Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Как бороться с мотивационным спадом ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11



"Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11

КАК БОРОТЬСЯ С МОТИВАЦИОННЫМ СПАДОМ

Для любого работодателя очень важно сформировать у сотрудников желание хорошо и с полной отдачей трудиться на благо компании. Как же этого добиться? Каким образом следует формировать, как говорят психологи, устойчивую профессиональную мотивацию? Многие руководители, особенно бюджетных организаций, не задумываясь скажут: "Тут и думать нечего, плати больше, и все. Были бы только деньги". А как заставить людей хорошо работать за маленькие деньги? Об этом вы узнаете из статьи и сможете "научить" руководителя.

Что мотивирует сотрудников?

Может ли психология дать ответ на поставленный вопрос? Может. Дело в том, что побуждает человека к какой-либо деятельности мотив (причина), в основе которого лежит потребность, т.е. нужда в чем-либо. Современные американские психологи Ш. Ричи и П. Мартин в своем исследовании профессиональной мотивации менеджеров определили 12 основных профессиональных потребностей и выяснили, что, как ни парадоксально, потребность в высоком заработке является далеко не основной. Наши собственные исследования подтвердили этот факт.

Итак, кроме потребности в высоком заработке, побуждать к профессиональной деятельности могут следующие потребности:

- в интересной и полезной работе;

- в изменениях и разнообразии;

- в достижениях;

- в признании;

- в самосовершенствовании;

- в творчестве;

- в социальных контактах;

- в длительных, стабильных взаимоотношениях;

- в четком структурировании работы;

- во власти;

- в хороших условиях работы.

