|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Статья: Земельный налог для резидентов особых экономических зон ("Все для бухгалтера", 2007, N 21) Источник публикации "Все для бухгалтера", 2007, N 21
"Все для бухгалтера", 2007, N 21
ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" особая экономическая зона - определяемая Правительством РФ часть территории РФ, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Законодательство РФ об особых экономических зонах включает Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (далее - Закон N 116-ФЗ), указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты. Как указано в ст. 36 Закона N 116-ФЗ налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ). Статьей 15 НК РФ земельный налог отнесен к числу местных налогов. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается гл. 31 "Земельный налог" НК РФ, а также нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Объектом налогообложения являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог (п. 1 ст. 389 НК РФ). Согласно ст. 387 НК РФ при установлении земельного налога представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, определенных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения. Налогоплательщиками земельного налога на основании п. 1 ст. 388 НК РФ признаются организации и физические лица, обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками земельного налога организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды (п. 2 ст. 388 НК РФ). Статьей 5 Закона N 116-ФЗ установлено, что особые экономические зоны могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной и (или) муниципальной собственности. При заключении соглашения об осуществлении промышленно-производственной деятельности органы управления особыми экономическими зонами обязаны в срок, указанный в соглашении, заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет. Кадастровый учет осуществляется за счет резидента, а договор аренды заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (ч. 1 ст. 12 Закона N 116-ФЗ). Аналогичные положения предусмотрены и при заключении соглашений об осуществлении технико-внедренческой и туристско-рекреационной деятельности. В частности, соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности может предусматривать обязанность органов управления особыми экономическим зонами заключать с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в пределах территории особой экономической зоны, прошедшего кадастровый учет. Как и в предыдущем случае, кадастровый учет осуществляется за счет резидента, договор заключается на срок действия соглашения, если резидентом не заявлен меньший срок (ч. 2 ст. 22 Закона N 116-ФЗ). По соглашению об осуществлении туристско-рекреационной деятельности органы управления особыми экономическими зонами также обязаны заключить с резидентом договор аренды земельного участка, расположенного в границах особой экономической зоны и прошедшего кадастровый учет за счет резидента. Договор аренды земельного участка заключается на срок действия соглашения, если меньший срок не заявлен резидентом (ч. 1 ст. 31.1 Закона N 116-ФЗ). Из приведенного текста следует, что резиденты особых экономических зон не признаются плательщиками земельного налога в отношении земельных участков, переданных им по договору аренды, поскольку эти земельные участки находятся в государственной и (или) муниципальной собственности. Вместе с тем ч. 3 ст. 32 Закона N 116-ФЗ установлено, что арендаторы земельных участков в случае создания ими объектов недвижимости в пределах территории особой экономической зоны имеют право выкупа земельных участков, расположенных под созданными объектами, в соответствии с законодательством РФ. В частности, Земельным кодексом РФ определено, что при продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендатор земельного участка имеет преимущественное право его покупки в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве собственности постороннему лицу, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ. Таким образом, если резидент особой экономической зоны создаст на ее территории объект недвижимости, выкупит расположенный под этим объектом земельный участок, то с момента приобретения права собственности на него резидент будет признаваться плательщиком земельного налога в отношении этого земельного участка. Организации - резиденты особой экономической зоны - освобождаются от налогообложения земельным налогом в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок. Такая налоговая льгота предоставлена п. 9 ст. 395 НК РФ. Следует обратить внимание на то, что льгота предоставляется только организациям - резидентам особой экономической зоны. Из анализа текста п. 9 ст. 395 НК РФ следует, что, если объект недвижимости на территории особой экономической зоны будет создан индивидуальным предпринимателем и он выкупит земельный участок, находящийся под объектом, льгота по земельному налогу ему предоставлена не будет, поскольку такая льгота предусмотрена только для организаций - резидентов особой экономической зоны. Необходимо обратить внимание на то, что резидент особой экономической зоны, имеющий льготу по земельному налогу, должен представить в налоговый орган по месту нахождения земельного участка документы, подтверждающие право на ее использование (п. 10 ст. 396 НК РФ). Несмотря на то что организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются на пять лет от налогообложения земельным налогом, они тем не менее обязаны представлять в налоговые органы налоговую отчетность: расчет по авансовым платежам по земельному налогу и налоговую декларацию по земельному налогу. Код налоговой льготы в виде освобождения от уплаты налога (3021194) указывается: - в строке 150 разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы авансового платежа по земельному налогу" в Налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу, форма которого утверждена Приказом Минфина России от 19.05.2005 N 66н; - в строке 170 разд. 2 "Расчет налоговой базы и суммы налога" в налоговой декларации по земельному налогу, форма которой утверждена Приказом Минфина России от 23.09.2005 N 124н. При заполнении налоговой отчетности по земельному налогу следует учитывать, что в строке 170 расчета по авансовым платежам и в строке 190 налоговой декларации следует указать количество полных месяцев использования налогоплательщиком налоговой льготы. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения права на льготу принимаются за полный месяц. По истечении пяти лет пользования льготой в виде освобождения от налогообложения земельный налог в отношении участка, выкупленного организацией - резидентом особой экономической зоны, уплачивается в общем порядке. Учет расчетов организаций с бюджетом по земельному налогу ведется на соответствующем субсчете, открываемом к счету 68 "Расчеты по налогам и сборам", предусмотренном для этих целей Планом счетов бухгалтерского учета. Начисленная сумма земельного налога отражается налогоплательщиками-организациями по кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Вложения во внеоборотные активы", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и другие). Перечисленные в бюджет суммы налога отражаются в учете по дебету счета 68 и кредиту счета 51 "Расчетные счета".
Литература
1. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ. 2. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ. 3. Земельный кодекс РФ: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ. 4. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ. 5. Об утверждении формы налоговой декларации по земельному налогу и Порядка ее заполнения: Приказ Минфина России от 23.09.2005 N 124н. 6. Об утверждении формы Налогового расчета по авансовым платежам по земельному налогу и Порядка его заполнения: Приказ Минфина России от 19.05.2005 N 66н.
А.С.Базарова Консультант по налогам ЗАО "BKR-Интерком-Аудит" Подписано в печать 06.11.2007
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |