|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Повышение результативности системы бюджетирования, современные тенденции ее развития ("Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21) Источник публикации "Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21
"Экономический анализ: теория и практика", 2007, N 21
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
В условиях современной российской экономики для обеспечения эффективной работы предприятия необходимо организовать качественную и научно обоснованную систему управления. Достижение этого требует организации системы управленческого учета, основным элементом которой является бюджетирование. Несмотря на значительный объем имеющихся в российской научной практике разработок в области организации и развития системы бюджетирования, актуальной остается проблема повышения ее результативности. Под бюджетированием мы понимаем систему планирования будущих доходов, расходов и финансовых результатов производственной деятельности предприятия, а также контроль и анализ исполнения бюджетов. По сути, бюджетирование не требует наличия отдельного структурного подразделения или должности, оно лишь предполагает наличие определенной области задач, которые вполне могут выполняться сотрудниками организации. Однако в такой ситуации возникает опасность неэффективного выполнения задач системы бюджетирования по причине чрезмерной загруженности уполномоченных на то сотрудников. Поэтому, на взгляд автора, есть вполне обоснованная необходимость в создании обособленного (самостоятельного) структурного подразделения или должности. Бюджетирование рассматривается нами как процесс, который возникает на пересечении деятельности менеджера и бухгалтера, поэтому сотрудника, ответственного за решение задач системы бюджетирования, целесообразней будет называть бухгалтер-менеджер. В условиях ограниченной стабильности окружающей среды бухгалтер-менеджер выполняет функции "навигатора", осуществляя координацию и оказывая всевозможную помощь в решении проблем предприятия. Учетная система современной организации находится под влиянием постоянно меняющихся факторов окружающей среды (рис. 1). Изменения, происходящие во внутренней и внешней среде, оказывают соответствующее воздействие на функционирование организации в целом и ее системы бюджетирования в частности. При этом возникает необходимость адаптации системы бюджетирования к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды.
Влияние внешней и внутренней среды на систему управления
предприятия
—————————————————¬ ——————————————————¬ | Влияние +—————¬ ——————+ Влияние внешних | | внутренних | \|/ \|/ | факторов: | | факторов: | ———+——————————+——¬ |рынок сбыта; | |размер +—>|Цели предприятия|<—+рынок снабжения; | |предприятия; | L————————————————— |рынок кадров; | |организационная | —————————————————¬ |рынок инвестиций;| |структура; +—>| Цели управления|<—+политическая | |технологии | L————————————————— |и социальная | |производства; | —————————————————¬ |среда | |производственная+—>| Цели системы |<—+ | |программа | | бюджетирования | | | L————————————————— L————————————————— L—————————————————— Рис. 1
Подвергаясь влиянию изменений, происходящих во внутренней и внешней среде, организационная структура системы бюджетирования, ее задачи и применяемые инструменты и методы также подлежат периодическому пересмотру и изменению [1]. Обеспечить адаптацию системы бюджетирования к быстро меняющимся требованиям рыночной экономики возможно путем постоянного ее совершенствования. Мероприятия, составляющие алгоритм повышения результативности функционирования бюджетной системы, рассмотрены на рис. 2.
Мероприятия по повышению результативности системы бюджетирования
—————————————————¬ ———————\|Позиционирование|—————————¬ | ————¬/| системы |L——————¬ | | | | бюджетирования | | | | | L————————————————— | | | | \— L/ L—— \ / —————————————————————————¬———————————————————————¬ | Реализация мероприятий || Выбор направлений | | по повышению || модернизации | |результативности системы|| и усовершенствования | | бюджетирования ||системы бюджетирования| L—————————————————————————L———————————————————————/ \ --¬ /¬ -\ ¦ ¦ ¦ ¦ \- L/ L-- \ / —————————————————————————¬———————————————————————¬ | Разработка новых || Анализ и оценка | | методов и инструментов || выбранных направлений| | системы бюджетирования || модернизации | L—————————————————————————L———————————————————————/ \ --¬ /¬ -\ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ---------------------¬ ¦ ¦ ¦ L--¬¦Определение наиболее¦/L---- ¦ L-----¦ результативных ¦\----- ———— ¦ инноваций ¦ L------------------- ———— Рис. 2
Процесс повышения результативности уже имеющейся бюджетной системы следует начинать с определения места и роли бюджетирования в системе управления предприятием. Для этого периодически бухгалтером-менеджером проводится опрос руководителей различных уровней управления. Предметом такого опроса выступают требования к желаемой системе бюджетирования. После чего определяются направления функционирования системы, которые будут подвержены изменениям. Следующий этап - это анализ и оценка выбранных направлений реформирования системы бюджетирования. Бухгалтер-менеджер производит примерный расчет затрат на создание и внедрение инновационных продуктов и услуг, позволяющих модернизировать систему бюджетирования. Далее определяет степень удовлетворенности внутренних пользователей и дает оценку результативности применения разработанных им продуктов и услуг. После того как были определены все мероприятия по повышению результативности функционирования системы бюджетирования, переходим к этапу реализации намеченных изменений. Бухгалтер-менеджер разрабатывает форму и содержание бюджетов, устанавливает сроки и порядок осуществления контроля [2]. Проведение регулярной модернизации системы бюджетирования будет способствовать ее эффективному функционированию, что позволит формировать более качественную информационную базу системы управления. Важным моментом обеспечения эффективной работы системы бюджетирования является рациональное распределение функций и задач бюджетирования. По мнению экспертов, существенным недостатком современной организационной структуры системы бюджетирования является то, что более 50% рабочего времени бухгалтеру-менеджеру требуется только на осуществление контроля исполнения бюджетов. И в этом случае бухгалтер-менеджер все в большей степени выполняет не аналитическую, а регистрационную функцию, что противоречит его роли "навигатора" в системе управления предприятием. Решение данной проблемы нам видится в перераспределении задач бухгалтера-менеджера, т.е. делегировании части его полномочий руководителям структурных подразделений. Наиболее оптимальный вариант перераспределения задач бюджетирования представлен нами на рис. 3.
