|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Вправе ли арендатор муниципального имущества принять к вычету НДС, уплаченный им в бюджет со стоимости арендной платы, если в договоре аренды сумма налога не выделена отдельной строкой?
Вопрос: Вправе ли арендатор муниципального имущества принять к вычету НДС, уплаченный им в бюджет со стоимости арендной платы, если в договоре аренды сумма налога не выделена отдельной строкой?
Ответ: В соответствии с п.3 ст.161 Налогового кодекса РФ при предоставлении на территории РФ органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Согласно п.4 ст.173 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), указанных в ст.161 НК РФ, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в ст.161 НК РФ, за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком. При этом п.4 ст.164 НК РФ установлено, что сумма НДС, подлежащая перечислению налоговым агентом в бюджет, определяется по расчетной ставке 18/118 из общей суммы арендной платы. Пунктом 3 ст.171 НК РФ предусмотрено, что вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст.173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами. Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели - налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с гл.21 НК РФ. Положения указанного пункта применяются при условии, что товары (работы, услуги) были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п.2 ст.171 НК РФ, и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика. Из анализа вышеизложенных норм следует, что сумма арендной платы, указанная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму налога на добавленную стоимость.
Однако в случае если в условиях договора о стоимости аренды указана сумма без учета НДС, а организация-арендатор самостоятельно исчислила и уплатила в бюджет сумму НДС по указанным операциям, т.е. выполнила обязанности налогового агента, то, по нашему мнению, данную сумму НДС она имеет право принять к вычету. В пользу данной позиции свидетельствует то, что операции по передаче органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления соответствующего имущества в аренду облагаются НДС (п.3 ст.161 НК РФ). Отсутствие указанной суммы НДС в договоре аренды не влечет за собой освобождения данных операций от налогообложения НДС и, как следствие, освобождения налогового агента (покупателя данных услуг) от обязанности уплатить сумму НДС в бюджет. Кроме того, необходимо учитывать следующее. В соответствии с п.1 ст.424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В силу п.3 ст.2 ГК РФ гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством, к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. Из изложенного следует, что в составе цены, установленной договором, стороны не обязаны учитывать те или иные косвенные налоги (НДС, акцизы), предъявляемые к оплате покупателю товаров (работ, услуг). Иными словами, согласование в договоре сумм косвенных налогов, приходящихся на соответствующую стоимость товаров (работ, услуг), является правом, но не обязанностью субъектов предпринимательской деятельности. При этом на основании п.1 ст.168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), а также определяемая самостоятельно налоговыми агентами, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг) как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в п.1 ст.168 НК РФ цен (тарифов) (п.2 ст.168 НК РФ). Аналогичной позиции придерживается Высший Арбитражный Суд РФ (см. п.15 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 24.01.2000 N 51, п.9 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 10.12.1996 N 9). Таким образом, из вышеизложенного следует, что сумма НДС, уплаченная организацией со стоимости аренды при аренде муниципального имущества, подлежит принятию к вычету независимо от того, что в договоре она не указана. Вместе с тем во избежание конфликтов с налоговыми органами рекомендуем сторонам внести необходимые изменения в договор аренды путем подписания дополнительного соглашения (п.1 ст.450, п.1 ст.452, п.1 ст.453 ГК РФ).
Е.Н.Колдышева Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению 07.02.2005
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |