|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: СЭС уполномочен заявить ("Малая бухгалтерия", 2007, N 8) Источник публикации "Малая бухгалтерия", 2007, N 8
"Малая бухгалтерия", 2007, N 8
СЭС УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ
Люди в белых халатах давно уже перестали быть атрибутикой исключительно больничных палат. Теперь они переоделись в обычные костюмы и занялись проверками бань, магазинов и парикмахерских... И даже если вы к сфере услуг никакого отношения не имеете, все равно в любой момент можете оказаться в качестве проверяемого. Кто и когда вправе явиться к вам в роли "айболита", читайте в этой статье.
Кто и что проверяет
Санитарно-эпидемиологический контроль осуществляется соответствующими подразделениями государственной Санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации (СЭС России). Основанием для их деятельности являются:
- Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ); - Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 N 554; - Санитарные правила "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. СП 1.1.1058-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001; - санитарные правила и нормы (СанПиН) и другие документы. В настоящее время соблюдение санитарных правил и норм контролирует Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) и ее территориальные органы. Эта Служба действует на основании Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322. Задачей СЭС (Роспотребнадзора) является обеспечение санитарного и эпидемиологического благополучия в стране. Сотрудники Роспотребнадзора вправе проверить любую организацию (особенно общественного питания, торговли, сферы услуг - парикмахерские, медицинские учреждения, гостиницы и т.п.) или индивидуального предпринимателя на предмет: 1) наличия санитарно-эпидемиологических заключений на продукты питания, товары, реализуемые через торговую сеть (перечень продукции, подлежащей санитарно-эпидемиологической экспертизе, содержится в Приказе Минздрава России от 15.08.2001 N 325); 2) соблюдения санитарных правил и норм (СанПиН). Например, для продавцов продуктов питания установлены следующие основные нормы: - СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов"; - СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов"; - СанПиН 2.3.2.560-96 "Гигиенические требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов" и т.п. Специальные СанПиН существуют и для продавцов непродовольственных товаров (по конкретному виду торговли). Например, СанПиН 2.4.7.007-93 "Производство и реализация игр и игрушек"; СанПиН 2.4.7/1.1.1286-03 "Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых" и др.; 3) соблюдения правил личной гигиены работников, наличия у них медицинских книжек с отметками о медосмотрах; 4) соответствия окружающей среды и предметов труда установленным нормативам: от состояния воздуха <1> - до копировально-множительной <2> и компьютерной <3> техники; 5) состояния производственного контроля <4> в организации, в том числе: проведение медосмотров работников, их гигиеническое воспитание и аттестация, контроль за наличием сертификатов и санитарно-эпидемиологических заключений на товары, дератизация, дезинфекция, дезинсекция и т.п. ————————————————————————————————<1> Гигиенические нормативы ГН 2.2.5.1313-03. <2> СанПиН 2.2.2.1332-03. <3> СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. <4> СП 1.1.1058-01.
Перечень мероприятий, которые должна проводить организация, сроки их проведения и сведения об ответственных лицах должны быть закреплены в Программе производственного контроля. Примерная форма такой Программы содержится в Постановлении Главного государственного санитарного врача РФ от 30.07.2002 N 26.
Виды, основания и сроки проверок
Для проведения Роспотребнадзором проверок Минздравсоцразвития России Приказом от 24.01.2007 N 62 утвердило новый Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по осуществлению в установленном порядке проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства (далее - Регламент). Административные процедуры осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора включают в себя надзор за выполнением требований санитарного законодательства (Приложение 2 к Регламенту), санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний и постановлений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор (п. 7 Регламента). Согласно п. 6 Регламента в качестве юридических фактов, являющихся основаниями для проверки, выступают: - акт проведения санитарно-эпидемиологического расследования по факту выявления продукции, сырья, материалов, оборудования и технологий, представляющих опасность для здоровья населения, или по фактам изменения показателей среды обитания человека; - жалобы и обращения граждан и юридических лиц по вопросам нарушения санитарного законодательства; - обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам нарушения санитарного законодательства; - нормативные правовые акты (постановления, приказы) главных государственных санитарных врачей (заместителей); - аварийные ситуации, которые привели или могут привести к изменению санитарно-эпидемиологической обстановки на объекте или территории; - отравления, заболевания, в том числе профессиональные, или изменения других показателей здоровья человека; - принятие мер по контролю за устранением ранее выявленных нарушений санитарного законодательства. Проверки могут быть плановые и внеплановые. Плановые проверки за выполнением требований санитарного законодательства осуществляются не более чем один раз в два года <*> по отношению к одному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (п. 7.3 Регламента) <**>. ————————————————————————————————<*> Пункт 4 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". <**> В отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие "проверка" может быть проведено не ранее чем через три года с момента его государственной регистрации.