Данные потребности размещены в порядке своей значимости, а потребность в высокой заработанной плате стоит во второй половине данного списка, т.е. деньги не для всех являются главным мотиватором. "В сфере мотивации вы не должны поступать с другими так, как вам хотелось бы, чтобы поступали с вами. Мотивация - это не благотворительность и не сделка; мотивация предполагает необходимость поставить себя на место мотивируемого сотрудника и постараться понять, как он смотрит на мир. И это - самая первая, существенно важная, стадия успешного преодоления подводных рифов мотивации" <1>. Таким образом, необходимо понять, что один сотрудник будет повышать свою эффективность, если руководитель ценит его, другой - если у него есть возможность заниматься интересной работой и самосовершенствоваться, третий - ставить перед собой цели и достигать их.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией. - М.: Юнити, 2004. - С. 360. Как показали исследования, для большинства сотрудников важно, чтобы работа была интересной и полезной, причем каждый вкладывает свой собственный смысл в понятие "интересная работа". Для одного интересной является та деятельность, в которой нужно решать сложные новые задачи; для другого - та, где можно много общаться, а для третьего важно проявлять творчество. Работодатель, зная основные профессиональные потребности своих сотрудников, может управлять их профессиональной мотивацией, не вкладывая дополнительные средства в повышение заработной платы. Ему достаточно следить за тем, чтобы ведущие профессиональные потребности сотрудников соответствовали содержанию деятельности организации; в этом случае в выигрыше будут все: и организация, и ее сотрудники, поскольку в качестве стимула будет выступать сама профессиональная деятельность. Это очень важно, ведь способствуя удовлетворению профессиональных потребностей своих работников, можно будет сдержать процесс их демотивации, который происходит в любом производственном коллективе. Демотивация Демотивация означает спад профессиональной активности сотрудников, их инициативности, а также снижение интереса к профессиональной деятельности. Демотивация проявляется в резком снижении продуктивности сотрудников и качестве их деятельности. Кроме того, демотивация отрицательно влияет на психологический климат организации. Коллектив, для которого характерны склоки, интриги между сотрудниками, конфликты с руководителем, скорее всего, поражен процессом демотивации и, как следствие, нуждается в активизации профессиональной мотивации сотрудников в соответствии с задачами компании. Справедливости ради надо заметить, что в каждом производственном коллективе процесс демотивации сотрудников совершается с той или иной интенсивностью, поскольку это явление естественное и неизбежное. Современным менеджментом по управлению персоналом разрабатываются различные средства и методы по замедлению этого процесса, среди которых значительное место занимают способы коммуникации руководителя с подчиненными. Критика сотрудников и что за этим следует Процесс демотивации сотрудников усиливается в том случае, если профессиональная деятельность не удовлетворяет основные потребности сотрудников, а руководители не учитывают определенные психологические механизмы делового общения. Каждый руководитель, делая замечания сотрудникам, заботится прежде всего об интересах организации и не задумывается о том, как его замечания воспринимаются сотрудниками. Руководитель уверен в том, что сотрудник воспринимает их точно так же, как он. В этом заключается ошибка руководства. Если замечания делаются еще и в эмоциональной форме, то они воспринимаются сотрудником не в качестве указания на недочеты и ошибки в его работе, а в качестве негативной оценки его личности в целом. В данном случае вместо того, чтобы раскаяться в своих неправильных действиях и с удвоенной энергией взяться за работу, сотрудник не только теряет к ней интерес, но и начинает отрицать свою ответственность за сделанную ошибку, оправдывать себя или реализовывать себя в другой непрофессиональной деятельности. Это происходит потому, что сотрудник воспринимает действия руководителя как направленные против своей личности, а не против недочетов в его работе, и тогда происходит активизация психологических защитных механизмов. К механизмам психологической защиты Зигмунд Фрейд относил такие, как отрицание, вытеснение, замещение, проекция, рационализация, регрессия, реактивные образования и некоторые другие. Они не осознаются личностью и автоматически включаются, когда человек попадает в неприятную для себя ситуацию. Эти защитные механизмы, с одной стороны, служат для снижения остроты отрицательных переживаний; с другой - искажают восприятие реальности и проявляются в определенных реакциях личности. Отрицание проявляется в том, что сотрудник отказывается принять факт своей ошибки и на замечание руководителя у него возникает реакция "не может быть". Вытеснение характеризуется забыванием, то есть сотрудник может совершать одну и ту же ошибку не в силу своей "бестолковости" или из-за "вредности", а потому, что сделанное ему замечание было болезненно для него и он вытеснил его из своего сознания. Проекция - это бессознательное наделение других людей собственными чувствами, негативными качествами, которые не осознаются их носителем. Поэтому, во-первых, руководитель может обвинять сотрудника в том, что присуще ему самому, но не осознается им. Вспомните известное евангельское выражение: "В чужом глазу соринку видишь, а в своем - бревна не замечаешь". Во-вторых, сотрудник может бессознательно приписать начальнику свои собственные чувства и поэтому воспринять его слова совсем не так, как ожидает руководитель. Рационализация обеспечивает блокировку осознания истинных мыслей, чувств и мотивов деятельности человека; он в силу данного механизма использует более приемлемые для себя объяснения своего поведения. Одним из проявлений рационализации является оправдание себя. Регрессия выражается в инфантильности, когда поведение сотрудника напоминает поведение беспомощного ребенка. Реактивные образования проявляются в том, что вместо истинных чувств личность демонстрирует противоположные. Например, вместо агрессии или ненависти сотрудник использует лесть. Руководитель, заметив проявления описанных защитных механизмов у своих сотрудников, должен признать, что он или кто-то из его заместителей оказывает травмирующее воздействие на работников, которое усиливает процесс демотивации. Причины травмирующих воздействий Травмирующее воздействие на сотрудников происходит тогда, когда в общении с сотрудниками: 1. Руководитель использует отрицательные оценочные суждения: "Вы совсем не справляетесь со своими обязанностями", "Вы очень плохо относитесь к работе", "Безобразно", "Так никуда не годится" и т.д. 2. Делает критические замечания работнику в присутствии других сотрудников. 3. Не отмечает успехов сотрудников. 4. Наказывает несколько раз за одно и то же. 5. Не поставив общей задачи перед сотрудником, максимально регламентирует его в деталях по выполнению профессиональных обязанностей. 6. Постоянно использует отрицательное подкрепление: порицает за ошибку, промах, при этом он не замечает успехов, считая их само собой разумеющимися. 7. Занимает по отношению к сотрудникам позицию требовательного, авторитарного "родителя", который отчитывает сотрудников, оценивает, регламентирует их в мелочах, как маленьких детей. Руководитель зачастую не в полной мере оценивает силу своего воздействия на эмоциональную сферу сотрудников и ошибочно считает, что во имя интересов организации можно пренебречь их личными переживаниями. Французы говорят: "Дьявол прячется в мелочах", и авторитет руководителя может существенно пострадать от таких "мелочей". Как могут помочь невербальные средства Часто ориентируясь лишь на стратегические задачи организации, руководитель упускает из виду такие важные детали повседневного общения с сотрудниками, как собственные интонацию, взгляд, мимику, позу, которые могут работать как на него, так и против него. Постоянно нахмуренные брови, напряженное, без улыбки, выражение лица, резкая интонация руководителя вызывают у сотрудников ощущение дискомфорта, тревогу, страх, чувство вины и отрицательно влияют на их желание работать. Эффективно использовать перечисленные невербальные средства в профессиональном общении поможет следующая простая техника. Во время разговора со своим подчиненным руководителю нужно мысленно встать за его спину и посмотреть на себя его глазами. Для этого нужно спросить себя: "Что выражают моя мимика, поза? Какая у меня интонация? Что слышит в данный момент этот человек?" Очень важно услышать не то, что говорит руководитель, а то, что слышит его подчиненный. Данную технику можно использовать в реальной ситуации, ведь наше сознание многомерно и в одно и то же время мы можем выполнять несколько мыслительных операций: говорить, анализировать, оценивать, принимать решения и пр. Эта техника дает бесценный опыт и уже помогла многим руководителям. Поможет и вам положительно повлиять как на психологический климат в коллективе в частности, так и на профессиональную мотивацию в целом. Как замедлить демотивацию? Замедлить процесс демотивации можно. Для этого руководитель должен выполнять следующие простые рекомендации: 1. Создавать условия для удовлетворения ведущих профессиональных потребностей сотрудников в соответствии с задачами организации. 2. Учитывать то, что эффективность труда работника возрастет, если в коллективе он будет испытывать чувство защищенности и осознавать свою значимость для организации. 3. Относиться к сотруднику как к личности, обладающей огромным потенциалом возможностей, нужных организации, а не как к неудачнику. 4. Изначально относиться к недостаткам в работе сотрудника как к случайности. 5. Помнить, что не ошибается тот, кто ничего не делает, и относиться к ошибкам сотрудника как к досадному недоразумению, подобному неприятному явлению природы. Ведь как бы нам ни была неприятна слякоть, она неизбежна в межсезонье. 6. Делать акцент не на ошибках сотрудников, а на их исправлении. 7. Критиковать действия, а не исполнителя. 8. Вместо отрицательных оценочных суждений использовать описание факта: "Была допущена такая-то ошибка, не сделано то-то, из-за чего произошло то-то" и т.п. 9. Делать негативные замечания наедине. 10. Перед тем как сделать критическое замечание сотруднику, отметить положительные аспекты в его профессиональной деятельности. 11. Замечать успехи сотрудников в форме описания фактов, отмечать их при всех: "Благодаря тому-то получили результат такой-то". 12. Ставить общую задачу перед сотрудником, предоставляя максимальную самостоятельность в ее выполнении. 13. Учитывать то, что эмоциональная реакция недовольства руководителя уже воспринимается сотрудником как наказание. Следовательно, его нужно применять очень осторожно с целью стимулирования, т.к. при злоупотреблении наказанием возникает обратный эффект. А эмоциональная напряженность в коллективе возрастает, что ведет к его дестабилизации и снижению эффективности в работе. Данные рекомендации можно использовать в качестве своеобразного теста. При этом если вы не соблюдаете хотя бы треть данных рекомендаций, помощь психолога поможет существенно раскрыть ваш потенциал в качестве руководителя. Если же вы соблюдаете все рекомендации, то вы - мудрый руководитель. Такой всегда помнит о том, что его организация - это прежде всего сотрудники; и если они будут чувствовать себя комфортно на работе, то интересы организации будут воспринимать как свои собственные, а значит, эффективно и с полной отдачей работать на ее благо. Н.И.Шелихова К. п. н., доцент, практикующий психолог Подписано в печать 31.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Ищем торгового представителя ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11 >
Вопрос: ...В нашу организацию приняли сотрудника. У него в трудовой книжке дата внесения записи о приеме на прежнее место работы предшествует дате издания приказа о приеме на работу. Нужно ли вносить исправления в трудовую книжку, признавать запись недействительной? Может ли ФСС РФ не засчитать период работы на прежнем месте в страховой стаж? ("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11) Источник публикации "Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2007, N 11



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.