Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Налоговая ответственность по статье 126 НК РФ за непредставление налоговому органу сведений (документов) (Окончание) ("Налоговая проверка", 2007, N 6) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 6



"Налоговая проверка", 2007, N 6

НАЛОГОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО СТАТЬЕ 126 НК РФ

ЗА НЕПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАЛОГОВОМУ ОРГАНУ СВЕДЕНИЙ (ДОКУМЕНТОВ)

(Окончание. Начало см. "Налоговая проверка", N 5, 2007)

Статьей 126 НК РФ установлена налоговая ответственность в виде штрафа за непредставление налоговому органу:

- документов (сведений), предусмотренных законодательством о налогах и сборах (п. 1);

- сведений о налогоплательщике (п. 2).

В данной статье рассмотрено применение п. 2, в котором за непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно за иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями установлен штраф в размере 5000 руб.

В п. 2 ст. 126 НК РФ сказано, что к ответственности привлекается организация, не представившая документы (сведения). Так как согласно п. 2 ст. 11 НК РФ организацией признается юридическое лицо, следовательно, на индивидуальных предпринимателей данная ответственность не распространяется.

Особенности истребования документов (сведений) налоговыми органами изложены в ст. 93.1 "Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках" НК РФ, применяемой с 01.01.2007. Эта норма пришла на смену положениям ст. 87 "Налоговые проверки" НК РФ, в которой рассматривались аналогичные вопросы до указанной даты.

Из п. 2 ст. 93.1 НК РФ следует, что истребовать документы (информацию) о налогоплательщике или информацию о конкретной сделке вправе только налоговый орган, в котором лицо состоит на учете. Истребование информации налоговыми органами может осуществляться при проведении налоговой проверки, а также дополнительных мероприятий налогового контроля.

Истребованы могут быть:

- документы (информация), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента), то есть договоры, накладные, счета-фактуры;

- информация о конкретной сделке. При этом не могут быть истребованы договоры, накладные и прочие документы, а только информация о конкретной сделке, которую налогоплательщик может представить, например, в виде сведений, позволяющих ее идентифицировать. Данная норма дает возможность налоговикам получать информацию по всей цепочке движения товара от всех покупателей и поставщиков.

Иные документы (информацию), кроме указанных выше, налоговые органы не вправе истребовать у налогоплательщика, например:

- документы, которые касаются не деятельности проверяемого лица, а самого налогоплательщика, в частности внутренние документы (Книги покупок и продаж, налоговые декларации);

- документы, касающиеся третьих лиц, деятельность которых связана с проверяемым лицом.

Рассмотрению вопроса о расширительном толковании положений п. 2 ст. 126 НК РФ посвящен п. 18 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71. Суд проанализировал ситуацию, когда налоговая инспекция привлекла налогоплательщика к ответственности по данной норме за непредставление им деклараций по налогу на прибыль. Суд указал, что в контексте указанной нормы субъект правонарушения - не сам налогоплательщик, а третье лицо, у которого имеются документы, содержащие сведения об интересующем налоговый орган налогоплательщике. Поэтому налоговый орган применил к обществу санкцию, предусмотренную п. 2 ст. 126 Кодекса, при отсутствии соответствующего состава правонарушения.

Суды руководствуются этой позицией. Например, ФАС ПО отметил, что организация не представила по запросу налогового органа не документы, касающиеся какого-либо другого налогоплательщика, а документы о ее деятельности. Поэтому налоговики неправильно квалифицировали действия налогоплательщика, привлекая его к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ (Постановление от 24.04.2007 N А55-14239/06). В Постановлении от 13.06.2007 N А56-17691/2005 ФАС СЗО также поддержал налогоплательщика.

Основанием для истребования документов (информации) служит письменное требование налогового органа об их представлении, к которому прилагается копия поручения об истребовании документов (информации), если документы запрошены по инициативе налогового органа, осуществляющего налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, в котором налогоплательщик не состоит на учете. Положение о том, что налоговые органы могут запрашивать документы (информацию) при осуществлении иных мероприятий налогового контроля, позволяет налоговым органам запрашивать сведения о проверяемом налогоплательщике по собственному усмотрению независимо от проведения каких-либо проверок, что расширяет их полномочия.

В копии поручения об истребовании указываются:

- мероприятие налогового контроля, при проведении которого возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки - сведения, позволяющие ее идентифицировать;

- налогоплательщик, в отношении которого проводится проверка или иные мероприятия налогового контроля.

Требование должно содержать точный перечень истребуемых документов. Для привлечения к ответственности документы должны быть в наличии у организации, у которой они запрошены. Поэтому налогоплательщика нельзя привлечь к ответственности по п. 2 ст. 126 НК РФ, если, например, документы им утрачены по уважительной причине: вследствие пожара, стихийных бедствий.

Налогоплательщик обязан в течение 5 дней со дня получения требования представить необходимые документы (информацию) или сообщить, что он ими не обладает. Срок их представления может быть продлен налоговым органом по ходатайству налогоплательщика. Исходя из положений п. 6 ст. 6.1 НК РФ этот срок исчисляется в рабочих днях, которыми не признаются выходные и нерабочие праздничные дни.

Что подразумевать под документами, информацией и в каком виде они представляются? В ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" указано:

- информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

- документированная информация - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами.

Особенности представления истребуемых документов изложены в п. 2 ст. 93 НК РФ, то есть они представляются в виде копий, заверенных руководителем (его заместителем) или иным уполномоченным лицом и печатью организации. Нотариальное удостоверение копий необходимо только в случаях, предусмотренных законодательством.

Пересечение со ст. 129.1 НК РФ. Положения ст. 126 НК РФ пересекаются со ст. 129.1 "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу" НК РФ. Ответственность, предусмотренная данной статьей, наступает при неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) лицом сведений, которые оно должно сообщить налоговому органу, при отсутствии налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ. Данные нормы частично пересекаются, поэтому трудно провести четкие границы.

Путаницу в применение этих норм вносит указание п. 6 ст. 93.1 НК РФ, согласно которому отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ. А о применении п. 2 ст. 126 НК РФ упоминаний нет, что приводит к неоднозначному толкованию.

Административная ответственность. За непредставление информации (документов) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по ст. 15.6 КоАП РФ. Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или искаженном виде влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., а на должностных лиц - от 300 до 500 руб.

М.В.Годунова

Эксперт журнала

"Налоговая проверка"

Подписано в печать

08.11.2007

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Нарушения законодательства в трудовой сфере ("Налоговая проверка", 2007, N 6) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 6 >
Статья: Исполнение главной обязанности налогоплательщика - уплаты налогов в бюджет ("Налоговая проверка", 2007, N 6) Источник публикации "Налоговая проверка", 2007, N 6



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.