План проведения проверок составляется в каждом территориальном органе Роспотребнадзора ежегодно и утверждается приказом его руководителя не позднее чем за месяц, предшествующий календарному году (п. 7.4 Регламента). В течение трех дней после утверждения План публикуется на сайте территориального органа Роспотребнадзора в сети Интернет.
Обратите внимание! Плановые проверки проводятся в соответствии с режимом работы юридического лица или индивидуального предпринимателя (п. 7.6 Регламента).
Внеплановые проверки соблюдения санитарного законодательства проводятся только в установленных случаях (п. 7.7 Регламента), в том числе в случаях: 1) контроля исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений - при выявлении в результате плановой проверки нарушений обязательных требований; 2) получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу; 3) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества; 4) обращения любых лиц с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной документально подтвержденной информации, свидетельствующей о наличии признаков таких нарушений. При этом анонимки в расчет не принимаются <*>; ————————————————————————————————<*> За исключением случаев, когда анонимное лицо сообщает о фактах возникновения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений, достоверность которых можно установить из заслуживающих доверия источников.
5) получения данных о связи заболеваний людей с деятельностью юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя либо с выпускаемой им продукцией. Регламентом установлены сроки осуществления внеплановых проверок. Так, согласно п. 7.7 Регламента внеплановые мероприятия по надзору при поступлении жалоб осуществляются: - на возникновение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний, отравлений - немедленно; - при поступлении жалоб на недоброкачественную продукцию - в течение трех дней; - в остальных случаях - в течение месяца. Продолжительность проверок составляет один месяц (п. 7.1 Регламента). Этот срок может быть продлен не более чем на один месяц при наличии установленных обстоятельств (п. 7.2 Регламента), в том числе если: - объект надзора является источником различных вредных и опасных воздействий на здоровье человека (шум, вибрация, радиация и иные физические и химические факторы); - перечень вредных факторов и путей их воздействия неизвестен; - произошли аварийные ситуации, выявлены массовые инфекционные и неинфекционные заболевания; - это предусмотрено санитарным законодательством и связано с необходимостью проведения санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний), санитарно-эпидемиологических экспертиз со значительным объемом мероприятий по надзору. Продление срока проверки осуществляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) проверяющего органа на основании мотивированного предложения должностного лица (руководителя проверяющей группы), проводящего проверку. Следовательно, если установленный срок проверки прошел и у сотрудников проверяющих органов нет мотивированного распоряжения о его продлении, то проверяемые вправе не впускать контролеров на свою территорию. О проведении проверки руководитель соответствующего территориального органа Роспотребнадзора или его заместитель издает распоряжение (п. 7.8 Регламента). Распоряжение состоит из констатирующей и распорядительной частей. В констатирующей части указываются основания для издания распоряжения, в том числе: - для плановых мероприятий - утвержденный план проверок; - для внеплановых мероприятий - основания, предусмотренные Регламентом. В распорядительной части указываются: - номер и дата распоряжения о проведении проверки; - наименование территориального органа Роспотребнадзора или указание на то, что мероприятие по надзору осуществляется Роспотребнадзором; - должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, которому поручается проведение проверки, а в случае назначения комплексной проверки - должности, фамилии, имена и отчества руководителя проверки и должностных лиц, входящих в состав проверяющей группы; - наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначена проверка, а также его юридический адрес (адрес его фактического местонахождения); - цель, задачи и предмет проведения проверки; - сроки ее проведения; - подпись руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) или руководителя (заместителя руководителя) ее территориального органа, утвердившего распоряжение, с указанием его фамилии. В рамках мероприятий по надзору за соблюдением санитарного законодательства осуществляются (п. 7.11 Регламента): - визуальный осмотр объекта проверки с целью оценки его соответствия обязательным требованиям; - анализ документов; - анализ данных лабораторных, инструментальных исследований.
Оформление результатов проверки
Основными документами проверки являются акт и предписание. 1. Акт составляется по результатам любой проверки (п. 7.13 Регламента) в двух экземплярах. Акт состоит из вводной и описательной частей. Во вводной части акта должна содержаться следующая информация: - дата, время, место составления акта; - наименование территориального органа Роспотребнадзора или указание на то, что проверка поводилась Роспотребнадзором; - дата и номер распоряжения, на основании которого проведена проверка; - должность, фамилия, имя, отчество должностного лица (руководителя и членов проверяющей группы), проводившего проверку; - дата, время и место проведения проверки; - полное наименование проверяемого юридического лица или фамилия, имя, отчество проверяемого индивидуального предпринимателя; - фамилия, имя, отчество и должность представителя проверяемого юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствовавшего при проведении проверки. Описательная часть должна содержать информацию о результатах проверки, выявленных нарушениях санитарного законодательства, о должностных лицах, на которых возлагается ответственность за совершение выявленных нарушений. В акте должны указываться сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отметка об отказе от подписи. К акту прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний), экспертиз, объяснения работников, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, и другие документы или их копии, связанные с результатами проверки. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица (его заместителю) или индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которые приобщаются к экземпляру акта, остающемуся в деле проверяющего органа. 2. В соответствии со ст. 50 Закона N 52-ФЗ при выявлении нарушений санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) руководитель проверяющего органа в течение 24 часов дает гражданам и юридическим лицам предписания (п. 7.14 Регламента): - об устранении выявленных нарушений санитарных правил; - о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции (в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов); - о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; - о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; - о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний. В предписании устанавливаются сроки его исполнения, обязательные для проверяемых.
Ответственность за нарушения
Что ожидает нарушителей санитарных правил и норм? На практике бывает, что проверяющие в предписании просто рекомендуют организации устранить нарушение в разумный срок. Но это случается редко. Обычной мерой воздействия ревизоров является штраф. Размеры и порядок применения штрафов установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) (см. табл. на с. 16).
————————————————T———————————————T——————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Вид | Основание | Размер штрафа | | нарушения |ответственности+———————————————T———————————————T———————————————T——————————————+ | | КоАП РФ | Юридические |Предприниматели| Должностные | Граждане | | | | лица | | лица | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Нарушение |Статья 6.3 |От 10 000 |От 500 до |От 500 до 1000 |От 100 до 500 | |действующих | |до 20 000 руб. |1000 руб. или |руб. |руб. или | |санитарных | |или |приостановление| |предупреждение| |правил и | |приостановление|деятельности на| | | |гигиенических | |деятельности на|срок до 90 | | | |нормативов, | |срок до 90 |суток | | | |невыполнение | |суток | | | | |санитарно— | | | | | | |гигиенических и| | | | | | |противо— | | | | | | |эпидемических | | | | | | |мероприятий | | | | | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Нарушение |Статья 6.4 |От 10 000 до |От 1000 до |От 1000 до 2000|От 500 до 1000| |СанПиН | |20 000 руб. или|2000 руб. или |руб. |руб. | |эксплуатации | |приостановление|приостановление| | | |помещений, | |деятельности |деятельности | | | |зданий, | |на срок до 90 |на срок до 90 | | | |сооружений и | |суток |суток | | | |транспорта | | | | | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Продажа товаров|Пункт 2 |От 40 000 |От 4000 |От 4000 до 5000|От 2000 до | |с нарушением |ст. 14.4 |до 50 000 руб. |до 5000 руб. с |руб. |2500 руб. с | |СанПиН | |с конфискацией |конфискацией | |конфискацией | | | |товаров или без|товаров или без| |товаров или | | | |таковой или |таковой либо | |без таковой | | | |присотановление|приостановление| | | | | |деятельности на|деятельности на| | | | | |срок до 90 |срок до 90 | | | | | |суток с |суток с | | | | | |конфискацией |конфискацией | | | | | |товаров или без|товаров или без| | | | | |таковой |таковой | | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Неповиновение |Пункт 1 | | |От 1000 до 2000|От 500 до 1000| |требованию |ст. 19.4 | | |руб. |руб. или | |проверяющего | | | | |предупреждение| |органа | | | | | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Невыполнение |Пункт 1 |От 10 000 до | |От 1000 до 2000|От 300 до 500 | |акта или |ст. 19.5 |20 000 руб. | |руб. или |руб. | |предписания | | | |дисквалификация| | |проверяющего | | | |на срок до трех| | |органа | | | |лет | | +———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+——————————————+ |Непринятие мер |Статья 19.6 | | |От 300 до 500 | | |для устранения | | | |руб. | | |причин | | | | | | |нарушения | | | | | | L———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————+———————————————Кроме административной ответственности предусмотрена и уголовная ответственность. Если нарушения санитарных правил и норм повлекли массовые заболевания или отравления людей, то предпринимателя или должностное лицо могут оштрафовать на сумму до 80 000 руб. (п. 1 ст. 236 УК РФ). А если из-за нарушений правил санитарии наступила смерть человека, то можно лишиться свободы на пять лет (п. 2 ст. 236 УК РФ). Л.Зуйкова Эксперт АКДИ Подписано в печать 14.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |