Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Статья: Документоведение как наука: эволюция, понятие, структура, место в системе наук (в порядке дискуссии) ("Делопроизводство", 2007, N 4) Источник публикации "Делопроизводство", 2007, N 4



"Делопроизводство", 2007, N 4

ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЕ КАК НАУКА: ЭВОЛЮЦИЯ, ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА,

МЕСТО В СИСТЕМЕ НАУК (В ПОРЯДКЕ ДИСКУССИИ)

Понятие "документ" возникло в сфере права и в переводе с латинского означает "доказательство", "свидетельство", поэтому первоначально научные знания о документе развивались в рамках юридической науки. Однако как самостоятельная наука о документе она получила международное признание лишь в первой половине XX века. Основоположником документоведения был Поль Отле, благодаря которому значение понятия "документ" расширилось до того, что документом стали считать зафиксированную на любом материальном носителе информацию. А науку о таком документе он предложил назвать библиологией или документологией. Это была наука, которая изучала документационную деятельность: процесс сбора, систематизации, поиска, распространения документов. Идеи П. Отле вплоть до 30-х годов активно развивали библиографоведы, библиотековеды и книговеды. С середины 40-х годов XX века создание документа во всех сферах жизни стало называться книго-архиво-музееведением. Это был первый этап развития документоведения.

В 50 - 60-е годы XX века начинается второй этап развития документоведения, когда процессы коммуникации начинают рассматривать не только в ракурсе одного из средств фиксации информации - документа, но более широко - как информационные. Представления о предмете документоведения приобретают информационное и кибернетическое содержание.

С начала 60-х годов возникает информатика, и начинают развиваться ее составные части - научные направления под названием "документалистика" и "документоведение".

Документалистикой считается прикладная отрасль кибернетики, занимающаяся оптимизацией управления документными системами всех типов - от изобразительного искусства до канцелярского делопроизводства, которая изучает структуру, свойства матричных документов, методы их обработки, хранения, поиска, использования. Однако при этом документалистика не изучает проблемы производства, распределения и использования документа.

Документоведение изучает в историческом аспекте развития способы, определенные акты и системы документирования явлений объективной деятельности, и его результат - создание документа, документационных систем.

Третий этап развития документоведения - 70-е годы XX века, когда термин "документоведение" был воспринят архивоведами, перенесен в область делопроизводства. Документоведение трактуется как наука о правилах оформления административных документов и ведения документационного хозяйства. Документоведение отождествляют с делопроизводством и рассматривают как раздел архивоведения. Такая трактовка сохранилась до наших дней.

Однако развивается и информатика, в эти годы появляются труды классиков этой науки в России - А.И. Михайлова, А.И. Черного и Р.С. Гиляревского. Документ исследуется в ее рамках. Изучаются проблемы классификации документов, создание информационных моделей документа, исследование документных информационных потоков и т.д.

Во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов проблема документоведения приобретает междисциплинарный характер, что ознаменовало собой начало четвертого этапа развития документоведения. Архивоведение изучает ее с точки зрения узковедомственных позиций. Другие же науки информационно-документационного цикла (библиотековедение, библиографоведение, книговедение, информатика) пытаются обосновать единую методологическую основу. Приходит осознание необходимости создания единой науки о документе или комплекса документационных дисциплин. Для обобщающего названия для науки о документе предлагаются и используются разные термины.

Так, А.В. Соколовым обосновывается термин "информационно-документационная наука". Ядром комплекса наук о документе ученый предлагает считать библиотековедение, книговедение, архивоведение, музееведение и информатику. Каждая из этих областей имеет специфические задачи и цели. Но есть и общетеоретическая проблематика: функции документа, особенности документов, классификация документов и др. Этим, по мнению А.В. Соколова, и призвано заниматься документоведение (3). При этом "классическое" документоведение, изучающее документ в рамках архивоведения, стремится ограничить термины "документ" и "документоведение" делопроизводственной и архивной сферой.

Наконец, начиная с середины 90-х годов документоведение вступает в пятый этап своего развития. Интеграционный характер документоведения сохраняется, однако меняется вектор этого процесса - усиливается управленческий аспект документа. Появляется понятие и практика документационного обеспечения управления, которая и становится объектом "классического" документоведения. При этом естественным образом документоведение начинает сращиваться с управленческой наукой, с менеджментом, осмысливаются процессы управленческих функций документно-коммуникационных систем. Документационное обеспечение управления естественным образом интегрируется в систему информационного менеджмента. Именно поэтому, на наш взгляд, документоведение, развивающееся в русле архивоведения и науки о делопроизводстве, активно интегрируясь в управленческую науку, по-прежнему неохотно идет на контакты с родственными дисциплинами (библиотековедением, библиографоведением и др.). В определении документа, данном в терминологическом Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51141-98 "Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения", очевидно стремление ограничить термин "документ" делопроизводственной и архивной деятельностью. Однако широкая трактовка документа как материального носителя информации, предназначенного для ее передачи во времени и пространстве, становится доминирующей в общественном сознании, закрепляется в справочных изданиях. Поэтому представители родственных наук не оставляют попыток найти метанауку (обобщающую, наиболее общую науку) для документно-коммуникационного комплекса наук. Так, Ю.Н. Столяров предлагает принять в качестве таковой либо документоведение, либо документологию. По его мнению, если считать документоведение собирательной, обобщающей наукой, то тогда всем частным документоведениям придется придать ограничивающие определения либо собственные наименования: библиотечное, библиографическое и архивное документоведение, книговедение. При этом документоведение как наука о документационном обеспечении управления должно получить наименование "управленческое (административное) документоведение". Если же считать обобщающей наукой документологию, то тогда входящие в нее дисциплины будут иметь уже перечисленные наименования, за исключением классического документоведения, которое по праву первородства сохраняет за собой без изменений сегодняшнее наименование документоведения (4).

Полагаем, что формирование и развитие отрасли "Документационное обеспечение управления", описанное автором в (1), укрепляет позиции не только всей отрасли, но и документоведения как самостоятельной науки.

Что же такое сегодня документоведение и каков его предмет? В терминологическом стандарте "Делопроизводство и архивное дело" понятие документоведения не определено. Тем не менее этимологический анализ термина позволяет предположить, что документоведение - это наука о документе. Если исходить из определения документа, данного в стандарте "Делопроизводство и архивное дело" ("Документ - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать"), то документоведение - это наука о документе как зафиксированной на материальном носителе информации с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Именно этот подход к понятию документоведения закреплен и в Государственном образовательном стандарте по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления". Содержание дисциплины ОПД Ф.12 "Документоведение" определяется следующим образом: "Документ, его функции и способы документирования; соотношения понятий "информация" и "документ"; материальные носители информации; свойства и признаки документа: оригинальность, подлинность, копийность; структура документа; формуляр документа, его развитие, современные требования к формуляру управленческого документа; лингвистические особенности документа; системы документации; унифицированные системы документации: унифицированная система организационно-распорядительной документации (УСОРД) и другие системы, требования к составлению и оформлению основных видов управленческих документов; совершенствование документационных процессов; научно-историческая и практическая ценность документа, простые и сложные комплексы документов".

Однако, на наш взгляд, названный подход к документоведению (как к науке о документе) узок, поскольку не охватывает его предметного поля. Более адекватным мы считаем широкий подход к документоведению - как к науке об отрасли "Документационное обеспечение управления". Одним из условий существования и развития любой отрасли является наличие в ее структуре рефлексивной части - науки. Не является исключением и отрасль "Документационное обеспечение управления". Одной из ее составных частей является наука "Документоведение". Более подробно об этом см. в публикации автора (1). Документоведение, как любая наука, призвано изучать эволюцию, тенденции, закономерности и законы, действующие в отрасли, давать научно обоснованные рекомендации по организации деятельности различных видов деятельности отрасли, накапливать научное знание об отрасли в целом. При этом широкая трактовка документоведения как науки об отрасли ДОУ не исключает, а, наоборот, предполагает изучение и самого документа как объекта деятельности.

Таким образом, документоведение - это наука об отрасли "Документационное обеспечение управления", изучающая теоретические, исторические, организационные и методические аспекты ее функционирования и развития.

Говоря о структуре документоведения как науки в обозначенных выше границах, можно выделить два основных направления его дифференциации: аспектное (по аспектам изучения) и объектное (по объектам изучения) (см. табл. 1).

Таблица 1. Структура документоведения

     
   —————————————————————————T————————T———————T———————————T——————————¬
   |        Аспекты изучения| Теория |История|Организация|Технология|
   |Объекты изучения        |        |       |           |          |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |1. Делопроизводство     |    1   |    2  |      3    |     4    |
   |(практика)              |        |       |           |          |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |а) документирование     |    5   |    6  |      7    |     8    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |б) обработка            |    9   |   10  |     11    |    12    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |в) распространение      |   13   |   14  |     15    |    16    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |г) хранение             |   17   |   18  |     19    |    20    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |д) использование        |   21   |   22  |     23    |    24    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |е) утилизация           |   25   |   26  |     27    |    28    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |2. Управление           |   29   |   30  |     31    |    32    |
   |документацией           |        |       |           |          |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |а) государственное      |   33   |   34  |     35    |    36    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |б) в организации        |   37   |   38  |     39    |    40    |
   +————————————————————————+————————+———————+———————————+——————————+
   |3. Подготовка           |   41   |   42  |     43    |    44    |
   |документоведов          |        |       |           |          |
   L————————————————————————+————————+———————+———————————+———————————
   
В соответствии с первым, аспектным, направлением в документоведении как науке должно быть четыре основных раздела: теоретический, исторический, организационный и технологический. Второе, объектное, направление дифференциации документоведения связано с выделением внутри отрасли "Документационное обеспечение управления" отдельных функциональных видов деятельности (практика, наука, управление, подготовка кадров), которые исследуются документоведческой наукой всесторонне, то есть в теоретическом, историческом, организационном и технологическом аспектах. Оба направления дифференциации документоведения тесно взаимосвязаны, что можно наглядно выразить с помощью табл. 1. В табл. 1 по вертикали отражены основные разделы документоведения по объектам изучения, которые соответствуют основным функциональным видам деятельности отрасли "Документационное обеспечение управления", а по горизонтали - аспекты изучения этих объектов (видов документационной деятельности). Взаимосвязь между аспектами и объектами изучения состоит в том, что объекты служат средством дифференциации каждого аспекта изучения, и, наоборот, по аспектам дифференцируется изучение каждого объекта. Области совмещения, обозначенные цифрами, представляют собой составляющие документоведения, например: 2 - история делопроизводства, 29 - теория управления документацией, 44 - технология подготовки документоведов и др. Вся совокупность аспектов и объектов изучения интегрируется в понятие "документоведение", которое, с одной стороны, означает сложный комплекс частных документоведческих дисциплин, а с другой - единую в своей основе научную дисциплину, охватывающую всю отрасль ДОУ как целостный объект изучения. Охарактеризуем кратко содержание и задачи основных "аспектных" разделов документоведения. Теоретический раздел документоведения (теория документационного обеспечения управления) призван решать следующие главные задачи: - развивать и совершенствовать методологическую базу документоведения, необходимую для правильной интерпретации, научного анализа фактического материала, связанного с документационным обеспечением управления; - вскрывать объективные закономерности, свойственные отрасли ДОУ и отдельным ее видам деятельности; - выяснять сущность документа, обосновывать его функции, объекты, процессы и методы делопроизводства; - устанавливать связи документационного обеспечения управления с другими видами деятельности; - разрабатывать вопросы классификации и терминологии, формулировать научные определения важнейших понятий, связанных с документационным обеспечением управления, создавая в конечном итоге целостную систему теоретического знания о своем объекте - отрасли ДОУ. Теория должна порождать идеи, которые могли бы быть положены в основу новых направлений развития отрасли ДОУ. В нашей стране теоретические документоведческие работы появились главным образом в последние 20 - 25 лет. Крупных работ, целиком посвященных проблемам теории документационного обеспечения управления, пока не издано. Однако вопросам теории управления документацией в комплексе с другими вопросами уделяют пристальное внимание в своих многочисленных работах Т.В. Кузнецова "Делопроизводство (Документационное обеспечение управления)" (М., 2003), М.В. Ларин "Управление документацией в организациях" (М., 2002) и другие ученые. Исторический раздел документоведения (история документационного обеспечения управления) изучает: - происхождение и развитие различных видов документов и делопроизводства, управления документацией, профессии документоведа с древнейших времен до наших дней; - истоки и причины возникновения тех или иных информационно-документационных явлений, их конкретно-историческую социально-экономическую обусловленность; - исторические связи документационного обеспечения управления с другими видами деятельности на различных этапах развития; - процессы формирования и совершенствования методов документирования, обработки, распространения, хранения и утилизации документов, технологий управления документацией и подготовки документоведов; - эволюцию развития самой науки о документационном обеспечении управления - документоведения. История документационного обеспечения управления - наиболее разработанная часть документоведения. Особенно основательно изучены история государственных учреждений России, делопроизводства и документоведения в СССР. В этой области мы располагаем фундаментальными исследованиями Н.П. Ерошкина "История государственных учреждений России" (М.: "Высшая школа", 1968), К.Г. Митяева "История и организация делопроизводства в СССР" (М., 1956), В.Н. Самошенко "История архивного дела в дореволюционной России" (М., 1989), С.О. Шмидта, С.Е. Князькова "Документы делопроизводства правительственных учреждений России XVI - XVII вв." (М., 1985), М.В. Ларина "Развитие организационных форм рационализации управленческого труда и делопроизводства в СССР" (М., 1982), В.С. Мингалева, М.В. Ларина, В.И. Шепелевой "Журнальная периодика 1920-х годов о рационализации управленческого труда и делопроизводства" (М., 1981), сборником научных трудов "Развитие советского документоведения (1917 - 1981)" (М.: Главархив, ВНИИДАД, 1983), изданием "Государственные учреждения России XVI - XVIII вв." (М.: Изд-во МГУ, 1991) и др. Организационный раздел документоведения (организация документационного обеспечения управления) пока не сформировался в качестве самостоятельного научного направления. Отсутствуют крупные работы, специально посвященные организационным аспектам документационного обеспечения управления. В специальных публикациях эти аспекты рассматриваются в связи с другими, теоретическими, историческими и методическими вопросами. Однако в настоящее время в связи с усложнением процессов ДОУ в стране, а также наметившейся тенденцией децентрализации управления этими процессами проблемы организации нуждаются в более пристальном внимании ученых-документоведов. Главными задачами этого раздела документоведения являются: - научная разработка путей и средств государственного управления и планирования в области документационного обеспечения управления; - обоснование рациональной системы функционирования служб документационного обеспечения управления на всех уровнях (в органах государственного управления в центре и в регионах, в отраслях, в сфере бизнеса); - разработка организационных принципов деятельности по документационному обеспечению управления (централизации и децентрализации, координации); - внедрение научной организации труда в области документационного обеспечения управления; - организация подготовки документоведов и др. Организации работы с документами посвящены многие крупные работы: Д.В. Покровский "Рационализация делопроизводства" (М., 1924), К.Г. Митяев "История и организация делопроизводства в СССР" (М., 1956), М.В. Ларин "Управление документацией и новые информационные технологии" (М., 1998) и "Управление документацией в организациях" (М., 2002), В.А. Кудряев "Организация работы с документами" (М., 1998), М.П. Бобылева "Совершенствование документационного обеспечения управления" (М., 1984) и "Эффективный документооборот: от традиционного к электронному" (М., 2004) и др. Технологический раздел документоведения (технология документационного обеспечения управления) - это наиболее старый, разработанный раздел документоведения. Он решает следующие задачи: - разрабатывает правила, инструкции по процессам делопроизводства: документирования, обработки документов, их распространения, хранения, контроля, утилизации; - содействует внедрению новейших методов и технических средств в практику документационного обеспечения управления, а также в подготовку кадров для ДОУ; - обеспечивает рационализацию процессов документационного обеспечения управления, повышение эффективности и качества всех направлений и видов отраслевой деятельности. В современных условиях особенно актуальными и сложными методическими проблемами являются: - разработка технологий документационного обеспечения управления в условиях автоматизации; - разработка технологий документирования систем менеджмента качества; - разработка технологий документационного обеспечения управления в органическом единстве с различными направлениями информационной деятельности на предприятии и т.д. Перспективы успешного решения многих методических проблем связаны с внедрением электронных информационных технологий, внедрением в практику систем электронного документооборота. Это требует усиления контактов с другими науками и отраслями информационной деятельности и более активного освоения их достижений и опыта. Наиболее заметными, крупными работами в этой области являются работы Т.В. Кузнецовой "Делопроизводство (Документационное обеспечение управления)" (М., 1999), "Делопроизводство в бухгалтерии" (М., 1999), "Делопроизводство" (М., 2004) и др., Л.В. Санкиной, Л.М. Вяловой, Н.В. Шатиной "Современные правила оформления управленческих документов" (М., 1998), в области автоматизации делопроизводства - С.Л. Кузнецова "Делопроизводство на компьютере" (М., 2000) и др. Следуя логике изложенного, можно утверждать, что в государственном стандарте по специальности "Документоведение и документационное обеспечение управления" должно быть две документоведческих дисциплины: "Теория и история документационного обеспечения управления" и "Организация и технология документационного обеспечения управления". Отсутствие общепризнанного, закрепленного в стандарте понятия документоведения и его структуры затрудняет и решение вопроса о месте документоведения в системе наук. В Номенклатуре научных специальностей, утвержденной в 2000 г., отрасль науки, в которую входят документоведение и смежные с ним науки, называется "Документальная информация" (до 2000 г. этот подкласс назывался "Информатика и информационные системы"). Сегодня подкласс "Документальная информация" подчинен классу "05.00.00. Техника". В этой отрасли выделены три специальности: 05.25.02. Документалистика, документоведение, архивоведение. 05.25.03. Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. 05.25.05. Информационные системы и процессы, правовые аспекты информатики. Однако, несмотря на принадлежность подкласса "Документальная информация" к техническому классу, по специальности 05.25.02 предусмотрена защита не только на технические, но и на филологические, исторические и педагогические науки. Поэтому документоведение нельзя назвать сугубо технической наукой. В структуре направлений и специальностей по образованию специальность "Документоведение и документационное обеспечение управления" до 2000 г. находилась в разделе экономических наук, что подчеркивало роль делопроизводства в экономике и управлении; в Номенклатуре 2000 г. она была определена в раздел междисциплинарных специальностей, что, на наш взгляд, наиболее отражает ее сущность; а в ОКСО 2003 г. - перенесена в гуманитарные специальности, что не совсем логично, учитывая неизбежный процесс интеграции сферы ДОУ в информационные системы организаций. Очевидно, что проблема места документоведения в системе наук и системе специальностей по образованию нуждается в теоретическом решении. Поскольку сущностное назначение документа - служить информационным посредником между субъектами коммуникации, документоведение как наука может являться органической частью системы информационно-коммуникационных наук. Однако вполне логичным является и включение документоведения в блок управленческих наук. На основании этого положения мы можем сделать вывод о междисциплинарной, социально-гуманитарно-технической природе науки документоведения. Какая же наука является метанаукой для всей системы информационно-коммуникационных наук: и социально-информационных, и информационно-технических? По мнению профессора А.В. Соколова, метанаукой для описанной выше системы наук является теория информации, информационный анализ (информация с философской точки зрения) [3]. Есть и другие научные подходы к данной проблеме. Так, И.И. Юзвишин выдвигает на роль такой науки информациологию [5]. Говоря о месте документоведения в системе наук, не следует его путать с местом документационной практики в системе отраслей деятельности. Нельзя забывать, что существует два ряда сопоставимых объектов. Первый ряд - области практической деятельности: документационное обеспечение управления (ДОУ), архивное дело, библиотечное дело, библиографическая деятельность, книжное дело, научно-информационная деятельность. Второй ряд - науки: документоведение, архивоведение, библиотековедение, библиографоведение, книговедение, информатика. Каждый ряд объединяет однородные, то есть сопоставимые между собой объекты. Нельзя сопоставлять объекты разных рядов, например документационное обеспечение управления (ДОУ) и информатику или документоведение и архивное дело. Но нельзя и отрывать друг от друга соответствующие объекты разных рядов, так как соотношения между смежными науками определяются в первую очередь соотношениями между объектами изучения, то есть между соответствующими областями практической деятельности. Если взять за сущностную основу документоведения управленческий вектор его развития, то на первый взгляд изменится и его место в системе наук. В соответствии с действующей номенклатурой научных специальностей управление находится в рамках специальности "08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством" (отрасль "08.00.00. Экономические науки"). Однако названный перечень нельзя назвать идеальным, поскольку он не отражает современного состояния интеграционных процессов в науке. Так, управление в информационном обществе относится к информационным услугам, его информационная природа никем не подвергается сомнению. Поэтому по своей сути наука об управлении, как и названные выше науки, с которыми взаимодействует документоведение, является информационно-коммуникационной. Очевидно, что в настоящее время проблема понятия и предмета документоведения продолжает оставаться дискуссионной. Полагаем, что она нуждается в обсуждении научной общественностью, а результаты дискуссии должны найти отражение в новой редакции терминологического стандарта по документационному обеспечению управления. Список литературы 1. Астахова Л.В. Документационное обеспечение управления как отрасль деятельности // Делопроизводство. 2005. N 2. С. 3 - 9. 2. Кузнецова Т.В. История профессии документоведа в XIX - XX вв. // Делопроизводство. 2003. N 1. С. 74 - 77. 3. Соколов А.В. Введение в теорию социальной коммуникации: Учебное пособие. СПб: СПб ГУП, 1996. 320 с. 4. Столяров Ю.Н. О месте документоведения в системе наук // Документация в информационном обществе: парадигмы XXI века. М., 2004. С. 284 - 288. 5. Юзвишин И.И. Основы информациологии. 2-е изд. М.: "Информациология", "Высшая школа", 2000. 516 с. Л.В.Астахова Д. п. н., профессор Южно-Уральский государственный университет г. Челябинск Подписано в печать 31.10.2007 ————





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Статья: Определение оптимального маршрута изучения дисциплин на основе компетентностного подхода ("Делопроизводство", 2007, N 4) Источник публикации "Делопроизводство", 2007, N 4 >
Статья: Объект и предмет исследования в документоведении: сравнительный анализ ("Делопроизводство", 2007, N 4) Источник публикации "Делопроизводство", 2007, N 4



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.