Рекомендуемый вариант перераспределения задач системы бюджетирования
————————————————————————————¬ —————————————————————————————————¬ | Сфера задач руководителя | |Сфера задач бухгалтера—менеджера| | структурного подразделения| | | +———————————————————————————+ +————————————————————————————————+ |—————————————————————¬ | | | || Сбор, анализ | | | | || и подготовка | ———+——+————————————¬ | || информации для | |Разработка системы| | ||составления бюджетов| | бюджетирования | | |L————————————————————— L——T——T————————————— | |———————————————————¬ ———+——+————————————¬ | || Разработка | | Выбор методов | | || и составление | | и инструментов | | || бюджетов | | бюджетирования | | |L——————————————————— L——T——T————————————— | |————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬| || Утверждение и текущий | | | Утверждение | || контроль исполнения |<— — + — — — —+ и текущий контроль || || бюджетов | | | исполнения бюджетов | |L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——| |————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬| || Контроль и анализ |<— — + — — — — Контроль и анализ | || отклонений | | | | отклонений || |L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——| |————————————————————————¬ | | — — — — — — — — — — — —¬| || Разработка | | | Разработка | || корректировок |<— — + — — — —+ корректировок || || и мероприятий | | | и мероприятий | || по изменению | | | | по изменению || |L———————————————————————— | | L — — — — — — — — — — ——| | | |———————————————————————————————¬| | | || Содействие, консультирование,|| | | || разработка инструкций || | | || и указаний || | | |L———————————————————————————————| | | |———————————————————————————————¬| | | || Разработка новых методов || | | || и инструментов системы || | | || бюджетирования || | | |L———————————————————————————————| | | |———————————————————————————————¬| | | || Повышение результативности || | | || работы || | | |L———————————————————————————————| L———————————————————————————— L—————————————————————————————————Рис. 3 В процессе перераспределения задач бюджетирования важно найти "золотую середину" между максимальной приближенностью к месту событий и способностью обеспечить единство и сквозной характер выстраиваемой системы. Перераспределение задач является первым шагом по направлению к развитию новых тенденций системы бюджетирования - самоуправления и самоконтроля. В основе самоуправления лежит передача части функций, связанных с процессом информационного обеспечения, планирования и контроля, от бухгалтера-менеджера в обязанности руководителей подразделений. Учитывая тот факт, что руководители хорошо знают специфику своих участков, данное направление развития вполне перспективно. Бухгалтер-менеджер будет выполнять функции консультирования, координации и содействия руководителям в процессе их самоуправления. В аспекте такого направления развития, как самоуправление, следует рассмотреть идею самоконтроля. Реализация функции самоконтроля предполагает предоставление руководителям подразделений необходимой свободы действий и права самостоятельного принятия решений. Предпосылкой успешной реализации самоконтроля является решение вопроса о том, какие задачи бюджетирования должен взять на себя руководитель подразделения и в какой форме бухгалтер-менеджер будет оказывать ему поддержку. Нам представляется неразумным, если руководитель будет проводить сравнения бюджетных и фактических показателей, устанавливать по ним отклонения, не имея при этом возможности повлиять на них посредством принятия оперативных решений. Преимущество самоконтроля состоит прежде всего в существенном сокращении времени на адекватное реагирование при возникновении отклонений от заданных показателей работы. Развитие функций самоуправления и самоконтроля ведет к изменению задач бухгалтера-менеджера. Его основными задачами будут: обучение, координация и консультирование персонала в процессе составления и контроля исполнения бюджетов, мотивация руководителей подразделений, а также разработка новых направлений развития системы бюджетирования [3, 4]. Проведенные исследования вопросов повышения результативности и современных тенденций развития системы бюджетирования позволили сделать вывод о том, что бюджетирование должно иметь место в системе управления предприятием, так как позволяет руководству планировать производственно-финансовую деятельность, проводить оперативный анализ ее результатов и принимать эффективные управленческие решения. Система бюджетирования нуждается в регулярном совершенствовании, адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Для этого нами разработаны мероприятия по повышению результативности ее функционирования. Реализация данных мероприятий позволит обеспечить стабильность развития организации и получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Литература 1. Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование: Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2006. - 269 с. 2. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во "Дело и Сервис", 2005. - 592 с. 3. Друри К. Управленческий учет для бизнес-решений: Учебник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 655 с. 4. Сбалансированная система показателей: Пер. с нем. - 2-е изд. - М.: "Альпина Бизнес Букс", 2005. - 478 с. Н.С.Власова Кубанский государственный аграрный университет Подписано в печать 13.11.2007 ———— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |