|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Потребительский кредит уходит в пластик ("Банки и деловой мир", 2007, N 11) Источник публикации "Банки и деловой мир", 2007, N 11
"Банки и деловой мир", 2007, N 11
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КРЕДИТ УХОДИТ В ПЛАСТИК
Оценить, какая часть рынка потребительского кредитования приходится на кредитные карты, довольно сложно. Дело в том, что такая карточка, хоть и является овеществленным кредитом, по сути, имеет виртуальный характер.
Официальная статистика по оборотам на этом рынке "карточных" кредитов очень скудна. Многие владельцы кредиток часто используют их как обыкновенные дебетовые карты, а поэтому погрешности расчетов могут быть довольно большими. Недостаток статистики является дополнительным свидетельством того, что этот сектор рынка находится на начальной фазе своего развития. Например, до последнего года у нас не было полноценной статистики по ипотеке. Только когда кредитование под залог недвижимости заняло солидную долю в общем спектре банковских услуг по всей стране, Росстат начал публиковать таблицы по объемам накопленной ипотечной задолженности в различных регионах России. Исходя из вышесказанного, очевидно, что на данном этапе можно говорить только о примерных соотношениях, которые хотя бы в первом приближении способны показать степень развития рынка кредитных карт в России. Например, согласно данным ЦБ, в 2006 г. из общей суммы операции по пластиковым карточкам более 93,5% (4 трлн руб.) пришлось на снятие наличных. Какая часть от оставшихся 6,5% приходится на собственно кредиты, а какая - на сервисно-торговые операции - неясно. При этом следует учитывать, что торговые операции часто осуществляются в кредит. Например, Visa International, которая занимает около 45% рынка пластиковых карт в России, заявляет, что ее оборот по кредитным картам в нашей стране в 2006 г. составил 1,6% (1,3 млрд долл. США) от общего оборота по пластиковым картам (81 млрд долл. США). Исходя из пропорционального соотношения участников рынка, можно предположить, что общероссийский оборот по кредитным картам не превысил в прошлом году 3 млрд долл. США, или 5% от всего рынка потребительского кредитования. При этом число эмитированных кредитных карт составило к концу года около 4,5 млн из 72 млн общего количества пластиковых карт. То есть их доля равняется примерно 6%. Таким образом, говорить о достаточной развитости рынка кредитных пластиковых карт в России пока рано. Он, в отличие от рынка дебетовых карт, все еще находится на "цокольном" уровне - в стадии популяризации. Впрочем, в этом отношении мы идем почти вровень с Китаем, где на каждые сто человек приходится лишь 4 кредитки. В нашей стране этот показатель еще меньше и примерно равен трем. Если сравнить эти цифры с общемировой статистикой, где на долю кредиток приходится обычно около 30% от суммарного оборота по карточкам, можно говорить о том, что Россия имеет практически неограниченное пространство для развития этого направления рынка. Неслучайно и Visa, и MasterCard называют именно Россию самым перспективным рынком в ближайшем будущем. Сегодня неохваченной этой услугой остается огромная часть территории и населения: около 70% от общих операций по кредитным картам приходится на Москву, Московскую область и Санкт-Петербург. Если довести степень развития рынка кредиток в регионах хотя бы до столичного уровня (а здесь он также далек от насыщения), то и обороты и количество эмитированных карт можно увеличить даже не в разы, а на порядок. Нельзя не признать, что рынок кредитных карт в России сейчас является самым динамичным как в системе безналичных платежных инструментов, так и в системе потребительского кредитования. Например, рынок потребкредитования уже в прошлом году начал снижать темпы роста, который составил 90%. В прошлые годы он практически удваивался каждые 12 месяцев. Суммарное количество пластиковых карт в стране за этот период также увеличивалось сравнительно небольшими темпами - на 37%. В то же время число эмитированных кредитных карточек Visa за 2006 г. выросло в 4,5 раза, а объемы операций по ним - в 4,4 раза. Разница довольно существенная.
Надо полагать, что с введением обязательства по раскрытию банками эффективной процентной ставки уход потребительских кредитов в сферу пластиковых карточек пойдет активнее. Многие аналитики прогнозируют, что большинство экспресс-кредитов в торговых точках ждет именно такая судьба. Таким образом, можно ожидать, что темпы роста потребительского кредитования будут в ближайшем будущем снижаться, а темпы роста оборотов по кредитным картам, наоборот, еще более возрастут. Тем не менее, даже несмотря на демонстрируемую динамику роста, говорить о буме этого сектора финансового рынка пока рано. Точнее было бы отметить рост популярности этого инструмента. Среди специалистов бытует мнение, что бум на рынке кредиток случится тогда, когда из торговых сетей начнут уходить банковские агенты, и большинство кредитных операций в торговых сетях будет осуществляться через пластиковые карточки. Если нынешние темпы роста будут сохраняться на прежнем уровне, то к этому состоянию рынок должен прийти лет через десять. Скажете, долго? Совсем нет. Например, в Европе этот процесс протекал гораздо медленнее.
А.Куц Специалист аналитического центра АК&М Подписано в печать 15.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |