08.02.2007 N 381-О-П. В нем суд указал, что в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты, что ограничивает во времени право налогоплательщика на подачу заявления о возврате суммы переплаты или ее зачете в счет будущих платежей. Данная норма непосредственно не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки и задолженности по пеням. Вместе с тем оспариваемые заявителем положения п. п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ должны рассматриваться в соответствии с конституционными принципами равенства и в системной связи с общими принципами и иными нормами налогового законодательства. В НК РФ содержатся положения, устанавливающие сроки реализации прав налоговых органов, которые подлежат применению в том числе при осуществлении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Так, согласно п. 3 ст. 46 Кодекса налоговый орган вправе в течение 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате недоимки и иной задолженности, вынести решение о принудительном взыскании недоимки за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке. Статьей 113 установлен общий трехлетний срок давности с момента совершения налогового правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено правонарушение. По истечении этого срока лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения. Согласно ст. 115 налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Таким образом, положения п. п. 5 и 7 ст. 78 НК РФ не предполагают, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, возможность принудительного взыскания которых утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в иных положениях Кодекса. Проверка законности и обоснованности зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности осуществляется в рамках арбитражного судопроизводства и не относится к полномочиям Конституционного Суда РФ, как они установлены в ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации". В соответствии с новой редакцией ст. 70 НК РФ с 01.01.2007 предъявление требования об уплате налога фактически никакими сроками не ограничено, что позволяет налоговым органам взыскивать недоимку по налогам за любой период деятельности организации. Правомерность такой нормы выглядит довольно сомнительной. В Определении от 08.02.2007 N 381-О-П КС РФ высказал правовую позицию <3>, в соответствии с которой установление временных пределов осуществления мер государственного принуждения направлено на защиту таких конституционных ценностей, как стабильность и определенность публичных правоотношений, обеспечение стабильности условий хозяйствования, поддержание баланса публичных интересов государства и частных интересов субъектов гражданско-правовых отношений. С истечением продолжительного времени невозможно надлежащее установление факта неуплаты налога, а виновность лица при отсутствии необходимой доказательственной базы не может быть доказана. ————————————————————————————————<3> См. Постановления КС РФ от 27.04.2001 N 7-П, от 10.04.2003 N 5-П, от 14.07.2005 N 9-П; Определение КС РФ от 21.04.2005 N 191-О.
Исходя из этого, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (п. 1 ст. 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей. Схожая позиция относительно сроков давности привлечения лица к налоговой ответственности выражена в Постановлении КС РФ от 14.07.2005 N 9-П. Суд отметил, что установление сроков давности необходимо в целях достижения стабильности правопорядка, правовой определенности, устойчивости сложившейся системы правоотношений при юридически обеспеченной возможности сбора и закрепления доказательств. Таким образом, введение законодателем срока давности направлено как на гарантирование конституционных прав налогоплательщиков, так и на обеспечение стабильности правопорядка и рациональную организацию деятельности правоприменителя. Представляется, что с учетом высказанной правовой позиции следует обратить внимание на п. 1 ст. 70 НК РФ. По мнению авторов, действовавшая до 01.01.2007 редакция названного пункта больше соответствовала правовой защищенности, гарантированности конституционных прав налогоплательщиков, стабильности правопорядка и рациональной деятельности правоприменителя, о которых не раз упоминал КС РФ. Исходя из этого, следует признать, что на сроки уплаты налога и пени должны распространяться сроки давности, подобные срокам давности применения к налогоплательщику ответственности и взыскания санкций. При этом наиболее оптимальным сроком давности следовало бы признать три года. Такой срок коррелировал бы: - со сроком, установленным для хранения документов (четыре года); - предельным сроком налоговой проверки (три года); - сроком возврата налога (пени, штрафа) в случае его переплаты или необоснованного взыскания (три года). В соответствующей корректировке нуждаются п. 3 ст. 44 и ст. 59 НК РФ, в которых перечень оснований для прекращения обязанности по уплате налога и оснований для признания недоимки безнадежной следует дополнить пунктом об истечении сроков давности взыскания налога. Отсутствие в НК РФ указания на период, за который может быть взыскан налог (за исключением срока на принудительное взыскание налога, пеней), коррелирует с отсутствием порядка списания числящейся за налогоплательщиком задолженности. Так, в ст. 59 Кодекса названо основание для списания безнадежных долгов по налогам и сборам: недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном: - Правительством РФ - по федеральным налогам и сборам; - исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями - по региональным и местным налогам. Между тем истечение срока давности взыскания налога (причина юридического характера) не является для налоговых органов основанием для списания задолженности с лицевого счета. Более того, в отношении такой задолженности не устанавливается порядок ее исключения из лицевого счета. Так, утвержденный Приказом Минфина России от 02.08.2007 N 68н Порядок списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом (Российской Федерацией) распространяется на задолженность по обязательствам, возникшим из договоров и иных сделок, судебного решения, вследствие причинения вреда, неосновательного обогащения, по иным основаниям. При этом подчеркнуто, что действие Порядка не распространяется на задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов и иных обязательных платежей. В отношении иной задолженности установлены правила документального подтверждения обстоятельств, являющихся основанием для списания или восстановления в учете задолженности, а также определено содержание представления на списание задолженности. Так, по результатам рассмотрения поступивших документов федеральный орган исполнительной власти, которому законом предоставлено право требования от имени РФ возврата задолженности, в течение 30 рабочих дней с даты их получения принимает решение о списании задолженности с учета, восстановлении задолженности в учете либо направляет заявителю уведомление об отказе в списании или восстановлении задолженности. Федеральный орган исполнительной власти, на балансе которого учитывается (или подлежит восстановлению) задолженность, а также агент Правительства РФ или иная организация, осуществляющая функции по учету данного вида задолженности, отражают списание и восстановление задолженности в учете на основании принятого полномочным органом решения в соответствии с требованиями, установленными для списания и восстановления задолженности неплатежеспособных дебиторов. В Письме от 17.08.2007 N 03-01-03/7-94 Минфин России сообщил, в каких случаях задолженность по пеням признается безнадежной и списывается. Так, решения о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимаются только в отношении: - организаций, ликвидированных в соответствии с законодательством РФ; - индивидуальных предпринимателей, признанных банкротами; - умерших (признанных таковыми) физических лиц. Из Письма Минфина России от 25.05.2007 N 03-02-07/1-259 также следует, что у налогоплательщика нет возможности избежать отражения в лицевом счете задолженности по пеням, взыскать которые налоговый орган не может в силу отсутствия правовых оснований. Вышеизложенное позволяет сделать вывод об отсутствии воли законодателя на исключение из лицевого счета налогоплательщика недоимки даже при отсутствии правовых оснований на ее взыскание. Отрицательные для налогоплательщика последствия могут наступить в виде зачета текущих платежей в счет числящейся недоимки, невозможности получения кредита в банке или выезда за границу, так как на лицевом счете числится задолженность. Взыскание (списание) недоимки за пределами установленных сроков давности взыскания налога продолжает оставаться актуальной проблемой, о чем свидетельствует арбитражная практика. Так, ОАО обратилось с заявлением в ВАС РФ о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции Арбитражного суда Республики Башкортостан от 03.10.2006 по делу N А07-13627/06-А-ЧМА и Постановления ФАС Уральского округа от 11.01.2007 по тому же делу. Рассмотрев материалы дела и изучив доводы заявителя, ВАС РФ пришел к выводу, что заявление о передаче дела в Президиум суда подлежит удовлетворению по следующим основаниям. МИФНС России N 25 по Республике Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о взыскании с ОАО 19 425 211 руб. 92 коп. недоимки по налогам и 3 598 609 руб. 50 коп. пеней. В возражениях на заявленные требования общество сослалось на истечение срока для обращения налогового органа в суд, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ. Решением суда первой инстанции от 03.10.2006 заявление удовлетворено, и вышеназванные суммы с ответчика взысканы. В суде апелляционной инстанции дело не рассматривалось. ФАС Уральского округа Постановлением от 11.01.2007 решение суда первой инстанции оставил без изменения. Принимая оспариваемые судебные акты об удовлетворении заявления МИФНС, суды сделали вывод, что налоговым органом своевременно приняты меры по бесспорному взысканию сумм недоимок по налогам и пеням, а срок, в течение которого должен быть предъявлен иск к налогоплательщику, налоговым органом не пропущен, поскольку с учетом универсальности воли законодателя и системного толкования положений норм ст. ст. 23, 78, 87, 113 НК РФ срок давности взыскания задолженности по налогам (сборам) и пеням определен в три года. По мнению ОАО, изложенные выводы судов противоречат нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, сложившейся судебной практике, а также разъяснениям Пленума ВАС РФ. На основании п. п. 1, 2 ст. 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" налоговый орган направил налогоплательщику требования об уплате текущих платежей - налогов и пеней за период с декабря 2004 г. по август 2005 г. Срок оплаты по последнему из направленных требований был установлен 27.08.2005. Поскольку в установленный срок требования исполнены не были, налоговым органом приняты решения о взыскании налога и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках. Отсутствие таких средств явилось основанием для принятия налоговым органом решения от 29.11.2005 N 304 и вынесения Постановления от 29.11.2005 N 318 о взыскании налога и пеней за счет имущества налогоплательщика на сумму 20 945 358 руб. 10 коп. (с учетом уточнения). Указанное Постановление от 30.11.2005 направлено в службу судебных приставов для исполнения. Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.04.2006 по делу N А07-3283/06-А-ИУС решение налогового органа от 29.11.2005 N 304 признано недействительным, поскольку оно было принято за пределами срока, установленного для бесспорного взыскания недоимки и пеней. 23.05.2006 налоговый орган обратился в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением по настоящему делу. Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. В то же время п. 3 ст. 46 Кодекса, предусматривающий, что налоговый орган, не реализовавший полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, вправе обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливает срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим в п. 12 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 было разъяснено, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 Кодекса в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующими положениями при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный п. 3 ст. 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Пленум также указал, что данный срок является пресекательным, т.е. не подлежащим восстановлению, и в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу. В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" указывается, что пропуск установленных налоговым законодательством сроков направления организации требования об уплате недоимки и решение о ее взыскании за счет денежных средств (п. 3 ст. 46, ст. 70 НК РФ) не являются основаниями для отказа в удовлетворении требований уполномоченного органа в случае, если на дату подачи в арбитражный суд заявления не истек предусмотренный п. 3 ст. 48 Кодекса шестимесячный срок на обращение в суд с требованием о взыскании недоимки за счет имущества должника. При определении указанного срока давности судам необходимо исходить из того, что он исчисляется с момента окончания установленного п. 3 ст. 46 НК РФ 60-дневного срока на бесспорное взыскание недоимки за счет денежных средств. Срок же на бесспорное взыскание исчисляется с момента истечения срока на добровольную уплату налога (последний исчисляется с момента окончания срока, в течение которого требование об уплате налога должно было быть направлено налогоплательщику в соответствии с правилами ст. 70 Кодекса). Заявитель полагал, что поскольку налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании с общества недоимки и пеней после истечения сроков, установленных п. 3 ст. 48 НК РФ, основания для удовлетворения требования отсутствовали. По мнению заявителя, применив при рассмотрении данного дела трехгодичный срок давности для взыскания недоимки и пеней по налогам, суды не учли указанные разъяснения Пленума ВАС РФ и сложившуюся практику применения норм ст. ст. 46, 48 Кодекса. Данное дело принято ВАС РФ для рассмотрения в порядке надзора. По итогам рассмотрения дела Президиум ВАС РФ установил, что оспариваемые судебные акты нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права и в силу п. 1 ст. 304 АПК РФ подлежат отмене <4>. ————————————————————————————————<4> Постановление Президиума ВАС РФ от 04.09.2007 N 4618/07 по делу N А07-13627/06-А-ЧМА. Т.А.Гусева К. ю. н., доцент Института бизнеса и права Орловского государственного технического университета А.В.Чуряев Юрист финансово-инвестиционной компании ЗАО "Эволюция" г. Орел Подписано в печать 20.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |